Рентабельность - это относительный показатель уровня доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политики и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1. показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов,
2. показатели рентабельности продаж
. показатели, определяющие доходность капитала и его частей.
Рентабельность продукции (окупаемость затрат) - исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З).
Rз = Прп / З · 100%
Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции.
|
|
Если производство продукции убыточно (нерентабельно), то вместо уровня рентабельности с отрицательным знаком (уровня убыточности) более целесообразно использовать другой показатель - уровень окупаемости затрат (Оз), представляющий собой отношение денежной выручки (В) к коммерческой (полной) себестоимости (З), выраженной в процентах:
Оз = В/З · 100%
Этот показатель характеризует размер денежной выручки в расчете на единицу затрат. Производство рентабельно лишь в том случае, если величина Оз превышает 100%.
Рентабельность продаж (оборота) - рассчитывается делением прибыли от реализации продукции на сумму полученной выручки (В).
Rоб = Прп / В
Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.