Дата образования Сибирского Федерального округа 13 мая 2000 года. В Сибирский федеральный округе входит 16 субъектов РФ. Территория СФО составляет 30% территории России, население - 20,5 млн человек (14,3% населения России). На территории Сибири сосредоточены: 85% общероссийских запасов свинца и платины, 80% угля и молибдена, 71% никеля, 69% меди, 44% серебра, 40% золота.
Валовый региональный продукт составляет 11,4% ВВП России. [9]
Доля округа в общем объеме промышленного производства РФ в 2001 году составила 12,4%. Доля СФО в общей протяженности железных дорог России - 17,5%.
Основные социально-экономические показатели развития регионов Сибирского федерального округа приведены в табл. 1.
Таблица 1 Основные социально-экономические показатели развития регионов Сибирского федерального округа на 1.01.2006 г
| Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности, млн. руб. (в действующих ценах) | Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», млн. руб. | |||
добыча полезных ископаемых | обрабатывающие производства | производство и распределение электроэнергии, газа и воды | |||
Сибирский федеральный округ | 23570 | 77319 | 28483 | 7106,9 | |
Республика Алтай | 13,5 | 20,1 | 118 | 49,4 | |
Республика Бурятия | 353 | 872 | 1350 | 116,7 | |
Республика Тыва | 55,8 | 33,3 | 115 | 14,9 | |
Республика Хакасия | 691 | 1826 | 791 | 259,8 | |
Алтайский край | 14,2 | 4170 | 2625 | 219,6 | |
Красноярский край | 2519 | 20009 | 5185 | 1235,3 | |
в том числе: Таймырский АО | 71,2 | 3,7 | 99,9 | - | |
Эвенкийский АО | 51,9 | 4,1 | 86,6 | 2,8 | |
Иркутская область | 937 | 9933 | 3867 | 874,6 | |
в том числе: Усть-Ордынский АО | 0,5 | 15,9 | 10,6 | 7,6 | |
Кемеровская область | 12007 | 14513 | 4757 | 2087,1 | |
Новосибирская область | 916 | 4909 | 4709 | 459,8 | |
Омская область | 936 | 17672 | 2425 | 702,2 | |
Томская область | 4534 | 2980 | 1656 | 912,4 | |
Читинская область | 595 | 382 | 886 | 175,1 | |
в том числе: Агинский Бурятский АО | - | 3,5 | 25,6 | 4,1 | |
Строительство жилых домов, тыс. м2 общей площади | Оборот розничной торговли, млн. руб. | Объем платных услуг населению, млн. руб. | Число зарегистрированных преступлений, единиц | ||
Сибирский федеральный округ | 130,9 | 68572,5 | 19893,6 | 42807 | |
Республика Алтай | 4,7 | 339,3 | 78,6 | 482 | |
Республика Бурятия | 5,5 | 2684,8 | 732,3 | 2255 | |
Республика Тыва | 0,1 | 400,1 | 97,4 | 695 | |
Республика Хакасия | 4,3 | 1136,1 | 389,3 | 1460 | |
Алтайский край | 25,4 | 5440,6 | 1949,4 | 5831 | |
Красноярский край | 6,2 | 10497,9 | 4007,5 | 6946 | |
в том числе: Таймырский АО | - | 127,4 | 38,9 | 51 | |
Эвенкийский АО | - | 41 | 10,3 | 40 | |
Иркутская область | 4,4 | 9178,7 | 2452,6 | 5993 | |
в том числе: Усть-Ордынский АО | - | 110 | 10,5 | 223 | |
Кемеровская область | 63,4 | 12494,2 | 2376,6 | 4007 | |
Новосибирская область | 4,8 | 12143,2 | 3472,9 | 6390 | |
Омская область | 5,5 | 7025,7 | 2053,1 | 3830 | |
Томская область | 4,7 | 4107 | 1529,5 | 2346 | |
Читинская область | 2,1 | 3124,9 | 754,4 | 2572 | |
в том числе: Агинский Бурятский АО | 0,2 | 178,3 | 19,3 | 86 | |
Как видно из табл. 1., наибольшее привлекательными регионами в СФО являются Кемеровская, Новосибирская области, наименьшей – Эвенкийский АО.
Проведем анализ социально-экономического положения отдельных регионов по результатам рейтинговых оценок регионов РФ.
Омская область характеризуется:
-Сбалансированная бюджетная политика: начиная с 2002 года, регион работает с профицитными бюджетами. В 2004 году профицит бюджета увеличился до 12,4% общих доходов по сравнению с 6,2% годом ранее, что позволило снизить долговую нагрузку и способствовало снижению кредитных рисков.
-Стабильный рост налоговых доходов: в 2003-2004 году налоговые доходы ежегодно увеличиваются темпами, превышающими 90%, что позволяет говорить о значительном прогрессе в качестве налогового администрирования и собираемости налогов.
-Умеренная долговая нагрузка: совокупный долг составил по итогам 2004 года не более 12% собственных доходов региона, что является нормальным показателем и не вызывает озабоченности уровнем долговой нагрузки. Кроме того, более 80% долга приходится на государственные гарантии.
-Диверсифицированная налоговая база: в экономике региона нет доминирующей отрасли – кроме крупных предприятий химической, топливной промышленности и черной металлургии, широко представлена пищевая промышленность.
Иркутская область:
Положительные факторы развития
-Высокое качество исполнения бюджета: в течение 2001-2004 гг. бюджеты региона исполняются с превышением заложенных в планы параметров, что говорит о стабильности денежных потоков доходов области и высоком уровне бюджетного прогнозирования со стороны администрации.
-Умеренная долговая нагрузка: отношение долга к собственным доходам составило по итогам 2004 года 22,8%, осталось на уровне предыдущего года. Средний уровень долговой нагрузки вместе с отсутствием у региона внешнего долга оказывают поддержку кредитному рейтингу субъекта.
-Высокая отраслевая диверсификация: отсутствие в структуре промышленного производства области ярко выраженных доминирующих отраслей будет способствовать стабилизации показателей наполняемости бюджета в условиях колебания цен на отдельных сырьевых рынках.
Наиболее широко представлены компании цветной металлургии, лесной и деревообрабатывающей отраслей.
Отрицательные факторы развития
-Замедление роста налоговых доходов: начиная с 2001 года, наблюдается тенденция ежегодного увеличения объема налоговых поступлений. Темпы роста налоговых доходов составляли 45-65% на протяжении 2002-2003 годов, и претерпели определенное снижение до 18,7% по итогам 2004 г.
-Относительно низкая самостоятельность доходов: несмотря на увеличение доли собственных доходов бюджета с 69% до 76% в течение 2004 года, практически четверть доходов региона по-прежнему составляют безвозмездные перечисления от других уровней бюджетной системы.
-Низкая самостоятельность муниципальных образований: более 40% расходов субъекта приходится на помощь муниципальным образованиям, впрочем, увеличение доли общих расходов с 39% до 42% естественно вписывается в рамки проводимых реформ межбюджетных отношений.
Кемеровская область
Положительные факторы развития
-Самостоятельность доходов: 80% доходов региона приходится на собственные доходы, что говорит о хорошей обеспеченности субъекта собственными источниками финансирования бюджета и невысоких рисках возникновения бюджетного дисбаланса.
-Стабильно высокие темпы роста налоговых доходов: увеличение налоговых поступлений составило в 2004 году более 73%, претерпев незначительное снижение с 82,1% годом ранее и оставшись на высоком уровне. Стабильный рост налоговых доходов способствовал увеличению доли собственных доходов и оказал существенную поддержку кредитному рейтингу региона.
-Перевыполнение бюджетных планов: исполнение бюджета 2004 года превысило плановые параметры по доходам на 81%, по расходам – на 47%, что стало следствием бурного роста собственных доходов и послужило стимулом снижения зависимости регионального бюджета от помощи из федерального центра.
Отрицательные факторы развития
-Низкая самостоятельность муниципальных образований: более 50% расходов приходится на помощь бюджетам других уровней, что даже в рамках идущей реформы межбюджетных отношений представляется достаточно высоким значением.
-Долговая нагрузка: несмотря на увеличение размера долга по абсолютной величине с 5,23 млрд. до 6,664 млрд. рублей, можно отметить небольшое снижение долговой нагрузки на регион. Так, отношение долга к собственным доходам снизилось с 35,6% 2003 года до 26,3% по итогам 2004, что, тем не менее, представляется умеренным значением особенно в свете изменения структуры долга. Доля государственных гарантий уменьшилась в течение 2004 года с 66% до 28%.
-Низкая отраслевая диверсификация: доминирование топливной промышленности и черной металлургии в структуре промышленного производства накладывает риски колебания налоговых доходов региона вследствие нестабильной обстановки на отдельных сырьевых рынках
Красноярский край
Факторы положительного влияния:
-Высокие темпы роста налоговых доходов: в 2004 году произошло увеличение налоговых поступлений на 73%, что с учетом уверенного роста налоговых доходов, отмеченного в предыдущие годы, говорит о существенном развитии налогооблагаемой базы региона.
-Умеренность в построении бюджетных планов: реализация бюджетов 2003-2004 годов проходила с превышением плановых параметров. Исполнение бюджета 2004 года превысило план по доходам на 12,8%, по налоговым доходам – на 15,3%. Данный факт положительно характеризует край, говоря о стабильности поступления средств в региональный бюджет.
Факторы риска изменения кредитоспособности:
-Долговая нагрузка: несмотря на смену приоритетов в вопросах управления государственным долгом и сокращение долговой нагрузки, она составляет наиболее значимую часть кредитных рисков субъекта. Отношение долга к общим доходам региона составило по итогам 2004 года более 26%.
-Низкая отраслевая диверсификация: доминирующее положение цветной металлургии в структуре промышленного производства региона накладывает на налоговые доходы бюджета дополнительные риски колебания цен на рынках металлов.
-Низкая самостоятельность муниципальных образований: несмотря на проведение реформы межбюджетных отношений, 53% расходов бюджета, приходящиеся на помощь муниципальным образованиям, представляются достаточно высоким значением.
Томская область
Факторы положительного влияния:
-Консервативные прогнозы при планировании бюджета: фактическое исполнение бюджета 2004 превысило план по доходам на 22,2%, по расходам на 15,6%. Перевыполнение плановых параметров бюджета отмечено на протяжении 2001-2004 гг. и говорит о консервативной стратегии администрации региона при построении бюджетных прогнозов.
Факторы риска изменения кредитоспособности:
-Умеренные темпы роста налоговых поступлений: Рост налоговых доходов составил по итогам 2004 года 25,1%, снизившись с 85% в 2002 году. Замедление роста налоговых поступлений обусловило снижение темпов роста собственных доходов, определяющих уровень самостоятельности региона в финансировании расходной части бюджета.
-Долговая нагрузка на регион: отношение долга к собственным доходам составило по итогам 2004 года 34%, что представляется значением выше среднего и выступает в качестве фактора, ограничивающего кредитоспособность субъекта.
-Дефицит бюджета: расходы бюджета превысили доходы на 4,6%, что стало основной причиной увеличения размера государственного долга субъекта.
- Относительно высокие платежи на обслуживание долга: несмотря на постепенное снижение долговой нагрузки, расходы на обслуживание долга, как и в предыдущие годы, остались на уровне 2% общих расходов.
Агинский и Бурятский АО
Факторы положительного влияния:
-Отсутствие долга: исполнение бюджетов 2001-2004 годов с профицитом стало причиной низкой заемной активности субъекта ввиду обеспеченности собственными средствами при финансировании расходной части бюджета. Государственный долг на текущий момент отсутствует.
-Профицит бюджета: составил по итогам 2004 года 17,7% доходов и может служить источником финансирования программ развития региона, что объясняет полное отсутствие у региона долговой нагрузки.
-Рост налоговых доходов: стабилизация темпов прироста налоговых поступлений выступает в качестве фактора, поддерживающего кредитный рейтинг субъекта. Налоговые доходы бюджета увеличились в 2004 году на 23,5%.
Факторы риска изменения кредитоспособности:
-Доминирование цветной металлургии и промышленности строительных материалов в экономике региона свидетельствует о невысокой степени диверсификации промышленного производства
-Отсутствие информации об исходных бюджетных планах ограничивает рейтинг субъекта.
Алтайский Край
Факторы положительного влияния:
-Рост налоговых доходов: темп роста налоговых доходов составил в 2003 году 72,4% и дополнительно увеличился по итогам 2004 года до 114%, что вкупе с ростом числа крупных и средних предприятий в регионе и соответственно расширением налогооблагаемой базы должно стать стимулом снижения зависимости от поддержки бюджетов других уровней.
-Сбалансированная бюджетная политика: расходы бюджетов 2001-2004 гг. несущественно отклонялись от доходов, определяя наличие в различные годы незначительного дефицита/профицита бюджета, что позволяло обходиться без привлечения заемного капитала для финансирования расходной части бюджета.
-Качественная система бюджетного прогнозирования: исполнение бюджетов последних лет проходит с превышением плановых параметров, по итогам 2004 года план по доходам перевыполнен на 11,6%, по расходам – на 8,6%.
Факторы риска изменения кредитоспособности:
-Слабая обеспеченность собственными источниками доходов: безвозмездные перечисления превысили в 2004 году 67% краевого бюджета. Данный факт свидетельствует о слабом контроле над бюджетными доходами со стороны администрации региона и низкой самостоятельности субъекта в финансировании расходной части бюджета.
-Высокая долговая нагрузка: несмотря на положительную динамику собственных доходов региона, отношение долга к собственным доходам превысило по итогам 2004 года средний уровень и достигло 57,5%.
Республика Бурятия
Факторы положительного влияния:
-Прогресс в качестве исполнения бюджетных планов: реализация бюджета 2003 года отклонилась от плановых параметров по налоговым доходам на 11%, по итогам 2004 года наблюдалось перевыполнение плана по налоговым доходам на 24,1%. Исполнение плановых значений бюджета рассматривается нами в качестве фактора, поддерживающего кредитоспособность субъекта.
-Устранение бюджетного дисбаланса: в отличие от предыдущих лет, по итогам 2004 года можно отметить профицит бюджета на уровне 2,4% общих доходов, позволивший сократить размер государственного долга субъекта и снизить долговую нагрузку.
-Рост налоговых поступлений: 30% прирост объема налоговых доходов республиканского бюджета способствует увеличению самостоятельность региона, снижая риски неполного исполнения всей бюджетной программы.
Факторы риска изменения кредитоспособности:
-Низкая самостоятельность доходов: доля собственных доходов регионального бюджета осталась практически на уровне предыдущего года, увеличившись по итогам 2004 года с 31,9% до 36,6%, что представляется низким значением и негативно отражается на кредитоспособности субъекта.
-Высокая долговая нагрузка: несмотря на наличие профицита в бюджете 2004 года и сокращение объема государственного долга, отношение долга к собственным доходам составило по итогам 2004 года 42,3%, несколько снизившись с 60,9% (2003 г.) Внешний долг составляет 9% общего долга. Доля государственных гарантий в структуре долга снизилась с 23,4% в 2003 году до 21,8% по итогам 2004-го. Совокупность факторов позволяет говорить о существенной долговой нагрузке на регион.
-Зависимые муниципальные образования: безвозмездные перечисления бюджетам муниципальных образований возросли в 2004 году до 65% общих расходов бюджета.
Новосибирская область
Факторы положительного влияния:
-Увеличение самостоятельности бюджета: доля собственных доходов возросла в течение 2004 года с 59% до 69%. Обеспеченность собственными источниками формирования бюджета снижает риски колебания доходов бюджета и позволяет администрации субъекта проводить последовательную региональную политику вне зависимости от получения помощи из федерального центра.
-Относительная автономность муниципальных образований: расходы на поддержку муниципальных образований составили всего 22% общих расходов, незначительно увеличившись по сравнению с 19,3% годом ранее.
Факторы риска изменения кредитоспособности:
-Снижение темпов роста налоговых поступлений: налоговые доходы продемонстрировали прирост в 74% в 2003 году и увеличились всего на 20% в течение 2004 года. Снижение темпов роста налоговых доходов ограничивает возможности развития региона, и степень самостоятельности в финансировании расходной части бюджета.
-Снижение качества исполнения бюджетных планов: исполнение бюджета 2003 года прошло с превышением плановых параметров, в 2004 году план по доходам выполнен всего на 86,5%, по расходам – на 95%.
-Рост объема долга: государственный долг возрос в течение 2004 года с 4,2 млрд. до 11,4 млрд. рублей. Платежи по обслуживанию долга достигли 6,1% общих расходов, что свидетельствует о предельно допустимой долговой нагрузке на региональный бюджет.
-Бюджетный дисбаланс: увеличение в 2004 году дефицита бюджета с 4,2% до 10,3% общих доходов негативно сказывается на кредитоспособности субъекта и является одной из причин роста долговой нагрузки.
Республика Тыва
Факторы положительного влияния:
-Стабильный рост налоговых доходов: объем налоговых поступлений в бюджет региона увеличивается на 50-60% ежегодно в течение 2002-2004 годов. Уверенные темпы роста налоговых поступлений – признак качественного развития региона и фактор постепенного снижения зависимости от поддержки из федерального центра.
-Сбалансированная бюджетная политика: дефицит бюджета 2002 года составил немногим более 2%, в 2003 году – 0,5%, по итогам 2004 – 0,6%. Таким образом, можно констатировать отсутствие серьезных отклонений расходной и доходной статей бюджета.
-Умеренная долговая нагрузка: отношении долга к собственным доходам осталось практически на уровне предыдущего года и составило 17,1%.
Факторы риска изменения кредитоспособности:
-Дотационный характер наполнения бюджета: более 90% доходов бюджета составляют субсидии от других уровней бюджетной системы, что ставит исполнение бюджета в прямую зависимость от своевременности поступления средств из федеральной помощи и негативно сказывается на кредитоспособности субъекта.
-Отсутствие законов о бюджете 2003-2004 гг. ограничивает возможности оценки качества исполнения бюджетных планов.
Республика Алтай
Факторы положительного влияния:
-Низкая долговая нагрузка: отношение долга к общим доходам регионального бюджета составляет 7,1% на конец 2004 года. Государственные гарантии - 48,4% объема долга. Коэффициент долг/собственные доходы превышает 39%, что объясняется ограниченной обеспеченностью собственными средствами.
Факторы риска изменения кредитоспособности:
-Дотационный характер наполнения бюджета: государственные субсидии превысили 80% доходов бюджета, что ставит политику администрации субъекта в прямую зависимость от помощи других уровней бюджетной системы и накладывает риски колебания доходной части бюджета.
-Низкие темпы роста налоговых доходов: объем налоговых доходов в 2003 году составил не более 83% от доходов 2002 года. По итогам 2004 года прирост налоговых поступлений в бюджет составил всего 2,1%.
-В структуре валового регионального продукта доминирует сельское хозяйство – отрасль, подверженная влиянию фактора сезонности, что содержит в себе значительные риски колебания налоговых доходов бюджета.