СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения………………………………………………………….4
2. Темы и их краткое содержание…………………………………………….5
3. Методические указания и задания к занятиям семинарского типа, контрольной и самостоятельной работе………………………...………….…7
4. Список рекомендуемой литературы………………………………..……...14
5. Перечень информационных ресурсов …………………………….………17
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы........……..17
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дисциплина «Права подсудимого и участие защитника в уголовном процессе» относится к обязательным дисциплинам вариативной части учебного плана подготовки бакалавров по направлению 40.03.01 Юриспруденция, направленность (профиль): «Уголовно-правовая».
Методические указания и задания к занятиям семинарского типа, контрольной и самостоятельной работе по дисциплине «Права подсудимого и участие защитника в уголовном процессе» предназначены для работы студентов на семинарских занятиях, самостоятельного изучения дисциплины на основе литературных источников и нормативных актов, приобретения практических результатов при квалификации правонарушений, а также выполнения контрольной работы для студентов очной и заочной форм обучения.
Изучение дисциплины базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных при изучении дисциплин: «Конституционное право», «Уголовный процесс», «Уголовное право».
Освоение дисциплины необходимо как предшествующее при изучении следующих дисциплин: Проблемы методики расследования отдельных видов преступлений, Проблемы доказательств в уголовном процессе, Прокурорский надзор..
Дисциплина «Права подсудимого и участие защитника в уголовном процессе» изучает нормативную основу и теоретические аспекты процессуального статуса подсудимого и защитника как участников уголовного судопроизводства, а также принципы деятельности адвокатов, осуществляющих защиту по уголовным делам.
Целью изучения дисциплины «Права подсудимого и участие защитника в уголовном процессе» является: получение обучающимися теоретических знаний, практических умений и навыков, обязательных для освоения профессиональных компетенций, необходимых для осуществления таких видов профессиональной деятельности, как правоприменительная и правоохранительная по разработке и реализации правовых норм, обеспечению законности и правопорядка.
В ходе изучения дисциплины обучающийся должен решать следующие задачи:
− изучение и усвоение норм процессуального права, обеспечивающих защиту конституционных прав граждан, законность, правопорядок, безопасность личности, общества и государства;
− изучение и усвоение теоретических знаний по уголовному процессу в части содержания процессуального статуса подсудимого и защитника;
− формирование умения обосновывать и принимать в пределах должностных обязанностей решения и совершать действия, связанные с реализацией правовых норм;
− формирование умения правильно составлять и оформлять юридические документы;
− формирование умения использовать полученные при изучении юридических дисциплин знания в профессиональной деятельности;
− владение навыками принятия мер, направленных на защиту прав человека и гражданина;
− владение юридической терминологией;
− владение навыками работы с правовыми актами;
− владение навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики;
− владение навыками разрешения правовых проблем и коллизий;
− владение навыками по эффективному применению в профессиональной деятельности полученных в процессе изучения юридических дисциплин знаний
2. ТЕМЫ И ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ .
Тема 1. Подсудимый как участник уголовного процесса, его процессуальное положение
1. Подсудимый по делам публичного, частно-публичного и частного обвинения.
2. Общая характеристика прав подсудимого, предусмотренных ст. 47 УПК РФ.
3. Понятие и содержание права подсудимого на защиту.
4. Права подсудимого в судебном разбирательстве первой инстанции.
5. Права подсудимого в апелляционном, кассационном и надзорном производстве. Права подсудимого при особом порядке принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением.
6. Содержание обязанностей подсудимого.
Тема 2. Организация адвокатуры и адвокатской деятельности РФ
1. Принципы деятельности адвокатуры.
2. Организация, принципы деятельности и полномочия адвокатской палаты субъекта РФ и ее органов адвокатского самоуправления.
3. Организация, принципы деятельности и полномочия федеральной палаты адвокатов РФ и ее органов адвокатского самоуправления.
4. Порядок выборов и компетенция президента Федеральной адвокатской палаты и адвокатской палаты субъекта РФ.
5. Формы адвокатских образований: порядок образования, реорганизации и ликвидации, принципы деятельности.
Тема3 Приобретение, приостановление и прекращение статуса адвоката
1. Условия и порядок приобретения статуса адвоката.
2. Основания и порядок приостановления статуса адвоката.
3. Основания и порядок прекращения статуса адвоката.
Тема 4 Защитник как участник уголовного процесса
1. Правовая природа и содержание права на защиту.
2. Понятие защитника, лица, допускаемые в качестве защитников.
3. Порядок назначения, приглашения и замены защитника, оплата его труда. Случаи обязательного участия защитника. Отказ от защитника.
4. Общая характеристика полномочий и обязанностей защитника. Гарантии независимости и ответственность защитников.
Тема 5 Этика адвоката и адвокатская тайна
1. Понятие и содержание адвокатской этики.
2. Понятие адвокатской тайны.
3. Обязанности адвоката по обеспечению сохранности доверенных сведений.
Тема 6 Основы адвокатского расследования
1. Понятие и правовая природа адвокатского расследования.
2. Нормативная основа и принципы ведения адвокатского расследования.
3. Деятельность защитника в процессе доказывания.
Тема 7. Тактика ведения защиты в предварительном расследовании и судебном разбирательстве
1. Процессуальная деятельность адвоката на стадии возбуждения уголовного дела и в связи с задержанием лица, подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления и применением к нему мер пресечения.
2. Заключение соглашения об оказании юридической помощи и проведение консультаций с подозреваемым, обвиняемым.
3. Понятие и виды позиций защиты по уголовным делам, принципы их формирования и обоснования.
4. Участие защитника в процессуальной процедуре предъявления обвинения и ознакомления с материалами оконченного расследования.
5. Участие защитника в рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции.
6. Основы ораторского искусства адвоката. Принципы построения, структура и содержание защитительной речи.
Тема 8. Участие адвоката в апелляционном, кассационном и надзорном производстве
1. Ознакомление с материалами дела. Анализ обжалуемого судебного решения, подготовка апелляционной, кассационной и надзорной жалобы.
2. Участие адвоката в заседании суда апелляционной инстанции.
3. Участие адвоката в кассационном производстве.
4. Участие адвоката в судебном разбирательстве надзорной инстанции.
Тема 9. Особенности деятельности адвоката в суде с участием присяжных заседателей
1. Порядок подачи обвиняемым ходатайства о рассмотрении уголовного дела в суде с участием присяжных заседателей.
2. Участие адвоката в формировании коллегии присяжных заседателей.
3. Деятельность адвоката в судебном следствии по убеждению присяжных заседателей в правильности и справедливости избранной позиции защиты и завоевание их доверия.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ К
ЗАНЯТИЯМ СЕМИНАРСКОГО ТИПА, КОНТРОЛЬНОЙ
И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности обучающихся, способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Самостоятельная работа проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Аудиторная самостоятельная работа по учебной дисциплине проводится на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию (перечень заданий приведен ниже). Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя без его непосредственного участия для обучающихся очной и заочной форм обучения.
Основными видами аудиторной самостоятельной работы являются:
- обсуждение теоретических вопросов и решение практических задач по темам дисциплины;
- работа с литературой и другими источниками информации, в том числе электронными.
Решение задач осуществляется на семинарских занятиях в соответствии с графиком учебного процесса. Для подготовки к семинарскому занятию обучающиеся должны изучить соответствующую главу основного учебного пособия, рекомендованную специальную литературу и нормативные акты. Кроме того, необходим самостоятельный поиск и подбор литературы, включая монографии и журнальные публикации, информацию из сети Интернет.
Практическая задача должна иметь четкую формулировку, к ней должны быть поставлены вопросы, ответы на которые необходимо найти и обосновать. Критерии оценки правильности решения задачи должны быть известны всем обучающимся.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит консультацию с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, ориентировочного объема работы, основных требований к результатам работы, критериев оценки, форм контроля и перечня литературы. В процессе консультации преподаватель предупреждает о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:
- конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками, нормативно-правовой документацией;
- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста);
- подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов;
- решение задач.
При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы обучающийся имеет право обращаться к преподавателю за консультацией с целью уточнения задания, формы контроля выполненного задания. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может проводиться в письменной, устной или смешанной форме.
Для студентов заочной формы обучения, а также заочной формы обучения с применением ДОТ результатом внеаудиторной самостоятельной работы является предоставление контрольной работы.
· Контрольная работа является одной из составляющих учебной деятельности студента по овладению знаниями в уголовного права.
Цель контрольной работы – закрепить знания, накопленные в результате изучения дисциплины, приобрести навык самостоятельной работы и умение применять теорию в решении конкретных задач.
Задачи, стоящие перед студентом при подготовке и написании контрольной работы:
1. закрепление полученных ранее теоретических знаний;
2. выработка навыков самостоятельной работы;
3. выяснение подготовленности студента к семинарским занятиям.
Контрольная работа должна включать: титульный лист, оглавление, ответы на вопросы, практическое задание, список использованной литературы.
Задание контрольной работы студенты получают у преподавателя во время установочной или основной сессии.
Контрольная работа должна быть представлена на проверку преподавателю на семинарских занятиях в период сессии. Защита контрольной работы проводится в форме собеседования, либо в интерактивной форме для студентов, обучающихся по образовательной программе с применением дистанционных образовательных технологий. Задание может выполняться студентом в период сессии в аудитории под руководством преподавателя.
3.1. Вопросы для самоподготовки по темам дисциплины
1. Общая характеристика процессуального положения подсудимого (ст. 47 УПК РФ).
2. Подсудимый по уголовным делам частного и частно-публичного обвинения, особенности его процессуального статуса.
3.Правовая основа, содержание и значение права на защиту
4. Характеристика прав подсудимого в судебном следствии при рассмотрении уголовного дела в суде первой инстанции.
5. Право подсудимого на участие в прениях сторон и на последнее слово.
6. Характеристика прав подсудимого в апелляционном производстве.
7. Характеристика прав подсудимого в кассационном производстве.
8. Характеристика прав подсудимого в надзорном производстве.
9. Права подсудимого при особом порядке принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением.
10. Особенности процессуального статуса подсудимого при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
11. Особенности процессуального статуса подсудимого при производстве о применении принудительных мер медицинского характера.
12. Особенности процессуального статуса подсудимого при производстве в отношении отдельных категорий лиц.
13. Содержание обязанностей подсудимого.
14. Принципы деятельности адвокатуры в РФ.
15. Организация, принципы деятельности и полномочия адвокатской палаты субъекта РФ.
16. Организация, принципы деятельности и полномочия Федеральной палаты адвокатов РФ.
17. Организация и общая характеристика полномочий собрания (конференции) адвокатов и совета адвокатской палаты.
18. Организация и общая характеристика полномочий ревизионной и квалификационной комиссия.
19. Всероссийский съезд адвокатов, собрание (конференция) адвокатов, совет федеральной палаты адвокатов: организация и полномочия.
20. Порядок выборов и компетенция президента Федеральной адвокатской палаты и адвокатской палаты субъекта РФ.
21. Порядок образования, реорганизации и ликвидации, принципы деятельности адвокатского кабинета.
22. Порядок образования, реорганизации и ликвидации, принципы деятельности коллегии адвокатов.
23. Порядок образования, реорганизации и ликвидации, принципы деятельности адвокатского бюро.
24. Порядок образования, реорганизации и ликвидации, принципы деятельности юридической консультации.
25. Условия приобретения статуса адвоката.
26. Порядок допуска и сдачи квалификационного экзамена и присвоения статуса адвоката.
27.Основания и порядок приостановления статуса адвоката.
28. Основания и порядок прекращения статуса адвоката.
29. Понятие защитника, лица, допускаемые в качестве защитников и момент допуска защитника к участию в уголовном деле.
30. Порядок назначения, приглашения и замены защитника, оплата его труда. Случаи обязательного участия защитника и отказ от защитника.
31. Общая характеристика полномочий и обязанностей защитника в уголовном судопроизводстве.
32. Порядок привлечения адвоката. К корпоративной, гражданско-правовой, административной, уголовной, ответственности.
33. Гарантии независимости защитников.
34. Понятие и содержание адвокатской этики.
35. Понятие адвокатской тайны. Обязанности адвоката по обеспечению сохранности доверенных сведений.
36. Понятие и признаки адвокатского расследования.
37. Нормативная основа и принципы ведения адвокатского расследования.
Участие защитника в процессе доказывания по уголовным делам.
38.Участие адвоката в судебном разбирательстве при рассмотрении вопросов об избрании мер пресечения в виде залога, домашнего ареста, заключения под стражу.
39. Заключение соглашения об оказании юридической помощи, его структура и содержание.
40. Участие защитника в процессуальной процедуре предъявления обвинения и ознакомления с материалами оконченного расследования.
41. Принципы и условия проведения консультаций с подозреваемым, обвиняемым.
42.Понятие и виды позиций защиты по уголовным делам, принципы их формирования и обоснования.
43. Участие защитника в рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции.
44. Участие адвоката в заседании суда апелляционной инстанции.
45. Участие адвоката в заседании суда кассационной инстанции.
46. Участие адвоката в заседании суда надзорной инстанции
47. Особенности участия адвоката в рассмотрении уголовных дел с участием присяжных заседателей.
3.2. Ситуационные задачи для занятий семинарского типа
и самостоятельной работы
При выполнении практической части задания необходимо формулировать четкий и полный ответ в соответствии с вопросами, поставленными в задаче. Решение задачи в обязательном порядке аргументируется со ссылкой на статьи нормативного источника.
Тема 1 Подсудимый как участник уголовного процесса, его процессуальное положение
Задача 1. Рассматривая уголовное дело, суд приступил к оглашению материалов предварительного следствия. Были зачитаны показания обвиняемого Швецова, в которых он частично признавал себя виновным в совершении преступления. На суде Швецов категорически заявил, что таких показаний не давал. В допросе обвиняемого на предварительном следствии участвовала защитник Стретельчикова. Она подписала протокол допроса и не высказала каких-либо возражений по поводу неправильности записей показаний. Стретельчикова защищала подсудимого и в ходе судебного разбирательства.
Имеется ли у суда возможность выяснить у защитника:
-обстоятельства допроса ее подзащитного на предварительном следствии и содержания данных им показаний;
-подтверждает ли она, что своей подписью удостоверила правильность фиксации показаний обвиняемого.
Задача № 2 12.12 в 20.30 Шафранов был задержан при сбыте наркотических средств в особо крупном размере. Следователь посчитал необходимым заключить под стражу подозреваемого и вынес постановление с ходатайством об избрании указанной меры пресечения. Есть ли в данном случае основания для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу? Если есть, то укажите их.
Задача № 3 По делу об убийстве следователь решил провести проверку показаний обвиняемых на месте. На место происшествия выехали следователь и два оперативных работника полиции, туда же были доставлены трое обвиняемых. Следователь представил обвиняемым всех участников следственного действия, спросил, нет ли отводов, заявлений и ходатайств, разъяснил обвиняемым их права, и попросил рассказать по очереди, как происходило убийство. На следующий день обвиняемых доставили в кабинет следователя, где им была показана видеозапись проверки показаний и предъявлен для ознакомления и подписи протокол следственного действия. Допущены ли нарушения УПК РФ при производстве проверки показаний на месте, если да, то поясните их.
Тема 4 Содержание процессуального статуса защитника Задача № 1 Фомин задержан по подозрению в совершении разбойного нападения. Ему было разъяснено право иметь защитника, после чего Фомин заявил, что желает иметь защитником своего двоюродного брата - студента - юриста Елкина. Следователь разъяснил, что Елкин на данном этапе расследования защитником по делу не может быть допущен. |
Правильно ли разъяснения следователя?
Тема 5. Адвокатская этика и адвокатская тайна
Задача № 1 В ходе судебного разбирательства защитник неоднократно грубо нарушал порядок в зале судебного заседания. После ряда предупреждений, сделанных в адрес защитника, судья принял решение о наложении на него денежного взыскания в размере одной тысячи рублей.
Правомерно ли решение судьи? Как должен был поступить судья?
Задача № 2 В юридическую консультацию к адвокату Стоцкому обратился Захаров, который рассказал о своей причастности к серии квартирных краж, совершаемых его знакомым, по договоренности с которым
об обстоятельствах, рассказанных им адвокату во время Захаров хранил у себя дома и перепродавал похищенные вещи.
Можно ли допрашивать Стоцкого в качестве свидетеля по уголовному делу, возбужденному по факту совершенных краж?
Можно ли допрашивать Захарова в качестве свидетеля консультации?
Тема 6. Участие защитника на стадиях досудебного производства
Задача № 1 Несовершеннолетний Тищенко привлечен в качестве обвиняемого. При предъявлении ему обвинения присутствует приглашенный следователь в качестве защитника адвокат Белов. Однако Тищенко заявил, что он не желает, чтобы в деле участвовал адвокат, так как ни в чем не виновен и суд его непременно оправдает. Беседовать с адвокатом обвиняемый отказался.
Какое решение надлежит принять следователю в приведенной ситуации?
Тема 7. Тактика ведения защиты в судебном производстве
Задача № 1 По уголовному делу обвинению Р. в совершении убийства в процессе предварительного следствия проводился следственный эксперимент, в котором принимает участие эксперт ЭКУ ГУВД области и судебно-медицинский эксперт. эти же люди впоследствии проводили криминалистическую и судебно-медицинскую экспертизы. В процессе судебного заседания защитник подсудимого заявил суду ходатайство об отводе экспертов.
Обосновано ли ходатайство об отводе защитника?
Тема 8. Участие адвоката в апелляционном, кассационном и надзорном производстве
Задача № 1 В кассационной жалобе защитник осужденного просил отменить приговор, поскольку дело было рассмотрено незаконным составом суда: преступление было совершено в Центральном районе, а уголовное дело рассматривалось в суде Железнодорожного района.
Обоснованы ли доводы защитника? Какое решение следует принять суду кассационной инстанции по поступившей жалобе?
Тема 9. Особенности деятельности адвоката в суде с участием присяжных заседателей
Задача № 1 В апелляционной жалобе защитник осужденного просил отменить приговор, поскольку он постановлен на основании обвинительного вердикта присяжных заседателей, который не подтверждается доказательствами, рассмотренными в судебном заседании.
Какое решение по данной жалобе защитника должен принять суд апелляционной инстанции?
Образец тестовых заданий по отдельным темам дисциплины
Тема 1 Подсудимый как участник уголовного процесса, его процессуальное положение
Тестовое задание 1.
Вопрос о виновности или невиновности подсудимого решается на стадии:
а). возбуждения уголовного дела
б). судебного разбирательства
в). предварительного следствия
Тестовое задание 2.
В ходе предварительного расследования ходатайство подозреваемого (обвиняемого) должно быть разрешено не позднее -
а). 10 суток с момента его заявления
б). 5 суток с момента его заявления
в). 3 суток с момента его заявления
Тестовое задание 3.
Процессуальный документ, в котором следователь фиксирует результаты действий, направленных на собирание доказательств, называется:
а). постановлением
б). протоколом следственного действия
в). актом процессуального действия
Тестовое задание 4.
Протокол о задержании должен быть составлен с момента доставления лица в орган дознания в срок не более -
а). часа
б). 3 часов
в). 12 часов