Роль информации в развитии информационной экономики

 

Так, А. Смит, Д. Риккардо, Дж. Милль, Л. Вальрас исходили из предположения, что хозяйствующему субъекту доподлинно известно, какими производственными факторами он располагает, что его поведение является результатом рационального выбора из множества известных ему ресурсов. В жизненных реалиях принципиально невозможно определение всего множества производственных факторов. Развитие в такой экономической системе представляется как переход от одного равновесного состояния к другому. Однако понятия информации здесь нет, поскольку сведения, данные и знания - неосязаемы и нематериальны.

Классический подход определяет три основные фактора производства - труд, землю, капитал. Под капиталом подразумевается накопленный запас средств, необходимых для производства материальных благ. Информация, как накопленный запас средств, здесь не рассматривается, но имеет место быть, потому что экономическая ситуация определяется и уточняется на основе некоторых данных. Если в понятие капитала включить информацию, как одно из средств для производства материальных благ, то можно построить движение информации по классической схеме, как переход ее из денежной формы в производительную, затем в товарную и т.д. При этом новая информация либо покупается, либо производится, либо продается, что не противоречит действительности.

Изучая монополистический капитализм, неоклассики утверждали, что обладание новой информацией становится одним из главных условий поддержания монополии, поскольку наличие патентов и лицензий служит барьером для проникновения в отрасль. Так, признавая три классических фактора производства, А. Маршал пишет". иногда представляется целесообразным выделить "организацию" в особый фактор производства". При этом А. Маршал понятие "организации" не отделяет от понятия "знание" и включает информацию в число факторов, влияющих на процветание экономики всех отраслей хозяйствования. С помощью вероятности статистических методов К. Шеннон аргументировал количественный подход к определению информации. Понятие "количество информации" отождествляется некоторыми авторами с понятием информации вообще. Однако при рассмотрении информации, обращающейся в обществе, количественных методов недостаточно. Здесь на первый план выступают качественные характеристики - смысл, ценность, полезность, и т.д. Обращение к качественной стороне информации вызвало появление новых подходов к определению этой категории. Качественный подход связывает понятие информации с ее практической значимостью (ценностью). При этом ценность информации носит субъективный характер и зависит от цели, которую преследует ее пользователь.

Если поставленная задача решена, то востребованная в процессе производства информация для пользователя уже не представляет интереса, она утрачивает "вою значимость. Таким образом, в обществе, помимо информации, обладающей ценностью, присутствует информация, которая не имеет ценности либо обладает отрицательной ценностью. В дальнейшем в работе "Риск, неопределенность и прибыль" 1921 г., посвященной стратегии поведения фирмы, Ф. Найт определил значение понятий риска и неопределенности. Согласно Ф. Найту неопределенность связана с задержкой между принятием решения и его выполнением. В это время возможны колебания состояния рынка в целом, и колебания цен на товары в частности, что представляет риск для участников заключенной сделки в процессе ее выполнения.

Ф. Найт на основе анализа неопределенности и риска представил информацию как понятие, противоположное неопределенности и обратно пропорциональное риску. Согласно его теории, риск - это оцененная любым способом вероятность какого-либо события, а неопределенность - это то, что не поддается оценке. Следовательно, риск - это неполная информация, позволяющая с определенной степенью достоверности предполагать какое-либо событие. Чем больше информации, тем меньше степень риска. В этой связи главным направлением в исследовании информационной экономики является изучение информации как средства снижения такой неопределенности для экономических субъектов. Одним из наиболее крупных ученых, стоявших у истоков экономики информации, был Я. Маршак.

Одним из первых он поставил проблему стоимостной оценки информации, включая измерение затрат на ее получение, стоимость ее обработки, передачи и использования при принятии решений. Эти вопросы Маршак относил к особому классу задач в рамках общей теории принятия решений. Хотя его работы в этой области носили чисто теоретический характер, в них была выделена важность получения достоверных эмпирических данных, касающихся методов наблюдения, обработки и передачи информации и непосредственного процесса принятия решений. Однако формальное начало обсуждению проблемы цены информации было положено статьей Дж. Стиглера "Экономическая теория информации" 1961 г. Как только цена информации была введена в рассмотрение, выяснилось, что экономическому субъекту бывает выгодно обходиться неполной информацией, не тратясь на уменьшение неопределенности. Неполнота информации еще не подразумевает информационной асимметрии: информация может быть равно неполной для всех экономических субъектов. Хотя можно предположить, что один класс экономических субъектов обладает более полной информацией, чем другой, т.е. информация распределена асимметрично.

Появление понятия ассиметричной информации привело к волне исследований о том, как "с этим бороться". Лидерами данного направления стали Дж. Акерлоф, М. Спенс и Дж. Штиглиц. Именно они получили Нобелевскую премию за развитие информационной экономики в 2001 году. Первый ученый в 1966 году опубликовал прорывную статью "Рынок лимонов", где под лимонами подразумевались товары, качество которых при покупке достаточно трудно оценить; пример Акерлофа - это подержанные машины. Рынки "лимонов", на которых продавец и покупатель обладают разной информацией, т.е. рынки, на которых имеет место информационная асимметрия, отличаются от традиционных тем, что поскольку и хороший, и плохой товар продается по усредненной цене, то хороший товар начинает вымываться - уменьшается предложение. На рынке остаются те, кто может понизить себестоимость и качество товара. Этот процесс был назван негативным отбором.

В итоге, когда остается только плохой товар, потребитель это понимает, перестает покупать, цена еще больше падает и т.д. Чтобы разорвать этот замкнутый круг, нужно, чтобы экономический агент с репутацией, например, уважаемого дилера, засвидетельствовал качество товара. Базируясь на идеях Дж. Акерлофа, М. Спенс создал так называемую сигнальную теорию. В 1973 г. он публикует статью "Сигналы на рынке труда" и книгу на ту же тему, где на примере рынка рабочей силы показывает, как можно послать сигнал о том, что продается товар хорошего качества. В применении к рынку труда - это, например, имя хорошей бизнес-школы в резюме.

Впоследствии идею о том, что некоторые экономические действия могут интерпретироваться как сигналы, заимствовали практически все направления экономической науки, а не только экономика труда. Практически в то же время Дж. Штиглиц совместно со С. Гроссманом в 1971 г. публикуют "Информация и структура рынка", в которой, базируясь на предпосылке о затратности получения информации, предположили, что рыночные цены могут в разной степени отражать реальную стоимость активов. Если бы все игроки были одинаково информированы, то рыночные цены отражали бы реальную стоимость активов (у Гроссмана и Штиглица - их доходность). Но т.к. получение информации сопряжено с затратами, то каждый игрок может выбрать: стать информированным, но понести затраты, или оставаться неинформированным, но сэкономить. Чем дороже информация, тем большая часть игроков предпочтет вариант неинформированности. При этом предполагается, что информированные знают реальную доходность активов, а неинформированные наблюдают только его рыночную цену, которая, предположительно, эту доходность должна отражать, и высчитывают доходность косвенным образом. Когда на рынке одни неинформированные игроки, то рыночные цены тоже становятся неинформативными. Неизвестно, почему высока цена того или иного актива, - то ли она отражает высокую доходность, то ли предложение данного актива очень ограничено, то ли кривая спроса информированных более плоская, чем в противном случае.

Рыночная цена несет в себе какую-то информацию о доходности актива, но становится шумным сигналом. Именно зашумленность сигнала позволяет информированным отыграться на неинформированных и окупить затраты на приобретение информации. Стоит отметить, что Дж. Акерлоф, Дж. Стиглиц, М. Спенс и др. рассматривали информацию в связи с неопределенностью ситуации на рынке и ее неполнотой для субъектов рынка. Они не исследовали роль информационных технологий в экономике, производство информации, информационный сектор и т.п. Хотя информационное общество связано не только с информацией, но и с целым рядом технологий ее производства, использования, передачи и хранения.



Заключение

 

Важнейшей задачей информационной экономики является исследование новой роли информации в информационном обществе, которая обусловлена повышением ее значимости как главной производственной силы и объекта производства. В целом, исследование информационной экономики предполагает комплексный охват и использование как технических, так и иных терминов и понятий. В данном случае такими понятиями являются: информация, информационная экономика (ИЭ), информационное общество (ИО), информационные производство (ИП) и информационные технологии (ИТ). Информация является основополагающей категорией в процессе становления информационной экономики и несет свою нагрузку. Во-первых, информация выступает в качестве обязательного первоначального элемента научно-технологических изысканий. Во-вторых, информационный ресурс используется в экономической системе точно так же как труд или капитал, то есть можно говорить о прямой зависимости между экономическими результатами и количеством информации, введенной в производственный процесс.

Информационные технологии - базис информационного производства - технический термин, обозначающий комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых новейших технологий, с помощью которых осуществляется и процесс производства, и процесс взаимодействия между различными секторами хозяйств. Технологии включают в себя вычислительную технику, программно-математическое обеспечение, машинные языки и т.п. Информационное производство - более широкий термин, обозначающий и более широкое явление, включающее в себя помимо информационных технологий другие компоненты, как например, управление, организация труда, материально-техническое снабжение и т.п. Являясь стержнем информационной экономики, информационное производство охватывает всю совокупность отраслей и сфер, занятых производством, обработкой, хранением и распространением информации, а также разработкой и производством средств информатизации. Информационная экономика - еще более объемное понятие и более емкое явление, включающееся в себя и информационное производство вместе с информационными технологиями, и все другие виды производств, и сферу услуг, и производственную и непроизводственную инфраструктуру. Именно информация является определяющим фактором производства, а в структуре занятых преобладающей категорией являются работники умственного труда. При этом развитие информационной экономики предполагает утверждение в мире глобальной информационной инфраструктуры, обеспечивающей доступ ко всем мировым информационным ресурсам. Самым обширное понятием является информационное общество, вбирающее в себя все вышеуказанные, но не ограничивающееся ими.

В понятие общество, в том числе и информационное, обязательными компонентами входят как экономика, так и культура во всех ее проявлениях. Ключевым элементом информационного общества является информационная инфраструктура - совокупность средств по обработке и распространению информации, объединенная в телекоммуникационные сети и служащая базой для оказания практически всех информационных услуг. Таким образом, в информационном обществе человек все менее и менее является носителем человеческого капитала, и все более и более становится носителем человеческих информационных ресурсов - главных факторов, обеспечивающих высокий динамизм социального прогресса человеческого общества.



Список литературы

 

1. Akerlof G. The Market for "Lemons": Quality Uncertainty and the Market Mechanism, Quarterly Journal of Economics, 3 (84), 1970.

. Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. Wash, 1981. P.45.

. Spence M. Job Market Signalling, Quarterly Journal of Economics, 3 (87), 1973.

4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999. С.661.

. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М.: ACT, 2004. - 602 с.

. Иванов Дм. Общество как виртуальная реальность // Информационное общество: Сборник. М., 2004. С.357-358.

. Ловецкая А.Г. Информационное общество: динамический портрет, тенденции развития: Социально-философский анализ: Дис. канд. фил. наук. Тула, 2004. С.151.

. Маршал А. Принципы экономической науки. Т.1: Пер. с англ. - М.: Издательская группа Прогресс. - 416 с.

. Мисников Ю. Как информационные и коммуникационные технологии будут служить развитию // Информационное общество. 2002. № 5-6. С.54.

. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990.С. 198.

. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. М.: "Аграф", 1998.С. 209-212.

. Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль / Пер. с англ. - М.: "Дело", 2003. - 360 с.

. Пидоймо Л.П., Бутурлакина Е.В. Сущность категорий "информационное общество", "информационная экономика" // Журнал "Современная экономика: проблемы и решения". № 4 (4). 2010. С.112-117.

. Стиглер Д. Экономическая теория информации // Теория фирмы: под ред.В.М. Гальперина. - С. - Пб.: Питер, 1991. С.56.

. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2002 С.31-34.

. Бузгалин А.В. Социально-экономические противоречия генезиса постиндустирального общества и их теоретическая рефлексия. - Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: 2001 № 3, с.75).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: