ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Изучение дисциплины «Экономика» способствует формированию системы знаний о процессах и явлениях экономической жизни общества, о методах исследования этих явлений, о способах и средствах решения экономических проблем.
Целью курса является:
– формирование у студентов экономического мировоззрения, умения анализировать экономические ситуации на разных уровнях поведения хозяйственных субъектов в условиях рыночной экономики;
– теоретическое освоение студентами современных экономических моделей и концепций;
– приобретение ими практических навыков анализа ситуаций на конкретных рынках товаров и ресурсов, движения цен и денежной массы, а также решения проблемных ситуаций на микроэкономическом уровне.
Требования к уровню освоения содержания курса.
После освоения дисциплины студенты должны владеть научным аппаратом на уровне понимания и свободного воспроизведения, знать основные теоретические положения и ключевые концепции всех разделов данного курса, методику расчета наиболее важных коэффициентов и показателей, важнейшие методы анализа экономических явлений, а также уметь анализировать конкретные экономические ситуации, применять полученные знания при решении конкретных практических задач, оценивать современную экономическую политику государства. Студент должен получить хорошие навыки самостоятельной работы с учебной и справочной литературой.
Происходящий в стране процесс реформирования образования и переход на принципы инновационного развития ставят принципиально иные задачи для преподавания экономических дисциплин. Речь идет не только о научном совершенствовании содержательной части учебного материала, но и о повышении роли информационной составляющей учебного процесса, использовании передовых технологий.
В 2007 г. был создан учебно-методический сайт http://www.liveinternet.ru/users/ergodecipiatur. В настоящий момент на сайте размещены более 30 научных, методических и демонстрационных материалов преподавателей кафедры, в том числе учебник «Основы экономической теории». Все ресурсы официально зарегистрированы в Объединенном фонде электронных ресурсов Российской академии образования, и на них выданы официальные свидетельства о регистрации.
Данный курс предназначен для студентов неэкономических специальностей в типовом объеме 72 часа (36 ч лекции + 36 ч семинарские занятия). В зависимости от специфики тех или иных специальностей объем курса может изменяться. В этой связи важнейшей составляющей становится самостоятельная работа студентов.
Представленные методические рекомендации ориентированы как на традиционные аудиторные формы занятий, так и на самостоятельное изучение студентами основ экономической теории.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Основы теории спроса, предложения
и рыночного равновесия
Рыночный спрос: объем спроса, функция спроса. Цена спроса и кривая спроса. Детерминанты рыночного спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.
Рыночное предложение: объем предложения, функция предложения, цена предложения и кривая предложения. Детерминанты рыночного предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Рыночное равновесие, равновесный объем спроса и предложения. Равновесная цена.
Равновесие по Вальрасу и Маршалу. Сравнительная статика рынка: равновесие в мгновенном, коротком, длительном периодах. Взаимовыгодность добровольного обмена: излишек (рента) покупателя и продавца. Влияние потоварного налога (акциза), потоварной дотации и фиксированной цены на ренту покупателя и продавца. Дефицит и черный рынок. Проблема «фиаско» рынка.
Тема 2. Эластичность спроса и предложения
Понятие «Эластичность спроса». Факторы, влияющие на эластичность спроса. Эластичность спроса по цене блага. Перекрестная эластичность (эластичность спроса по цене другого товара). Эластичность спроса по доходу. Эластичный и неэластичный спрос, их значение для продавца и покупателя. Связь эластичности спроса и объема валовой выручки. Понятие «эластичность предложения» и факторы, влияющие на эластичность предложения. Методы измерения эластичности. Точечная эластичность. Дуговая эластичность. Концепция эластичности и практика ценообразования.
Тема 3. Основы теории поведения потребителя
Полезность благ и теория потребительского поведения. Кардинализм: предельная полезность благ. Условия равновесия потребителя в кардиналистской версии теории предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности. Аксиомы порядкового подхода к анализу полезности и спроса. Кривые безразличия и бюджетная линия. Предельная норма замещения. Равновесие потребителя в ординалистской теории полезности, максимизация общей полезности. Кривая уровня жизни «доход – потребление». Кривая «цена – потребление». Эффект замещения и эффект дохода. Парадокс Гиффена и эффект Веблена.
Тема 4. Фирма как главный субъект
микроэкономики
Роль фирмы (предприятия) в современной экономике. Спонтанный порядок и иерархия. Трансакционные издержки и их роль в экономике. Трансакционные издержки как фактор отбора экономических институтов. Причины и границы эффективности фирмы. Социалистическая экономика как «суперфирма». Внешняя и внутренняя среда фирмы. Санация и банкротство. Обзорная классификация предприятий по организационно-правовой форме. Мелкий и крупный бизнес. Концентрация производства. Диверсификация. Акционерные общества. Финансово-промышленные группы в мире и в России. Государство как предприниматель. Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа.
Тема 5. Основы теории производства.
Затраты производства
Производственная функция: обобщенный вид. Закон убывающей предельной производительности факторов производства. Совокупный (валовой) средний и предельный продукты переменного фактора производства. Изокванта. Предельная норма технологического замещения факторов производства. Изокоста. Принцип минимизации издержек производства и выбор оптимальной комбинации ресурсов. Условия равновесия для производителя. Определение издержек. Внешние издержки. Внутренние, альтернативные издержки. Прибыль: сущность и формы. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Нормальная прибыль как специальный случай внутренних издержек. Чистый денежный доход и внутренняя норма доходности.
Издержки производства в коротком и длительном периодах. Валовые, постоянные и переменные издержки. Износ и амортизация. Средние и предельные издержки в коротком периоде.
Предельный доход.
Расширение производства. Линия роста и отдача от масштаба. Оптимальный размер предприятия и структура отрасли.
Тема 6. Основы теории совершенной конкуренции
и монополии
Базовые постулаты и исходные допущения теории совершенной конкуренции. Правило максимизации прибыли и выбор оптимального объема производства для фирмы совершенного конкурента в коротком периоде. Три принципиальных варианта поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции в коротком периоде. Максимизация прибыли, минимизация убытков, прекращение производства. Кривая предельных издержек как кривая предложения фирмы. Методологическое и практическое значение теории совершенной конкуренции.
Основные черты монополии. Барьеры монополистической отрасли. Равновесие фирмы в условиях «чистой монополии» для короткого периода. Последствия монополизации: снижение объемов производства, завышение цен, монопольные сверхприбыли,
X-неэффективность. Ценовая дискриминация и ее разновидности. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий.
Сущность рыночной власти. Показатели доминирования фирмы. Индексы Лернера и Херфиндаля-Хиршмана.
Тема 7. Теория олигополии и монополистической
конкуренции
Распространенность олигополии. Олигополия как преобладающий тип рынка в России. Условия олигополии. Олигополистическая взаимозависимость. Модель Курно. Равновесие Курно и важнейшие выводы из модели Курно. Три основных разновидности олигополии: нескоординированная олигополия, картель, картелеподобная структура рынка. Неизбежность олигополизации в условиях крупного производства. Проблема эффективности олигополистического рынка. Роль крупных предприятий в экономике России. Основные характеристики и условия монополистической конкуренции. Механизм монополистической конкуренции. Равновесие фирмы в условиях ценовой монополистической конкуренции для короткого и длительного периодов. Максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции.
Дифференциация продукта как основной фактор ограничения конкуренции в условиях монополистической конкуренции. Реклама как способ выявления действительной и создания кажущейся дифференциации продукта.