Экономика фирмы: цели, организационные формы

ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ урок № 7

Рудненский музыкальный колледж

Марта 2020 г.

Время (4 курс) 14.15--15.50

Преподаватель ООД: Н.С.Усенов

Лекционный материал:

Экономика фирмы: цели, организационные формы

Экономика фирмы: цели, организационные формы

Фирма - это хозяйственная организация, преобразующая ресур­сы в продукцию (товары и услуги). Главная ее цель — максимизация прибыли. Подчиненные цели — увеличение доли продаж собственной продукции на мировом рынке и лидерство среди себе подобных фирм, или по современной трактовке достижение удовлетворительного уров­ня. Фирма является основой бизнеса.

Бизнес - это дело, которое приносит прибыль.

Бизнес осуществляется людьми на свой страх и риск и под имущественную ответственность. Сразу оговоримся, что бизнес и предпринимательская деятельность (предпринимательство) - тождественные понятия.

Правовые формы фирмы.

Фирма выступает в трех правовых формах: единоличное владе­ние; товарищество (партнерство) и корпорация.

Единоличное владение — ведение дел в личных интересах, т.е. владелец имеет материальные ресурсы и лично контролирует дея­тельность фирмы. К таким фирмам относятся палатки, кафетерии, рестораны, питейные заведения, заправочные станции, аптеки, парик­махерские и т.д. Они быстро появляются и быстро исчезают, но общая их численность растет.

Товарищество — форма организации бизнеса, при которой два или более отдельных лица договариваются о владении фирмой и ее управ­лении. Товарищество, или партнерство, как форма организации бизне­са является естественным развитием единоличного владения. Само название объясняет суть этой формы. Сельское хозяйство, розничная торговля, сфера услуг — это те сектора экономики, где более половины предпринимательской деятельности приходится на единоличное вла­дение и товарищества. Обычно они объединяют свои финансовые ресур­сы и умение вести дела. Подобным образом лица распределяют риски, а также прибыли или убытки, которые могут выпасть на их долю. По степени участия в деятельности фирмы партнеры бывают разные. В некоторых случаях все они играют активную роль в деятельности фирмы, в других случаях — один или несколько участников могут быть «молчаливыми», т.е. играть пассивную роль. Это означает, что они вкла­дывают свои финансовые средства в фирму, но не принимают активно­го участия в управлении.

Корпорация — современная правовая форма бизнеса, отделен­ная от конкретных лиц. Она может приобретать ресурсы, производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иск и выступать в суде ответчиком, а также выполнять обходимые функции. Корпорация — наиболее эффективная организации бизнеса в вопросах привлечения денежного капитала Ей присущ уникальный способ финансирования — через продажу облигаций и акций, что позволяет объединять в общий фонд финансов! ресурсы огромного числа отдельных лиц.

В развитых странах корпорации постепенно набирали силу, начи­ная с простейших объединений: пулы, корнеры, синдикаты, картели (1900 г.), до трестов (1950—1960 гг.), концернов (1970 г.) и конгломера­тов (1980—2000 гг.). В современной экономике развитых стран корпо­рации играют ведущую роль в организации бизнеса. Они относитель­но немногочисленны, но отличаются широким масштабом операций и крупными размерами.

Правовые формы фирмы. Их плюсы и минусы

Форма Плюсы Минусы
Единоличное владение — ведение дел в личных интересах - легко учредить; - относительно небольшой первоначальный капитал; - личный контроль за деятельностью предприятия; - ведет дело эффективно - капитал ограничен; - недоступность кредита; - приходится лично выпол­нять все функции по управ­лению; - рискует личными активами
Товарищество (партнерст­во) — совместное владение и управление на основе объ­единения капиталов - достаточно легко учредить (юридически); - объединенный капитал (достаточный); - банки предоставляют кредиты; - специализация в производ­стве и управлении - интересы партнеров могут не совпадать; - нет гарантий в устойчиво­сти и продолжительности бизнеса; - высокая степень риска
Корпорация — правовая форма бизнеса, отделенная от конкретных лиц; акцио­нерное общество - широкая база привлечения капитала и легкий доступ к кредиту; - при банкротстве личные активы сохраняются; - обязательная специализа­ция в производстве и управ­лении; - возможность планирования и прогнозирования стратегического роста - бюрократические сложно­сти при регистрации; - возможность злоупотреблений; - проблемы двойного налогообложения - разделение функций собственности и предпринимательства; - конфликты между менеджерами и владельцами акций

Размеры фирмы.

Для того чтобы определить размеры фирмы используют показатели:

- количество занятых в ней работников;

- стоимость используемого ими капитала. Так как очень крупные фирмы, такие, как нефтеочистительные и химические заводы, исполь­зуют огромные объемы дорогого капитального оборудования при срав­нительно небольшом числе работников;

- выпуск продукции в стоимостном выра­жении.

В заключение можно сказать, что пока нет ни одного оптималь­ного способа определения размеров фирмы.

Пути расширения фирм:

- увеличение сферы деятельности, или доли рынка, за счет объ­единения нескольких фирм. Есть несколько способов такого объеди­нения: горизонтальное, вертикальное и диверсификационное (конгло­мераты);

- производство новых товаров на основе своей специализации или расширения ассортимента товаров. Например, фирма, выпуска­ющая маленькие электромоторы, используя свою специализацию, выхо­дит на рынки таких товаров, как электрополотеры, сушилки и стиральные машины. Или фирма, использовав свой опыт в технологии производства резиновых изделий, выходит на рынки спортивных това­ров, обуви.

Причины расширения фирм:

- чтобы увеличить прибыль. Крупная фирма выпускает больше продукции, что позволяет сократить средние издержки и, соответствен­но, повысить прибыльность своего бизнеса;

- чтобы укрепиться на рынке. Чем крупнее фирма, тем больше ее доля (контроль) на рынке. Установить свой контроль над всем рын­ком является важным стимулом для расширения фирмы. Понятно, что фирма, контролирующая, скажем, 60—80% всего рынка, имеет гораздо больше власти, чем фирма, которой принадлежит только 10% рынка;

- чтобы обеспечить стабильность. Крупные фирмы, имеющие больше ресурсов, легче справляются с колебаниями спроса. Особенно устойчивое положение у многопрофильных фирм- фирм производящих несколько видов продукции (конгломератов). Совокуп­ный спрос на разнообразные товары всегда стабильнее, чем спрос на какой-нибудь один из них.

Крупные фирмы.

Крупные фирмы представляют собой объединение нескольких фирм. Существует четыре варианта объединений, соответственно выде­ляют горизонтальные, вертикальные, диверсификационные и трансна­циональные фирмы.

1) Горизонтальные фирмы — это объединение фирм, которые про­изводят или реализуют одинаковую продукцию. Примером такой интеграции может служить объединение двух и более фирм, выпускающих обувь, мебель, компьютеры и т.д. После горизонтально­го слияния выпускаемый продукт остается тем же. Основными причи­нами, побуждающими фирмы объединяться горизонтально, считаются:

максимизация прибыли;

увеличение контроля над рынком;

концентрация производства на более выгодном бизнесе.

Формами горизонтальной интеграции являются картели, синди­каты и пулы. Уже само название фирмы говорит о ее специализации на выпуске одного продукта или услуги (например, обувная, мебель­ная, компьютерная фирма).

2) Вертикальные фирмы — это объединение фирм, осуществля­ющих разные, но технологически связанные между собой стадии произ­водственного процесса. Он сопровождается перемещением исходного ресурса по всей технологической цепочке с самого начала до конечной продукции в рамках одной фирмы. Например, производи­тель автомобилей, который имеет свое сталелитейное, шинное, лако­красочное производство, применяет свое электрооборудование, двига­тели и другие детали, и есть яркий представитель вертикальной фирмы. Он отличается от своего конкурента, который корпуса автомобилей, двигатели и другие комплектующие покупает у поставщиков, а сам занимается только сборкой всех компонентов в готовый автомобиль.

Таким образом, вертикальная интеграция — это единый производственный процесс. На сегодняшний день все крупные фирмы в раз­витых странах представляют собой вертикальное объединение фирм, формами вертикальной интеграции являются трест, концерн, холдин­ги консорциумы, сетевые индустриальные структуры, стратегические альянсы, ассоциации — добровольные объединения юридических или физических лиц. Фирма идет на интеграцию такого типа скорее всего потому, что хочет в большей степени контролировать качество сырья и материалов, а также своевременность их поставок.

Группа фирм, производящих одинаковую продукцию, представ­ляет собой отрасль. В современной экономике очень трудно опреде­лить отрасль на практике. Например, как определить автомобильную отрасль промышленности, если производители автомобилей выпуска­ют и другую продукцию: дизельные локомотивы, управляемые ракеты, кондиционеры воздуха. Поэтому классификация отраслей в современ­ной экономике все больше начинает носить условный характер, так как ее основная деятельность нередко размыта побочными видами произ­водств.

3) Диверсификационная фирма — это объединение фирм, не свя­занных между собой технологическим процессом, т.е. не производящих какую-то одну продукцию, например объединение фирм, производя­щих моторы и пищевые продукты. Такое объединение происходит в свя­зи с тем, что перенакопление капитала в производстве моторов требует поиска его приложения в других отраслях, менее перегретых на дан­ный момент и обладающих перспективным будущим. Вот и объединяются невзаимосвязанные отрасли. Такой тип фирм называется конгломератом.

Каждая из этих фирм работает не на полную мощность, а следо­вательно, имеет сравнительно высокие средние издержки. Объедине­ние же таких фирм позволяет заставить их всех работать на полную мощность.

Бум крупных диверсифицированных компаний, т.е. конгломера­тов, пришелся на 60-е гг. минувшего столетия, хотя крупные конгломе­раты создавались еще в 20-е гг. Ho тогда их создание инициировалось задачами милитаризации экономики. Сейчас же развитие конгломера­тов происходит на чисто коммерческой основе.

4) Транснациональная, или многонациональная, фирма владеет и осуществляет контроль над фирмами в нескольких странах. Многие крупные фирмы мира являются многонациональными (например, «Дженерал моторc», «Форд», «Кодак»). Они напоминают спрута: голова (холдинг) в своей стране, а щупальца (зависимые фирмы) разбросаны по другим странам. Так, упомянутая американская фирма «Дженерал моторc» имеет филиалы в 35 странах мира. Ежегодный объем продук­ции нескольких многонациональных фирм нередко превышает объем национального производства (по стоимости) многих небольших стран. В развитых странах на многонациональные корпорации приходится 60% торговли промышленными товарами. Большинство подобных ком­паний находится в США, а также в Великобритании, Франции, Герма­нии и Японии.

Эти мощные корпорации оказывают большое влияние на эконо­мику тех стран, где они ведут свои операции. Такие фирмы могут использовать специализацию на международном уровне. Например, производитель автомобилей может наладить массовое производство двигателей в одной стране, коробок передач — в другой, а собирать свои автомобили в нескольких странах.

Инвестиционные решения многонациональных корпораций часто зависят от торговых барьеров. Если страна ставит высокие тариф­ные барьеры импорту автомобилей, многонациональная корпорация, которая их производит, может принять решение об открытии сбороч­ного завода в данной стране, чтобы избежать высокой стоимости импор­та своей продукции.

В большинстве стран, где многонациональные фирмы проводят свои операции, эти фирмы обычно являются экспортерами. Это объяс­няется тем, что их товары известны во многих странах, где фирмы име­ют широкую сеть заводов, агентств, каналов сбыта, сервисных органи­заций и т.д.

Мелкие фирмы.

 

- производство нестандартных товаров. Некоторые люди хотят приобретать индивидуальные одежду, обувь, драгоценности. Рынок таких товаров всегда ограничен, поэтому производители не могут использовать методы массового производства;

- нестандартные ремонтные работы, поэтому существует много мелких фирм по ремонту домов, автомобилей, обуви, часов;

- личные услуги — люди предпочитают иметь дело с одним человеком. Семейный доктор, семейный адвокат, местный парикмахер и специализированные розничные магазины оказывают такие услуги, когда людям необходим индивидуальный подход;

- в небольших поселениях не нужны супермаркеты, там требу­ются предприятия малого бизнеса;

- производство дорогих товаров, таких как роскошные яхты, дорогие лимузины, высококачественные спортивные автомобили.

Как правило, государство принимает ряд программ, направлен­ных на оказание помощи мелким фирмам. Им предлагаются админи­стративная поддержка и консультации. Кроме того, тем, кто уже имеет или собирается открыть малое предприятие, оказывается финансовая помощь. Гибкость — это самое большое преимущество малой фирмы перед крупной, поскольку мелкая фирма может гораздо быстрее при­способиться к изменениям запросов потребителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: