Основные понятия: аксиология, гносеология, методология, мировоззрение, мифология, онтология, рефлексия, социальная философия, философская антропология, философия, этика, эстетика.
План занятия
1. Культура и мировоззрение. Структура и типы мировоззрения. Философия в системе мировоззренческих форм.
2. Сущность, предмет, структура и функции философии.
3.Эволюция философского знания: основные этапы развития.
Методические рекомендации
Вводная тема имеет большое значение для успешного освоения дисциплины в целом. Ее изучение закладывает основы понимания специфики философии в ряду других форм духовной деятельности, которое в последующих темах будет углубляться и уточняться.
1.1. При подготовке первого вопроса семинара важно понять сущность мировоззрения и многообразие его культурно-исторических форм. Определяя философию как форму мировоззрения, необходимо уточнить специфику философского мировоззрения по отношению к иным формам. При изучении вопроса по различным источникам следует также учесть неоднозначность трактовки понятия «научное мировоззрение»: в зависимости от понимания сущности науки некоторые философы признают возможность существования научного мировоззрения, а другие отрицают.
|
|
1.2. При изучении вопроса о том, что изучает философия, необходимо понять различие между предметом философии и предметной областью науки.
Знание структуры философии подразумевает знакомство с разделами философии и философскими науками, их проблематикой. При этом следует учесть, что структура философского знания за два с половиной тысячелетия развития философии претерпела многократные изменения и не всегда была такой, какой представлена в современных учебниках.
При рассмотрении многообразных функций философии следует задуматься над тем, какие из них являются наиболее актуальными для современного общества и значимыми для отдельной личности. Так как в современной культуре особое значение имеет наука, следует обратить особое внимание на ее связь с философией, а именно – на методологическую функцию философии.
1.3. Изучение основных этапов развития философии необходимо для понимания системного характера философии. Оно должно основываться на видении социокультурной обусловленности философского знания.
Будучи учением о всеобщем, философия, тем не менее, является также самоосмыслением конкретной культуры и меняется вместе с ней. Поэтому основные вехи развития философии в основном совпадают с такими же вехами в развитии общества и культуры. Кроме того, философия имеет национальную специфику.
Несмотря на многообразие концепций и имен, имеющихся на каждом этапе развития философии, можно выделить некие господствующие, определяющие духовное лицо эпохи. Обратите внимание, что своеобразие основных периодов в развитии философии было связано с господством той или иной формы духовной деятельности (миф, религия, наука), в тесном контакте и в непрерывном диалоге с которой философия в данную эпоху и существовала.
|
|
Вопросы для самоконтроля
К вопросу 1:
1. Что означает понятие «мировоззрение»?
2. Что характерно для мироощущения, мировосприятия и миропонимания?
3. В чем специфика философского мировоззрения по сравнению с мифологическим и религиозным?
К вопросу 2:
1. В чем специфика философской рефлексии?
2. Что изучает философия? В чем состоит отличие предмета философии от предмета изучения конкретных наук?
3. На какие разделы и науки делится современная философия?
4. Каковы функции философии в культуре?
5. Как вы понимаете высказывание античного философа Эпикура: «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией; ведь никто не бывает ни недозрелым, не перезрелым для здоровья души»?
К вопросу 3:
1. Какие основные этапы развития можно выделить в истории философии?
2. Какие черты мифологического мышления присутствуют в философии Древнего мира?
3. В чем специфика восточной философии, по сравнению с европейской?
4. Каковы особенности российской философии?
5. Что характерно для современного этапа развития философии?
Литература
К вопросу 1:
1. Ойзерман Т.И. Мировоззрение // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2010. Т. 2 (Е–М). С. 578–579.
2. Степин В.С. Философия // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2010. Т. 4. С. 195.
К вопросу 2:
1. Философия: учеб. пособие / [Л. И. Мосиенко [и др.]; под общ. ред. А. В. Нехаева; ОмГТУ. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2018. С.6–25.
2. Эпикур, И. Кант, Х. Ортега-и-Гассет // Философия: учеб. электрон. изд. локального распространения: хрестоматия / ОмГТУ: сост.: В. О. Бернацкий [и др.]: под ред. В. О. Бернацкого. Омск: Изд-во ОмГТУ. 2014. С.3–13.
К вопросу 3:
1. Мотрошилова, Н. В. История философии / Н. В. Мотрошилова // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2010. Т. 2 (Е–М). С. 180–183. Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/1316.html (дата обращения: 30.08.2019).
2. История философской мысли: учеб. пособие / Е. А. Мезенцев [и др.]; под общ. ред. А. В. Нехаева; ОмГТУ. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2018. С. 6–15, 64–79, 134–137, 162–163, 196–203, 264–269.
3. Философия: конспект лекций: учеб. пособие для студентов всех специальностей и форм обучения / В. О. Бернацкий [и др.]. Омск, 2009.
Темы докладов и рефератов
1. В. С. Соловьев о смысле занятия философией.
2. Сократ о мудрости (по «Апологии Сократа» Платона).
3. М. Хайдеггер о сущности философии.
4. Философия и личность.
Литература для подготовки докладов и рефератов
К теме 1.
Соловьев В. С. Исторические дела философии // Вопросы философии. 1988. № 8. С. 118-125. Режим доступа: http:// www.rodon.org/svs/idf.htm (дата обращения: 15.09.2019).
К теме 2.
Платон. Апология Сократа / Платон // Собр. соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. С. 70–96. Режим доступа: http: //lib.ru/POEEAST/ PLATO/platon__apologiya_sokrata.txt_with-big-pictures.html (дата обращения: 15.09.2019).
К теме 3.
Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. Мир – конечность – одиночество / М. Хайдеггер. СПб.: Владимир Даль, 2013. 592 с. Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Heidegg/_Osn_ Metafiz.php (дата обращения: 15.09.2019).
К теме 4.
Мамардашвили М. К. Философия и личность // Человек. 1994. № 5. С. 5–19. Режим доступа: http:// www.psychology.ru/library/00044.shtml (дата обращения: 30.08.2019).
Контрольные вопросы и задания
Пороговый уровень освоения темы:
1. Выберите верное суждение о том, что является предметом изучения философии:
а) общество и его проблемы
б) человек, проблема смысла его жизни
в) научные высказывания, обобщение научных знаний
г) область субъект-объектных отношений человек-мир
|
|
2. Гносеология как раздел философского знания изучает:
а) проблемы бытия б) проблемы сознания
в) проблемы морали и нравственности г) проблемы познания
3.Этика как раздел философского знания изучает:
а) проблемы искусства
б) проблемы общества и его развития
в) проблемы морали и нравственности
г) проблемы науки
4. Онтология как раздел философского знания изучает:
а) проблемы бытия б) проблемы общества
в) проблемы морали и нравственности г) проблемы познания
5. Выберите верные суждения о философии:
а) философия выполняет методологическую функцию по отношению к частным наукам
б) философия является самосознанием культуры
в) разделами философского знания являются онтология, гносеология, этика, этикет, религия, социология и логика.
г) единственным предназначением философии является анализ языка науки, обобщение научных знаний
д) предметом изучения философии является область субъект-объектных отношений человек-мир
Базовый уровень освоения темы:
6. Установите соответствие между функцией философии и ее описанием:
Описание функции | Функция философии |
1. Функция философии, отвечающая за формирование общих принципов и норм познавательной деятельности, а также содействует приросту научных знаний и созданию предпосылок для научных открытий | А. Мировоззренческая функция |
2. Функция философии, отвечающая за процесс формирования представлений людей о мире и его устройстве, о человеке и обществе, о принципах взаимоотношения с окружающим миром и месте человека в нем. | Б. Методологическая функция |
3. Функция философии, отвечающая за развитие у личности способности подвергать сомнению представления, господствующие в данном обществе и культуре. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания. | В. Аксиологическая функция |
4. Функция философии, заключающаяся в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. | Г. Критическая функция |
5. Функция философии, заключающаяся в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания выявить тенденции развития, предсказать будущее человека, природы и общества. | Д. Прогностическая |
7. Установите соответствие между периодом в развитии философии и её сущностной чертой
|
|
Период развития философии | Сущностная черта философии этого периода |
1. Античная философия 2. Средневековая философия 3.Философия Возрождения | А. Космоцентризм Б. Антропоцентризм В. Теоцентризм |
8. Заполните таблицу:
Разделы Философии | Предмет Изучения | Проблемы (не менее 3-х) |
Онтология |
| |
Гносеология |
| |
Философская антропология |
| |
Социальная философия |
| |
Этика |
| |
Эстетика |
| |
Повышенный уровень освоения темы:
Напишите эссе на одну из тем:
1. «Философу свойственно испытывать изумление. Оно и есть начало философии» (Слова Сократа в диалоге Платона "Теэтет")
2. «Философия есть, собственно, ностальгия, желание повсюду быть дома» (Новалис)
3. «Мудрейший тот, кто, подобно Сократу, знает, что ничего-то по правде не стоит его мудрость» (Платон «Апология Сократа»)
4. «Задача философии – не плакать, не смеяться, не ненавидеть, но понимать» (Б. Спиноза)
5. «Философия – это сознание вслух» (М. Мамардашвилли)