Философия И. Канта. Гносеологическая проблематика

 

       Кант известен как агностик (т.е. философ, отрицающий возможность познания или принципиально ограничивающий возможность познавательной деятельности человека). Однако, это поверхностная характеристика сути кантовской философии. В частности Ленин называл Канта агностиком. Кант задавался вопросом - как возможны синтетические априорные суждения (кант сравнивал синтетические суждения и аналитические. В синтетических есть приращение содержания, а в аналитических нет прироста содержания, потому что в синтетическом суждении просто идет развертка содержания понятия. Например, снег - это белое вещество - синтетическое суждение.

       Кант поставил проблему - что является источником внеопытных (априорных) синтетических суждений и пришел к выводу - разум в котором изначально содержатся доопытные (априорные) идеи (априоризмы).

       Кант выделял 3 уровня познавательной деятельности:

       - чувственность (в ней он усматривает характерные для нее априоризмы пространства и времени). Пространство и время он считал способом упорядочивания впечатлений субъекта, т.е. кант не считал, что пространство и время существует объективно.

       - рассудок - способность действовать по правилам.

       - разум - творческая интеллектуальная способность человека, это способность создавать правила для рассудка.

       С точки зрения Канта "субъект конструирует объект". Априоризмы разума о душе, о мире, о Боге. На базе этих априоризмов разума, присущих всем людям создаются системные ноуменальные представления о соотношении души и тела, о внешнем мире и о Боге. С точки зрения Канта субъект-индивид не может абсолютно точно утверждать или отрицать существование внешнего мира, бога, конечность или бесконечность мира и т.д. С точки зрения Канта представления человека можно разделить на 2 вида: 1) представление об единичных чувственных феноменах, т.е. вещах; 2) ноуменальные представления, в принципе не подвластные, не подлежащие опытной проверке. Источником для первых может быть какая-то вещь в себе, для второй - априоризмы разума.

 

И. Кант. Антиномии чистого разума.

 

       Антиномия - это равно доказуемые суждения с противоположным смыслом.

       Кант выделял следующие АЧР:

       1. Мир конечен - Мир бесконечен.

       Человек конечное существо, поэтому бесконечность или конечность мира не может быть удостоверена в его опыте.

       2. Бог есть - Бога нет.

       Кант считал, что ни утверждать, ни отрицать бытие Бога с абсолютной уверенностью нельзя (это мысль Юма). Однако, с точки зрения Канта идея Бога необходима. В противном случае, мораль и право теряет всякий смысл (такая же мысль у Вольтера).

       3. В мире все происходит по необходимости - В мире есть свобода.

       Свобода - это способность самостоятельно начинать ход событий.

           

       Кант считал, что причиной возникновения антиномических суждений являются попытки применения рассудочных суждений к ноуменальным суждениям.

 

Этика Канта.

 

1* Критерии морального.

 

       По Канту человек принадлежит двум мирам:

1) как чувственное, телесное существо он включен в цепь естественных причинно-следственных отношений, поэтому не свободен.

2) как существо разумное человек свободен.

       Кант выделял 2 вида поступков:

1. моральные. Критерий морального поступка: единственным мотивом поступка является намерение следовать моральной норме (даже вопреки своим страстям и выгоде).

2. легальные. Это в моральном смысле, т.е. не нарушающий моральных норм, но и не связанный с ними.

       Кант ставит вопрос - при каких условиях нарушение моральной нормы не является безнравственным (ведь новые нормы не принимаются законодательно, а укореняются за счет старых, что означает, что при определенных условиях нарушение моральных норм может содержать в себе предпосылки новых).

 

2* Кант: моральные императивы.

 

       В истории этической мысли вошли кантовские императивы, которые по смыслу неразрывно взаимосвязаны:

       1) категорический императив ("действуй так, чтобы максима твоей воли могла бы стать актом всеобщего морального законодательства")

       - императив - это объективный принцип долженствования (объективный - значит не зависящий от субъекта, который им руководствуется, это правило общее для всех, но влияет на поведение каждого все-таки изнутри, т.е. лишь постольку, поскольку руководствуется разумом, т.е. свободен)

       - максима - это субъективный принцип долженствования, т.е. внутреннее правило поступка, которым руководствовался субъект.

       - долженствование - это следование норме без принуждения.

       По Канту, наше поведение оказывает влияние на других людей. Отсюда принцип "обратимости зла": закон твоего неблаговидного поступка вернется к тебе в поведении других людей" (и в морали, и в праве нарушая эту одну норму подрываешь право в целом).

           

       2) практический императив - "относись к человечеству в своем лице и лице всякого другого как к цели, а не как к средству".

       Гегель называл пробобемизмом создание некоторой морально-этической системы для оправдания своего неблаговидного поступка.

       Категорический императив без практического недействителен, потому что без него - это принцип самозаконности (у Ницше - сверхчеловек)

       "Действуй так, как если бы ты хотел, чтобы в отношении тебя действовал тот же закон, которым ты руководствуешься в своем поступке".

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: