Главной чертой экономической политики руководства является активное проведение мер по приоритетному развитию производства в экспортных отраслях. Это осуществляется путем расширения спектра промышленных поставщиков и контактов региона, сближения и Западной, и Южной Швеции с регионами других стран Евросоюза.
Регион ЮЗШ составляет основу экономики и торговли Швеции. На него приходится больше половины (270 тыс.) всех промышленных предприятий, около 40% (300 тыс. чел.) от всех занятых в промышленности страны. В ЮЗШ находится более 60% (1100) всех быстроразвиваюшихся компаний Швеции (т.е. тех, которые удвоили свой оборот за последние четыре года), из них большинство – в ЮШ. На территории региона производится около половины национальной продукции машиностроения (автомобилестроение – 70% от всей продукции страны), более 60% производства текстильной и фармацевтической отраслей и более 70% продовольствия. ЗШ дает большую часть продукции нефтехимической промышленности. Здесь – один из крупнейших в Европе центров космических технологий, современной электроники и компьютерно-вычислительной техники, подавляющая часть упаковочной, строительной и мебельной промышленности страны. В общем обороте шведских компаний ЗШ принадлежит 23% (около 600 млрд. крон в 1997 г.), и только одному объединенному южношведскому лену (области) Сконе еще 13% (350 млрд. крон).
|
|
1997 год стал для компаний ЮЗШ, чьи акции котируются на бирже, одним из самых успешных за всю историю. Всего на Стокгольмской бирже котируются акции более чем 50 компаний ЗШ и около 30 Южной Швеции (ЮШ). Почти 70% «биржевых» компаний в ЗШ и 75% в ЮШ добились в 1997 г. увеличения своего оборота, причем многие из них показали высокую прибыльность (в первую очередь ПЛМ, «Сведала», «Сюдкрафт», «Треллеборг», Гётеборгский порт и др.).
Уровень инфляции в регионе составляет более 2% (что совпадает с уровнем по стране). Открытая безработица достигает в среднем 8% (что выше, чем в среднем по Швеции – 7,4%). Самый высокий уровень – в лене Сконе (9%), самый низкий - в Блекинге и Йенчепинге (6%). В целях борьбы с безработицей на юге страны правительство выделило из госбюджета 2,6 млрд. крон властям коммун лена Сконе на «испытательное» проведение (с 1 марта 1998 г. до 2000 г.) более самостоятельной политики на местном рынке труда (с использованием традиционных и нетрадиционных методов повышения уровня занятости).
Инвестиционный климат в ЮЗШ в целом благоприятный. Тем не менее, объемы иностранных инвестиций уступают уровню 1995 г. (50 млрд. крон). Наметился некоторый рост капиталовложений в области машиностроения и пищевой промышленности. Большой активностью третий год подряд отличается рынок недвижимости (преобладают покупатели из Норвегии и США). Доля зарубежных компаний в экономике ЮЗШ заметно выросла особенно в ленах Сконе и Вестра Йоталанд. Эти компании (в основном датские, немецкие, американские, английские и голландские) обеспечивают сегодня около четверти всего экспорта ЮЗШ и больше его половины в сфере услуг. Параллельно с этим высокого уровня достигло иностранное акционерное участие: средняя доля иностранного владения в крупных компаниях ЮЗШ, представленных на бирже, составляет 36%. Деятельность норвежских компаний в Западной Швеции устанавливает последние годы новые рекорды. При этом речь идет как о приобретении норвежцами шведских компаний, так и открытии ими своего производства. В 1998 г. наибольший рост активности норвежских экономических кругов ожидается в районе Дальсланд (б. лен Эльвсборг). Значительная роль в привлечении норвежского капитала принадлежит местным властям и представительству Западной Швеции в ЕС – «Вест Свиден», которые стремятся таким образом снизить в районе высокий уровень общей безработицы (12%).
|
|
Внешнеэкономическая деятельность компаний ЮЗШ не уступает по активности деятельности зарубежных компаний в регионе, а по числу приобретений и открытых производственных точек даже превосходит ее. Особенно в этом активны машиностроительные компании ЮЗШ. Больших успехов в расширении рынков сбыта добились за последнее время машиностроительные, а также медицинские, упаковочные и металлургические компании региона.
Экспорт продукции компаний ЮЗШ неуклонно растет. Три четверти его приходятся на Данию и Норвегию, а также Германию и Великобританию. Регион поставляет на экспорт более 50% всей своей промышленной продукции и около 65% сельскохозяйственной. Основными странами-импортерами продукции ЮЗШ являются Дания, Норвегия, Германия, Польша и страны Балтии. Среди главных статей экспорта значатся автомобили, бумага, винно-водочные продукты, товары машиностроения и электроники. Импорт в ЮЗШ преобладает из таких стран, как Дания, Норвегия, Германия, США, Португалия и Китай. Основные статьи импорта – нефть, уголь, древесина, продукция машиностроения, продукты питания, текстильные изделия, игрушки.
Финансово-экономический кризис в Азии оказал определенное влияние на компании ЮЗШ. Снизилась курсовая стоимость акций лесных и машиностроительных компаний, в своей деятельности ориентированных на азиатский рынок. С целью снижения затрат компании предприняли меры жесткой рационализации своей деятельности. В то же время усиление конкурентной борьбы в Европе привело к снижению уровня инфляции и процентных ставок, что, в свою очередь, способствует падению цен на товары из Азии, повышению покупательной способности и созданию новых рабочих мест.
Растет торговый оборот компаний ЮЗШ с такими регионами России, как Калининградская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Омская области и др., увеличивается число совместных проектов. Наибольшую активность здесь проявляют лены Вестра Йоталанд, Сконе, Халланд и Блекинге. Компании «Альфа Лаваль», «Тетра Пак» и др. открыли свое производство в России; в ближайшее время это намерены сделать также ПЛМ и «Гулльфибер». «Сканска» и «Сведала» осуществляют в Центральном регионе России крупные строительные проекты.
Морпорты. ЮЗШ в рамках страны в целом традиционно играет значительную роль в формировании морского торгово-грузового и пассажирского рынка.
Оборот чисто шведских и находящихся под шведским контролем судовладельческих компаний составляет 40 млрд. крон. Шведские пароходства объединяют около 600 грузовых и 100 пассажирских судов, две трети которых действуют на юго-западе Швеции. Региональные пароходства также располагают наиболее современно технически оснащенными судами (около 120), зафрахтованными на долгосрочной основе. Более половины общего оборота отрасли в ЮЗШ приходится на малые и средние пароходства.
|
|
Транспортная сеть ЮЗШ исторически складывалась на базе деятельности крупнейшего в Скандинавии порта Гётеборг. 70% промышленного потенциала северных стран сосредоточено в радиусе 500 км. вокруг Гётеборга; ежегодно в порт заходят более 13 тыс. судов, в 1997 году впервые оборот порта превысил 30 млн. т. обработанного груза и полмиллиона контейнеров. С 1997 года одна из крупнейших в мире компаний контейнерных перевозок «Эвергрин» параллельно с «Маерск лайн» осуществляет прямую транспортировку грузов из Гётеборга на Дальний Восток, прежде всего в Китай. Крупное объединение «Стора груп» продолжает «отрабатывать» европейское направление перевалочных поставок гетеборгского порта.
К наиболее рентабельным пассажирским перевозкам относится паромная связь, ориентированная на европейский рынок. Здесь на регулярной основе действуют пятьдесят маршрутов, ежегодно обеспечивающих перевозку более 4 млн. пассажиров и связывающих Гетеборг с 60 портами. Самой высокоэффективной в будущем коммуникационной артерией региона считается Эресуннский мост. Он будет соединять два крупных по европейским стандартам торгово-пассажирских узла – Мальме и Копенгаген. Эресуннский мост считается наиболее крупным в Европе сооружением такого плана; его длина 7845 метров, а ширина 31 метр; ввод в действие моста запланирован на середину 2000 года.
Российская деятельность на транспортном рынке ЮЗШ практически полностью свернута. Заходы российских торгово-грузовых судов в порты региона крайне незначительны как по их количеству, так и по объему доставляемых грузов. В 1998 году на верфях Южной Швеции прошли ремонт и переоборудование три российских судна малой тоннажности. Закончено переоснащение для ведения сейсморазведки проданного в рассрочку норвежцам «Светломора I». В Гетеборге владелец малого предприятия «Хай си сервисез» арендует российский танкер для дозаправки в открытом море шведских рыболовных судов.
|
|
Аэропорт «Ландветтер». Расположен в ЮЗШ (Гётеборг), является крупнейшим аэропортом Северной Европы. Считается, что «Ландветтер» заменит международный аэропорт «Каструп» (Копенгаген), если последний будет закрыт по какой-либо причине. В течение года «Ландветтер» может обслужить от 5 млн. пассажиров и обработать 110 тысяч тонн грузов. Международные и чартерные рейсы составляют около 60% всего потока пассажиров.
"Ландветтер» расположен в центре западной Швеции и находится в 25 км от Гётеборга, который является вторым по величине промышленным, научным и культурным центром страны, а также сравнительно недалеко от крупных городов Уддевалла, Трольхеттан, Алингсое, Бурос, Кунгсбака, Варберг и др. От аэропорта до Гётеборга и Буроса ходят маршрутные автобусы.
"Ландветтеру» принадлежит рекорд по пунктуальности выполнения полетов в Европе. Ежегодно 99,7% самолетов независимо от погоды и того факта, что аэропорт расположен в самом туманном районе Швеции (аэропорт охвачен полностью туманом в течение одного месяца в году), садятся и взлетают строго по расписанию. Время регистрации на международных линиях доведено до 30 мин., на внутренних – до 10 мин. Противопожарная система безопасности аэропорта является одной из самых быстрых систем реагирования в мире: 6 тыс. литров воды в минуту могут достичь любой точки взлетной полосы за 90 сек. (при международной норме в 120 сек.).
В районе аэропорта имеются две платные стоянки. Одна из них для провожающих и посетителей (вмещает 2500 автомобилей); другая – долговременная – для улетающих пассажиров (вмещает 1000 автомобилей).
В аэропорту имеется «команда безопасности». По всему аэропорту расположены противотеррористические сигнальные системы и электронноконтролируемые двери. С центрального пульта осуществляется постоянное наблюдение за входными дверями в главное здание аэропорта и скрытый контроль залов.
Эресунн. Интерес представляет последовательное выдвижение Южной Швеции, прежде всего Мальмё, и района Большого Копенгагена на позиции сдвоенного центра транснационального регионального сотрудничества по обе стороны пролива Эресунн. Речь идет о концентрации в названном районе собственных совокупных ресурсов с подключением финансовых источников ЕС. В 1993 году был создан Эресуннский комитет, являющийся по сути политическим механизмом претворения в жизнь названных замыслов: его почетными сопредседателями являются премьер-министр Швеции Й. Перссон и премьер-министр Дании П. Расмуссен.
Эресуннская транснациональная региональная структура формируется в результате законодательно закрепленного на этот счет решения, принятого датским и шведским правительствами. Дополнительным импульсом в деле его реализации послужило начало строительства комбинированного железнодорожно-автомобильного моста между Копенгагеном и Мальмё. Эта магистраль является составной частью трансевропейской транспортной сети и будет введена в действие в 2000 году.
Население Эресуннского региона составляет 2,9 млн. человек при обшей занятости в 1,4 млн. Он обладает уникальным потенциалом в деле развития межрегиональной торговли.
Гетеборг-Осло. Фopмaльнo закрепленное устойчивое начало трансграничного сотрудничества между Западной Швецией и Южной Норвегией было заложено созданием в 1980 г. Приграничного комитета в рамках соответствующих программ Совета министров северных стран. Далее, в связи с вхождением Швеции в Евросоюз (Норвегия не входит в состав ЕС) на основе подписанного в 1995 г. шведско-норвежского межрегионального соглашения создается единый орган координации сотрудничества – Совет. В его состав вошли представители городских властей Гетеборга и Осло, губернского политико-экономического истеблишмента; двухлетнее председательствование осуществляется поочередно. По февраль 1999 г. трансграничное сотрудничество контролируется Гетеборгом.
В том же, 1995 г., в соответствии с обращением Приграничного комитета Комиссия ЕС утвердила программу межрегиональной кооперации на период до 1999 г. с общим бюджетом в 221 млн. шв. кр. (21% – взнос ЕС, 42% – Норвегии, 37% – Швеции). В сентябре того же года было сформировано представительство Гетеборга в Осло, а в 1996 г. – представительство норвежской стороны в Гетеборге.
Целью создания шведско-норвежской трансграничной структуры является усиление сотрудничества историко-этнически близких народов двух стран. Регион включает в себя около 10% территории каждой из сторон и почти 3,5 млн. человек; в нем сосредоточено около половины промышленного потенциала Скандинавии, развитие которого стимулируется высокоразвитой транспортно-коммуникационной инфраструктурой. Cтороны исходили из предпосылки, что включаемые в сферу общей деятельности территории не имеют принципиальных отличий в уровне экономического развития, а во многих важных областях являются взаимодополняющими. С учетом линии шведских властей на возможное широкое привлечение в Западную Швецию иностранных инвестиций, взаимодействие с норвежцами считается здесь оптимально выгодным. Норвегия второй в мире экспортер сырой нефти. После введения в строй месторождения природного газа «Тролль» она стала одним из основных поставщиков газа в Европу. Экспорт углеводородов обеспечивает норвежцам высокий, даже по европейским меркам, жизненный уровень.
Развивающееся в последние годы норвежское предпринимательство с одной стороны рассматривается в Гетеборге в качестве «иностранного инвестора», а с другой, – принимая в расчет упомянутые историко-культурные связи и взаимозависимую трансграничную экономику, относится к разряду «родственной межсоседской» интеграции. Таким образом перетекающий через госграницу капитал рассматривается в качестве «общерегионального достояния». Беспрепятственность его внедрения обеспечивается двусторонним режимом наибольшего благоприятствования. В результате, в 1998 г. количество обосновавшихся здесь норвежских компаний превысило триста единиц; примерно столько же действует с норвежским долевым участием, при этом уровень прямых норвежских инвестиций за пять лет взаимодействия достиг 27 млрд. шв. крон. Наряду с этим только в районе Большого Гетеборга насчитывается 473 крупных и средних трансатлантических и «континентальных» компаний.
Их привлекает сюда налог на корпорации на уровне 20%; высокий уровень производительности труда; конкурентоспособные уровни зарплаты; первоклассные сети телекоммуникаций и вычислительной техники и т.д. Промышленное развитие обеспечивается наличием хорошо развитой транспортной сети: международные аэропорты Гетеборга (Ландветтер) и Осло (Гардермуэн и Форнебу), крупнейшие порты – Осло и Гетеборг, паромное сообщение (в год перевозится до 120 тыс. грузовых автомашин); шоссейная сеть, паромами связанная с Данией и Германией. Несмотря на свои внушительные размеры, регион оказывается достаточно компактным. Два его центра – Осло и Гетеборг напрямую связаны шоссе Е6, всего 310 км.
В шведской части региона действуют два автомобилестроительных концерна – «Сааб» и «Вольво»; здесь находятся их правления и основные производственные мощности. На них работают 250 субподрядчиков в разных городах региона.
Химическая промышленность и нефтепереработка – значительна высоким уровнем продукции и широтой ассортимента, представлена помимо нефтепереработки специальными химическими производствами. Здесь находятся скандинавские штаб-квартиры ряда иностранных компаний: «Акцио Нобель», «Бореалис», «Гидро».
Информационная технология – ее уровень в регионе отражает положение в целом в Норвегии и Швеции, являющихся одними из передовых в мире стран по насыщенности персональными компьютерами и телефонами сотовой связи. Здесь действуют такие компании, как «Эриксон», «Хассельблад», «Кунгсберт Норконтроль», «Сааб Эриксон Спейс», «Тандберг Дата». Всего в регионе около 4000 компьютерных компаний.
Фармацевтическая, биотехническая отрасли, производство медоборудования, продукция которых характеризуется высоким качественным уровнем, – в этой сфере действуют несколько сот компаний.
В регионе Осло-Гетеборг сосредоточена треть всего производства продовольствия Швеции и Норвегии. Наиболее важной компанией является «Орила».
Текстильная, швейная и обувная промышленность – в регионе наибольшая в Скандинавии концентрация предприятий этих отраслей.
Регион отличает наибольшая плотность в скандинавских странах предприятий деревообрабатывающей и мебельной отраслей. Имеющий мировые позиции, в том числе действующий в России, производитель мебели ИКЕА разместил в регионе завод по производству офисной мебели и центр развития.
Значительная доля производимых в Швеции и Норвегии бумаги, целлюлозы и упаковочных материалов приходится на регион. Мировое значение имеют фирмы по производству упаковочного картона «Стура» и «Боррегор».
Приоритет экологической проблематики в Швеции и Норвегии определил значительный уровень инвестиций на улучшение состояния окружающей среды для компаний, разрабатывающих экологические технологии.
Строительные компании региона имеют большой опыт в строительстве туннелей в скальных породах, портовых сооружений, подводных туннелей. Развито строительно-дорожное машиностроение.
В регионе, в первую очередь, в норвежской его части, развито одно из наиболее передовых в мире по уровню НИОКР машиностроение для подводной добычи нефти и газа. Здесь размещены головные конторы таких компаний, как «Квернер», «Акер», «Гидро», АББ. Объем инвестиций во все виды технологии, связанной с добычей нефти и газа на континентальном шельфе, составит в течение предстоящих 25 лет 2 млрд. долл.
Деловые и политические круги региона используют поддерживаемые в прекрасном состоянии природные ландшафты (леса, озера, шхерное морское побережье протяженностью в 400 км и т.д.) для развития туризма. Посетителей привлекают в регион наличие развитой сети учреждений культуры и отдыха. Значительную коммерческую роль для обеспечения гостиничной отрасти играет проведение в городах региона нескольких сот международных выставок и съездов ежегодно. О масштабах туризма говорит то, что в летний сезон мост через Свинесунд пересекает до 40 тыс. человек в день.
Судовладельцы региона (в первую очередь норвежцы) контролируют более 10% мирового морского торгового флота. Здесь действует крупнейший рынок морского страхования, уступающий только лондонскому «Ллойду». В регионе – головная контора компании «Стена Лайн», ведущей компании мира по паромным перевозкам.
Как и в случае Эрессунского сотрудничества, стороны-участницы при формировании трансграничного пространства уделяют особое внимание деятельности общего рынка занятости. Он создается усилиями Совета путем взаимной адаптации шведской и норвежской систем социального страхования и условий найма на работу; вырабатывается единая система повышения квалификации. При отсутствии визового режима трансграничного передвижения считается реальным выработка унифицированной сетки оплаты проездных документов.
Складывающийся опыт комплексного регионального развития продемонстрировал необходимость создания научно-образовательного и информационного центра. Решение на сей счет было принято Советом в 1996 г. В регионе сосредоточены крупные вузы, одновременно осуществляющие прикладные и фундаментальные исследования. Речь идет об университетах в Гетеборге и Осло (30 и 35 тыс. обучающихся), Чалмерском технологическом институте – 8 тыс. студентов. Высшей коммерческой школе в Осло – 13 тыс. студентов. Считается, что приоритетным направлением для шведско-норвежских коммун, участвующих в более чем 50 проектах, является защита окружающей среды, создание новых рабочих мест, повышение профессиональной квалификации, энергетика, транспорт, космические исследования, биотехнология, пищевая промышленность, туризм и выставочно-зрелищные мероприятия.
Результаты принесла деятельность рабочей группы по коммуникациям. К середине 1998 г. открыты четыре паромные линии из ЗШ в Норвегию: из Стремстада в Халлен, Фредрикстад, Лангесунн и на Валерские острова. В 1997 году открыты две новые авиалинии через Осло и Гетеборг в континентальную часть Европы. После окончания проводимых работ по реконструкции европейская автомагистраль Е6 станет на 23 км. короче на участке между Гетеборгом и Осло; достроенная железная дорога сократит вдвое время пути из Гетеборга в Осло, доведя его до двух часов.
После пятилетнего обсуждения в риксдаг внесено совместное предложение Дорожных управлений двух стран о строительстве между Швецией и Норвегией нового Свинесуннского моста (длина – 600 м., стоимость – 649 млн. шв. крон) на 1,2 км к западу от нынешнего. Против этого предложения выступают власти норвежской коммуны Халлен, требующие построить новый мост к востоку от нынешнего. Это, однако, считается более трудоемким и дорогостоящим проектом. Принятие решения риксдага по этому вопросу ожидается в 1999 г.
Проводимый процесс полностью отвечает поставленной задаче: от регионального и национального к межрегиональному и трансграничному сотрудничеству. Он вполне отчетливо сочетается с целенаправленной политикой шведов по реализации «Инициативы ЕС в отношении Балтийского региона» (предусмотрено выделить 4,6 млрд. экю). На основе уже достигнутого, в схему процесса вписывается интенсивно прорабатываемая сейчас концепция создания промышленно-торгового и коммуникационного узла Гётеборг-Осло-Копенгаген-Мальмё.
Атомная энергетика. Решение правительства Швеции о закрытии с 1 июля 1998 г. первого реактора АЭС «Барсебек» – первый шаг по реализации принятого по инициативе правящей социал-демократической партии Закона о закрытии шведских АЭС, за который риксдаг проголосовал 18 декабря 1997 г.
Социал-демократов поддерживают левая партия, партия центра, зелёные. Против выступают либералы, консерваторы и христианские демократы. Юридическую базу курса СДРПШ составляет проведенный еще в 1980 г. референдум, в ходе которого большинство проголосовало за закрытие всех 12 реакторов шведских АЭС к 2010 г.
За прошедшее с момента референдума время настроения в обществе изменились. Движение за запрещение атомной энергетики ничем себя не проявляет. В ходе многомесячной дискуссии перед принятием вышеназванных решений риксдага и правительства профсоюзы, экономические круги, оппозиционные партии выступали в большей своей части против закрытия АЭС. Замена АЭС на электростанции на угле, нефти и газе приведет к росту выбросов в атмосферу двуокиси углерода (превышение нормативов ЕС по этому показателю составляет в Швеции 9%, в случае закрытия «Барсебека» оно вырастет еще на 10%).
Особое место занимает в конечном решении вопроса о сворачиванин шведской атомной энергетической программы вопрос обеспечения безопасности. С самого начала подвергалось сильной критике место размещения реакторов «Барсебека» – в непосредственной близости от Копенгагена и третьего города Швеции – Мальмё. С июня 1992 г. «Барсебек» закрывался на период около года из-за выявившихся серьезных дефектов в системе охлаждения.
Последние два года на рынке электроэнергии в Швеции цены пошли вниз, что привело к снижению прибылей владельцев АЭС. Владельцам энергетических фирм, строившим реакторы с 60-х по 80-е годы, затратив при этом около 30 млрд. крон, до сих пор не удалось полностью возместить все эти расходы. Они заинтересованы в продолжении функционирования АЭС или в получении компенсации. В этой связи показательна позиция владельца «Барсебека» – южношведской фирмы «Сюдкрафт», намеревавшейся прибегнуть к защите своих интересов в судах Швеции и ЕС. «Барсебек-1» является с начала 80-х годов приносящим наибольшие прибыли реактором Швеции.
В 1996 г. доля АЭС в энергообеспечении Швеции составляла 52%. Реальное закрытие хотя бы части из 12 шведских атомных реакторов может вызвать рост потребительских цен на электроэнергию в 2-3 раза в течение года. Указывают на то, что нет реальных способов получения электроэнергии в Швеции, кроме как активизацией работы электростанций на угле, нефти и газе, что приведет к ухудшению состояния окружающей среды. В случае закрытия «Барсебек» начнутся компенсирующие поставки электроэнергии компании «Ваттенфалль» по более высокой цене; в перспективе рассчитывают на получение энергии с финских (на газе) и датских (на угле) электростанций. Такой поворот событий стал бы существенным ударом по бюджету населения Швеции, где до последнего времени электроэнергия была одной из самых дешевых в Европе.
Деловые круги ЮЗШ о деятельности в России. Приоритетным направлением деятельности предпринимателей ЮЗШ считается развитие связей с российскими северо-западными регионами. Особое внимание этому району, по мнению шведов, уделяется с точки зрения его потенциально вoзpacтaющeй роли в кaчeствe связующего звена между Россией в целом и Евросоюзом; он является важной составляющей замысла строительства «единой Европы балтийского направления».
Местные административные структуры продолжают проводить линию на задействование средств и ресурсов Евросоюза на решение в упомянутых российских регионах социально-экономических и экологических проблем. Шведы по согласованию с российской стороной придерживаются практики подписания «зональных протоколов» между руководителями соответствующих губернских центров. Эти протоколы определяют основные направления и объемы предполагаемого сотрудничества. К протоколам, ныне дающим реальную практическую отдачу относится документ, подписанный властями Калининграда и Мальмё. Помимо намерений по открытию бизнес-центра, установлению прямых контактов между заинтересованными государственными и частными институтами, участию шведов в становлении «свободной экономической зоны» требуемое значение в протоколе уделено статьям по конкретному решению задач ликвидации экологического загрязнения района Калининграда, действенной борьбе с эпидемией СПИДа в области. Очевидная собственная заинтересованность в радикальном решении этих проблем территориально близлежащего региона послужила дополнительным стимулом для мобилизации как чисто шведских возможностей, так и соответствующих фондов ЕС.
Участие в разработке значительных интеллектуальных ресурсов, научно-технического потенциала российского северо-запада, прямо сочетается со шведскими национальными интересами. С учетом такого подхода предпочтение отдается «специализированному сотрудничеству». Оно подразумевает создание совместных российско-шведских рабочих групп ученых, деятельность которых, с точки зрения шведов, связана с наиболее перспективными изысканиями. Такие группы, как правило, действуют в рамках шведских и российских университетских центров. Помимо этого, шведы на контрактной основе подключают российских ученых к работе в различного рода технологических бюро непосредственно в сфере промышленного производства. Вносимые российской стороной предложения и идеи нередко служат питательной средой научно-технического прогресса, являются генератором дальнейшей реализации наиболее современных тенденций в прикладных и фундаментальных исследованиях.
Деятельность на российском рынке концерна «Вольво» сводится к тому, что поставки готовой продукции, комплектующих запчастей и сервисное обслуживание осуществляются напрямую через головные представительства компаний «Вольво» в Москве и Санкт-Петербурге ("Вольво-Пента»). В целях минимизации финансового риска реализация проектов сборочного производства идет по пути предварительного согласования их оправданности с центральными ведомствами (Минтранс РФ) и руководством российских региональных администраций. Так обстояло с открытием завода по сборке автобусов в Омске, с обкаткой проекта сборки автобусов в Вологде. Значительный импульс запланированному руководством «Вольво» пятикратному расширению деятельности концерна на российском рынке был придан в ходе визита Б.Е.Немцова в Гётеборг в декабре 1997 года.
Все наиболее значимые компании региона открыли свои представительства в крупнейших российских административных центрах. По мнению шведов, такой метод способствует более четкому анализу существующих в России реалий при разработке принципиальных концепций двустороннего взаимодействия. К числу продуктивно действующих в России компаний и предприятий ЮЗШ относятся «Вольво», «Сканска», «Сааб», «Астра Хессле», «Авеста Шеффилд», «Стена Груп», «Тетра Пак», СКФ, «Стура Папирус», «Треллеборг».