Экономическом развитии региона

Диплом: Государственная политика поддержки малого бизнеса и ее практическая реализация в Челябинской области



Оглавление

 

Введение

Глава 1. Основы государственной политики поддержки малого бизнеса

1.1 Малый бизнес: сущность и его роль в социально-экономическом развитии региона

1.2 Государственная поддержка развития малого предпринимательства

Глава 2. Практика реализации государственной поддержки малого бизнеса в Челябинской области

2.1 Современное состояние малого бизнеса в Челябинской области

2.2 Деятельность органов государственной власти по поддержке малого бизнеса в Челябинской области

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения



Введение

Достигнутый к настоящему времени уровень экономического потенциала Уральского региона недостаточен для реализации целей социально-экономического развития: создания новых рабочих мест, оживления спроса и увеличения предложения на местных товарных рынках, появления дополнительных источников доходов у экономически активного населения за счет частнопредпринимательской инициативы.

Отраслевая структура экономики региона в значительной степени зависит от характеристики условий развития малого предпринимательства.

Актуальность темы исследования обусловлена противоречиями, складывающимися между значимостью успешного развития малого предпринимательства как одного из основных системообразующих факторов экономического развития региона и недостаточной эффективностью механизмов властной поддержки этой части экономики.

Развитие малого предпринимательства должно рассматриваться органами региональной власти как наиболее действенный и эффективный инструмент повышения эффективности экономики региона.

Меры господдержки давно есть, но отдача от них крайне низкая, поэтому необходимо критически осмыслить их и предложить корректировку существующих мер.

Актуальность работы связана с необходимостью совершенствования мер государственной поддержки, направленной на увеличение ресурсного потенциала малых предприятий, способствующих активизации предпринимательской деятельности, созданию новых рабочих мест и повышению благосостояния вовлеченных в предпринимательство широких слоев населения.

Целью работы является исследование практики реализации государственной поддержки малого бизнеса в Челябинской области и выработка предложений по повышению ее действенности для развития малого бизнеса в Челябинской области.

Задачи исследования:

выявить сущность малого бизнеса и его роль в социально-экономическом развитии региона (на примере Челябинской области);

изучить основы государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства;

проанализировать современное состояние малого бизнеса в Челябинской области;

исследовать деятельность органов государственной власти по поддержке малого бизнеса в Челябинской области;

выработать предложения по улучшению поддержки развития малого предпринимательства.

Объект исследования - сфера малого предпринимательства Челябинской области.

Предмет исследования - государственная политика в области поддержки малого предпринимательства в Челябинской области.

В исследование предпринимательства, как экономического и общественного явления существенный вклад внесли такие деятели экономической науки, как Л. Бабаева, А. Дадашев, В. Зевелев, В. Лященко, В. Прохоров, А. Рысьмятов, В. Ступин, Ф. Шахматов и другие.

Проблемам развития малого предпринимательства на региональном уровне посвящены труды А. Апишева, Н. Кабановой, Н. Маськовой, Н. Мазура, А. Орлова и т. д.

Разработке механизмов государственного регулирования малого предпринимательства посвящены работы В. Голиковой, А. Блинова, В. Мартьянова, Ф. Шамхалова и др.

Теоретико-методологической основой исследования послужили концептуальные положения, изложенные в научных трудах отечественных и зарубежных ученых по регулированию региональной экономики, о роли малого предпринимательства в экономике региона, по экономико-математическому моделированию.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.



Глава 1. Основы государственной политики поддержки малого

Бизнеса

Малый бизнес: сущность и его роль в социально-

экономическом развитии региона

В современных условиях глобального экономического кризиса существенно возрастает роль малого предпринимательства как одного из ключевых факторов стабилизации рыночных отношений в обществе. При этом малое предпринимательство как формы хозяйственной деятельности отличает высокая универсальность, широкий спектр деятельности, мобильность и приспособляемость к конъюнктуре рынка.

Поэтому сегодня руководство страны возлагает на малое предпринимательство нелегкое бремя «буксира», который должен «вытянуть» страну из экономического кризиса и справиться с безработицей.

По своей сути малое предпринимательство в начале реформ выступало катализатором развития рыночных экономических отношений, способствовало сглаживанию колебаний экономической конъюнктуры и обеспечивало механизм балансирования спроса и предложения.

По своей сути малое предпринимательство выполняет ряд важных экономических и социально значимых функций, в том числе: экономическую, социальную, инновационную, интеграционную, фискальную.

Вместе с тем, в последние годы в функционировании и развитии малого предпринимательства наметились негативные тенденции, к которым можно отнести снижение числа малых предприятий, неразвитость структуры по отраслям и сферам деятельности, низкую жизнеспособность, сравнительно невысокий удельный вес производимой малыми предприятиями продукции в ВВП и др.

Причиной этого является непоследовательная политика государства в области поддержки и развития малого предпринимательства, несовершенство правовой базы, отсутствие должных средств для финансирования целевых программ развития малого бизнеса, слабая социальная и правовая защищенность малого предпринимательства от административного вмешательства, криминализация бизнеса и, конечно же, разразившийся экономический кризис.

Малое предпринимательство (МП) представляет из себя сложносоставное понятие. Оно состоит из двух элементов - предпринимательства и характеристики его величины. Поэтому определение этого понятия, по всей видимости, требует тройного уточнения - определения каждого из элементов и целого.

Предпринимательство есть специфический коммерческий род деятельности (организационной, инновационной, рисковой и проч. - акцент зависит от подхода каждого исследователя), который разворачивается в обществе и ориентирован на увеличение благосостояния, т.е. носит социально-экономический характер.

Социальная компонента среды, в которой происходит предпринимательская деятельность, включает социокультурные факторы формирования личности предпринимателя, работника и других субъектов экономических отношений, исповедуемые ими ценности, а, следовательно, и полагаемые ими цели.

Не обязательно, но, как правило, первичным структурным звеном предпринимательской деятельности выступает предприятие. Именно предприятие по определенным критериям может быть отнесено к малым, средним и большим.

Т.е., когда речь идет о малом предпринимательстве или малом бизнесе, имеют в виду предпринимательство в рамках малых предприятий, обладающее рядом специфических черт и особен­ностей.

В мировой практике не выработано единых критериев и показателей для определения размеров предприятия (фирмы). Они существенно разнятся по странам и отраслям эко­номики.

Кроме того, разграничение малых, средних и крупных предприятий, в принципе, может служить различным целям, что предопределяет невозможность применения единых критериев. Наконец, сам принцип единства критериев предполагает использование количественных показателей, что позволило бы избежать неточностей и искажений в зависимости от местной культуры. Вместе с тем качественные критерии играют большую роль в определении МП.

Среди количественных критериев выделения малых предприятий используют: среднесписочную численность работающих; годовой оборот (объем продаж); балансо­вую стоимость активов и т.п.

Среди качественных показателей используют­ся следующие: незначительная доля рынка компании в сфере ее дея­тельности; ее независимость; управление фирмой ее владельцами; особенности организационной структуры (непосредственное общение всех членов организации, матричный тип структуры, значимость межличностных связей) и др.

Количественная группа критериев используется, как правило, для целей статистики и законодательства, которые требуют формального подхода к определению малого предприятия.

Для ста­тистических целей такое определение осуществляется по каким-либо показателям ниже статистического среднего. Например, если в качестве критерия вы­брана численность работающих и ее среднегодовая величина в среднем по отрасли составляет 100 чел., то к числу малых можно отнести все предприятия, на которых численность состав­ляет менее 100 чел.

Соответственно, крупные предприятия - те, на которых в текущем году в среднем работало более 100 чел. Недостаток данного определения состоит в сложностях, которые возникают при попытке выделить третью группу - средние предприятия.

При выработке государственных программ поддержки малого предпринимательства нормативные показатели МП могут значительно отличаться от тех, что применяются для статисти­ческих наблюдений. Предусматривая ряд льгот и преференций для малого предпринимательства в плане финансирования, кредитования и налогообложения, государство может устанавливать круг тех пред­приятий, для которых эти льготы предназначены, через определение их размеров. Оба эти подхода: формальный и нормативный (принятый в законодательных актах или других государственных документах) имеют реальное, расчетное основание и не противоречат друг другу.

Так или иначе, количественные критерии определения малых предприятий в отдель­ности или в каких-либо сочетаниях необходимы при анализе малого бизнеса и обладают главным достоинством - удобством использования.

Но эти критерии нередко не имеют под собой теоретической базы, часто зависят от субъективных представлений исследователей или политиков о том, что такое малое предприятие, и не дают возможностей анализа и отнесения к той или иной группе «пограничных» случаев. В силу этого их использование в сравнительном анализе затруднено и достаточно условно.

В целом качественные критерии можно разделить на две основные группы: формальные и неформальные. К формальным показателям можно отнести юридические и экономические критерии, к неформальным - критерии, непосредственно затрагивающие организационную культуру.

Кроме того, как к любой системе, к малому предприятию применимо как структурное, так и функциональное описание. Если первое характеризует малое предприятие с точки зрения наличия в нем тех или иных элементов и взаимосвязей между ними, то при втором типе описания следует исходить из основных характерных особенностей функционирования малых предприятий и целей их создания и развития.

При этом структурное описание носит более объективный характер, а функциональное - более субъективный, поскольку требует изучения целей, которые ставятся перед предприятием, и ответственности, которую берет на себя каждый из работников предприятия. Кроме того, функциональное описание позволяет рассматривать малое предприятие не просто как этап развития большинства компаний, а как самостоятельное структурное звено экономики, отличающееся рядом характерных особенностей.

К числу качественных критериев можно отнести следующие:

единоличное право собственности и непосредственное уп­равление предприятием. Владелец, как правило, сам управляет предприятием, беря на себя риск и неся ответственность не только за инвестированный капитал, но и за принимаемые текущие решения;

так называемая обозримость и прозрачность малого предприятия, масштабы которого позволяют владельцу быть в курсе практически всего происходящего в фирме, от каждого изделия и его особенностей до контакта с каждым работником и знания его интересов и трудностей, что создает более действенный механизм мотивации труда;

персонифицированный характер отношений пред­принимателя с партнерами-поставщиками ресурсов и покупателями готовой продукции, а также неформальный, личностный характер отношений с каждым работником предприятия;

относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не по­зволяющие малой фирме оказывать существенное влияние на цены и объем реализации продукции в рамках отрасли, что вынуждает их применять стратегии приспособления к среде. Из этого правила есть ис­ключения. Некоторые малые фирмы столь удачно определяют свою ры­ночную нишу, что практически становятся в ее пределах монополистами;

семейный характер предприятия, ведение дела: семья неред­ко включается в число работников, базовый капитал малого предприятия часто форми­руется за счет семейных сбережений, само дело наследуется представите­лями семьи и т.д.;

малым фирмам свойствен особый характер финансирования. Если крупные корпорации формируют необходимые финансовые средства через фондовые биржи, то малое предприятие может рассчиты­вать на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и неформальный рынок капитала (средства берутся взаймы у друзей, родственников, других предпринимателей и т.п.).

Представим графически предложенную выше классификацию критериев определения малого предприятия (рисунок 1).

Было замечено, что, начиная с определенного момента увеличения размеров предприятия означают повышение средних общих издержек. Экономисты определили это как отрицательный эффект роста масштабов производства или «эффект масштаба».

 

Рис. 1. Типология критериев выделения малых предприятий

 

Отрицательный «эффект масштаба» вызван определенными управленческими трудностями, возникающими при попытке эффективно контролировать и координировать деятельность компании, превратившейся в крупномасштабное производство. Ученые отмечают, что организации с числом занятых более 500 человек становятся плохо управляемыми, неповоротливыми, невосприимчивыми к нововведениям и не реагируют на возникающие проблемы. В результате страдают эффективность и растут средние издержки производства.

Отсюда следует, что положительные и отрицательные эффекты масштаба являются важнейшими факторами, определяющими структуру экономики. Это нужно учитывать при формировании концепции государственного управления малым бизнесом.

Однако это не говорит о предпочтении крупного или мелкого производства. Их преимущества реализуются лишь в том случае, если правильно выбрана сфера деятельности и созданы условия для успешного функционирования.

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, - складывающаяся под влиянием многих факторов.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги. С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост мелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.

Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и оперативное приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что экономически невыгодно крупным фирмам; отсутствие лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развёртывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.

Многие экономисты отстаивают идею об исключительной роли малого бизнеса в развитии инноваций. Наиболее значительную активность в области нововведений проявляют венчурные фирмы. Они успешно конкурируют с крупными, добиваясь более быстрых темпов внедрения достижений научно-технического прогресса.

Мелкие исследовательские фирмы активно проводят исследования и разработки, проявляют больше желания взять на себя риск, гораздо эффективнее используют исследовательские фонды и оборудование, квалифицированные кадры, тем самым вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновление производства.

Мелкие инновационные фирмы с их мобильностью в условиях конкуренции новых товаров, когда рыночным фактором становятся темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системе хозяйства. Они занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя крупным фирмам капиталоемкие стадии промышленного развертывания новых производств. Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстро подключиться к наукоемким отраслям, не располагая при этом большим капиталом.

Важнейшими понятиями являются также понятия «предприниматель» и «предпринимательство» представленные в приложении 1.

Таким образом, в большинстве экономически развитых стран малый бизнес играет важнейшую роль в развитие экономики государства. Правительство Российской Федерации также прилагает определенные усилия для решения проблем развития малого бизнеса. По мнению руководителей государства, малый бизнес должен стать той силой, которая сможет сократить безработицу и увеличить налоговые поступление в государственную казну. Во многих случаях решение проблем малого бизнеса производится на основе опыта зарубежных стран, где на предпринимательство приходится до 50 % ВВП.

Решение проблем малого бизнеса со стороны госуправления лежит в нескольких плоскостях. Одной из самых больших сложностей при развитии малого бизнеса оставалась длительная регистрация предприятия и обилие проверок со стороны государственных органов. В настоящее время приняты законодательные акты, которые упрощают как процедуру регистрации, так и уменьшают количество плановых проверок, которые могут проводиться государственными органами на малом предприятии.

Второй, не менее важной проблемой малого бизнеса, является отсутствие денежных средств, необходимых для развития предприятия. Для решения проблемы малого бизнеса, связанного с отсутствием инвестиций, принято решение о развитии системы предоставления грантов начинающим бизнесменам, которые позволят молодому предпринимателю открыть собственное дело.

Местные органы государственной власти также принимают участие в решение проблем малого бизнеса. Во многих городах для предприятий малого бизнеса строятся специальные офисные и производственные центры, где начинающие предприниматели могут снять необходимое помещение на льготных условиях. Те малые предприятия, которые добросовестно платят арендную плату в течение долгого времени, могут приватизировать занимаемое ими помещение, что позволит иметь залоговые средства для получения кредита в банке. Для решения проблем малого бизнеса в различных регионах нашей страны проводятся семинары и конференции, где предприниматели могут получить ответы на интересующие их вопросы. Для начинающих бизнесменов также организуются бесплатное обучение и различные виды консультаций, которые, по мнению местных руководителей, должны существенно облегчить работу малого предприятия.

Решением проблем малого бизнеса занимаются и ВУЗы, в некоторых учебных заведениях уделяется пристальное внимание подготовке управленческих кадров, которые смогут успешно развивать небольшие частные предприятия.

Не смотря на невысокую экономическую активность населения, во многих регионах нашей страны устранение органами власти проблем малого бизнеса позволяет гражданам открывать все больше малых предприятий в различных областях экономической деятельности, решать социально значимые задачи, в первую очередь задачу трудоустройства.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: