Государственная поддержка развития малого

Предпринимательства

Несмотря на успехи, достигнутые в развитии малого предпринимательства, в современной России этот важнейший сектор экономики не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, где на его долю приходится до 60 % валового национального продукта.

Отсутствие единой, системной, научно обоснованной государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства не позволяет обеспечить рост экономической эффективности функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, хотя именно малое предпринимательство, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, помогает экономно и оперативно решать проблемы реструктуризации экономики, гибко реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придаёт экономике дополнительную стабильность.

Сегодня в России насчитывается более миллиона предприятий малого бизнеса, свыше 4,5 миллионов предпринимателей без образования юридического лица. В этом секторе экономики, дающем 15-20 процентов валового внутреннего продукта, занят каждый пятый трудоспособный гражданин России. Эти данные подвижны, так как малый бизнес постоянно развивается. В то же время, например, в США более 90 процентов всех предприятий относятся к сектору малого и среднего бизнеса, на них трудятся 2/3 населения страны.

Неоправданно низкие темпы развития малого предпринимательства препятствуют достижению и главных социальных целей, традиционно обеспечиваемых системой эффективно функционирующих малых и средних предприятий: формирование среднего класса - основного гаранта социальной и политической стабильности общества, создание новых рабочих мест, в том числе для молодежи и незащищенных слоев общества, обеспечение снижения уровня безработицы, социальной напряженности и экономического неравенства.

Вместе с тем, анализ имеющихся статистических и аналитических данных о состоянии и динамике развития малого предпринимательства показывает, что в Российской Федерации созданы предпосылки для реализации эффективной государственной политики поддержки малого предпринимательства, условия для ускоренного его развития и превращения в стратегический фактор социально-экономического развития страны. К этим предпосылкам относятся: традиционно высокий уровень предпринимательских способностей россиян; конституционные гарантии возможности и свободы осуществления предпринимательской деятельности; законодательное закрепление статуса малого предпринимательства как особого вида экономической деятельности, в отношении которого могут действовать специальные меры государственной поддержки; наличие (находящихся на разных стадиях формирования) практически всех элементов системы поддержки малого предпринимательства, успешно функционирующих в промышленно развитых странах; достигнутый уровень и существующие тенденции развития малого предпринимательства, способные стать базой для устойчивого развития этого сектора экономики.

В тоже время велико влияние отдельных негативных явлений в экономической, общественной и политической жизни России, являющихся серьёзными препятствиями для осуществления эффективного политического курса на развитие малого и среднего предпринимательства: избыточные административные барьеры и коррупция в системе государственных, в том числе контролирующих органов; негативное восприятие предпринимателей отдельными представителями властных структур как лиц, благосостояние которых достигается исключительно благодаря уклонению от установленных законом норм и правил ведения бизнеса; недоверие граждан к государственной политике в сфере предпринимательства, выражающееся, в частности, в таких формах, как «консервация» личных сбережений, теневая предпринимательская деятельность; недостаточный уровень предпринимательской культуры и активности, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей по защите собственных прав и интересов.

Учитывая современные условия и проблемы развития малого предпринимательства, а также слабую эффективность государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится в настоящее время ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства в Российской Федерации и российской экономики в целом.

Государственное регулирование предпринимательства как экономико-правовая категория присуща рыночной экономике, правовому государству. В условиях административной системы хозяйствования, где вся экономическая жизнь протекала в рамках государственной собственности, этой проблемы не существовало, поскольку малое предпринимательство существовало в крайне незначительном объеме. В процессе реформирования российской экономики произошли крупномасштабные изменения в структуре собственности, и реальным элементом экономической системы страны сегодня являются субъекты предпринимательской деятельности.

Разрешение противоречий в сфере предпринимательства предполагает активную роль государства, проявляющуюся в выработке и осуществлении целенаправленной политики регулирования предпринимательской деятельности.

Задача происходящих преобразований в экономической и политической системах, с точки зрения их регулирования предпринимательства, должна состоять в том, чтобы государство из силы, довлеющей в недалеком прошлом над хозяйствующим субъектом, превратилось в орган реальной поддержки интересов последнего.

При такой постановке вопроса вся совокупность отношений, опосредствующих предпринимательскую деятельность, безусловно, нуждается в правовом упорядочении со стороны государства, но лишь в той мере, в какой это необходимо для согласования интересов общества, субъекта предпринимательства и отдельной личности.

Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически выстроить все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не способна самостоятельно, без государственного участия обеспечивать социально справедливое распределение дохода, гарантировать право на труд, нацеливать на сохранение окружающей среды и поддерживать незащищенные слои населения.

Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят высокой прибыли, но которая для общества и государственного устройства просто необходимы. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы жизнедеятельности. И обо всем этом должно позаботиться само государство и общество.

Прерогатива государства - обеспечение надежного правопорядка в стране, национальной безопасности, в том числе экономической, а это, в свою очередь, является основой для развития предпринимательства и экономики.

Таким образом, предпринимательство в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующих условий для этого. Государство объективно регулирует современную экономику. При этом государственное организационно-правовое воздействие направленно на стимулирование частной инициативы и помощь хозяйствующим субъектам путём создания необходимых условий для их успешного функционирования.

Систему государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее время составляют: государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства; государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки; государственная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации системы государственной поддержки, направленной на развитие малого предпринимательства.

Основным инструментом реализации государственной политики служат федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства. бизнес предприниматель экономика

Таким образом, основные направления поддержки предпринимательства, обозначенные в российском законодательстве представляют из себя финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства; имущественную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства; информационную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства; консультационную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства; поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства; поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности; поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность; поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Следует отметить, что в настоящее время малый бизнес <http://sbworld.net/> развивается в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений: в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается.

Это обусловлено, с одной стороны, недостаточным вниманием к этим проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, а с другой - монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму государственного сектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.

В целях развития малого бизнеса и обеспечения его государственной поддержкой Правительством РФ <http://globbusiness.ru/content/view/3/6/> принят ряд специальных постановлений. В Постановлении «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. № 446 отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства - одно из важнейших направлений экономической реформы. Этим документом определены также приоритеты развития малого бизнеса.

К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения. Такие приоритеты остаются в силе и на сегодняшний день.

Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 г. были определены формы и методы государственного регулирования и стимулирования субъектов малого предпринимательства.

В Законе названы важнейшие направления государственной поддержки малого предпринимательства: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; введение упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным и производственном связям с зарубежными государствами; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Был принят и еще один Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ. В результате в России сложилась и функционирует система налогообложения предприятий малого бизнеса.

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами (закон N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:

) специальные налоговые режимы <http://base.garant.ru/10900200.htm>, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

) <http://base.garant.ru/10136812.htm> упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

) <http://base.garant.ru/12141175.htm> особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона меры.

В целях реализации государственной политики поддержки малого предпринимательства разработаны федеральные и региональные целевые программы поддержки малого предпринимательства.

Ведомственная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле» на 2010 - 2012 годы определила следующие цели:

1. Содействие снятию административных барьеров при ведении предпринимательской деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства в сфере промышленности и в торговле;

.   Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в промышленности;

.   Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в торговле.

Предпринимательство играет важную роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики.

Очевидно, что в современных условиях необходима стройная система мер государственной поддержки предпринимательства на всех уровнях государственной и муниципальной власти: федеральном, региональном, местном, основанная на аналитических методах познания и управления.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Главным направлением властного регулирования малого предпринимательства являются экономические, организационные и правовые методы воздействия.

Основным инструментом реализации государственной политики в данном вопросе служат федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.

В настоящее время в Российской Федерации имеются все виды структур поддержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые промышленные страны.

Основой государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства.

Исходя из изложенного, можно сформулировать следующие выводы.

Во-первых, на сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. К примеру, американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя - как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым. Существуют и другие определения данного понятия.

Во-вторых, малый бизнес (или малое предпринимательство) - сектор экономики <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0>, включающий в себя индивидуальное и малое предпринимательство <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>, это условное название совокупности малых и средних предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами.

В-третьих, важнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В основе их поведения лежат внутренние побуждения. Каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры.

Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха.

В-четвертых, деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России в основном регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.

В-пятых, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.

В-шестых, государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными целевыми программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.

В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на ее реализацию.

Основной целью государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства является создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого предпринимательства, обеспечивающих: повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий - рост численности занятых в секторе малого предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий и, как следствие, формирование среднего класса - базы политической стабильности; повышение темпов развития малого предпринимательства, как одного из стратегических факторов социально-экономического развития государства, увеличение доли малого предпринимательства в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта (производство товаров, оказание услуг, чистые налоги), расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых предприятий.

Господдержка малого бизнеса сейчас не решает множества системных проблем и не устраняет коренных препятствий на пути его развития. Преодоление этих трудностей влечет за собой не только рост малого предпринимательства и наполнение бюджета налогами, но и потерю сверхприбылей для крупных бизнес-структур и лишение чиновников административной ренты.

Соответственно, трудно ждать от государственных и муниципальных служащих особого рвения в деле разрешения основных проблем развития малого предпринимательства. К примеру, поддерживая крупные торговые сети, власти больно ударяют не только по мелким торговым предприятиям, но и по отечественному производителю, которого они так громко призывают поддерживать.

Единственным средством решения данной проблемы является возрождение истиной конкуренции, то есть создание подлинно конкурентосвободной среды, в том числе господдержка малого бизнеса в сфере мелкорозничной торговли, разработка законодательства об ограничении произвола крупных сетей по примеру ведущих стран мира.

Органам власти следует продумать в частности условия, при которых объем торговых помещений будет поделен между крупными сетями и предприятиями мелкорозничной торговли. Более желательной пропорцией считается ситуация, когда 20% рынка будут занимать колхозные фермерские рынки, а по 40% будет у крупных и мелких ритейлеров.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: