Состояние малого бизнеса в Челябинской области характеризуется следующими данными. На 1 января 2008 года численность занятых в сфере малого предпринимательства составила 584,4 тысячи человек (34,4 процента от общей численности экономически активного населения Челябинской области), увеличившись по сравнению с 2005 годом на 9,2 процента. Только на малых предприятиях среднесписочная численность занятых увеличилась на 14,5 тысячи человек и составила 167,9 тысячи человек.
Характерной чертой малого бизнеса является активное привлечение работников на условиях совместительства, договоров гражданско-правового характера. На условиях вторичной занятости на малых предприятиях работают 20,7 тысячи человек.
В среднем на одном предприятии малого бизнеса работают 7 человек. Наиболее крупными по числу работающих на таких предприятиях стали предприятия обрабатывающих производств (11 человек в расчете на одно предприятие), строительной отрасли и сферы образования (9 человек), предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (8 человек).
Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий в последние годы имела тенденцию к росту. По сравнению с 2005 годом заработная плата работников таких предприятий увеличилась на 76,9 процента (по полному кругу предприятий - 56,6 процента) и составила 9,1 тыс. рублей. Это говорит о тенденции ухода работодателей от "серых" схем в оплате труда.
Выше чем в целом по кругу малых предприятий оплачивался труд работников в сфере науки и инноваций - 26,5 тыс. рублей, финансовой сфере - 13,4 тыс. рублей, на предприятиях, добывающих полезные ископаемые, - 11,0 тыс. рублей, на предприятиях строительства - более 10 тыс. рублей.
С каждым годом растет и вклад малого бизнеса в валовой региональный продукт Челябинской области. По итогам 2007 года он составил 24,2 процента, в то время как в 2005 году показатель не превышал 17,0 процента.
Оборот малых предприятий с 2005 года увеличился на 60,6 процента (в действующих ценах) и составил в 2007 году 321,4 млрд. рублей (четвертую часть от общего оборота организаций Челябинской области).
Наибольший вклад в формирование оборота организаций вносят малые предприятия в сфере торговли, обрабатывающего производства, строительства, операций с недвижимым имуществом.
С 2005 года по 2007 год доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет Челябинской области выросла с 10,0 процентов до 12,7 процента.
Инвестиции в основной капитал малых предприятий в 2007 году составили 7,8 млрд. рублей, что в 2,2 раза больше, чем в 2005 году. Удельный вес малых предприятий в общем объеме инвестиций Челябинской области составил 6,4 процента, что выше уровня 2005 года (4,9 процента).
Изменилась и структура инвестиций в основной капитал организаций. Существенный вклад в инвестиционную деятельность малых предприятий вносят организации, занимающиеся строительством (49,0 процентов), операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (20,8 процента), промышленные предприятия (15,5 процента).
За семь лет с 2000 года объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет области этой сферы экономики вырос в 4 раза и составил 13,7%.
Если в 2000 году в малом предпринимательстве Южного Урала был занят каждый пятый работающий, то в 2007 году - уже каждый третий.
Сегодня в сфере торговли малыми предприятиями и предпринимателями, несмотря на жесткую конкуренцию со стороны общероссийских торговых сетей, осуществляется 70 процентов розничного торгового оборота Челябинской области.
Малый бизнес стал серьезным игроком на рынке пассажирских перевозок, рынке недвижимости, в сфере туризма и отдыха, в малоэтажном строительстве. В то же время базовым сегментом малого предпринимательства остается реальное производство.
Несмотря на положительные тенденции развития предпринимательства в Челябинской области, наблюдаются и негативные явления, такие как:
) несовершенство правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства;
) недостаток финансовых и инвестиционных ресурсов, в том числе собственного капитала и оборотных средств предприятий;
) недостаток производственных площадей;
) высокая стоимость подключения хозяйствующих субъектов к ресурсам естественных и локальных монополий;
) дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров;
) отсутствие системы комплексного сопровождения начинающих предпринимателей;
) низкий уровень социальной ответственности работодателей.
Следует особо отметить, что с 2009 года реализуется уже пятая областная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства, рассчитанная на 2009-2011 годы, с общим объемом финансирования из средств областного бюджета более 200 млн. рублей.
Для развития малого инновационного предпринимательства и внедрения перспективных научных разработок в промышленное производство властью области создан инновационный бизнес-инкубатор. В пользование начинающим предпринимателям будет предоставлено 29 офисных помещений с 120 рабочими местами. Из областного бюджета на его создание выделено 15 млн. рублей.
Современную ситуацию (в I полугодие 2009 года) в данной сфере отражают данные количества малых предприятий и их распределение по видам экономической деятельности (таблица 1).
Таблица 1 Число малых предприятий и их распределение по видам экономической деятельности за I полугодие 2009 года
Вид экономической деятельности | Единиц |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 107 |
Рыболовство, рыбоводство | 3 |
Добыча полезных ископаемых | 27 |
Обрабатывающие производства | 703 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 55 |
Строительство | 617 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 1 382 |
Гостиницы и рестораны | 121 |
Транспорт и связь | 207 |
Финансовая деятельность | 12 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, | 811 |
в том числе: научные исследования и разработки | 30 |
Образование | 2 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 38 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 115 |
Всего | 4 200 |
Как видно из таблицы наиболее популярными сферами деятельности среди предпринимателей области являются оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, операции с недвижимым имуществом.
Необходимость поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства связана также с компенсацией неравных условий, в которых они находятся по сравнению с крупными предприятиями. Развитие предпринимательства, особенно в сфере производства и инновационной деятельности, имея значительный потенциал, осуществляется лишь при условии целенаправленного содействия со стороны всех организаций, образующих инфраструктуру поддержки предпринимательства.
Представление о масштабах деятельности малых предприятий может дать показатель оборота их деятельности. В таблице 2 представлен оборот по малым предприятиям за I полугодие 2009 года.
Таблица 2 Оборот по малым предприятиям за I полугодие 2009 года (в действующих ценах)
Вид экономической деятельности | тыс. рублей |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 537 001,5 |
Рыболовство, рыбоводство | 32 588,9 |
Добыча полезных ископаемых | 272 942,3 |
Обрабатывающие производства | 8 670 357,2 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 533 106,4 |
Строительство | 6 192 195,3 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 50 709 282,6 |
Гостиницы и рестораны | 846 268,1 |
Транспорт и связь | 127366923 0 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, | 9 220 194,6 |
в том числе: научные исследования и разработки | 637 026,0 |
Образование | 19708 7 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 343 649,2 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 689 573,3 |
Всего | 79 785 791,0 |
Из таблицы видно, что самые популярные сферы деятельности обладают наибольшим объемом оборотных средств, что также работает на их популярность.
Необходимо кардинально повысить уровень внедрения инноваций через реализацию специальных инвестиционных программ; предоставление субсидий и грантов малым инновационным предприятиям на «посевной стадии», то есть на НИОКР, сертификацию, патентование, защиту и оценку интеллектуальной собственности; развитие инфраструктуры поддержки инноваций и производства (технопарки, промышленно-внедренческие зоны, центры коллективного пользования лабораторным и иным дорогостоящим оборудованием).
Эффективная поддержка малых инновационных предприятий, имеющих потенциал «взрывного» роста, способных к глобальной конкуренции в сфере высоких технологий, будет иметь мультипликативный эффект для экономики всей области и способствовать её переходу от сырьевой к инновационной структуре. Рисунок 2 отражает динамику финансирования целевой программы области в 2006-2009 гг., тыс. руб.
Рис. 2. Объем финансирования целевой программы в 2006-2009 гг., тыс. руб.
Следует отметить, что в Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года развитие предпринимательства определено «точкой роста» экономики Челябинской области, что обусловлено высокой значимостью малого и среднего бизнеса в решении социальных и экономических задач.
По данным статистики и налоговой службы за 2009 год количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Челябинской области увеличилось на 5,8% и составило на начало 2010 года 137,4 тыс. единиц.
Средняя численность занятых в малом бизнесе за 2009 год по оценке увеличилась на 4% и на начало 2010 года составила 616,2 тыс. человек (37,1% от занятых в экономике области).
Ежегодно увеличивается вклад малого бизнеса в ВРП Челябинской области. Сегодня более четверти валового регионального продукта приходится на предприятия малого бизнеса, если в 2005 году вклад субъектов малого предпринимательства в ВРП области составил 16,5%, то в 2009 году (оценка) - 25,9%.
Каждый шестой рубль, поступающий в доход консолидированного бюджета региона, приносят субъекты малого предпринимательства.
Несмотря на уровень своего развития, малый бизнес области нуждается в эффективной государственной поддержке.
Малый бизнес области неоднороден как по видам экономической деятельности, так и по уровню своего развития и, следовательно, нуждается в различных механизмах финансовой поддержки, позволяющих наиболее эффективно достигать цели развития малого предпринимательства.
Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке.