Малого бизнеса в Челябинской области

Власти области выделили для себя пять приоритетных направлений поддержки малого бизнеса на ближайшие два года (рис. 3). Именно в этих направлениях и в 2009-м году вело работу Минэкономразвития области.

С целью сокращения административных барьеров, еще до вступления в силу Федерального закона, распоряжением Губернатора были приостановлены плановые проверки предпринимателей, а внеплановые проводились по согласованию с Прокуратурой (Распоряжение Губернатора области № 100-р от 18.02.2009 г. «Об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территории Челябинской области», предусматривающее приостановление проверок малого бизнеса).

 

 

Рис. 3. Основные антикризисные направления поддержки малого бизнеса в Челябинской области

 

Наряду с увеличением количества ранее действующих элементов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, создан областной гарантийный фонд. И уже выданы гарантии на получение 144 млн. рублей кредитов.

Для уменьшения налоговой нагрузки на предпринимателей приняты областные законы: по снижению ставки налога для работающих на «упрощенке» с 15% до 10%; по введению патента для индивидуальных предпринимателей по 69 видам деятельности.

Работу Минэкономразвития характеризуют данные об объемах финансовой поддержки малого бизнеса области в 2009 году (табл. 3).

 

Таблица 3 Объемы финансирования основных направлений поддержки малого бизнеса области в 2009 году

Направления Областной бюджет Федеральный бюджет Итого Кол-во СМСП - получателей поддержки в 2009 г., ед.
 

тыс. рублей

 

Предоставление субсидий/грантов:

- софинансирование муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства 34 500,0 (24 500,0 - местный бюджет) 15 000, 0 25 000,0 504 (217)
- начинающим предпринимателямна создание собственного дела 4 700,0 17 300,0 22 000,0 98
- СМСП на уплату процентов по кредитам и лизинговых платежей 13 500,0 36 200,0 49 700,0 167
- субъектам молодежного предпринимательствана реализацию предпринимательских проектов 2 000,0 4 000,0 6 000,0 46
ИТОГО: 54 700,0 (24 500,0 - местный бюджет) 72 500,0 102 700,0 815 (217)

 

В области государственного регулирования и поддержки российского предпринимательства до сих пор акцент делался на малое предпринимательство, и происходили постоянные изменения всей конструкции государственных органов, участвующих в выработке и осуществлении политики на федеральном уровне в отношении малого предпринимательства.

В 2009 году был создан Фонд содействия кредитованию малого предпринимательства Челябинской области (имущественный взнос - 278,4 млн. рублей). Итоги работы в этом направлении представлены в таблице 4.

 

Таблица 4 Финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства в 2009 г.

Направления Областной бюджет Федеральный бюджет Итого Кол-во СМСП - получателей поддержки в 2009 г., ед.
 

тыс. рублей

 
Фонд содействия кредитованию малого предпринимательства области 40 530,0 237 912,6 278 442,6 36
На создание и развитие бизнес-инкубатора 8 143,4 7 674,7 15 818,1 47
ИТОГО: 48 673,4 245 587,3 294 260,7 83

 

Некоммерческая организация «Фонд содействия кредитованию малого предпринимательства Челябинской области» создана на основании постановления Правительства Челябинской области от 16.03.2009 г. № 56-П и осуществляет свою деятельность на основании Конституции и Гражданского кодекса Российской Федерации. Учредителем Фонда является Челябинская область в лице Министерства экономического развития Челябинской области.

Основной целью Фонда является развитие системы кредитования малого предпринимательства на территории Челябинской области. Основным видом деятельности Фонда является предоставление субъектам малого предпринимательства Челябинской области поручительств по кредитам, предоставляемым коммерческими банками.

 


Таблица 5 Реализация СМСП преимущественного права выкупа арендуемого муниципального имущества

Показатели на 01.01.2010 г. Областное имущество Муниципальное имущество
Заявки о приватизации арендуемого имущества 17 970
Кол-во объектов недвижимости (положительное решение) 14 542
Договоры купли-продажи 5 275
Заявки (отказ в приватизации имущества) 3 202
Заявки (на рассмотрении) 0 226

 

В целях снижения налоговой нагрузки приняты:

Закон по снижению с 01.01.2009 г. ставки налога при упрощенной системе налогообложения с 15% до 10% (доходы - расходы) по приоритетным видам предпринимательской деятельности;

Закон по введению с 01.01.2010 г. УСН на основе патента (по 69 видам деятельности для СМСП с численностью работающих до 5 человек).

Серьезным препятствием в становлении и развитии предпринимательской деятельности является сложность в получении кредитов, нежелание коммерческих банков кредитовать малый бизнес.

Именно административным препятствиям в становлении новых предпринимательских структур необходимо уделить особое внимание, поскольку их устранение не требует значительных затрат и полностью зависит от реальных целей государственной политики, совершенства законодательной базы регулирования предпринимательской деятельности и уровня правовой культуры.

Областная целевая «Программа развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2006 - 2008 годы» принята постановлением Законодательного собрания Челябинской области
от 22.09.2005 № 1851 (с изм. от 27.03.2008 № 1084). Сегодня программа выполнена на 100 %. Программа является логическим продолжением ранее действующих областных целевых программ и разработана в целях создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на основе повышения эффективности мер государственной поддержки, создания новых рабочих мест, снижения уровня безработицы и социальной напряженности, обеспечения населения необходимыми товарами и услугами.

Основные итоги программы (показатели результатов исполнения) в 2008 г. представлены на рисунке 4.

 

Рис. 4. Показатели результатов исполнения Программы в 2008 г.

 

По данным независимых экспертов относительно уровня развития малого бизнеса в Челябинской области существенно расходятся с теми цифрами, которые неоднократно озвучивал губернатор Петр Сумин.

Так, на заседании президиума Госсовета РФ в марте 2008 года губернатор заявил, что показатель плотности малого предпринимательства в Челябинской области выше общероссийского и составляет 840 на 100 тысяч населения.

Однако по данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства <http://www.nisse.ru>, приведенным на первый квартал того же года, данный показатель достиг лишь 99,7 малых предприятий на 100 тысяч населения, что составляет лишь 49,3% от среднероссийского уровня.

Кроме того, аналитики предсказывали этому оплоту современной российской экономики во время кризиса ряд таких негативных явлений, как сокращение инвестиционных и налоговых расходов, а также привлечение нелегальных кредитных средств. На поддержку малого и среднего бизнеса Челябинской области на условиях софинансирования из федерального бюджета было выделено 80 миллионов рублей, а из областного - 30 миллионов.

В настоящее время действует Областная целевая Программа развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2009-2011 годы.

Цель программы - обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области.

Задачи программы: обеспечение занятости населения и развитие самозанятости; повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, оказание им содействия в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг) и результатов интеллектуальной деятельности на рынок; качественное изменение отраслевой структуры субъектов малого предпринимательства; развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; выравнивание условий для развития малого и среднего предпринимательства в городских округах и муниципальных районах Челябинской области; развитие форм финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; повышение прозрачности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Рисунок 5 отражает динамику роста объемов финансирования мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в Челябинской области с 2001 по 2008 год.


 

 

Рис. 5. Объем финансирования мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в Челябинской области, тыс. рублей

 

Как видно из рисунка федеральный бюджет начал помогать Челябинской области только с 2007 года.

Финансирование программы: средства областного бюджета - 218 534,0 тыс. рублей, в том числе: в 2009 году - 87 750,0 тыс. рублей; в 2010 году - 64 240,0 тыс. рублей; в 2011 году - 66 544,0 тыс. рублей.

 


Таблица 6 Объемы финансирования Программы развития малого бизнеса в Челябинской области

№п/п Направление мероприятия

Объем финансирования, тыс. рублей

    2009 год 2010 год 2011 год Всего
1 Совершенствование законодательства в сфере регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и устранение административных барьеров в сфере развития предпринимательства - - - -
2 Содействие развитию малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне 11600,0 14600,0 17600,0 43800,0
3 Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства 21800,0 24600,0 22500,0 68900,0
4 Поддержка и развитие начинающих предпринимателей, молодежного предпринимательства 25400,0 25900,0 26400,0 77700,0
5 Развитие женского и семейного предпринимательства 10300,0 11000,0 11500,0 32800,0
6 Поддержка и развитие народных художественных промыслов и ремесленной деятельности 4000,0 4000,0 4000,0 12000,0
7 Совершенствование механизмов использования областного и муниципального имущества для развития малого и среднего предпринимательства 200,0 - 100,0 300,0
8 Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности 4700,0 5900,0 5900,0 16500,0
9 Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для малого и среднего предпринимательства 2000,0 2000,0 2000,0 6000,0
  Всего 80000,0 88000,0 90000,0 258000,0

 

Таким образом, наибольшие объемы финансирования приходятся на 2011 год, именно в это время будут реализованы самые сложные и затратные мероприятия программы.

Можно отметить, что без активизации развития малого бизнеса невозможны: дальнейший рост крупной промышленности; подъем уровня экономической активности и диверсификации экономики, облегчение перемещения ресурсов с убыточных секторов экономики; формирование инвестиционной привлекательности регионов и территорий, внедрение инновационных технологий и развитие наукоемкого производства, повышение конкурентоспособности товаров и услуг; наполнение доходной части бюджетов всех уровней; решение проблем реальной и эффективной занятости населения, повышение уровня жизни населения и формирование среднего класса как основы социально-экономической стабильности общества.

При этом решение большей части проблем в развитии малого и среднего предпринимательства находится в ведении и компетенции регионов, а не федерального центра, что и подтверждается на примере Челябинской области.

Таким образом, Челябинская область одна из первых на Урале, не дожидаясь решений федерального центра, начала принимать меры поддержки малого и среднего бизнеса. Уже в октябре 2008 года, в самый разгар кризиса, из областного бюджета было выделено дополнительно 20 млн. рублей на экстренную помощь малым предприятиям.

В феврале 2009 года губернатор Челябинской области Петр Сумин своим распоряжением запретил областным контролирующим органам проводить плановые проверки на малых предприятиях до вступления в силу федерального закона, регламентирующего правила этих проверок. В том, что локальных мер недостаточно и нужно принять еще как минимум десяток изменений в налоговое и административное законодательство, губернатор Сумин постоянно убеждает федеральные власти.

Обеспокоенность понятна: до сих пор основной объем доходов в бюджет давали металлургические компании, однако из-за стремительного падения мировых цен на металлы крупнейшие налогоплательщики не могут в прежнем объеме обеспечить казне стабильное поступление системообразующего налога на прибыль.

По итогам первого квартала 2009 года, его сборы составили лишь 90% к аналогичному периоду 2008 года.

Можно указать на четыре недостатка правительственной программы, тормозящих сегодня развитие малого бизнеса.

Первый фундаментальный недостаток - это сверхвысокие налоговые ставки с предпринимателей и населения, которыми правительство пытается обеспечить финансовую сбалансированность и бездефицитность бюджета. Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 5-10% прибыли. В результате малые предприятия становятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости.

Второй фундаментальный недостаток реформы связан с логикой развертывания преобразований. Основное противоречие сегодняшней политики - попытка обеспечить переход к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы - интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения "снизу вверх" - от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржи и т.д.) обслуживающей и реализующей этот интерес.

Третий недостаток реформы - практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала для малого предпринимателя на старте. Существует три источника капитала, необходимого для начала бизнеса: собственные сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки.

Первый источник (400-500 млрд. рублей) был уничтожен гиперинфляцией, сократившей данный ресурс во многие десятки раз. Второй источник практически закрыт для малого предпринимательства гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков, вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник, тоже пока не работает, кроме того, нужно учитывать их уровень - 10 тыс. рублей.

Выступить инвестиционным ресурсом они не могут, в лучшем случае это будет маленькое единовременное социальное пособие. Недостаток финансовых ресурсов и сложность их легального приобретения у государства - могут подтолкнуть малые предприятия к контактам с теневой экономикой и мафиозными структурами, и дать последним возможность постепенно внедряться в малые предприятия, постепенно подчиняя их себе.

Четвертый фундаментальный недостаток - отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса. С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Минфине РФ. Статус этого комитета, его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов свидетельствуют о крайней ограниченности возможностей, предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая неопределенность в ориентации деятельности данного комитета.

Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только малого бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно, опирается не на малый лишь, но и на средний и крупный бизнес. Такая задача не по плечу никакому комитету. Ее в состоянии решить лишь целенаправленная политика правительства в целом, и притом за весьма продолжительное время.

В 2010 году Министерство экономического развития РФ определило следующие приоритетные направления по поддержке и развитию МСП:

поддержка инноваций и модернизации: субсидии на осуществление патентной защиты, субсидии для малых предприятий, созданных при ВУЗах, субсидии на реализацию специальных образовательных программ, субсидии на реализацию программ повышению энергоэффективности и подключение к электросетям, субсидии на участие в выставках, деловых миссиях;

развитие лизинга и оборудования;

предоставление грантов начинающим предпринимателям;

субсидии для микрофинансовых организаций;

субсидии для докапиталолизации региональных гарантийных фондов;

реализация в моногородах муниципальных программ поддержки МСП;

программы поддержки экспорта;

создание фондов прямых и смешанных инвестиций;

программы поддержки молодежного предпринимательства;

субсидии на программы массового краткосрочного обучения «Открой сове дело».

Проведенное исследование политики, реализуемой в Челябинской области в сфере поддержки малого предпринимательства, выявило ряд проблем, характерных для данной сферы:

) несовершенство правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства;

) недостаток финансовых и инвестиционных ресурсов, в том числе собственного капитала и оборотных средств предприятий;

) недостаток производственных площадей;

) высокая стоимость подключения хозяйствующих субъектов к ресурсам естественных и локальных монополий;

) дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень их профессиональной подготовки;

) отсутствие системы комплексного сопровождения начинающих предпринимателей;

) низкий уровень социальной ответственности работодателей.

С целью решения этих проблем следует применить мероприятия совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Челябинской области:

Оптимизация нормативно-правовых основ регулирования малого предпринимательства со стороны государства.

Совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства.

Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства.

Совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития системы малого предпринимательства.

Совершенствование информационной поддержки.

Укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства.

Активная антимонопольная политика и пресечение недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям.

Совершенствование деятельности органов государственной поддержки малого предпринимательства на уровне области.

 







Заключение

Масштабы развития малого бизнеса в России и ее регионах, его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития и результативности государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем именно эта сфера бизнеса как наиболее малоустойчивая предпринимательская структура, серьезно зависит от колебаний конъюнктуры рынка, нуждается в разносторонней государственной поддержке.

Главные нерешенные проблемы в сфере малого бизнеса, которые обусловлены в основном несовершенством федерального законодательства, - недостаточная нормативно-правовая база, громоздкая налоговая система, многочисленные недостатки упрощенной системы налогообложения, неработающий Федеральный закон о государственной поддержке малого предпринимательства.

Как показало изучение, интересный опыт государственной поддержки малого бизнеса накоплен в Челябинской области, где, в отличие от всей России, наблюдается устойчивый рост числа предприятий этой сферы. Ежегодно здесь проводятся областные съезды предпринимателей сферы малого бизнеса, создана мощная информационная база, и малые предприятия обеспечиваются бесплатной информацией по интересующим их вопросам. Для работников малого бизнеса систематически проводятся семинары и курсы.

В целях преодоления административных барьеров ведутся специальные книги учета, куда заносится информация о том, кто, когда и кого проверял. Хорошо работающим предприятиям предоставляются кредиты банка, а если бизнес-проект такого предприятия представляется перспективным, сулит новые рабочие места, то 50% банковской ставки администрация области <http://globbusiness.ru/content/view/3/16/> оплачивает безвозмездно. В результате этих и других мер по поддержке малого бизнес» в Челябинской области, где много крупных металлургических предприятий, 10% доходов бюджета приносит именно деятельность малого бизнеса.

Развитие предпринимательства в Челябинской области является общей «точкой роста» как для региона в целом, так и для всех муниципальных образований. Этот сектор активно развивается и приобретает все больший вес в экономике. Сегодня в области действует свыше 137 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих работой каждого третьего занятого в экономике Южного Урала.

Сегодня в Челябинской области реализуется пятая областная целевая Программа развития малого и среднего предпринимательства, рассчитанная на 2009-2011 годы. Приоритетными направлениями реализации Программы являются: сокращение административных барьеров; снижение налоговой нагрузки; финансовая и имущественная поддержка. В настоящее время в нашем регионе активно реализуются меры по имущественной поддержке малому бизнесу.

Данное исследование содержит анализ практики реализации государственной поддержки малого бизнеса в Челябинской области.

В ходе исследования удалось выявить сущность малого бизнеса и его роль в социально-экономическом развитии региона, изучить основы государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства, проанализировать современное состояние малого бизнеса в Челябинской области, охарактеризовать деятельность органов государственной власти по поддержке малого бизнеса в Челябинской области.

Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи выполнены.

Были выделены следующие проблемы:

. Финансирование.

Развитие малого бизнеса затруднено, в первую очередь, вследствие отсутствия источников финансирования ранних стадий развития бизнеса.

. Способности и квалификация предпринимателей.

Низкая квалификация предпринимателей с точки зрения организации и управления бизнесом также является важной проблемой:

Многие предприниматели терпят неудачу вследствие отсутствия элементарных знаний и навыков организации и управления бизнесом;

Некоторые люди, пытающиеся начать предпринимательскую деятельность, не имеют способностей к предпринимательству (предпринимателю недостаточно быть хорошим электриком, необходимо быть способным продать услуги электрика клиентам, брать на себя риски, а также терпеть лишения в надежде на развитие бизнеса в будущем);

Высокий уровень неудач в малом бизнесе связан с тем, что многие предприниматели начиная бизнес и не имея достаточного опыта, не могут представить: с какими проблемами они столкнуться в будущем;

Представители малого бизнеса, обычно имеют недостаточные знания в области финансов и бухучета, что приводит к ошибкам, а часто и к нарушениям;

Представители малого бизнеса не имеют возможности оплачивать услуги дорогостоящих консультантов по управлению или юридических советников, т.е. профессиональная консультационная поддержка для малого бизнеса практически недоступна;

Многие предприниматели не в состоянии оплачивать услуги по предоставлению статистической информации, необходимой для эффективного построения и ведения бизнеса.

. Инфраструктура для поддержки и развития малого бизнеса

Государство делало попытки создания поддерживающей инфраструктуры, но она недостаточно эффективна:

Фонды поддержки предпринимательства (малого и среднего бизнеса) не стали реальными источниками финансирования малого бизнеса;

Одной из наиболее эффективных программ финансирования малого бизнеса была и остается программа кредитования через российские уполномоченные банки ЕБРР, но стоимость кредитов по этой программе слишком высока;

Инфраструктура профессиональной поддержки предпринимательства не создана или не эффективна, сегодня предприниматель не имеет возможности обратиться к государству и получить бесплатно профессиональную консультационную поддержку по вопросам развития его бизнеса (разработать бизнес-план, помочь создать организационную структуру и т.п.);

Система профессиональной переподготовки предпринимателей (представителей малого бизнеса) не создана, проводятся отдельные мероприятия, но не на регулярной основе;

Во многих регионах до сих пор существуют серьезные административные барьеры, создающие проблемы предпринимателям, как в процессе создания малого предприятия, так и в процессе его функционирования;

Практически ни в одном российском регионе предприниматели не имеют бесплатного (или льготного) доступа к справочной и статистической информации, которая стратегически важна для развития.

Для их разрешения можно сформулировать следующие рекомендации:

. перспективным направлением государственной финансовой поддержки малого предпринимательства, позволяющим обеспечить развитие предпринимательской активности в области, консолидацию предпринимательского сообщества, повышение компетентности предпринимательства, здоровую цивилизованную конкуренцию и добросовестность СМП, как субъектов социально-экономических отношений, может стать прямое финансирование создания и развития областной системы территориальных некоммерческих организаций по поддержке малого предпринимательства;

. для получения постоянной достоверной информации о динамике развития малого предпринимательства в области (в т.ч. об объективных и субъективных факторах, оказывающих как положительное, так и отрицательное влияние на развитие малого предпринимательства в области), а также для обеспечения устойчивой оперативной обратной связи с СМП на всей территории Челябинской области, необходимо прямое финансирование создания и развития единой областной системы мониторинга за реальным состоянием развития малого предпринимательства;

. крайне важным направлением развития малого предпринимательства является повышение профессиональной компетентности, информированности, деловой эффективности и предпринимательской этики СМП и их работников за счет создания и развития областной системы обучения и повышения квалификации, а также за счет создания единой областной системы бизнес-инкубаторов на основе прямого финансирования из средств областного бюджета выделяемых на поддержку малого предпринимательства.

Реализация данных предложений позволит повысить экономическую активность предпринимателей, увеличить их количество на территории области.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: