Задачей руководства организации с точки зрения принятия решений является формирование и направление процесса оптимального использования ресурсов (физических, финансовых, человеческих, информационных) для достижения поставленных целей. В зависимости от того какой аспект процесса потребления ресурсов рассматривается, выделяют оперативные, управленческие, стратегические решения.
Оперативные - Распределение ресурсов по функциональным областям и видам продукции, составление планов распределения ресурсов и графиков выполнения операций, руководство и контроль за их исполнением. Направлены на оптимизацию степени использования ресурсов. С помощьюразработки производственных планов, поддержания необходимых уровней запасов, маркетинговых мероприятий и стратегий, исследований и разработок. Вывод: Оперативные решения принимаются в сфере распределения ресурсов по функциональным областям (производство, маркетинг, финансы, научно-исследовательские разработки т.д.) и видам продукции
|
|
Управленческие - организация приобретения и использования ресурсов. Направлены на структуризацию ресурсов фирмы для наиболее эффективного использования. С помощью структурирования информации, полномочий и обязанностей персонала, построение производственных и информационных потоков, расположения помещений и оборудования, получение и использование ресурсов (финансы, помещения и оборудование, сырье, персонал). Вывод: Управленческие или административные решения связаны со структурированием полномочий и обязанностей персонала, информации, расположением помещений и оборудования, с получением и развитием ресурсов (финансирование, поиск источников сырья, квалифицированных кадров, обучение персонала, приобретение оборудования).
Стратегические - Распределение ограниченных ресурсов по альтернативным товарам и рынкам. Направлены на выбор товаров и рынков, оптимизирующих возврат инвестиций фирмы. С помощью новых рынков сбыта, новой продукции и технологии, диверсификации, организационных изменений. Вывод: Стратегические решения связаны с выбором сферы деятельности организации и поиска новых направлений ее развития и направлены на распределение ресурсов по альтернативным товарам и рынкам, с целью создания наибольшего потенциала для достижения поставленных целей.
Вышеперечисленные решения взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Критерии для оценки Достоинств выбранной стратегии:
1.Степень соответствия ситуации
2.Степень достижения конкретных преимуществ
3.Интенсивность работы организации
Стратегический выбор диктует:
|
|
1. Постоянно меняющиеся условия макро- и микросреды
2.Стремление к усилению конкурентных позиций
3.Потребность к реконструкции деятельности повышения ее эффективности.
Классификация управленческих решений.
У.Р. – это наиболее предпочтительная альтернатива, выбранная из множества вариантов.
Для повышения качества решений рекомендуется осуществлять их анализ на основе классификации по следующим признакам:
1. стадия жизненного цикла товара (стратегический маркетинг, НИОКР, ОТПП и др.);
2. подсистема системы менеджмента (целевые, обеспечивающие реш. и т.д.);
3. сфера действия (технические, экономические и др. решения);
4. цель (коммерческие и некоммерческие решения);
5. ранг управления (верхний, средний, низший);
6. масштабность (комплексные и частные решения);
7. организация выработки (коллективные и личные решения);
8. продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные решения);
9. объект воздействия (внешние и внутренние);
10. методы формализации (текстовые, графические, математические);
11. формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение, указание, просьба);
12. сложность (стандартные и нестандартные);
13. способ передачи (вербальные, письменные, электронные).
В принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента:
1. Интуиция - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен.
2. Суждение - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом.
3. Рациональность – основана на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.
В связи с рядом проблем принятия и реализации, решения сопряжены с риском.
Риск – это воздействие, направленное на удачу, в надежде на благоприятный исход. Это угроза полной или частичной потери материальных, финансовых, кадровых ресурсов, имиджа орг.
Билет №3.
Современные подходы в менеджменте.
В настоящее время не существует единой, целостной теории менеджмента. Поэтому нельзя предложить некую единую методику во всех практических ситуациях, с которыми сталкивается современный менеджмент. Из этого неотложно следует, что эффективность и качество управленческого решения определяются, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. Подходы тесно взаимосвязаны друг с другом и образуют единую практическую и теоретическую основу и в настоящее время на первый план выходят проблемы гибкости и адаптации к изменениям внешней среды.
Наиболее универсальными и часто применяемыми являются процессный, системный и ситуационный подходы.
Процессный подход.
Процессный подход рассматривает управление как процесс выполнения управленческих функций для достижения поставленных целей.
Процессный подход был впервые предложен в школе административного управления, где с его помощью пытались описать функции менеджера. Однако в том случае эти функции рассматривались как независимые друг от друга. В настоящее время процессный подход рассматривает все функции управления:
1.Планирование – определение направления и способа деятельности для достижения необходимого результата в конкретной ситуации.
2.Организация и регулирование – создание конкретной структуры организации, обоснование параметров деятельности, определение совокупности прав, полномочий, ответственности.
3.Мотивация – побуждение сотрудников организации к работе для выполнения целей организации. мотивация рассматривает все методы – от принуждения до самодеятельности
4.Контроль – процесс сравнения реальной деятельности организации с планируемой. Включает анализ отклонений, выявленных в процессе контроля, принятие мер на их устранение.
Системный подход.
|
|
Позволяет решать задачи управления в единстве всех составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Системный подход – это не набор методик и руководств к действию, а способ мышления по отношению к организации и управлению.
Ранее было убеждение что эфф-ть управления зависит от силы воздействия на внутренние факторы организации, а теперь - на первое место выдвигается задача приспосабливаемости (адаптивности) организации к внешней среде.
Поэтому, таким важным стало осознание организации как открытой (т.е. взаимодействующей с внешней средой), социотехнической системы.
Важнейшие принципы системного подхода:
q Процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей, которые вытекают из анализа внешней среды;
q Необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;
q Необходимы выявления и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;
q Цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт в целями всей системы и пр.
Ситуационный подход.
Системный подход позволяет выявить некие общие закономерности, рассмотреть общие проблемы организации. Однако, он не позволяет проводить углубленного, качественного анализа элементов организации, Для этого нужен ситуационный подход который позволяет, в частности, определять конкретные переменные и их влияние на эффективность организации.
Базируется на анализе ситуаций с применением различных моделей. Состав и содержание ситуационных переменных предопределяются системными чертами и свойствами, как самой организации, так и ее окружения. На эффективность применения подхода влияют число проанализированных ситуаций, правильность их интерпретации.
Практически методология ситуационного подхода рассматривается как четырех шаговый процесс:
1.Ознакомление с эффективными средствами профессионального управления (набором ситуаций).
2.Сопоставление и оценка имеющихся управленческих концепций и методик с имеющейся ситуацией, определение их сильных и слабых сторон в данном конкретном случае для предвидения вероятностных последствий их применения.
|
|
3.Интерпретация имеющейся ситуации, определение факторов, являющихся наиболее важными и вероятностного эффекта от изменения одной или нескольких переменных.
4.Увязывание конкретных приёмов с конкретной ситуацией для обеспечения целей организации самым эффективным в условиях существующей обстановки способом.
Успех ситуационного подхода в значительной мере зависит от третьего шага. Иначе невозможно полностью оценить сравнительные характеристики или приспособленность метода к ситуации. Менеджеры в состоянии рассмотреть только те факторы, которые наиболее значимы для организации, которые вскоре влияют на её успех.
Кроме этих трех подходов существуют и другие. Они не такие универсальные, но для полноты картины их также необходимо рассмотреть.
Комплексный подход.
При применении этого подхода учитываются конкретные технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические и другие (политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи.