Бихевиоризм возник в США и явился реакцией на структурализм В.Вундта и Э.Титченера и на американский функционализм. Его основоположником был Дж-Уотсои (1878-1958). В статье «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) он критиковал психологию за субъективизм и практическую бесполезность. Предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения объективным путем и с целью служения практике.
Философскую основу бихевиоризма составили позитивизм и прагматизм. В качестве научных предпосылок Дж.Уотсон называл исследования по психологии животных, школу объективной психологии, влияние работ И.П.Павлова и В.М.Бехтерева.
Повеление человека как предмет бихевиоризма - это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то, что люда делают от рождения и до смерти. Поведение - это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством которой индивид приспосабливается. Поведение человека трактуется чрезвычайно широко: оно включает любую реакцию, в том числе и чисто физиологическую. В то же время это определение чрезвычайно узко, т.к. ограничивается только внешне наблюдаемым: из анализа исключаются, как ненаблюдаемые, физиологические механизмы и психические процессы. В результате поведение трактуется механистически, сводится лишь к его внешним проявлениям. Две проблемы бихевиоризма: по заданной ситуации предугадать реакцию, и по реакции судить, какой ситуацией она вызвана.
|
|
Уотсон производит классификацию реакций по двум основаниям: являются ли они приобретенными или наследственными; внутренними (скрытыми) или внешними (наружными).
Поведение рассматривается как результат обучения. Навык и научение становятся главными проблемами бихевиоризма. Речь, мышление рассматриваются как виды навыков. Навык - это индивидуально приобретенное или заученное действие. Его основу составляют элементарные движения, которые являются врожденными. Новый или выученный элемент в навыке - это связывание воедино или объединение отдельных движений так, чтобы произвести новую деятельность. Уотсон описал процесс выработки навыка, построил кривую научения.
Удерживание навыков составляет память. Уотсон выдвигает гипотезу обусловливания. Называя все наследственные реакции безусловными рефлексами, а приобретенные - условными, Дж.Уотсон утверждает, что важнейшим условием образования связи между ними является одновременность в действии безусловного и условного стимула, так что стимулы, первоначально не вызывавшие никакой реакции, теперь начинают ее вызывать.
В бихевиоризме процесс образования навыков и научения трактуется механистически. Навыки образуются путем слепых проб и ошибок и представляют собой неуправляемый процесс. Несмотря на некоторую ограниченность, концепция Уотсона положила начало научной теории процесса формирования двигательного навыка и научения в целом.
|
|
К середине 20-х г.г. бихевиоризм получил широкое распространение в Америке. В то же время, исследователям становится все более ясно, что исключение из рассмотрения психики приводит к неадекватной трактовке поведения. Если исключить из поведения его мотивационно-познавагельные компоненты, невозможно объяснить интетрирование отдельных реакций в тот или иной поступок или деятельность. В механистической трактовке поведения игнорируется активная сознательная деятельность субъекта, не учитываются качественные изменения, наступающие в поведении человека по сравнению с животным.
Исторической заслугой Уотсона является заострение проблемы объективного подхода в психологии и исследование поведения, способов управления им.
В 1913 г. У.Хантер в экспериментах с отсроченными реакциями показал, что животное реагирует не только непосредственно на стимул, поведение предполагает переработку стимула в организме. -Этим была поставлена новая проблема. Попытки преодолеть упрощенную трактовку поведения по схеме «стимул - реакция» за счет введения внутренних процессов, развертывающихся в организме под влиянием стимула и обеспечивающих реакцию, составили различные варианты необихевиоризма.
Крупный вклад в развитие необихевиоризма внес К.Халл (1884-1952) Его гнпотетнко-дедуктивная теория поведения складывалась под влиянием идей Павлова. Торндайка, Уотсона. Как и Уотсон. Халл не учитывал фактора сознания, но вместо схемы «стимул - реакция» Халл вводит формулу, предложенную в 1929 г. Вудвортсом, «стимул - организм - реакция», где организм - некоторые протекающие внутри невидимые процессы. Применяя логический и математический анализ. Халл старался выявить связь между этими внутренними переменными, стимулами и поведением. Им были выведены законы поведения. Основной детерминантой поведения Халл считал потребность, которая вызывает активность организма, его поведение. От силы потребности зависит сила реакции. Потребность определяет характер поведения. Халл подчеркивает роль полкрепления в образовании поведенческих связей. Он разработал математический расчет зависимости реакции от характера подкрепления (частичное, прерывистое, постоянное), от времени его предъявления.
Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет теория one-рентного научения Б.Скиннера (1904-1990). Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе, Окиниер формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном. условно-рефлекторном и операитном. Первые два типа поведения называются Скиннером респондентным поведением.
Респондентное поведение — это скиннеровская версия павловского. или классического обусловливания. Он также называл его обусловливанием типа S, чтобы подчеркнуть важность стимула, который появляется до реакции и выявляет ее. Однако Скиннер полагал, что в целом поведение животных и человека нельзя объяснять только в терминах классического обусловливания. Напротив, он делал акцент на поведении, не связанном с
какими-либо известными стимулами. Оперантное поведение (вызванное онерантным научением) определяется событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем. Скиннер понимал, что бессмысленно рассуждать о происхождении оперантного поведения, так как нам неизвестны стимул или внутренняя причина, ответственная за его появление. Оно происходит спонтанно.
|
|
Следуя установке уотсоновского бихевиоризма, Б.Скиннер исключает внутренний мир человека из поведения. На основе своей теории он предлагает вариант программированного обучения, предполагающий расчленение материала на мелкие порции и немедленное подкрепление каждого шага. В целом, в его теории психические процессы описываются в терминах реакций, а человек - как реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних объектов. Это приводит к трансформации понятий свободы, ответственности, достоинства. В крайней своей трансформации теория Скиннера способствует решению социальных проблем путем контроля одних людей над другими.
Оценивая необихевиоризм в целом, следует признать, что он продолжает занимать значительное место в современной психологии. Наука о поведении способствовала утверждению объективного метода в психологии