Педпсих-ия, используя все 3 источника получения данных, располагает осн-ым арсеналом научных методов, таких как наблюдение, беседа, анкет-ие, эксп-нт, анализ продуктов деят-ти (творчества), тестир-ие, социометрия и др. В зависимости от уровня научного познания-теор-ого или эмпир-ого — методы опред-ся как теор-ие или эмпир-ие. В пед-псих-ии испо-тся преимущественно эмпир-ие методы. Набл-ие- осн-ой, наиболее распр-ный в пед-психологии (и в педпрактике в целом) эмпир-ий метод целенапр-ого систематического изучения человека. Наблюдаемый не знает о том, что он является объектом наблюдения, которое может быть сплошным или выборочным, — с фиксацией, например, всего хода урока или поведения только одного или нескольких учеников. На основе наблюдения может быть дана экспертная оценка. Результаты наблюдения заносятся в спец-ые протоколы, где отмечается фамилия наблюдаемого (наблюдаемых), дата, время и цель. Протокольные данные подвергаются кач-ой и колич-ой обработке. Самонабл-ие -метод наблюдения человека за самим собой на основе рефлек-ого мышл-ия (объектом самонаблюдения могут быть цели, мотивы поведения, результаты деятельности). Этот метод лежит в основе самоотчетов. Он характеризуется достаточной субъективностью, используется чаще всего как дополнительный (на рубеже XIX—XX вв. самонабл-ие было основой интроспективной психологии).
|
|
Беседа- широко распр-ый в педпсихологии (и в педпрактике) эмпир-кий метод получения сведений (информации) о ч-ке в общении с ним, в результате его ответов на целенапр-ые вопросы. Ведущий беседу не сообщает о ее цели тому, кто изучается. Ответы фиксируются либо магнитофонной записью, либо скорописью, стенографированием (по возможности не привлекающими внимания беседующего). Беседа может быть как самост-ым методом изучения человека, так и вспомог-ым, например предваряющим эксперимент, терапию и т.д. Интервью как специфическая форма беседы может исп-ся для получ-ия сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях, событиях и т.д.В ходе беседы, интервью может быть дана экспертная оценка. Анкетирование — эмпирический соц-но-псих-ий метод получения информации на основании ответов на специально подгот-ые и соотв-ие основной задаче иссл-ния вопросы. Подготовка анкеты — ответственное, требующее профессионализма дело. При составлении анкеты учитываются: 1) содержание вопросов, 2) их форма — открытые и закрытые, на последние следует ответ «да» или «нет», 3) их формулировка (ясность, без подсказки ответа и т.д.), 4) количество и порядок следования вопросов. В педагогической практике на анкетирование отводится не более 30—40 мин. Порядок следования вопросов чаще всего определяется методом случайных чисел Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым, но в любом случае оно должно отвечать двум требованиям — репрезентативности и однородности выборки. Материал анкет-ия подвергается кол-ой и кач-ой обработке. Эксперимент — центр-ый эмпир-ий метод научного иссл-ия, получивший широкое распр-ние в педпсихологии. Различают лабораторный (в спец-ых усл-ях, с аппаратурой и т.д.) и ест-ый эксперимент, проводимый в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, влияние которой и изучается. Одной из наиболее эффективных и распр-ных в последние 10-летия (особенно в отеч-ой педпсихологии) форм ест-ого экс-та является формир-ий экс-нт. В его ходе изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, ценностей, в уровне психического и личностного развития обучающихся под целенапр-ым обучающим и воспит-им воздействием.
|
|
Анализ продуктов деят-ти (творчества) — метод опосредствованного эмпир-ого изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию матер-ых и идеальных (тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов его деятельности. Этот метод широко (и часто интуитивно) используется в педпрактике в форме анализа ученических изложений, сочинений, конспектов, комментариев, выступлений, рисунков и т.д. Однако в ходе научного иссл-ия метод анализа продуктов деят-сти (творчества) предполагает опред-ую цель, гипотезу и способы анализа каждого специфического продукта (например, текста, рисунка, муз-ого произ-ия). Тестир-ие в строгом смысле слова есть психодиаг-ая процедура, и «...пользователь психодиагн-ми методиками берет на себя ряд обязательств, вытекающих из морально-этического кодекса психолога» Наиболее полно и систематизировано тесты описаны в труде А. Анастази «Психологическое тестирование» [9]. В предисловии к этой работе отмечены некоторые существенные для общего понимания проблемы диагностирования вообще и тестовой диагностики, в частности, положения которой мы изложим в определенной последовательности.
Использ-ие тестирования и педагогической психологии — ответственное, этическое, высокопрофессиональное дело, которое требует специальной подготовки и соответствия человека требованиям этического кодекса психолога-диагноста.
Еще одним важным методом исследования в педпсих-ии является социометрия — эмпирический метод изучения внутригрупповых межлич-ых связей, разраб-ый Я. Морено. Этот метод, использующий ответы на вопросы предпочитаемого выбора членов группы, позволяет определить ее сплоч-ть, лидера группы и т.д.
Все методы исследования могут быть сгруппированы по следующим основаниям.
Уровень научного познания — теор-ий или эмпирический. Соотв-но м.б. выделены методы теор-го иссл-ия (аппроксимация, аксиоматизация, экстраполяция, моделирование и др.) и методы эмпир-ого иссл-ия (набл, беседа, эксп-нт, тест и т.д.).
Характер действий исследователя-педагога с объектом. Это может быть: а) изучение объекта (все перечисление методы теоретического и эмпирического исследования); б) обработка полученных данных (качественная и количественная, где выделяются методы корреляционного, факторного, кластерного анализа и т.д.), разные уровни математико-статистичес-кой обработки в) методы презентации, представления полученных данных: таблицы, графики, схемы, гистограммы
Цель и продол-сть иссл-ия: а) получить данные об актуальном состоянии объекта, процесса, явления или б) проследить динамику их изменения во времени. На этой основе выделяются два метода — метод поперечных срезов и лонгитюдный метод (длинник). Первым методом преподаватель на основе большого количества материала может получить, например, общую харак-ку обучения, ее зависимость от среднего, «нормы» и отклонения от нее, кривые распределения обучаемых по разным основаниям (например, возрасту, успешности обучения и т.д.). Лонгитюдный метод позволяет проследить эволюцию явления, его становление и формирование.
|
|
3) обработка данных, т.е. методы колич-ого (математико-стат-ие) и кач-го анализа;
4) интерпрет-ые методы, включающие генетический и структурный методы.
Т.О.,педнаука как сам-ая отрасль психол-го знания характ-ся спецификой своего предмета, задач, имеет соответствующую этой специфике, разветвленную структуру организации.