Девиантное, аддиктивное и делинквентное поведение как социально-психологические феномены

Д.П. – это система поступков или отдельные поступки человека не соответствующие правовым, моральным, нравственным и эстетическим нормам принятым в том или ином обществе.

Критерии Д.П. – вводится понятие – норма.

Биологический уровень – норма – это состояние здоровья человека, здоровье – не только отсутствие болезни, но и состояние полного физического и психического комфорта личности.

Психологический уровень – норма – это гармоничная личность (конкордантная)

Понятие нормы ввел Кон. Гармоничная личность–у которой равновеликовыражены все личностные тенденции.

Поведенческий уровень (уровень деятельности) – норма – это явления группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частых суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих оптимальные условия. Соответствие поступков человека требованиям референтной группы.

Критерии Д.П.:Любое отклонение от общепринятых нормативов поведения, причинами которого могут стать как биологические факторы (болезни), акцентуации индивидуально-личностных особенностей, а также нарушения в системе воспитания.

Социальные критерии – правовые нормы, нравственные, эстетические нормы.

Правовые нормы – наказание при их нарушении и оформление в виде законов.

Нравственные и эстетические нормы – строго не регламентированы и при их нарушении возможно лишь общественное неодобрение и непонимание

Нормы сексуального поведения – выделяются отдельно, которые выделяются повышенной значимостью. Эти нормы имеют отношение и к правовым вопросам (институт брака и семьи), свод эстетических, моральных правил.

Типы Д.П.

1. Делинквентное поведение – это отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, часто представляющее уголовно наказуемое деяние. Криминальное поведение. Преступления и проступки (отсутствие общественной опасности). Проступки связаны с нарушением воспитательного процесса. Могут быть вызваны аффектом – отличаются отсутствием этапа прогноза поведения.

2. Аддиктивное поведение – характеризуется стремлением к уходу от реальности путем искусственного изменения психического состояния. Есть две формы реализации таких личностей – изменить требования окружающей среды таким образом, чтобы была возможность поддерживать эти эмоции; применение психоактивных веществ (изменения на уровне медиаторов).

Аддиктивное поведение - это внешнедеструктивное поведение, предполагающее использование каких-то веществ (алкоголь, наркотики) или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций. Предметом аддикции может быть все, что угодно: азартные игры, деньги, работа, покупки, коллекционирование марок, употребление лекарства и др. Следует заметить, что не все перечисленные явления связаны с развитием аддикции. Это происходит только с теми людьми у кого низкая переносимость психологических затруднений. Они стремятся улучшить свое психологическое состояние искусственным способом.

Особенности личности аддиктивного типа:

· Снижение уровня приспособляемости к нормальной жизни;

· Хорошая переносимость риска;

· Скрытый комплекс неполноценности с проявлением внешнего превосходства;

· Внешняя социабельность и страх перед стойкими контактами;

· Склонность к лживости;

· Стремление обвинить других;

· Стремление уходить от ответственности;

· Стереотипность поведения;

· Зависимость и тревожность.

Противоположным аддиктивному типу является обыватель.

1. Патохарактерологическое поведение – обусловлено патологическими изменениями характера, сформировавшееся в процессе развития и воспитания личности. Относятся лица с акцентуациями характера, страдающие личностными расстройствами (психопатия – это наследственная или приобретенная в течение первого года жизни патология характера).

2. Психопатологический тип Д.П. – базируется на психопатологических симптомах и синдромах, которые являются проявлениями тех или иных психических заболеваний.

3. Девиации, обусловленные гиперспособностями человека, одаренным тяжело в быту, по-другому относятся к людям.

Клинические формы Д.П.

· Агрессия – физическое или вербальное поведение направленное на причинение вреда кому-либо. Существует прямая и косвенная.

· Аутоагрессия – суицидальное поведение, поведение направленное на причинение вреда самому себе.

· Нарушение пищевого поведения (переедание, голодание).

· Нарушение сексуального поведения (девиации, перверсии).

· Сверхценные психологические увлечения (трудоголики).

· Сверхценные психопатологические увлечения (сутяжничество, мании).

· Характерологические и патохарактерологические реакции (феминизм, эмансипация).

· Коммуникативные нарушения (аутизация, конформизм, гиперкоммуникация).

· Безнравственное и аморальное поведение.

Неэстетическое поведение.

Безнадзорность - родители подвержены алкоголизму, халатное отношение к воспитанию детей, нездоровая моральная обстановка в семье, полное непослушание.

Отрицательный пример родителей – судимые, культ физической силы, алкоголизм, подвержены мещанству, религиозности,

Характер воспитательных отношений – чрезмерная любовь к детям, мелочная опека, наказание с помощью физической силы, недоверие, пресечение всякого рода активности,

Отсутствие трудового воспитания в семье – нет дружбы между родителями и детьми, нет чувства ответственности перед семьей, не обсуждаются важные события, нет совместного досуга.

Причины и факторы формирования девиантности факторы формирования девиантности:

1. Индивидный фактор действует на уровне биологических предпочтений (наследуется). Это особенности ьервно-психических процессов, особенности психотипа, родовые травмы.2. Психолого-педагогический. Это дефекты семейного и школьного воспитания.3. Социально-психологический. Особенности неблагоприятного взаимодействия несовершенного с ближайшим окружением.4. Личностный фактор. Выбор среды со своими нормами и ценностями.5. Социальный фактор. Социально-экономические условия общества.

В современных подходах отрицается влияние только наследственных факторов. Биологические теории годвергаются критике.

Причины:

1. Акцентуации хар-ра.2. Кризис подросткового возраста.3. Личностные особенности подростка4. Алкоголизм и аморальное поведение родителей5. Гиперопека и неправильное воспитание6. Отклонения нервно-психического хар-ра7. Отставание в умственном развитии

В-11. Общая характеристика общения. Виды, функции и стороны общения.

ОБЩЕНИЕ (англ. communication, intercourse, interpersonal relationship) — взаимодействие 2 или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера. Обычно О. включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем О. удовлетворяет особую потребность человека в контакте с др. людьми. Удовлетворение этой потребности, появившейся в процессе общественно-исторического развития людей, связано с возникновением чувства радости. Стремление к О. нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. Процесс О. может обособляться от др. форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность. О. с окружающими людьми складывается в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой являются реакции сосредоточения, возникающие у младенца в первые дни жизни при контактах со взрослыми. Одним из первых признаков этих контактов служит улыбка ребенка в ответ на ласку взрослого (после 4-й нед жизни). На 2-м мес у младенцев появляется комплекс оживления как 1-я форма О. со взрослыми. Это непосредственно-эмоциональное О. вне практического сотрудничества с партнером. В таком О., выражая свое отношение к партнеру, дети используют различные экспрессивно-мимические средства (взгляды, улыбки, выразительные движения, вокализации). К концу 1-го г. жизни у детей формируется еще одна форма контактов с окружающими — предметно-действенное О., включенное в совместную игровую и манипуляторную деятельность ребенка и взрослого. Для этого дети используют практические действия, наделяя их функциями выразительного движения (приближение, протягивание предмета и др.). В дошкольном возрасте сохраняется типичная для предметно-действенного О. «привязанность» ребенка к конкретной ситуации, связь с деятельностью партнеров. Постепенное овладение многообразными функциями речи (см. Речи функции) позволяет ребенку все чаще выходить за пределы непосредственных ситуаций и текущих интересов. К концу дошкольного возраста у детей появляется внеситуативное интимно-личностное О., основные формы которого развиваются уже в подростковом возрасте. О. ребенка со сверстниками возникает во 2-м полугодии 1-го г. жизни и па каждом этапе психического развития по своему уровню отстает от него. О. со взрослыми — один из главных факторов психического развития ребенка. Оно обеспечивает приобщение ребенка к историческому опыту человечества. Организация О., достаточного по количеству и адекватного по содержанию, служит важным условием правильного воспитания детей в любом возрастном периоде. О. особенно интенсивно развивается в подростковом возрасте, приобретая новое содержание и новые формы своего осуществления. Само О. строится у подростка на основе многоплановой общественно полезной деятельности, включающей трудовые, учебные, спортивные, художественные и др. ее виды. Благодаря О., развертывающемуся в этих видах деятельности, сознание достигает качественно нового уровня развития, изменяется вся организация их духовного мира. Тесная связь между структурами личности и процессом О. как в онтогенезе, так и в процессе функционирования зрелой личности приводит к тому, что нарушения О. неизбежно вызывают изменения личности, и, наоборот, патология личности не может не повлиять на коммуникативные возможности субъекта. При этом связь изменений личности и нарушений О. носит качественно различный характер в зависимости от того, какое звено процесса О. (операционально-техническое, мотивационное или звено контроля) преимущественно нарушено. Эта связь может служить опорой в процессе восстановления личности и О. Активно используя в терапевтической группе интерактивную и перцептивную стороны О., можно компенсировать коммуникативные дефекты. Оптимальная организация О. в терапевтической группе больных создает условия для мобилизации созидательной активности личности, роста ее самосознания для борьбы с неадекватными мотивами и установками, для преобразования динамических смысловых структур личности. Развитие коммуникативных умений в тренинговых группах О. — эффективное средство профилактики отклонений в формировании личности. Общение – это реализуемое знаковыми средствами взаимодействие двух или более человек, вызываемое потребностями совместной деятельности; направлено на изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. Состоит во взаимном обмене сообщениями с предметным и эмоциональным аспектами.

Выделяют следующие виды общения:
1. По средствам:

1) вербальное общение - осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности.
2) невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные и телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и др. ощущения и образы, получаемые от другого лица). Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях.
2. По целям:
1) биологическое общ. связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;
2) социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
В структуре общения различают:1) коммуникативную сторону; 2) интерактивную сторону;3) перцептивную сторону.
Коммуникативная сторона общения выражается в обмене информацией м/у людьми.Особенности процесса обмена информацией в процессе общения:
1) происходит не только передача информации, но и ее формирование, уточнение и развитие;
2) обмен информацией сочетается с отношением людей друг к другу; 3) происходит взаимное влияние и воздействие людей друг на друга; 4) коммуникативное влияние людей др. на друга возможно только при совпадении систем кодификации у коммуникатора (отправителя) и реципиента (принимающего).
Интерактивная сторона общения проявляется во взаимодействии людей друг с другом, т.е. обмене информацией, побуждениями, действиями. Цель взаимодействия состоит в удовлетворении своих потребностей, интересов, реализации целей, планов.

Типы взаимодействий – кооперация, конкуренция, индивидуализм, альтруизм, агрессия, равенство. Трансактный анализ Берна.

Перцептивная сторона общен ия выражается в процессе восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга. Структурные элементы социальной перцепции:
1) субъект межличностного восприятия - тот, кто воспринимает (изучает) в процессе общения;
2) объект восприятия - тот, кого воспринимают (познают) в процессе общения;
3) процесс познания - включает познание, обратную связь, элементы коммуникации.

Механизмы взаимопонимания в процессе О. –

· идентификация – уподобление другому, поставить себя не его место;

· эмпатия;

· аттракция – формирование позитивного чувства к другому;

· рефлексия – самопознание;

· казуальная атрибуция – прогнозирование поведения;

· социальный стереотип – устойчивый образ.

 В процессе общения человек выступает сразу в двух ипостасях: как объект и как субъект познания. В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функции общения.
1.Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция общения, в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, в том числе и партнера по общению, направлена на регуляцию эмоциональной сферы психики человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей - происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.
2. Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою
специфику: осуществляется между двумя индивидами, каждый из которых

















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: