Различают три класса условий труда по показателям тяжести и напряженности труда.
1. Оптимальный (легкий) труд. Затраты энергии - до 174 Вт.
2. Допустимый труд (средней тяжести). Затраты энергии - от 175 до 290 Вт.
3. Вредный (тяжелый) труд. Затраты энергии - свыше 290 Вт.
Физическая тяжесть труда - это нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения. С учетом вида нагрузки и нагружаемых мышц физическая работа делится на статическую и динамическую.
Статическая работа связанна с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии, с поддержанием тела или его частей в пространстве (фиксация рабочей позы).
Внешняя мышечная работа отсутствует, но остаётся напряжённое состояние мышц, длящееся бесконечно долго. Это приводит к сильному утомлению мышц, а с учётом недостаточного их кровоснабжения, к заболеванию мышечной и периферийной нервной системы. Пример статической работы - часовой на посту.
Динамическая работа - процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а так же самого тела человека или его частей, в пространстве.
|
|
При этом энергия организма расходуется как на поддержание определённого напряжения в мышцах, так и на механический эффект работы. Динамическая работа подразделяется на общую мышечную работу, выполняемую более чем 2/3 мышц скелетной мускулатуры, в том числе ног и туловища (грузчики, сельхозрабочие); региональную мышечную работу, которая выполняется мускулатурой плечевого пояса и верхних конечностей; локальную мышечную работу с участием менее чем 1/3 скелетных мышц.
Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно работы мозга по получению и переработке информации. Наиболее легким считается умственный труд, при котором отсутствует необходимость принятия решений. Такие условия труда считаются оптимальными. Если же оператор работает и принимает решения в рамках одной инструкции, то такие условия труда относятся к допустимым.
К напряженным вредным условиям 1 степени относится труд, который связан с решением задач по известным алгоритмам. Творческая деятельность, требующая решения сложных задач при отсутствии очевидного алгоритма решения, должна быть отнесена к напряженному труду 2-й степени.
Особенности трудовой деятельности женщин и подростков
При использовании на производстве труда женщин и подростков необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности их организма.
В подростковом возрасте наблюдается ускоренный рост костей скелета и мускулатуры, особенно конечностей, и вместе с тем - слабость связочного аппарата, более быстрая утомляемость мышц, нередки отклонения в развитии органов дыхания и желудочно-кишечного тракта.
|
|
Для лиц в возрасте 16-18 лет установлена сокращенная - 36-часовая - рабочая неделя. Ограничено применение труда подростков при переносе тяжестей, а если работа связана именно с переносом тяжестей, то масса груза не должна превышать 4,1 кг.
Анатомо-физиологические особенности женщин в некоторых случаях, при неудовлетворительной производственной обстановке, могут способствовать возникновению гинекологических заболеваний и повлиять на состояние репродуктивной функции женщин. Для работающих женщин регламентируют предельные величины переноски и перемещения грузов, вводят более благоприятные режимы труда и отдыха, ограничивают использование труда женщин в ночное время, устанавливают для них режим работы с неполным рабочим днем или с неполной рабочей неделей.
Максимальная масса поднимаемого и перемещаемого женщинами груза, при условии чередования этого труда с другими видами работ до 2-х раз в час, составляет 10 кг, а при постоянном подъеме и перемещении тяжестей в течение рабочей смены - 7 кг.
Поскольку организм женщины особенно уязвим во время беременности, существует необходимость перевода женщин на определенное время на работы, не связанные с опасностью воздействия тяжелых и вредных условий труда.
Заключение по теме 1.2
1 Всё многообразие форм трудовой деятельности подразделяется на два вида: труд физический и труд умственный
Современная техника изменила характер труда на производстве. Труд физический превращается в труд умственный, когда человек управляет сложными системами, полуавтоматическими установками, контролирует работу автоматов. Не смотря на широкую автоматизацию производства, человек по-прежнему остаётся его основным звеном.
2 Прогресс современной науки и техники во многом зависит от работоспособности и производительности труда человека.
Работоспособность человека зависит от его здоровья, рабочей обстановки, квалификации и производственного опыта, убеждённости в необходимости своего труда и личной заинтересованности.
3 Утомление вполне здорового человека и временное снижение его работоспособности является закономерным физиологическим процессом. Для восстановления работоспособности человека на предприятиях используют эффективные методы, позволяющие снизить утомление.
4 С гигиенической точки зрения все условия труда делятся на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
5 По тяжести и напряжённости, с учётом энергозатрат, различают три класса условий труда: оптимальный (лёгкий) труд, допустимый труд (средней тяжести), и вредный (тяжелый) труд.
6 Для женщин и подростков регламентируют предельные величины переноски и перемещения грузов, вводят более благоприятные режимы труда и отдыха с учётом анатомо-физиологических особенностей организма.
Расширяющий блок № 1
Многие проблемы, связанные с улучшением условий труда и отдыха были решены русскими и советскими учеными.
Физиолог И. М. Сеченов (1829 - 1905) впервые научно определил критерий для установления продолжительности рабочего дня.
Профессор гигиены Московского университета Ф. Ф. Эрисман (1842 - 1915) заложил основы для развития в России гигиены, как самостоятельной науки. Физиолог Н. Е. Введенский (1852 - 1922) разрабатывал вопросы гигиены умственного труда, рекомендовал для обеспечения высокой работоспособности выполнение следующих условий:
· необходимость постепенного втягивания в труд;
· строгая ритмичность работы, в равной степени исключающая как переутомление, так и бездеятельность;
|
|
· последовательность и систематичность умственного труда;
· правильное чередование труда и отдыха.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите и охарактеризуйте два основных вида трудовой деятельности.
2. Чему равны энергозатраты при умственном и физическом труде?
3. Какие условия труда относятся к безопасным?
4. Какие условия труда относятся к вредным и опасным? Приведите примеры
5. Охарактеризуйте работу статическую и динамическую. Приведите примеры.
6. Что такое утомление, и какие существуют пути его снижения?
7. От чего зависит работоспособность человека, и как она изменяется в течение рабочего дня?
8. Какие правила необходимо соблюдать для поддержания высокой работоспособности при умственном труде?