Беседа о профессии стеклодува

Развитие речи

В познавательно-экспериментальной деятельности

Тема «Стекло»

(для старшего дошкольного возраста)

Цели:

Коррекционно-образовательные: Познакомить с происхождением, свойствами, использованием стекла. Актуализировать словарь по лексическим темам «Посуда», «Мебель», «Планеты», «Насекомые».

Обогатить словарь прилагательными, глаголами.

Упражнять в образовании относительных прилагательных, антонимов, сложных прилагательных из двух основ, родственных слов, закреплять навыки образования слов с увеличительными и уменьшительными суффиксами. Закреплять изученные предлоги. Учить согласованию существительных с прилагательными в падеже.

Учить составлять описательный рассказ по опорной схеме.

Коррекционно-развивающие: Развивать фонетический слух (учить различать звонкие – глухие, твердые – мягкие согласные), навыки звуко-слогового анализа, графические навыки, внимание, память, мышление.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к лесу, деревьям. Учить умению взаимодействовать в команде, договариваться.

Оборудование. Стеклянные предметы. Образцы стекла разных цветов с разной поверхностью (гладкое, шершавое). Вода. Поднос.

Картинка с изображением стеклодува.

Демонстрационная картинка «Стеклянные предметы» (развитие внимания).

Предметные картинки стеклянной посуды, наборное полотно с тремя полками (для определения количества слогов в словах).

Предметные картинки: гранат, персик, яблоко, груша, абрикос, виноград, клубника и две картонные фигурки банок с прозрачными кармашками (задание для определения звонких и глухих согласных).

 

Раздаточные картинки «Елочные шары» контурно нарисованы ёлочные шары, на них – рисунки с каким-либо твердым или мягким согласным звуком), синие и зеленые карандаши.

Демонстрационная картинка «Осколки посуды» (для развития внимания)

Зашумленные изображения предметов. Настольные зеркала.

Листки бумаги и карандаши.

Стеклянные крышки для банок по числу детей, пластилин.

Схема для составления рассказа о стекле.

Ход деятельности.

Организационный момент.

Педагог. Ребята, сегодня мы поговорим об удивительном материале – стекле. Послушайте стихотворение.

Огромен мир, всё в нем чудесно,

Но есть особое одно –

Прозрачней вод и звонче песни:

Холодное, как лед, стекло!

Его за твердость уважаем,

(смущает хрупкость – не разбей),

Но красотой стекло пленяет

И блеском восхити людей.

Стаканы, рюмки и бокалы,

Фужеров стройных целый ряд…

Собою праздник украшая,

Красиво, нежно зазвенят.

Стекло не сразу и заметишь –

Так чисто вымыто порой.

Но от морозов защищает

 

Холодной ветреной зимой.

И что же человек незрячий

Мог делать, если б не оно?

Ему увидеть помогает

В оправе линза, иль стекло.

Бывает, камни заменяет,

Что ювелир в кольцо вставлял.

И, если б стекол мы не знали,

Мир и зеркал бы не узнал!

А как смогли бы астрономы

Планеты в космосе открыть?

Ведь стекол разных в телескопе

До сотни часто может быть.

Смотрю на мир… Все ль в нем прекрасно?

Порой спасает лишь одно;

В цвет розовый стекло окрасим

И мир изменим заодно…

В.Баронова

Педагог. Как вы думаете, стекло – природный материал или рукотворный, изготовленный людьми. (Ответы детей). Я расскажу вам о стекле. Когда-то, в давние времена, люди не знали о нем. А то, что находили в горах (и что потом ученые назвали «вулканическим стеклом»), было для них просто черным блестящим (стекловидным) камнем, таким острым на сколе, что его использовали как нож. Когда научились шлифовать – как зеркало, и назвали «обсидиан» («обсис» в «Древней Греции означало «зрелище»). На самом деле это быстро охладившаяся расплавленная горная порода.

«Как же без стекла обходились?», - спросите вы. В оконный проем вставляли бычий пузырь или слюду. Конечно, в этом случае в домах было очень темно. Случайно обратили внимание на свойство песка плавиться при очень высокой температуре (как в вулкане), а застывая, становиться твердым и прозрачным. Вот это открытие! А затем поняли, что стекло в нагретом виде еще и очень пластично, а значит, из него можно изготавливать различные предметы! Но какими еще свойствами обладает стекло? Узнаем?

Педагог демонстрирует образцы стекла различного цвета и поверхностей.

Педагог. Рассмотрим образцы. Погладьте их, подержите в руках. Как вы думаете, какое основное свойство стекла?

Дети. Прозрачность.

Педагог. Да, но есть и матовое, непрозрачное стекло (показать). Такое используют для декорирования дверей, например. Обратите внимание на поверхность.

Дети. Стекло бывает гладкое и шершавое, бугристое.

Педагог. А на ощупь холодное или теплое? (ответы детей).

Педагог. Проверим, пропускает ли стекло воду? (Несложный опыт, когда на стекло льют струйку воды).

Дети определяют, что не пропускает воду.

Педагог. Обратите внимание на толщину стекла (дети определяют, что толщина тоже бывает разная: стекло толстое, тонкое).

Как вы думаете, где пригодится это свойство?

Дети. Толстое стекло лучше защищает от воды, ветра не дает теплу уходить из дома.

Образование антонимов-прилагательных.

Делается вывод, что стекло бывает: тонкое - … (толстое), холодное - … (теплое, горячее), гладкое - … (шершавое), тяжелое - … (легкое), прозрачное - … (мутное, матовое), чистое – … (грязное).

Беседа о профессии стеклодува.

Педагог. Мы говорили, что из расплавленного стекла можно сделать разные предметы. Человек какой профессии этим занимается? Нет, не стекольщик! Профессия называется «стеклодув». Его работа заключается в следующем. Песок с некоторыми другими веществами-добавками расплавляют. Затем мастер берет в руки длинную палочку, полую внутри. На один конец он подцепляет немного расплавленного стекла, а другой берет в рот и сильно дует. Выдувается стеклянный пузырь, похожий на тот, который дети выдувают из мыльной пены. Раздувая стекло, мастер придает своим изделиям различную форму, и получаются изящные вазы, бусинки, посуда и другие изделия. Мастер, который выдувает стекло, называется стеклодув. Это интересная, но опасная и трудная профессия. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Педагог. Потому что он работает с горячим стеклом, вокруг горячие искры, брызги расплавленного стекла. Кроме того, стеклодув должен обладать хорошим здоровьем. Иначе, как он будет держать тяжелую палку со стеклом, да еще сильно дуть в трубку! Мы потренируемся и «станем стеклодувами».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: