Год обучения (36 часов)

Раздел 1. Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества

Тема 1.1. Исторические изменения семьи и брака – 3 часа.

Исторические изменения института семьи и брака. Зависимость семейного уклада жизни от социально-экономического уровня развития общества. Матриархат, патриархат, моногамия, полигамия. Институт семьи сквозь призму религий: семья в буддизме, исламе, иудаизме, христианстве. Нравственные нормы брака. Модели семьи. Тенденции развития брачно-семейных отношений в современном обществе.

Тема 1.2. Функционально-ролевая структура                              семейных отношений– 3 часа

Основные функции семьи: репродуктивная (генеративная), первичной социализации детей, воспитательная (педагогическая), досуговая, экономическая, хозяйственно-бытовая, сексуальная (гедонистическая), медицинская. Семейные роли. Выбор способа ролевого взаимодействия. Трансформация ролевых отношений в семье. Основные роли. Распределение внутрисемейных ролей в традиционной и эгалитарной семьях.

 

Тема 1.3. Основные ценности семьи –3 часа

Основные семейные ценности: нравственный климат семьи, семейное воспитание, семейный досуг, потребности и бюджет семьи, эстетика быта. Связь функции семьи с основными ценностями. Терминальные и инструментальные ценности личности, учёт индивидуальных ценностей в семейной системе.

Раздел 2. Психология межличностных отношений юношества

Тема 2.1. Межличностные отношения юношей и девушек –  2 часа

Понятие о межличностных отношениях. Межличностные отношения и общение. Общая характеристика межличностных отношений. Психология симпатий. Черты характера, способствующие полноценному общению. Юность - пора активного социального взросления, расширения сферы межличностных отношений. Межличностные отношения и общение юношества как школа подготовки к семейной жизни. Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек. Эмоциональные отношения от симпатии до любви.   

Тема 2.2. Дружба в юношестве – 2 часа

Товарищество и дружба как социальные ценности и основные виды межличностных отношений. Дружба как школа самовоспитания и любви. Юношеские представления о дружбе. Различия в ее проявлении у девушек и юношей. Идеал друга, формирующийся в юношеском возрасте. Различия между мальчиками и девочками по характеру и содержанию требований, предъявляемых к другу. Сила взаимного влияния в дружбе юноши и девушки. Отражение в юношеской дружбе противоречий возраста. Дружба как школа общения, самовоспитания и любви. Дружба истинная и ложная.

Тема 2.3. Любовь в юношеском возрасте – 5 часов

Любовь как высшее человеческое чувство. Любовь - сложнейшее человеческое чувство, сочетающее потребность быть любимым и способность любить. Зависимость богатства любви от богатства внутреннего мира личности. Развития способность любить как выражение высшего уровня развития личности. Любовь как глубокое чувство между членами семьи, близкими людьми, как привязанность одного человека к другому. Воспитание культуры чувств - дружбы и любви. Духовная ранимость друзей и любящих; необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Первая любовь. Особенности юношеской любви. Умение различать любовь и другие чувства - симпатию, интерес, влюбленность. Соотношение дружбы и любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Любовь - основа брака, супружеской гармонии. Нравственные основы взаимоотношения влюбленных. Характерные черты поведения влюбленных. Знакомство юноши и девушки. Ухаживание. Взаимоотношения юноши и девушки при ситуации, когда чувство любви проявляется только с одной стороны. Уважительное, бережное отношение к чувству представителя противоположного пола. Предложения о вступлении в брак. Торжественная помолвка.

Тема 2.4. Готовность к браку - 5 часов

Понятие «готовность к браку». Брачный возраст. Многоаспектность готовности к вступлению в брак. Физическая зрелость вступающих в брак как важная предпосылка создания крепкой семьи. Сущность социальной готовности к вступлению в брак. Понимание правовой основы брака - одно из условий здоровой и счастливой семьи. Брачный контракт. Этико-психологическая готовность к браку - ключевая предпосылка гармонии супружества и прочности семьи. Взаимное чувство любви, уважения и доверия к избраннику - неотъемлемые признаки совместимости будущих супругов. Общность их взглядов на предназначение семьи. Социально-демографические характеристики вступающих в брак. Выбор спутника жизни. Мотивы вступления в брак. Низкая и высокая самооценки как психологическая проблема, приводящие к неправильному выбору партнера и деформации семейных отношений.

 

Раздел 3. Искусство быть супругами

Тема 3.1. Жизненный цикл семьи – 3 часа

Жизненный цикл семьи. Стадии развития семьи по различ­ным классификациям. Сложности, возникающие на разных стадиях. Изменения в семье: позитивные и негативные, нор­мальные и ненормальные, неожиданные и ожидаемые, их влияние на супружеские отношения. Нормативные кризисы в развитии семьи и условия их успешного разрешения.

Тема 3.2. Молодая семья – 3 часа

Адаптация молодых супругов к условиям совместной жизни. Возникновение чувства «мы». Причины возможных трудностей в период адаптации молодых супругов. Организация семейного быта, семейная экономика. Семейные роли, их распределение. Взаимоотношения молодых супругов с родительскими семьями. Рождение ребенка и психологические проблемы, возникающие в этот период. Ребенок в молодой семье. Бюджет молодой семьи.

Тема 3.3. Психологически благополучная                  и неблагополучна семья – 2 часа

Типы неблагополучных семей. Отличия психологически благополучной и неблагополучной семьи. Зрелая и проблемная семья. Психологическое здоровье современной семьи. Основные критерии психологического здоровья семьи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: