Сейчас у вас есть возможность поделиться чем-то тёплым, светлым, радостным. Это означает, что вы можете подойти к любому и сказать или сделать так, чтобы у него в душе появились эти тепло и радость. А он вам может на это ответить.
К одним вы подошли сразу, к другим позже. Получается, что одни люди как бы ближе, а другие немного в стороне. От чего это зависит? От многого, в том числе и от доверия.
Попробуйте дать определение понятия «доверие»… В основном доверие описывают как возможность прогнозирования действий человека и надежду, что эти действия совпадут с теми, которых вы от него ждёте. Насколько они совпадают, настолько и доверяете.
Качество коммуникации определяется уровнем доверия.
Доверие можно разделить на 2 части:
1. Сознательное доверие – связано с тем, насколько хорошо вы человека знаете.
2. Бессознательное доверие – связано с тем, насколько человек похож на вас, его внутренний мир совпадает с вашим, насколько человек свой.
Сознательное доверие, прежде всего, связано с содержанием, а бессознательное доверие - с невербальным общением. Так как словесная информация в общении составляет около 1/6, а несловесная информация 5/6, то качество общения преимущественно определяется уровнем бессознательного доверия.
|
|
Есть ещё один важный параметр, по которому определяется уровень бессознательного доверия – конгруэнтность. Конгруэнтность (от латинского congruens - соответствующий, совпадающий) - это внешнее проявление того, насколько человек внутренне гармоничен.
Неконгруэнтный человек, который «думает одно, говорит другое, а делает третье». Или, например, говорит: «Я всегда очень уверен в себе (и жесты неуверенности)».
Доверие повышается если:
· Открыто демонстрировать свои цели (искренность). Искренность углубляет общение, но должна быть адекватной.
· Проявление искренней теплоты и доброжелательности в отношениях. При сдержанности общение обедняется по содержанию. Талантливый собеседник придерживается принципа «Самый главный человек на свете тот – кто перед тобой».
· Стремиться быть полезным (такой человек становится значимым).
· Демонстрация компетентности.
· Грамотные обратные связи.
Понятность (ясность) сообщения достигается если:
1. Сообщения связаны с действительностью.
2. Логичны.
3. Сообщение полное, точное.
Понятность сообщения нарушается если:
1. Формулировки неконкретные, общие.
2. Не логичны.
3. Излишне эмоциональны, преувеличенны.
Грамотная обратная связь
Умение давать и принимать обратную связь требует не только навыков, но и смелости — ведь приходится открыто выражать свою точку зрения о человеке или ситуации. Некоторым гораздо легче лицемерно поддерживать со всеми хорошие отношения и сплетничать у них за спиной,- но тогда не ждите искреннего дружелюбного к себе отношения и готовности помочь.
|
|
Для того чтобы своим откровенным мнением не обидеть человека, придерживайтесь следующих правил:
1. Давай обратную связь только тогда, когда тебя об этом попросят. Человек должен проявлять желание и готовность принять обратную связь.
2. Говоря о своих мыслях и чувствах, скажи о том, какие конкретно слова, поступки их вызвали. Не говори о человеке в целом (не стоит говорить: «Ты не умеешь общаться!», скажите конкретнее: «Ты перебиваешь собеседника, не слушаешь его, не стараешься понять его точку зрения»). Такая обратная связь точно устанавливает, в чем неполадки и что конкретно может быть сделано для их устранения.
3. Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека (не употребляй оскорбительных слов, не ругай, не обзывай и т.д.).
4. Не давай оценок (ведь ты не выше и не лучше другого человека — вы разные).
5. Не давай советов. Слова: «Я бы на твоем месте…», «Ты должен…» — под запретом. Не стоит поучать — пусть человек сам выбирает, как поступить, ему виднее.
При выполнении следующего упражнения старайтесь помнить о правилах обратной связи. Это не повод свести счеты с тем, кто тебе давно не нравится. Если ты чувствуешь, что не можешь быть объективным, лучше промолчи. Твои слова говорят о тебе столько же, сколько ты говоришь о другом. Говори о том, что тебе нравится или не нравится, что тебе близко или непонятно, приятно или неприятно, чему ты хотел бы научиться или что считаешь неприемлемым.