Требования к личности мед работников взято с розділ ІІ Учебник мед психол гуменюк

Методы пси исследования

Метод наблюдения - это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Метод эксперимента является одним из основных методом психологии. Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирования и беседы (интервью). Метод анализа результатов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Метод самоотчета - самоотчет представляет собой словесный или письменный отчет о результатах самонаблюдений. Идентификация как метод понимания другого представляет собой способность человека мысленно поставить себя на место другого, как бы воплотиться в другом. Биографический метод как способ познания человека основан на изучении психологии человека в контексте его истории, через описание его биографии

ВОЗ выделяет следующие критерии психического здоровья:

— Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».

— Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.

— Критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.

— Соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.

— Способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.

— Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.

— Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Акцентуации-крайние степени выраженности личностных черт:

1. Гипертимный тип — отличается неугомонностью, шумливостью, подвижностью, общительностью, склонностью к озорству, неусидчивостью, приподнятым настроением. Им свойственна переоценка собственной личности, тяга к компаниям, подчас асоциальным.2. Акцентуации по психастеническому типу выражаются в повышенном самоанализе и самобичевании, робости, тревожной мнительности, «умственной жвачке», навязчивых страхах, моторной неловкости и нерешительности. 3. Шизоидному типу свойственны раздвоенность, замкнутость (аутизм), эмоциональная холодность, трудности в межличностных отношениях, склонность к вычурной фантазии, символике, «философской интоксикации». В качестве коммуникативного допинга используется алкоголь. Шизоиды обнаруживают неуклюжесть и вычурность в психомоторной сфере, раздвоенность сознания. 4. При эпилептоидном типе акцентуации злобная гневность и жестокость уживаются с бережливостью, педантизмом и аккуратностью, повышенной ревнивостью, стремлением к властвованию. Алкогольное опьянение усиливает агрессию и сопровождается беспамятством, садомазохистскими наклонностями. 5. Циклоидному типу свойственна склонность к колебаниям настроения: период подъема с активностью, шутливостью, склонностью к алкоголизации (до 1-2 недель) может сменяться понижением настроения до степени, не доходящей до истинной депрессии (субдепрессия). Мелкие неприятности тогда переносятся тяжело. Появляются вялость, скука, разбитость, стремление к одиночеству. Главной чертой лабильного типа является крайняя неустойчивость настроения, меняющегося от ничтожного повода. Это «люди настроения в данный момент», чуткие к знакам внимания, привязанные к родным и близким. У лабильных циклоидов фаза упадка короче (1-2 дня). Сензитивный тип отличается впечатлительностью, тягой к интеллектуально-эстетическим увлечениям, переживанием своей неполноценности. Астеноневротический тип проявляется капризностью, раздражительностью, плохим сном и аппетитом, ипохондрией. Неустойчивый тип характеризуется легкой подчиняемостью, безынициативностью. Эти лица часто попадают в сомнительные компании, склонны к отклоняющемуся (делинквентному) поведению, азартным играм, удовольствиям, праздному безделью. Паранойяльная акцентуация характеризуется чрезмерной подозрительностью, напряженностью, недоверчивостью. Истероидный тип отличается эгоцентризмом, стремлением во что бы то ни стало обратить на себя внимание. Представители этого типа любят выслушивать только похвалу в свой адрес, часто претендуя на роль лидера. Однако чувства их неглубоки, воля ослаблена, авторитет невысок, тем более, что они склонны к патологическому фантазированию и лжи. Если на первое место у истероидных личностей выступает стремление вызвать удивление и почитание, а также демонстративность поступков, то можно говорить о демонстративной разновидности этого типа акцентуации. Во всех поступках такого типа наблюдается явная наигранность, неестественность, и позёрство, даже в интимной сфере. Конформный тип акцентуации характеризуется растворением личности в окружающих. Эти лица мимикрируют под любое окружение, поэтому, попав в хороший микросоциальный коллектив, они могут стать исполнительными работниками, в ином случае могут нарушать нормы поведения (например, «за компанию» спиваются).

Этика и деонтология

 4 сосуществующие этические модели модели:1. Модель Гиппократа (принцип «не навреди»).2. Модель Парацельса (принцип «делай добро»).

3. Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»).4. Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства личности»).

Требования к личности мед работников взято с РОЗДІЛ ІІ Учебник мед психол Гуменюк

Профессиограмма врача общей практики
Выполнение врачом профессиональных функций предполагает наличие у него таких важнейших личностных качеств и умений, как:
1) гуманизм и справедливость, милосердие и искренность, отзывчивость и радушие в отношениях с людьми скромность и деликатность;
2) владение высокой культурой, регулярное проведение образовательной и воспитательной работы среди населения, работы по утверждению здорового образа жизни;
3) инициативность, дисциплинированность, добросовестное отношение к своим обязанностям, верность клятве Гиппократа, честность и организованность в работе, принципиальность и требовательность к себе и к членам трудового коллектива; систематическое повышение профессиональных знаний и квалификации;
4) умение быть внимательным собеседником, коммуникабельным в общении с пациентами и их родственниками, способность запоминать и эффективно использовать в профилактике и лечении полученную в процессе общения с ними общую и специфическую информацию;
5) стремление к коллегиального решения профессиональных вопросов в коллективе поликлиники (амбулатории) четкое выполнение функций организатора работы и воспитателя среднего и младшего медицинского персонала; подготовленность к деловых контактов с профсоюзами, администрацией предприятий в районе или населенном пункте, где живут или работают пациенты, которых обслуживает врач общей практики;
6) аккуратность, чистоплотность, соблюдение внешнего вида, который привлекает пациента к общению с врачом.
Функциональные обязанности:
1) организация и проведение комплексных мероприятий по всеобщей диспансеризации населения участка, разработка индивидуальных комплексных профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий по каждому жителю участка, профилактических прививок и дегельминтизации населения, пропаганда принципов здорового образа жизни;
2) предоставление своевременной медицинской помощи взрослому и детскому населению, проживающему на закрепленном участке.
Врач общей практики должен знать:
1) основы медицинской психологии и социальной гигиены, организации здравоохранения, экономики в соответствии с задачами управления здоровьем населения прикрепленной участка;
2) основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения профессиональных задач;
3) анатомо-физиологические и психологические особенности взрослых, детей и стариков, особенности развития здоровых детей и подростков, современные классификации заболеваний внутренних органов детей и взрослых; группы здоровья и факторы риска в возникновении заболеваний;
4) причины возникновения патологических процессов в организме, механизмы их развития, течение заболеваний в зависимости от пола и возраста, их клинические проявления, ведущие синдромы
5) клинику, диагностику и профилактику психических заболеваний и наркомании (расстройства восприятия, памяти, мышления, интеллекта, сферы эмоций, внимания, поездов, произвольной деятельности и сознания; психозов, связанных с соматическими заболеваниями, шизофрении и маниакально-депрессивного психоза, эпилепсии, психозов инволюционного периода, неврастении, неврозов навязчивых состояний, истерии, психопатии, умственной отсталости, алкоголизма и алкогольных психозов, наркомании и токсикомании)
6) основы экспертизы при психических заболеваниях;
7) основания реанимации, клинику, диагностику и принципы лечения основных неотложных состояний;
8) фармакотерапии заболеваний, часто встречающиеся механизм действия и дозы основных фармакопрепаратов;
9) врач общей практики должен знать вопросы психогигиены и психологии семьи, отношение членов семьи к своему здоровью, реакции семьи на стрессы, психологические проблемы семьи, отношение членов семьи к больным (алкоголизм, наркомании, психосексуальные расстройства).
Врач должен уметь:
1) собирать анамнез больного и здорового человека, используя психодеонтологични закономерности общения, определять психическое состояние пациента (стресс, гнев, страх, радость и т.п.), характерологические качества, характер, уровень умственного развития, озабоченность и тревогу;
2) наблюдать за психической деятельностью человека, пользоваться методом рациональной психотерапии;
3) диагностировать поражения нервной системы (черепно-мозговая симптоматика, вегетодистоний, полиневриты, плекситы, радикулопатии, вегетативно-эндокринные нарушения гипоталамической локализации, сотрясение и ушиб головного мозга)
4) определять состояние процессов восприятия, памяти, мышления, внимания и целенаправленной деятельности, сознания и интеллекта, диагностировать аффективные расстройства, неврозы, психопатии, алкоголизм, наркомании.

Коммуникативная компетентности врача.

Умение общаться с больными — коммуникативная компетентность врача — искусство, которое начинает формироваться еще в процессе обучения в медицинском вузе, впоследствии в процессе самостоятельного профессионального общения с больными, включает манеру общения с больными, особенности невербального поведения (жесты, мимические реакции, позы, манеру сидеть, разговаривая с больным, и пр.), интонации, заимствуют из их словаря ключевые фразы (первую фразу, с которой начинается контакт с пациентом, последнюю фразу с заключительными обобщающими формулировками). По мере накопления опыта профессионального общения молодой врач уже осознанно начинает использовать разнообразные психологические навыки, облегчающие общение с больным.



























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: