Текущие затраты на производство (себестоимость)

 

                   7.1.Издержки производства

         Предприниматель, организуя свое дело всегда начнет с определения затрат необходимых для его осуществления. Если это производство продукции, то он отнесет к ним следующие: заработная плата наемных работников, плата за аренду земли или помещения, процент за денежную ссуду,оплату сырья, материалов, амортизационные расходы,затраты на рекламу и сбыт продукции, расходы на управление.

   В экономической теории такие издержки называют явными альтернативными затратами или бухгалтерскими. Явными их считают потому, что деньги из рук в руки переходят. Альтернативность в том, что предприниматель, совершая фактическую денежную оплату услуг одних факторов производства предприятия тем самым:

     1)упускает возможность воспользоваться услугами других факторов, служащих ближайшими заменителями первых;

     2)либо упускает возможность произвести другую продукцию;

     3) не дает возможность другим предприятиям использовать эти ресурсы для других целей и может быть более эффективно.

С другой стороны владелец предприятия, являющийся одновременно его руководителем, располагая физическим капиталом в виде зданий, оборудования, участков земли мог бы возможно получить больший доход, если бы использовал имеющиеся у него экономические ресурсы на другие, может быть более выгодные цели. Такие потенциально возможные, но фактически не получаемые доходы от применения ресурсов на другие цели, должны рассматриваться как неявные затраты неиспользованных возможностей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      К ним хозяин предприятия отнес бы, во-первых, жалованье, которое мог бы получить, если бы нанялся руководителем любого другого предприятия вместо того, чтобы руководить своим собственным предприятием. Во-вторых, физический капитал может быть сдан в аренду с получением соответствующей рентой платы. В третьих, неиспользованный денежный капитал можно разместить в банке и получать процент по вкладу.

Такой расчет потенциальных, но упущенных предпринимателем доходов необходим, чтобы определить экономическую целесообразность занятий данным видом бизнеса. Предприниматель остается в деле, если посчитает, что реализованной им прибыли достаточно, чем при другом использовании капитала и собственных способностей. Следовательно, экономически грамотный владелец всегда включит в расходы производства своего предприятия не только явные, но и неявные издержки.

       Например, владелец капитала в сумме 15000 дол.США может использовать его альтернативно: открыть свое дело, либо положить деньги на счет в банке под 12% годовых. И одновременно работать, получая заработную плату в сумме 300 дол. в месяц. Допустим, что по первому варианту бухгалтерская прибыль (выручка минус явные издержки в бухгалтерском учете) составляют 4000 дол.

        По данному варианту потери составляют 15000 х 0,12 + 300 х 12 =5400 долларов. Экономическая прибыль составляет 4000 – 5400 = -1400 дол. США. Таким образом, второй вариант выгоднее, чем открытие собственного дела. Добавьте сюда хлопоты по организации предприятия и руководству им, то убыточность такого бизнеса еще более очевидна.

 

       7.2. Классификация затрат на производство и реализацию

                продукции (работ, услуг)

        Издержки – денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием производственной и коммер-

ческой деятельности. Они проявляются в показателях себестоимости производства и продукции. Затраты, включаемые в состав себестоимости, классифицируются по ряду признаков.

По экономическому содержанию различают затраты живого труда (в стоимостном выражении – заработная плата), овеществленного труда (материальные) и связанные с использованием средств труда (амортизационные отчисления).

По отношению к процессам производства и реализации – затраты в сфере производства и в сфере обращения (внепроизводственные).

По отношению к производственному процессу различают основные и накладные расходы. Основные – это денежная оценка ресурсов, использованных при изготовлении продукции, накладные – ресурсы, использованные при обслуживании и управлении производством.

По экономической структуре различают одноэлементные и сложные (комплексные) затраты. Группировка затрат по экономическим элементам отражает их распределение по экономическому содержанию независимо от формы использования в производстве и места образования. Экономические элементы – это однородные виды затрат, которые в пределах предприятия больше нельзя разложить на более мелкие составные части. Группировка затрат по элементам используется для составления сметы затрат на производство, а на предприятиях, вырабатывающих однородную продукцию и для учета расходов на производство. Применяется следующая группировка:

· материальные затраты;

· затраты на оплату труда;

· отчисления на социальные мероприятия;

· амортизация основных средств и нематериальных активов;

· прочие затраты.

Комплексные затраты состоят из нескольких экономических элементов и образуют статью затрат в калькуляции себестоимости.

По способам перенесения стоимости на продукцию выделяют прямые и непрямые (косвенные, распределяемые, расчетные) затраты. Прямые затраты, связанны с изготовлением конкретных видов продукции (работ, услуг) и непосредственно включаются в себестоимость данного изделия. Например, стоимость материалов, из которых изготавливается изделие, заработная плата рабочих, осуществляющих обработку деталей и их сборку для получения изделия. Непрямые затраты связаны с производством нескольких видов продукции и потому не могут быть прямо включены в себестоимость конкретных видов изделий. Поэтому возникает необходимость их распределения между отдельными видами продукции при составлении калькуляции себестоимости.

По степени зависимости от объемов производства все затраты подразделяются на переменные и постоянные. Переменные – затраты, которые изменяются с изменением объема выпускаемой продукции в той или иной пропорции. Постоянные остаются практически неизменными при изменении объема продукции.

По видам продукции (работ, услуг) различают затраты на изделие, на типовые представители изделий, на группы однородных изделий, на единоразовые заказы, на валовую продукцию, на товарную и реализованную продукцию.

По календарным периодам затраты могут быть текущими и одноразовыми. К текущим затратам относятся такие, которые осуществляются с периодичностью менее одного месяца. К одноразовым относятся единовременные расходы, осуществляемые с периодичностью более месяца.

По степени регулируемости выделяют затраты регулируемые, частично регулируемые и нерегулируемые. Если руководитель или исполнитель могут регулировать или существенно влиять на уровень затрат – это регулируемые затраты. Например, затраты на бумагу, расходуемую в издательстве могут регулироваться мастером цеха (по количеству). Затраты, возникающие в результате решений руководителя периодически, относятся к частично регулируемым затратам. Например, затраты на маркетинг и рекламу. Затраты, на величину которых невозможно воздействовать в краткосрочном периоде относятся к нерегулируемым расходам.

           

7.3. Состав расходов

Под операционной обычной деятельностью в соответствии с П(С)БУ 3 «Отчет о финансовых результатах» понимается основная деятельность предприятия, а также другие виды деятельности, не являющиеся инвестиционной или финансовой деятельностью. Основная деятельность представлена операциями, связанными с производством или реализацией продукции (товаров, работ, услуг), которые являются целью создания предприятия и обеспечивают основную долю его дохода.

В то же время предприятие может осуществлять чрезвычайную деятельность, к которой относятся операции и действия, осуществляемые нерегулярно и имеющие вероятностную природу. Это стихийные бедствия, пожары, техногенные аварии и др. Расходы вследствие таких событий, их покрытие за счет страхового возмещения или других источников учитываются при расчетах финансовых результатов от чрезвычайной деятельности. Необходимо учитывать, что для предприятия потерпевшего, например, от пожара, расходы на его ликвидацию – это расходы чрезвычайной деятельности, а получение страхового возмещения – доходы чрезвычайной деятельности. Для страховой компании выплата страхового возмещения представляет расходы обычной деятельности.

Инвестиционная деятельность предприятия включает финансовые инвестиции, приобретение и реализацию необоротных активов. Под финансовой деятельностью понимают деятельность, которая приводит к изменению величины и состава собственного и заемного капитала.

Себестоимость реализованной продукции в соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 16 «Расходы» состоит из производственной себестоимости продукции (работ, услуг), реализованной в течение отчетного периода, нераспределенных постоянных общепроизводственных расходов и сверхнормативных производственных расходов.

Производственная себестоимость состоит из прямых материальных расходов, прямых расходов на оплату труда, других прямых расходов и общепроизводственных расходов.

В состав прямых материальных затрат включается стоимость сырья, основных и вспомогательных материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, которые могут быть непосредственно отнесены к конкретному объекту расходов.

В состав прямых расходов на оплату труда включаются заработная плата и другие выплаты рабочим, занятым в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, которые относятся непосредственно к конкретному объекту расходов.

Часть расходов, например, отчисления на социальные мероприятия, плата за аренду земли и имущественных паев, амортизация по содержанию разнородны, но также могут быть отнесены к конкретному объекту. Поэтому они образуют группу прочих прямых расходов.

Общепроизводственные расходы включают:

· расходы на управление производством (оплата труда аппарата управления цехами, участками с отчислениями на социальные мероприятия и медицинское страхование, расходы на оплату служебных командировок персонала цехов, участков);

· амортизация основных средств и нематериальных активов цехов, участков и т.п.;

· расходы на эксплуатацию, страхование, операционную аренду основных средств, других необоротных активов общепроизводственного назначения;

· расходы на усовершенствование технологии и организации производства;

· оплата коммунальных услуг, предоставляемых другими организациями и другие расходы по содержанию производственных помещений;

· расходы на обслуживание производственного процесса (оплата труда общепроизводственного персонала с отчислениями на социальные мероприятия и медицинское страхование рабочих и АУП; расходы на осуществление технологического контроля за производственными процессами и качеством продукции, работ, услуг);

· расходы на охрану труда, технику безопасности и охрану окружающей природной среды;

· прочие расходы (потери от брака, оплата простоев и т.п.).

Общепроизводственные расходы делятся на постоянные и переменные.

Переменные изменяются в определенной пропорции по отношению к изменению объема деятельности и распределяются на каждый объект расходов исходя из фактической мощности отчетного периода. В качестве базы распределения используется время работы, заработная плата, объем деятельности, прямые расходы.

Постоянные производственные накладные расходы остаются практически неизменными при изменении объема деятельности и распределяются на каждый объект расходов, аналогично переменным расходам, но с использованием нормальной мощности, под которой понимается ожидаемый средний объем производства, достигаемый в условиях обычной деятельности предприятия в течение нескольких лет или операционных циклов.

Перечень и состав переменных и постоянных общепроизводственных расходов устанавливается предприятием. Часть расходов, связанных с операционной деятельностью, не включается в себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). К ним относятся административные расходы, расходы на сбыт и другие операционные расходы. При этом под операционной деятельностью понимается снабженческая, производственная и сбытовая деятельность.

Административные расходы образуются при обслуживании и управлении уже не цеха, а всего предприятия. К ним относятся:

· общие корпоративные расходы (расходы на организацию корпорации, проведение годовых собраний, представительские расходы и т.п.);

· расходы на служебные командировки и содержание управленческого аппарата управления предприятием и другого общехозяйственного персонала;

· налоги, сборы и другие предусмотренные законодательством обязательные платежи (кроме обязательных платежей, включаемых в производственную себестоимость):

· расходы на операционную аренду, страхование имущества, амортизацию, ремонт основных средств;

· расходы оплату коммунальных услуг, услуг связи, юридических, аудиторских, консалтинговых услуг, расходы на урегулирование споров в судебных органах;

· плата за расчетно-кассовое обслуживание и другие услуги банков.

Расходы на сбыт включают затраты в стоимостном выражении на приобретение упаковочных материалов для затаривания готовой продукции на складах, расходы на ремонт тары, оплату труда и командировки работников, занятых сбытом, на рекламу и исследование рынка, предпродажную подготовку товаров, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, транспортировку, перевалку и страхование готовой продукции и др.

В прочие операционные расходы включаются затраты на исследования и опытно-конструкторские разработки, себестоимость реализованной иностранной валюты, себестоимость реализованных производственных запасов и другие расходы.   

 

7.4. Смета затрат на производство и себестоимость продукции                      

 

Смета затрат - это совокупность затрат всех структурных подразделений предприятия, принимающих участие в производстве промышленной продукции за соответствующий период, независимо от того, относят их на себестоимость продукции в этом периоде или нет. Поэтому сумма затрат на производство и себестоимость общего объема продукции не совпадают.

    Смета затрат на производство разрабатывается по экономическим элементам.

       Элемент «Материальные затраты» содержит следующие виды затрат:

- сырье и материалы, покупаемые у сторонних организаций, предприятий, которые входят в состав производимой продукции, образуя ее основу, или являются необходимым компонентом для производства продукции;

- покупные материалы, используемые в процессе производства продукции (работ, услуг) для обеспечения нормального технологического процесса и упаковки продукции или других производственных и хозяйственных нужд (например, ремонт и эксплуатация оборудования зданий, сооружений), а также запасные части для ремонта оборудования;

- покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, требующие

дополнительной обработки на данном предприятии;

- стоимость приобретения у сторонних предприятий и организаций

  топлива и энергии всех видов, используемых на технологические, энергетические и другие нужды предприятия;

- расходы, компенсирующие недостачу материальных ценностей в пределах норм естественной убыли.

      Из затрат на приобретение материальных ресурсов вычитается стоимость возвратных отходов.

       Возвратные отходы – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей, образовавшихся в процессе производства продукции (работ, услуг) и, утратившие полностью или частично потребительские свойства исходного ресурса и не используемые по прямому назначению или используемые с повышенными расходами продукции. К возвратным отходам не относятся остатки материальных ресурсов, используемые для производства других видов продукции и попутная продукция, получаемая одновременно с основным продуктом в едином технологическом процессе.

        К элементу «Расходы на оплату труда» относятся расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы, а также выплаты, предусмотренные законодательством о труде (например, оплата ежегодных отпусков, оплата перерывов работающим матерям для кормления ребенка),расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров и др.

       К элементу «отчисления на социальные мероприятия» относятся отчисления на обязательное государственное социальное страхование, в Пенсионный фонд, страховые взносы на случай безработицы, отчисления на индивидуальное страхование персонала предприятия.

В состав элемента «Амортизация» включается сумма начисленной амортизации основных средств, нематериальных активов и других необоротных материальных активов.            

К элементу «прочие операционные расходы» относятся расходы на командировки, на услуги связи, на выплату материальной помощи, плата банкам за расчетно-кассовое обслуживание и другие расходы, не учтенные в ранее перечисленных элементах затрат.

Предприятие может осуществлять также и не операционную деятельность, ведение которой обуславливает возникновение расходов. Например, к финансовым расходам будут относиться расходы на проценты (за пользование кредитами полученными, по выпущенным облигациям, по финансовой аренде и т.п.). Потери от участия в капитале являются убытками от инвестиций в ассоциированные, дочерние или совместные предприятия, которые учитываются по методу участия в капитале.

В состав прочих расходов включаются расходы, возникающие во время обычной деятельности, под которой понимается любая основная деятельность предприятия, а также операции, обеспечивающие ее или возникающие в результате ее проведения. Особенность этих расходов в том, что они не связаны непосредственно с производством и реализацией продукции. К ним относятся расходы, связанные с реализацией финансовых инвестиций, необоротных активов и др.

Смета затрат на производство составляется с использованием трех методов: сметного, сводного и калькуляционного. Сметный метод наиболее распространенный в практике деятельности промышленных предприятий. При этом методе величина затрат по отдельным экономическим элементам сметы определяется по данным соответствующих разделов годового плана.

Сводная смета затрат на производство составляется на основании следующих расчетов:

· смет расходов на сырье, материалы, покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты, технологическое топливо и энергию в основном производстве;

· основной и дополнительной заработной платы рабочих, занятых производством продукции, с отчислениями на социальное страхование;

· смет расходов (калькуляций себестоимости продукции) цехов вспомогательного назначения;

· сметы расходов, связанных с подготовкой и освоением производства продукции, пусковых затрат;

· сметы расходов на содержание и эксплуатацию оборудования;

· сметы расходов, связанных с возмещением износа специальных         

    инструментов и приспособлений целевого назначения;

· смет общепроизводственных и административных расходов;

· сметы расходов на сбыт продукции.

 

Сводный метод составления сметы затрат на производство предусматривает объединение в единую систему общих затрат по цехам основного и обслуживающего производства. В смету затрат каждого цеха включаются прямые издержки по перечисленным ранее элементам, а также комплексные расходы на услуги других цехов.

Сначала целесообразно составить смету расходов заготовительных цехов, затем вспомогательных, механообрабатывающих и сборочных.

При использовании калькуляционного метода составляется шахматная ведомость, содержащая калькуляционные статьи и элементы затрат. Сумма затрат по элементам по строке позволяет определить суммарные затраты по данной статье затрат.

Итоговый свод затрат, определенный любым из перечисленных способов служит основой для расчета показателей себестоимости валовой, товарной и реализованной продукции.

Производственная себестоимость валовой продукции определяется по формуле:

                                      S вп = S – s н.вк -+ R БП   -+ R ДР,

 

где S Н.ВК – расходы не включаемые в состав валовой продукции (затраты на подготовку и освоение новой продукции, если они финансируются из прибыли или других источников, расходы на сбыт, возмещение затрат от брака); Б Rбп- изменение остатков расходов будущих периодов; R ДР - изменение остатков дальнейших расходов (отпускные, вознаграждения за стаж работы и др.).

В отраслях промышленности, где в планировании и учете выделяется незавершенное производство, производственная себестоимость товарной продукции равна:

                     

                                                        s тп = s вп -+ R НП,

 

где R НП – изменение остатков незавершенного производства.

Полная себестоимость товарной продукции SПТП определяется суммой производственной себестоимости товарной продукции и расходов на сбыт продукции

Себестоимость продукции реализуемой в плановом периоде определяется по формуле:

 

                                           S РП = S ПТП + S НТП  ,

 

где S НТП – себестоимость остатков нереализованной товарной продукции.

Калькулирование фактической производственной себестоимости продукции, работ, услуг можно также выполнить следующим образом. Фактическая себестоимость всей продукции, которая выпущена производством, равна:

незавершенное производство на начало калькуляционного периода +

текущие затраты периода (месяц, квартал, сезон, год) – стоимость возвратных отходов производства – стоимость побочной продукции – стоимость сопутствующей продукции – потери от технологического брака – незавершенное производство на конец калькуляционного периода.

При калькулировании сопутствующая продукция оценивается по вероятным ценам ее реализации. Хотя она и сопутствующая, т.е, получаемая попутно при производстве основной продукции, на ее производство также затрачиваются ресурсы и денежные средства. Например, чтобы получить газ-метан в угледобывающем производстве, необходимо понести соответствующие расходы на организацию проектирования, строительства и эксплуатации установки. Поэтому, как считает В.В.Сопко, попутная продукция требует особых методов калькулирования.

В отличие от попутной побочная продукция не требует дополнительных затрат. Такая продукция образуется в комплексном производстве параллельно с изготовлением основных изделий в одном и том же технологическом процессе. Поэтому ее стоимость целесообразно определять не с помощью отдельных ценовых данных, а калькулировать одновременно с основной продукцией.

Себестоимость реализованной продукции за соответствующий период можно определить следующим образом. Например, незавершенное производство на 01.01 составило 80 тыс.грн, прямые материальные затраты – 100, прямые расходы на оплату труда –70, производственные накладные расходы (общепроизводственные) – 40, незавершенное производство на 31.12 отчетного года –50. Себестоимость готовой (товарной) продукции, произведенной за отчетный период равна:

                            80 + 100 + 70 + 40 – 50 = 240 тыс. грн.

Остаток готовой продукции на 01.01 отчетного года составлял 120 тыс. грн, а на 31.12 – 200 тыс. грн. Следовательно, себестоимость реализованной продукции равна:

                                     120 + 240 – 200 = 160 тыс. грн.

Себестоимость реализованных товаров рассчитывается по следующей схеме. Например, валовое приобретение (закупка) товаров – 500 тыс. грн.; получена наценка в размере 50 тыс. грн; возвращение и уценка приобретенных товаров – 30; транспортные расходы на доставку товаров – 60 тыс. грн. Итого чистое поступление товаров составит:

                                      500 – 50 – 30 + 60 = 480 тыс.грн.

Если остаток товаров 01.01 отчетного года составлял 80 тыс. грн, а на 31.12 – 200 тыс., то себестоимость реализованных товаров равна:

                                       80 + 480 – 200 = 360 тыс. грн.

Всего себестоимость реализованных товаров и продукции составит 520 тыс. грн.

 

7.5. Калькуляция себестоимости единицы продукции

Калькулирование – это процесс определения величины расходов в стоимостном выражении на изготовление соответствующего вида продукции или расходов, которые приходятся на единицу изготавливаемой продукции. В качестве калькуляционных единиц могут выступать отдельный вид продукции, работ, услуг, а также количественная (масса, длина, объем и др.), либо качественная (содержание сухих веществ, зольность и т.п.) натуральная единица измерения. Калькуляционная единица может быть и более сложной. Например, себестоимость одной тонны угля при зольности соответственно 15, 20 и 25%. Объекты калькулирования также могут дифференцироваться по структурным подразделениям. Калькуляционными единицами в этом случае являются производственный заказ, изделие, продукт (полуфабрикат), передел (стадия, фаза).

Себестоимость рассчитывается по калькуляционным статьям затрат, которые могут быть финансовыми и отраслевыми. В финансовой калькуляции выделяют две статьи – прямые и непрямые (накладные). Более широкой и разнообразной является номенклатура статей в отраслевом разрезе. Например, многие отрасли калькулируют себестоимость по следующим статьям:

1. Сырье и материалы.

2. Покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, работы и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций.

3. Топливо и энергия на технологические цели.

4. Возвратные отходы (вычитаются).

5. Основная заработная плата.

6. Дополнительная заработная плата.

7. Отчисления на социальные мероприятия.

8. Затраты, связанные с подготовкой и освоением производства продукции.

9. Возмещение износа специальных инструментов и устройств целевого назначения и другие специальные затраты.

10. Общепроизводственные расходы.

11. Потери вследствие технически неизбежного брака.

12. Сопутствующая продукция (вычитается).

13.  Прочие производственные расходы.

Итого себестоимость продукции.

14. Административные расходы.

Итого производственная себестоимость продукции.

15. Расходы на сбыт.

Всего полная себестоимость.

Калькуляции классифицируются по назначению и времени составления, по охвату затрат.

По назначению и времени составления различают предварительную и последующую калькуляции. Предварительная калькуляция составляется до начала осуществления расходов на производство и может быть плановой, нормативной и сметной. В плановой калькуляции рассчитывается средняя себестоимость единицы продукции на планируемый период. Нормативная калькуляция разрабатывается с использованием прогрессивных норм расхода производственных ресурсов, действующих на определенную дату. Сметная калькуляция составляется на изделия или работы и служит основанием для расчетов с заказчиками этих изделий или работ.

Последующая калькуляция составляется на основе уже произведенных расходов по выпуску продукции (фактическая, отчетная). Себестоимость единицы однородной продукции может быть определена делением общей суммы затрат по отчетным данным на объем выпуска продукции. Себестоимость единицы разнородной, но приводимой к условно-натуральному выражению, продукции рассчитывается аналогичным образом. Затем коэффициенты, использованные для расчета объема продукции в условно-натуральном выражении, применяются для перехода от себестоимости производства условно натуральной единицы к себестоимости изготовления единицы продукции каждого вида. Если предприятие выпускает весьма разнообразную продукцию, объем которой невозможно привести к условному выражению, то себестоимость единицы соответствующего вида продукции исчисляется пропорциональным методом.

По охвату затрат различают полную, производственную, калькуляцию сокращенной себестоимости и калькуляцию отдельного вида работ или процессов. Полная калькуляция учитывает расход на производство и сбыт продукции. Производственная калькуляция содержит только затраты на производство продукции. Калькуляция сокращенной себестоимости содержит только переменные расходы.

В практике планово-экономической работы предприятий применяется позаказная система калькулирования, попроцессная (попередельная), нормативная («стандарт- костинг»), система калькулирования переменных затрат («директ костинг»).

При позаказной системе калькулирования себестоимости прямые и непрямые операционные затраты относятся на индивидуальный заказ, являющийся объектом учета и планирования. На каждый заказ открывается карта аналитического учета операционных затрат, которой присваивается соответствующий номер (код). По мере выполнения отдельного заказа операционные затраты структурных подразделений учитываются в этой карточке по статьям отчетной калькуляции. Непрямые затраты на заказ относятся путем их перераспределения пропорционально количеству отработанного машинного времени или трудоемкости. Главная проблема применения этой системы – необходимо тщательное и своевременное документирование затрат по всем выполненным работам и понесенным затратам. Эта система применяется обычно в мелкосерийном или единичном производстве (энергетическое машиностроение, авиа- и судостроение, индивидуальный пошив одежды и др.).

При попроцессной (попередельной) системе прямые и непрямые операционные затраты связаны с определенной технологической стадией производства продукции. Передел – это совокупность технологических операций, результатом выполнения которых является полуфабрикат, полупродукт. Попередельный метод имеет две модификации – однопередельный и многопередельный. При использовании однопередельного метода технологический процесс не делится на составляющие и от первой операции до последней составляет единое целое. Например, выпечка хлеба. Многопередельный метод используют, когда необходимо составить калькуляцию себестоимости полуфабриката, который будет использоваться в качестве исходного продукта на следующем технологическом переделе. Попроцессная (попередельная) система калькулирования продукции используется на предприятиях угольной, нефтяной, химической, фармацевтической, текстильной, обувной, пищевой паромышленности.

Нормативная система калькулирования («стандарт-костинг») предполагает регулярное сопоставление фактических операционных затрат с нормативными затратами с целью выявления размеров отклонений от норм. Таким образом, эту систему можно назвать системой управления затратами по отклонениям. Основу системы составляет нормативная калькуляция, составляемая на основании действующих норм затрат на конкретный вид продукции в разрезе элементов или статей затрат. Преимуществом применения этой системы калькулирования себестоимости продукции является быстрое выявление превышения затрат над нормативной величиной. В то же время имеет и недостатки, связанные с усложнением учета затрат и необходимостью постоянного управления системой норм и нормативов.

Система калькулирования переменных затрат заключается в исчислении не полной себестоимости производства и реализации продукции, а только удельные переменные операционные затраты (прямые операционные затраты). Эта система калькулирования позволяет обеспечить контроль за формированием маржинальной (приростной) прибыли в разрезе отдельных видов продукции.

 

 

7.6. Факторы и резервы снижения себестоимости

     Общая формула вычисления прибыли известна – выручка от осуществления операции минус затраты. При фиксированной цене уменьшение затрат соответственно повышает прибыль. Если темпы роста объема производства – реализации превышают темпы роста издержек, то в удельном отношении себестоимость 1 грн. продукции уменьшается.

Все факторы, влияющие на экономию (рост) затрат укрупненно

можно подразделить на четыре группы.

1. Повышение технического уровня производства:

а) механизация и автоматизация производственных процессов, внедрение прогрессивной технологии;

б) изменение конструкции и технических характеристик выпускаемых изделий, приводящее к снижению материалоемкости и трудоемкости изготовления;

в) применение новых видов сырья, материалов, топлива, энергии, приводящее к снижению материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости изготовления.

2. Улучшение организации производства и труда:

а) совершенствование управления производства;

б) улучшение организации труда;

в) ликвидация непроизводительных расходов и сокращение потерь от брака.

3. Изменение объема и структуры производимой продукции:

а) относительное сокращение условно-постоянных расходов (кроме амортизации), обусловленное ростом объема производимой продукции;

б) улучшение использования производственных фондов и связанное с этим относительное уменьшение амортизационных отчислений;

в) изменение структуры производимой продукции.

4. Изменение природных условий и способов добычи полезных ископаемых и других видов сырья.

Изменение затрат определяется по каждому отдельному фактору, входя-

щему в перечисленные группы. Воздействие факторов первой и второй группы приводит к снижению трудоемкости продукции и высвобождению численности.

Уменьшение расходов на заработную плату и отчислений на социальное страхование в результате снижения трудоемкости определяется по формуле:

 

Э ТР = (t o  z o  - t 1 z 1 ) x (1 + z д / 100) х (1 + z c / 100) Q 1,

 

где t o, t 1 – трудоемкость единицы продукции в нормо-часах до и после внедрения мероприятия; z o, z 1 – среднечасовая тарифная ставка работ до и после проведения мероприятия; z д – процент дополнительной заработной платы; z c – процент отчислений на социальное страхование; Q 1 – объем производства с момента внедрения мероприятия до конца планируемого года.

Снижение себестоимости продукции за счет изменения норм расхода материалов и цен на них рассчитывается по формуле:

 

                         C м  = (1 – j н j ц ) У м,

 

где j н, j ц - соответственно индексы изменения норм и цен;

  У м - удельный вес затрат на материалы в себестоимости продукции, %.

Снижение себестоимости за счет роста производительности труда, опережающего рост заработной платы определяется по формуле:

         

                       C пт  = (1 – J зпл / J пт ) У зпл, %

 

где J зпл, J пт  - соответственно индексы роста средней заработной платы и производительности труда; У зпл - удельный вес расходов на оплату труда в составе себестоимости, %.

Снижение себестоимости продукции за счет уменьшения условно-постоянных расходов в связи с ростом объемов реализации вычисляется по формуле:

 

                         C уп  = (1 – J пр / J Q) У пр , %

 

где J пр, J Q - индексы изменения соответственно постоянных расходов и объемов производства продукции; У пр  - удельный вес постоянных расходов в составе себестоимости, %.

Относительная экономия, грн., на амортизационных отчислениях в результате улучшения использования основных фондов рассчитывается по формуле:

 

                           Э а  = (а 0 / Q 0 - a 1 / Q 1 ) Q 1 ,

 

где а 0 , а 1 – общая сумма амортизационных отчислений в базисном и плановом годах; Q 0, Q 1  - объем товарной продукции в базисном и плановом годах.

В плановом периоде может измениться состав основных фондов. Произойдет ввод новых, более производительных, например, фондов,или увеличится доля фондов с меньшей нормой амортизации.

В плановом периоде также может произойти изменение структуры продукции. Например, увеличится удельный вес продукции, выпускаемой с меньшими издержками. Влияние изменения структуры продукции на уровне затрат на 1 грн. товарной продукции определяют по переменным затратам (сырье и материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, технологическое топливо и энергия, основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих с отчислениями на социальное страхование).

Расчет экономии выполняется по формуле:

 

                 Э с = (å К 0 С 0  / å К 0 Ц 0 - å К1 С 0 / å К 1 Ц 0) å К 1 Ц 0 ,

 

где К 0, К1  - количество изделий, выпускаемых в базисном и плановом периодах, шт.; С 0 – себестоимость изделия (по переменным расходам) в базисном году; Ц 0 – оптовая цена изделия в базисном году.

 

  8. Финансовые результаты деятельности предприятия

 

8.1. Характеристика видов деятельности, по которым определяется

    финансовый результат

 

В соответствии с положениями национальных стандартов все виды деятельности, по которым образуется финансовый результат, подразделяются на обычную и чрезвычайную деятельность.

 Под обычной деятельностью подразумевают любую основную деятельность, а также операции, которые ее обеспечивают или возникают в результате ее проведения. Примером обычной деятельности является производство и реализация продукции, расчеты с поставщиками и заказчиками, персоналом, банковскими учреждениями, налоговыми органами. Списание обесцененных запасов, переоценка краткосрочных инвестиций, экономические санкции по хозяйственным договорам, за нарушение налогового законодательства также относятся к обычной деятельности, но как операции, обеспечивающие и сопровождающие ее.

Обычная деятельность, в свою очередь, подразделяется на операционную, инвестиционную и финансовую.

Операционная деятельность – это виды деятельности, зафиксированные в уставных документах предприятия. Она подразделяется на основную и прочую операционную. Основная операционная деятельность – это операции, связанные с производством или реализацией продукции (товаров, работ, услуг), которые являются главной целью создания предприятия и обеспечивают основную долю его дохода, отражаемого на счете 70 бухгалтерского учета. Доходы от прочей операционной деятельности отражаются на счете 71. К ним относятся доходы и расходы от:

   реализации иностранной валюты;

   реализации производственных запасов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

   сдачи имущества в операционную аренду;

   курсовых разниц по активам и обязательствам предприятия, образующихся в результате операционной деятельности.

   полученных штрафов, пени, неустоек и прочих доходов за нарушение хозяйственных договоров, признанных должником или по которым получены решения суда;

   списания кредиторской задолженности, возникшей в ходе операционного цикла, по окончании исковой давности;

   полученных грантов, ассигнований и субсидий.

   Инвестиционная деятельность – это деятельность по при­обретению и реализации тех необоротных активов, а также финан­совых инвестиций, которые не являются составной частью эквива­лентов денежных средств. Предприятие, осуществляя инвестиционную деятельность вкладывает денежные средства в строительство зданий и сооружений, приобретает новое оборудование, ценные бумаги других пред­приятий с целью получения дохода.

            Согласно П(С)БУ 4 доход от инвестиционной деятельнос­ти происходит в результате:

    1) реализации финансовых инвестиций: акций, облигаций, взно­сов в уставные фонды (капиталы) предприятий и совместную дея­тельность, деривативов, векселей, других долговых обязательств, например, путем факторинга;

2) реализации необоротных активов, то есть основных средств,

объектов незавершенного строительства, строительных материалов, нематериальных активов;

    3) реализации имущественных комплексов – дочерних предпри­ятий, филиалов и других обособленных подразделений, выделен­ных на отдельный баланс;

    4) получения дивидендов и поступления процентов;

    5) других поступлений, например, от факторинга (продажа де­биторской задолженности) и продажи прочих необоротных акти­вов.

       Для осуществления инвестиционной деятельности предприятие несет затраты, связанные с приобретением: финансовых инвестиций; основных средств; имущественных комплексов, а также в результате вложений в капитальное строительство.

    Финансовая деятельность — это деятельность, которая приво­дит к изменениям размера и состава собственного и заемного капи­тала предприятия. Финансовая деятельность предприятия связана с привлечением денежных средств путем выпуска акций и облигаций, увеличения уставного капитала или получения кредитов или займов в банковских и небанковских финансовых учреждениях.

    Доходы от финансовой деятельности образуются в результате: взносов в уставный капитал; получения кредитов, ссуд; получения безвозвратного целевого финансирования; дотаций, субвенций и др.

   Деньги расходуютсяна уплату дивидендов по эмитированным предприятием ценным бумагам и погашение ссуд и кредитов.

   Чрезвычайная деятельность – этособытие или операция, которые четко отличаются от обычной деятельности предприятия, и не ожидается, что они будут повторяться периодически или в каждом предстоящем отчетном периоде, то есть операции и события, имеющие вероятностную природу. Такими событиями являются                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                стихийные бедствия, пожар, техногенные аварии. Затраты вследствие таких событий, их покрытие за счет страхового возмещения и других источников учитываются при определении финансовых результатов от чрезвычайной деятельности. Необходимо иметь в виду, что одни и те же события могут быть чрезвычайными для одного предприятия и обычными для другого. Например, затраты от стихийного бедствия будут рассматриваться как чрезвычайные для предприятия, где такое бедствие произошло. Но эти затраты будут представлены как результаты обычной деятельности для страховой компании, которая осуществляет страхование таких событий. 

 

8.2.Доход и прибыль предприятия

 

Согласно П(С)БУ 3 «Отчет о финансовых результатах» доход – это увеличение экономических выгод в виде поступления активов или уменьшения обязательств, приводящих к росту собственного капитала (кроме роста капитала за счет взносов владельцев).

Доходы классифицируются по следующим группам:

1) доход от реализации продукции (работ, услуг);

2) прочие операционные доходы, к которым относится доход от операционной аренды активов, доход от курсовых разниц по ценным бумагам, возмещение ранее списанных активов, доход от реализации оборотных активов;

3) финансовые доходы, к которым относятся доходы от участия в капитале, от совместной деятельности и инвестиций в дочерние предприятия, дивиденды и проценты, полученные от других предприятий, учреждений, организаций;

4) прочие доходы, получаемые от реализации необоротных активов, финансовых инвестиций, имущественных комплексов.

В табл.2 приведено соотношение доходов и расходов, образуемых в процессе деятельности предприятия.

 

Таблица 2. Соотношение доходов и расходов в отчете о финансовых результатах                         

 

Статьи доходов Статьи расходов
Доход от реализации Себестоимость реализации
готовой продукции продукции
товаров товаров
работ и услуг работ и услуг

 

Административные расходы
Расходы на сбыт
Другой операционный доход Другие операционные расходы
  расходы на исследования и разработки
реализация иностранной валюты себестоимость реализованной иностранной валюты
реализация других оборотных активов (кроме финансовых инвестиций) себестоимость реализованных производственных запасов
операционная аренда активов операционная аренда активов
операционная курсовая разница (положительная) расходы от операционной курсовой разницы
полученные пени, штрафы, неустойки признанные пени, штрафы, неустойки
возмещение ранее списанных активов потери от уценки запасов
  недостачи и расходы от порчи ценностей
списание кредиторской задолженности сомнительные и безнадежные долги
полученные гранты и субсидии другие затраты расходы операционной деятельности
Доход от участия в капитале Расходы от участия в капитале
инвестиций в ассоциированные предприятия расходы от инвестиций в ассоциированные предприятия
от совместной деятельности расходы от совместной деятельности
инвестиции в дочерние предприятия   расходы от инвестиций в дочерние предприятия
Прочие финансовые доходы Финансовые расходы
дивиденды полученные проценты за кредит
Другие доходы Другие расходы
реализация необоротных активов себестоимость реализованных необоротных активов
 реализация финансовых инвестиций себестоимость реализованных финансовых инвестиций
реализация имущественных комплексов себестоимость реализованных имущественных комплексов
не операционная курсовая разница расходы от не операционных курсовых разниц
бесплатно полученные активы уценка необоротных активов и финансовых инвестиций

другие доходы от обычной деятельности

списание необоротных активов
Другие расходы обычной деятельности

Доходы от чрезвычайной деятельности

Налог на прибыль
от обычной деятельности
Расходы от чрезвычайной деятельности
возмещение убытков от чрезвычайной деятельности расходы от стихийного бедствия
другие чрезвычайные доходы расходы от техногенных аварий
другие чрезвычайные расходы
налог на прибыль от чрезвычайной деятельности
   

 

В соответствии с этой таблицей величина прибыли определится как превышение доходов над расходами по всем видам деятельности.

Расчет прибыли осуществляется в такой последовательности:

1) определяется чистый доход (выручка) от реализации продукции (товаров, услуг);

2) рассчитывается валовая прибыль (убыток);

3) определяется финансовый результат –прибыль (убыток) – от операционной деятельности;

4) рассчитывается прибыль (убыток) от обычной деятельности до налогообложения;

5) определяется прибыль (убыток) от обычной деятельности;

6) рассчитывается прибыль (убыток) с учетом чрезвычайной деятельно-                              

   сти.

Чистый доход (ЧД) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) определяется путем вычитания соответствующих налогов, сборов, скидок из валового дохода (выручки) от реализации продукции 

Валовая прибыль (ВП) рассчитывается как разница между чистым доходом от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.

Прибыль (убыток) от операционной деятельности (ПОД) определяется по формуле:

                                ПОД = ВП + ДОД – АР – РС - ДОР,

 

где ДОД – другие операционные доходы; АР – административные расходы; РС – расходы на сбыт; ДОР – другие операционные расходы.

        Прибыль (убыток) от обычной деятельности до налогообложения определяется выражением:

 

                                ПОБД = ПОД + ДУК + ДФД + ДД - ФР - РУК - ДР,

 

где ДУК – доход от участия в капитале; ДФД – другие финансовые доходы; ДД – прочие доходы; ФР – финансовые расходы; РУК – расходы от участия в капитале;

ДР – прочие расходы.

Финансовый результат - прибыль (убыток) от обычной деятельности определяется как разница между прибылью, получаемой при обычной деятельности до налогообложения и суммой налогов на прибыль.

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода определяется путем корректировки прибыли, полученной при обычной деятельности на величину доходов и расходов, возникающих при деятельности предприятия в чрезвычайных обстоятельствах.

   Чистая прибыль при дальнейшем использовании распределяется на капитализируемую часть и потребляемую. Первая представляет собой средства, направляемые на инвестирование производственного развития, формирование резервного и страховых фондов. Другая часть расходуется на выплату собственникам корпоративных прав, образование фондов социальных потребностей и материального поощрения работников.

 

8.3.Коммерческий расчет и коммерческая безопасность предприятия

В экономической теории коммерческий расчет рассматривается в двух аспектах: как экономическая категория и как метод хозяйствования. Как экономическая категория коммерческий расчет представляет систему экономических отношений, возникающих по поводу соизмерения затрат и результатов хозяйственной деятельности в целях максимизации прибыли.

Как метод хозяйствования коммерческий расчет является элементом системы управления предприятием и состоит в координации общественных интересов с интересами предприятий, а также в обеспечении прямой связи между эффективностью производства и доходами членов коллектива. В отношении деятельности промышленных предприятий коммерческий расчет проявляется в коммерческой деятельности по закупкам материальных ресурсов и сбыте готовой продукции, а в более широком смысле в соблюдении правила выгоды при принятии любых управленческих и хозяйственных решений. Чтобы коммерческий расчет состоялся должны соблюдаться несколько принципов: экономическая самостоятельность, самоокупаемость и самофинансирование, материальная заинтересованность в повышении эффективности результатов деятельности, полная экономическая ответственность за результаты работы, контроль над деятельностью предприятий со стороны государства и кредитно-финансовой системы.

Ведущими принципами в практической реализации коммерческого расчета являются экономическая самостоятельность, самоокупаемость и самофинансирование. Экономическая самостоятельность определяет степень экономической свободы предприятий в выборе наиболее выгодных хозяйственных решений. Если предприятие самостоятельно, то оно свободно выбирает виды деятельности. Определяет поставщиков ресурсов, ассортимент закупаемого сырья, материалов; самостоятельно устанавливает цены на продукцию исходя из рыночной ситуации, затрат на производство продукции; свободно в выборе источников формирования финансовых ресурсов и способов внешнеэкономической деятельности; самостоятельно осуществляет наем персонала, определяет формы и системы оплаты труда, распределяет чистую прибыль.

Самоокупаемость означает функционирование предприятия на безубыточном уровне. Для реализации этого принципа при планировании деятельности необходимо определять объем реализации обеспечивающий функционирование предприятия на уровне издержек.

Условие безубыточности математически можно описать следующим образом:

 

                                         П = Р · Q - (А + В · Q) = 0,

 

где Р – цена за единицу реализуемого изделия; Q – объем реализации; А – постоянные издержки; В – переменные издержки на производство и реализацию единицы продукции. Из этого выражения определяется критический объем реализации:                                                      

                                         

 

Разность (Р – В) показывает маржинальную прибыль на каждую единицу дополнительного объема продукции.

 Расчеты по этим формулам показывают, что при увеличении выручки от реализации (объема реализации), например, на 10% по отношению к критическому объему прибыль может возрастать на 10, 20 и более процентов. В этом проявляется «эффект операционного рычага», который показывает на сколько процентов увеличивается прибыль при увеличении объема реализации на 1 процент.

Действие этого эффекта обусловлено непропорциональным воздействием постоянных и переменных расходов на результаты коммерческой деятельности предприятия при изменении объема реализации. Необходимо иметь в виду, что операционный рычаг действует с той же силой и в обратном направлении. Если объем реализации становится менее критического объема, то нарастающими темпами увеличиваются убытки. Наиболее чувствительны к воздействию операционного рычага капиталоемкие и материалоемкие производства, имеющие высокий удельный вес постоянных, либо переменных расходов в структуре себестоимости.

Показатель безопасности коммерческой деятельности отражает степень финансовой прочности предприятия. В количественном отношении он показывает, на сколько достигнутая величина выручки от реализации превышает критический объем реализации.

Предложенные формулы не учитывают состав реализуемой продукции. Если предприятие производит и продает несколько изделий, то прибыль за счет их продажи на рынке можно определить по формуле:

                                         ,

 

где Qi – количество реализуемых изделий i – го вида; Рi – цена реализации соответствующего вида продукции; Вi – переменные расходы в расчете на одно изделие соответствующего вида. Приводя объем производства к одному из видов изделий, используя в качестве базы цены изделий, можно определить критический объем реализации этого вида изделия. Затем, опять используя в качестве базы пересчета цены изделий, можно определить критические объемы реализации и других изделий, а также выручку от реализации всех видов изделий соответствующую «точке безубыточности».

Сдвиг точки критического объема реализации влево означает повышение уровня финансовой прочности предприятия. Чтобы добиться этого финансово – экономические службы могут реализовать следующие мероприятия:

снизить постоянные издержки в составе себестоимости;

снизить переменные издержки за счет внедрения организационно-технических мероприятий;

повысить цену продажи изделий. Это мероприятие требует специального обоснования, так как повышение цены может вызвать снижение объема продаж и выручки от реализации.

Каждое мероприятие может реализовываться отдельно или совместно и использоваться при формировании стратегии развития предприятия.

 

8.4. Рентабельность инвестированного капитала, производства и продукции

 

Прибыль является абсолютным показателем эффекта, характеризующим итоги производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Однако разные предприятия могут получить одинаковую массу прибыли при различной авансированной стоимости капитала и текущих затратах на производство. Поэтому более объективным измерителем является относительный показатель эффективности – рентабельность, измеряемая в процентах.

Основные показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

· рентабельность продукции;

· рентабельность капитала (активов);

· показатели рентабельности продукции и капитала, рассчитанные на основе потока наличных денежных средств.

Рентабельность продукции может быть рассчитана отношение прибыли, полученной от ее реализации к полной себестоимости реализованной продукции за соответствующий период. Рентабельность можно определить также отношением прибыли к объему продаж за период или к сумме среднегодовых величин основных и нормируемых оборотных средств. Рентабельность отдельного изделия рассчитывается как отношение разности цены и себестоимости к себестоимости изделия.

Рентабельность инвестированного капитала оценивается отношением чистой прибыли к среднегодовой сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств. Аналогично определяется показатель рентабельности активов делением чистой прибыли на среднегодовую сумму активов. Этот показатель должен быть выше средней ставки процента за пользование долгосрочным банковским кредитом.

Рентабельность акционерного капитала определяется отношением чистой прибыли к среднегодовой величине акционерного капитала. Этот показатель может быть рассчитан как произведение рентабельности продаж на оборачиваемость капитала. Например, объем реализованной продукции ОАО составил за год 500 тыс. грн при величине акционерного капитала 100 тыс. грн. Чистая прибыль - 50 тыс. грн.

 

            Рентабельность               50 х 100% 500

            акционерного капитала = -------------- х -------- = 10% х 5 = 50%.

                                                               500        100

Следовательно, акционерный капитал совершил в течение года 5 оборотов, при десятипроцентном уровне рентабельности продаж.

В странах с развитой рыночной экономикой применяется также способ расчета показателей рентабельности продукции, основанный на определении притока денежной наличности, который является показателем финансового здоровья предприятия. В данном случае при расчете рентабельности вместо прибыли принимается приток денежной наличности за период.

9. Оценка экономической эффективности   

9.1. Сущность и измерение эффективности

 

Эффективность – это соотношение результата (эффекта) с затратами, вызвавшими этот эффект. В технике, например, в энергетике, эффективность измеряется коэффициентом полезного действия, который показывает какова отдача одной условной единицы топлива. Соответственно, чем больше потерь при передаче энергии, ее перевода из одного вида энергии в другой, тем меньше коэффициент полезного действия.

В экономике предприниматель организует собственное дело в надежде получить эффект, в виде вновь созданной стоимости и затрачивает собственные ресурсы (вкладывает капитал), и привлеченные (труд наемных работников). Таким образом, эффективность производства отражает конечные результаты использования средств производства и рабочей силы за соответствующий промежуток времени и описывается формулой.

 

        

В зависимости от целей определения эффективности результат (эффект) может быть измерен различными показателями, характеризующими промежуточные и конечные результаты деятельности: например. Экономический эффект может быть оценен показателями:

· Объем прибыли (балансовой, чистой);

· Экономия отдельных видов ресурсов в натуральном или стоимостном выражении;

· Снижение себестоимости (для убыточных производств)

 В странах социально ориентированной экономики деятельность предприятий оценивается и по уровню социального эффекта; который может быть выражен сокращением длительности рабочей недели (увеличение свободного времени работника), увеличением количества рабочих мест; улучшением условий труда; повышением уровня и качества бытового обслуживания непосредственно на предприятии; снижение выбросов вредных веществ в рабочей зоне. Показатели социального эффекта не всегда поддаются количественному измер


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow