Обработка и декорирование стеклянных изделий

К обработке изделий относятся: отделение колпачков у выдувных изделий, обработка края и дна изделия, притирка пробок к графинам.

При выработке изделий остается колпачок, который должен быть удален. Колпачок удаляют с помощью лазерного луча на специальных автоматах или огневым способом.

Шлифовка производится в несколько приемов: сначала водой с песком на чугунном круге или шайбах, а затем для заглаживания рубцов от первой шлифовки — на вращающемся мелко - зернистом камне — песчанике, смачиваемом водой. Этот способ шлифовки применяется для дорогостоящих изделий. Остальные изделия подвергают огневой полировке, для этого верхний кран изделия прогревают пламенем до размягчения (оплавления), благодаря чему он приобретает гладкие округлые очертания.

Дно стаканов, блюдец и других изделий подвергается также шлифовке и полировке.

Украшение стеклоизделий. Стекло — материал с высокими художественными достоинствами, которые можно дополнить различными декоративными украшениями.

Все методы декоративного оформления стеклянной посуды можно подразделить на две группы:

- украшения, наносимые в процессе формования (в горячем состоянии);

- украшения, наносимые на готовые изделия (в холодном состоянии).

Украшения, наносимые в процессе формования.

Кракле — сеть тонких трещинок на глазурованной поверхности стеклянных изделий. Его получают путем погружения заготовки в холодную воду, отчего на поверхности образуется сеть беспорядочных трещин (кракелюр). Затем стекло заново нагревают и выдувают.

Украшение филигранью (“венецианская нить”) — ручной способ, сложный, но очень эффектный. Дрот укладывают в металлическую форму, затем раздувают в ней пульку. Дрот прилипает к стеклу, концы его обламывают и набирают на заготовку стекломассу, которую раздувают при нагревании. Дрот оказывается вплавленным внутрь заготовки. Заготовку разогревают и ведут дальнейшее выдувание без формы. При поворачивании заготовки стеклянные нити располагаются спиралями.

Цветные стеклоизделия производят из различных видов цветного стекла, часто имеют гладкую поверхность без дополнительных украшений.

Изделия с нацветом (из накладного стекла). Из цветного стекла выдувают “баночку” в виде двухстенной воронки, в нее вносят “баночку” из бесцветного стекла и раздувают ее до сплавления с цветной. Наружную стенку воронки смачивают водой и отбивают. Изделия соответствующим образом дорабатывают и декорируют алмазной гранью, гравировкой и др. Образуется бесцветный узор на цветном фоне.

Украшение пузырьками. “Баночку” выдувают в черновой форме с полыми шипами или иглами, через которые подается воздух. В результате такой обработки в стенках изделия образуются углубления, заполненные воздухом. На пульку снова набирают стекломассу и опять раздувают. Стекломасса соединяется с выпуклыми частями пульки, но не попадает в углубления, в которых остается воздух и образуются пузырьки. Украшение эффектно, особенно в цветном и накладном стекле. Применяется для толстостенных изделий.

Из сульфидно-цинкового стекла вырабатывают декоративные изделия и приборы, обладающие филигранным эффектом в виде пятен, полос, нитей, напоминающих “венецианскую нить”.

Украшение “под мрамор”. “Баночку” из молочного стекла покрывают цветной насыпью, затем набирают на нее бесцветное стекло и раздувают в форме. Таким образом, изделия состоят из двух слоев стекла (молочного и прозрачного), между которыми находятся мелкие включения цветных стекол. Украшение “под мрамор” получают также смешиванием молочной и цветной стекломасс; при слабом перемешивании образуются мраморовидные прожилки.

Украшение насыпью — мелкозернистое стеклянное покрытие в виде полос, цветных или бесцветных. Получают его, прокатывая разогретую заготовку на чугунной плитке, посыпанной измельченным просеянным стеклом; после разогревания изделие раздувают. Насыпь применяют для украшения винных приборов, небольших ваз для цветов и других декоративных изделий. На ощупь поверхность украшения шероховатая.

Украшение способом ирризации с оздает на стекле эффект цветных радужных переливов. Изделие вносят в муфельную печь, куда вводят по трубке жидкую смесь или пары хлористого олова и чертыреххлористого титана с солями стронция, бария, свинца, висмута. Соли, испаряясь, образуют на поверхности стекла радужные пленки (чистое хлористое олово создает бесцветную пленку, при добавлении солей стронция и бария получают пленку с синими и красноватыми оттенками). Применяется для украшения гладких изделий.

Декорирование аэрозолями — эффективный способ украшения стекла. Изделие, еще не остывшее после выработки, обрабатывают с помощью пистолета-распылителя растворами солей различных металлов и легко испаряющихся кислот (соляной, азотной и др.). После обработки изделия поступают на отжиг. На поверхности стекла образуется цветная пленка металлических окислов.

Украшения, наносимые на готовые изделия. Все украшения, наносимые на готовые изделия (в холодном состоянии), выполняются механическим, химическим способами и живописью. К механическим украшениям относят: матовую ленту, пескоструйную обработку, гравировку, декоративную шлифовку.

Матовая лента — простейшее украшение в виде круговой полоски. Ее получают при обработке стекла водопесчаной смесью. Этим способом украшают главным образом стаканы.

Пескоструйная обработка производится струей песка, которая подается через накладываемый на изделие трафарет с отверстиями. Этим способом быстро получают разнообразные узоры любой сложности (сюжетные, орнаментальные, стилизованные и др.). Поверхность изделия может быть матовой, бархатистой, грубозернистой, искристой. Способ применяют и в различных сочетаниях с другими украшениями.

Разработан механизированный вакуумно-пескоструйный метод декорирования, которым получают матовые сложные изображения, близкие к высокохудожественной гравировке.

Гравировка — украшение стеклянных изделий поверхностными легкими матовыми или прозрачными рисунками. Наносят рисунки на специальных станках медным или алундовым кругом с помощью наждачного микропорошка, смоченного машинным маслом или керосином и нанесенного на круг. Матовость рисунка различна в зависимости от зернистости абразива и глубины снятой поверхности. Гравировку наносят на стекло бесцветное, цветное, с нацветом и на хрусталь в виде цветов, листьев, плодов, пейзажей, портретов и даже целых композиций.

Декоративная шлифовка стеклоизделий — нанесение углубленных рисунков на стекло или получение на нем граней. Производится абразивными одно- или многожальными кругами на карборунд и электрокорунда на станках. В процессе шлифовки мастер прикасается стенками изделия к остро отточенному вращающемуся кругу.

Алмазная грань — наиболее распространенный вид декоративной шлифовки изделий. Она создает игру света, напоминающую блеск алмаза. Имеет вид глубоких двугранных прорезей и сферических ямок, образующих в различных сочетаниях рисунки геометрического характера в виде звезд, лучей, сеток, многогранников, дуг и т. д. Некоторые элементы узора алмазной грани имеют условные названия: “камни” — полированные многогранники, “кусты” — пучки лучей, “паутинка” — звездообразные узкие прорези, “клеточка” — узор в форме клеток и др.

Номерная шлифовка представляет собой несложные матовые и прозрачные рисунки в виде круглых и овальных ямок, линий, упрощенных рисунков цветов, листьев, ягод. Применяют для украшения недорогих изделий из бесцветного стена (чайных стаканов, графинов для воды, вина и др.). Большинство рисунков номерной шлифовки не полируется..

Химические способы украшения стекла. К химическим способам украшения стекла относится травление (простое, сложное, глубокое).

По сложности и глубине нанесенного рисунка различают простое (гильоширное), сложное (пантографическое) и глубокое художественное травление.

Простое и сложное травление выполняются следующим образом: изделие покрывают мастикой, состоящей из воска, парафина, канифоли и скипидара, затем с помощью тонких игл вычерчивают на ней рисунок, после этого обнаженную поверхность стекла подвергают травлению в ванне плавиковой кислотой. Для простого травления характерен несложный рисунок, более сложный рисунок наносят на пантографических машинах.

Глубокое травление, или художественное, воспроизводят на накладном стекле ручным способом. Изделие покрывают мастикой по рисунку, открытые места обрабатывают в несколько приемов плавиковой кислотой. Неодинаковая толщина слоя цветного стекла создает цветовые эффекты. Для большей выразительности рисунка внутреннюю поверхность изделия матируют.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: