Содержание понятия «физическое совершенство»

Часть 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Физическая культура – составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.

Спорт является частью ФК.

Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека.

Составные части физического воспитания:

· Физическая подготовка (подчёркивает прикладную направленность ФВ);

· Физическое развитие;

· Физическое совершенство (идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни).

Физическое воспитание как педагогический процесс состоит из:

1. Образования в области ФК;

2. Развития физических (двигательных) качеств.

Образование в области ФК − процесс формирования у человека двигательных умений и навыков, передачи специальных знаний по физической культуре.

Образование в области ФК состоит из:

· Формирование жизненно важных (в том числе и естественных) двигательных умений и навыков;

· Формирование спортивных двигательных умений и навыков;

· Передача специальных знаний в области ФК.

Развитие физических (двигательных) качеств – целенаправленное развитие физических (двигательных) качеств человека, посредством нормированных функциональных нагрузок.

К развитию физических качеств относится:

Развитие кондиционных способностей (- развитие силы и силовых способностей; - развитие быстроты и скоростных способностей; - развитие выносливости; - развитие гибкости и подвижности в суставах);

Развитие координационных способностей (развитие ловкости и других координационных способностей).

 

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ»

 

В физическую культуру личности входят три основных компонента:

1. Операциональный.

2. Мотивационно-ценностный.

3. Деятельностный.

Операциональный компонент подразумевает формирование здоровья и его составляющих у личности (двигательных умений и навыков, физическое развитие, физическую подготовленность, физическое совершенство).

Мотивационно-ценностный компонент состоит из следующих взаимосвязанных категорий: знания, убеждения, мотивы, потребности, интересы – мотивационный блок и отношения, ценностные ориентации, волевые усилия, эмоции, составляющие ценностный блок (хотя, такое разделение достаточно условно!)

Деятельностный компонент ФК включает следующие виды деятельности:

- по самовоспитанию и саморазвитию;

- по соблюдению принципов здорового образа жизни;

- познавательную;

- инструкторскую;

- судейскую;

- профессиональную.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»

Цель физической подготовки – достижение высокого уровня физической подготовленности, работоспособности при выполнении известных (на уровне умений и навыков) двигательных действий, способствующих эффективной деятельности в избранном направлении.

Физическая подготовка подразделяется на два вида: общую (ОФП) и специальную (СФП).

ОФП предполагает:

1. повышение уровня физического развития.

2. разностороннюю двигательную подготовку.

Это способствует достижению цели ОФП – формирование предпосылок для успешного решения двигательных задач в различных видах деятельности.

СФП − это специализированный процесс, содействующий успеху в конкретном виде деятельности: а) в профессиональной деятельности (профессионально-прикладная ФП), б) в спортивной деятельности (физическая подготовка в конкретном виде спорта).

Цель СФПформирование предпосылок для успешного решения двигательных задач в различных видах профессиональной или спортивной деятельности.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Физическое развитие – процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них двигательных качеств и способностей.

Физическое развитие характеризуется изменением следующих показателей:

· Биологической формы или морфологии (длина и масса тела, осанка, объёмы и формы частей тела, величина жироотложения и др.)

· Физиологических систем (параметры деятельности ССС, дыхательной и ЦНС, органов пищеварения и выделения, терморегуляция и др.)

· Развития кондиционных двигательных качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости).

Физическое развитие определяется следующими законами:

· Наследственности

· Единства организма и среды

· Единства форм и функций

· Гетеротропности развития (разные темпы развития в частях тела)

· Гетерохронности развития (разные системы и органы развиваются в разное время)

· Упражняемости форм и функций.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО»

Физическое совершенство в бытийном плане понимается как крепкое физическое и психологическое здоровье, мотивированная и сознательная деятельность по его укреплению и сохранению, осознанное принятие ЗОЖ.

Физическое совершенство подразумевает:

· Пропорционально развитое телосложение.

· Гармоническое развитие физических качеств.

· Высокий уровень физической работоспособности.

· Высокий уровень адаптации к неблагоприятным условиям жизни, труда и быта.

· Владение рациональной техникой жизненно важных движений и способность к овладению новыми двигательными действиями.

· Образованность в области физической культуры.

Физическое совершенство оценивается по следующим критериям:

1. Нормы и требования государственных программ;

2. Нормативы единой спортивной классификации;

3. Нормы всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: