Проблему выбора, которая стоит перед обществом, можно сформулировать как пять фундаментальных вопросов, решения которых требует жизнедеятельность любого общества:
1. Что следует производить? То есть, в каких благах испытывает потребность общество или отдельный человек.
2. В каком количестве следует производить (сколько производить)?
3. Как следует производить эту продукцию? Этот вопрос предполагает необходимость решить, кто будет производить, из каких ресурсов, с помощью какой технологии, какой должна быть организация общественного производства, как должны распределяться ресурсы между отдельными отраслями, какие именно предприятия должны осуществлять производство в каждой отрасли.
4. Для кого должен быть произведен продукт (кто должен получить произведенную продукцию)? Этот вопрос, предполагает решение следующих вопросов: кто должен располагать этими товарами и извлекать из них полезность? как должен распределяться продукт между различными индивидуумами и семьями? в равной степени или должны быть и бедные, и богатые, и какова должна быть доля и тех и других? Решение данной проблемы определяет цель общества, стимулы его развития и непосредственно зависит от типа общества.
|
|
5. Способна ли система адаптироваться к изменениям? Может ли хозяйственная деятельность изменяться, корректироваться в связи с изменениями в потребностях, ресурсной базе, технологии производства или в связи со сменой приоритетов общества (например, экологии)?
Эти три проблемы по сути дела лишь уточнение альтернатив, которые лежат в основе построения графика границы производственных возможностей. Увеличение предложения ресурсов и ускорение технического прогресса, характеризующие растущую экономику, смещают кривую производственных возможностей АД вправа на линию А”Д”. Это позволяет экономике производить большее количество обоих видов продуктов.
В реальной экономике действует и закон сокращающейся доходности, который устанавливает соотношения не между двумя продуктами (самолеты и зерно или пища и одежда), а между затратами (например, трудом) и результатом (например, картофелем). Но в данной трактовке закона не учитывается эффект НТП, что обязательно надо иметь в виду. Иначе говоря закон сохраняющейся доходности относится к уменьшающемуся дополнительному производству, которое мы получаем равное дополнительному количеству изменяющихся затрат, например, труда, к фиксированному количеству других затрат, например, земли. Рассмотрим таблицу, иллюстрирующую закон сохраняющейся доходности.
Таблица 2. Действие закона сохраняющейся доходности.
|
|
Количество человек – лет труда | Совокупный продукт (картофель, в центнерах) | Дополнительный продукт, полученный от дополнительной единицы труда |
0 | 0 | – |
1 | 200 | 200 |
2 | 300 | 100 |
3 | 350 | 50 |
4 | 380 | 30 |
5 | 390 | 10 |
Доход, выраженный в картофеле, получается тогда, когда дополнительные затраты труда добавляются к неизменному количеству земли.
Какой же вывод можно сделать. Увеличение некоторых затрат по отношению к другим, неизменным затратам приводит к увеличению общего количества продукции. Но после определенного момента дополнительная продукция, получаемая от прибавления тех же самых дополнительных затрат, будет становиться все меньше и меньше. Это уменьшение дополнительного дохода является следствием того, что новые «дозы» изменяющихся ресурсов соединяются со все меньшим количеством фиксированных ресурсов.
В экономике действует так же и закон относительного возрастания затрат. В силу того, что ресурсы не обладают равной производительностью во всех возможных процессах их использования, переключение ресурсов из одной сферы их применения в другую обусловливает действие закона относительного возрастания затрат.
Если мы хотим иметь большее количество какого-либо товара, то за него необходимо уплатить большую цену, выраженную в других товарах, которыми мы жертвуем.
Возрастающая затратность не противоречит закону сокращающейся доходности, так как он относится к тем случаям, когда некоторые факторы увеличиваются, а другие остаются неизменными.
Однако необходимо заметить, что разработка и внедрение новых технологий дают больший экономический рост, чем простое увеличение предложения ресурсов. На левом графике показано развитие страны А, которая развивается за счет накопления средств производства.
А на правом графике показана страна С, которая развивает изобретательство. Она вкладывает средства в образование, науку, исследования. Как видно из графика, ставка на научно-технический прогресс позволяет увеличивать как накопление средств производства, так и потребление. Близорукая политика накопления средств производства или, другими словами говоря, развитие производства ради производства не развивает ни производство, ни потребление.
[1] Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1991. 736 с.
[2] См.: Маркс, К. Капитал. Т.1 / К. Маркс. – М.: Политиздат, 1988. С.182.
[3] См.: Фролов, С.С. Социология организации / С.С. Фролов. – М., 2001. С.306-310.
[4] См.: Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Алберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 1999. С, 466-468.