9.1. Сущность и методы рекламных исследований
Основой эффективной реклахмной деятельности являются сбор и анализ информации. Конечно, в принятии отдельных непринципиальных решений в рекламе могут помочь интуиция, здравый смысл и личный опыт сотрудников. Но все же любая рекламная кампания должна основываться на научных исследованиях, они значительно снижают степень риска рекламной деятельности.
Сбор и анализ информации, необходимой для профессиональной, рекламной деятельности, называют рекламными исследованиями. РеклахУгные исследования являются важной частью маркетинговых исследований.
Всю необходимую для рекламной деятельности информацию можно условно подразделить на первичную (внешнюю и внутреннюю) и вторичную (внешнюю и внутреннюю).
Первичная информация — это информация, ранее никем не полученная, собранная впервые. Вторичная информация — это информация, уже существующая в различных источниках.
Внутренняя (внутрифирменная) информация объединяет данные, источниками которых является само предприятие. Внешняя информация — это сведения о внешней маркетинговой среде.
Приступая к исследованиям, прежде всего изучают вторичную инфорхмацию (уже существующие внутрифирменные и внешние источники информации). К внутрифирменным источникам вторичной информации относятся: документы рекламодателя (финансовые и технические отчеты, планы по объему и
Глава 9. Рекламные исследования
ассортименту продукции, технологические регламенты и технические условия производства продукции, технические паспорта, сертификаты качества), деловая переписка, реклама, базы данных, материалы ранее проведенных исследований и др.
Основные источники получения внешней вторичной информации: книги, справочники, каталоги, СМИ, компьютерные базы данных, веб-сайты, законодательные и нормативные акты. Такую информацию можно найти и в библиотеках, заказать у специализированных исследовательских компаний, информационных агентств.
Главными преимуществами вторичной информации являются относительная дешевизна и быстрота получения. К ее недостаткам относится то, что она не структурирована для целей рекламы, может-быть устаревшей и недостоверной.
Исчерпав все имеющиеся источники, рекламист зачастую обнаруживает, что многие вопросы так и остались без ответа. Тогда наступает этап сбора первичной информации. Существует несколько основных методов получения первичной информации: наблюдения, эксперименты, опросы, фокус-группы, экспертные оценки.
В ходе наблюдения исследователь собирает необходимую информацию, визуально отслеживая действия людей или некоторые технологические процессы.
Эксперимент представляет собой метод исследования, при котором изменяется один или несколько факторов. Напри-хмер, в одном из однотипных географических регионов проводят одну рекламную кампанию, в другом -—другую. Результаты сравнивают.
Опрос является наиболее часто используемым методом сбора первичных данных. Задавая вопросы действительным и потенциальным потребителям, «из первых рук» получают информацию об отношении к компании, ее товарам, о возможных мотивах покупки и пр. Выделяют три основных способа проведения опроса: по телефону, по почте и в ходе личного интервью. Каждый из этих методов имеет свои достоинства и недостатки.
Интервью по телефону — наиболее оперативный метод сбора инфорхмации, но в этом случае отсутствуют визуальные элементы контакта. Кроме того, телефонный опрос должен быть коротким.
Сущность и методы рекламных исследований 191
Опрос по почте имеет самую низкую стоимость получения информации. Но высока вероятность отсутствия ответа. Кроме того, требуется много времени на процедуру опроса.
Личное интервью — самый дорогой способ опроса. К его достоинствам можно отнести то, что интервьюер имеет возможность наблюдать ответную реакцию респондента, задавать дополнительные вопросы.
Предварительно анкету надо проверить на небольшой выборке, чтобы убедиться, что в ней отсутствуют вводящие в заблуждение или неясные, неоднозначные вопросы.
Основные рекомендации по составлению анкет:
1) все вопросы должны соответствовать цели исследования;
2) вопросы нужно формулировать просто, лаконично, однозначно;
3) анкета должна быть предельно краткой (надо отфильтровать малозначимые вопросы);
4) вопросы следует располагать в определенной логике;
5) личные вопросы (доходы, возраст и пр.) надо ставить в конце анкеты;
6) нельзя задавать «наводящих» вопросов, предполагающих запрограммированный ответ.
Фокус-группа —, это особый групповой дискуссионный вид опроса; тщательно спланированная дискуссия, цель которой ~~ сбор мнений по определенной проблеме (тематике) в непринужденной обстановке. Для проведения исследования приглашают небольшую по численности группу людей, представителей целевой аудитории, не знакохмых друг с другом (в этом случае люди будут высказываться свободно, непредвзято). Оптимальным считается состав группы от 8 до 12 участников.
С ними обсуждают восприятие ими товара вашего клиента, рекламной идеи и пр. Для этого нужен человек, который инициировал бы беседу и удерживал разговор в нужном русле, правильно ставил вопросы, подталкивал людей к высказыванию своих мыслей (модератор), создавал необходимую атмосферу.
Преимущество фокус-групп в отличие от массовых опросов состоит в том, что через фокус-группу можно выйти на глубинный уровень понимания оценок респондентов, они дают возможность понять подсознательные мотивы поведения людей, получать интересные результаты, способствуют более полному