Политическая культура – это часть духовной культуры общества, система исторически сложившихся у его сограждан политических взглядов, убеждений, традиций, нравственных норм и поведенческих установок, регулирующих поведение людей в институтах политической системы и гражданского общества. Эта совокупность ценностей, установок убеждений, ориентаций и выражающих их символов является общепринятой и служит упорядочению политического опыта в регулировании политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценность и установки, но и действующие нормы политической жизни.
В политической культуре выделяют структуру ценностных ориентаций, определяющих поведение людей в политической сфере. Г. Алмонд и С. Верба дали характеристику трех уровней ориентаций:
1. Познавательные ориентации, то есть знания о политике, в том числе о механизмах функционирования политической системы и ее отдельных институтов.
2. Эмоциональные ориентации, то есть политические традиции, ценности, идеалы и убеждения, в той или иной степени отражающие чувства людей по отношению к политической системе, субъектам политического процесса и их конкретным действиям.
|
|
3. Оценочные ориентации, отражающие личное отношение конкретного индивида к политической системе, ее отдельным элементам, политическим событиям и личностям.
Несколько иную структуру политических ориентаций представил американский исследователь политической культуры У. Розенбаум. Он выделил следующие элементы этой структуры.
1. Ориентации относительно институтов государственного управления, политического режима, относительно «входа» в политические системы и относительно «выхода» из политической системы (оценка принимаемых решений и результатов их реализации), в совокупности это получило название «ориентации относительно правительственных структур».
2. Ориентации по отношению к «другим» в политической системе, что означает политическую идентификацию индивидов, их политические убеждения и их представления об основных нормах, регулирующих деятельность политической системы.
3. Ориентации относительно собственной политической деятельности, а именно степень политической компетентности и политической действенности индивидов, адекватная оценка как своих возможностей участия в политике, так и степени влияния такого участия на политическую практику.
Некоторые ученые, например российский политолог А. И. Соловьев, выделяют в структуре политической культуры мировоззренческие, гражданские и собственно политические ценностные ориентации. Мировоззренческие ориентации обусловлены философскими, религиозными, этическими воззрениями граждан. Отношение к политическому процессу на основе мировоззренческих ориентаций выстраивается с точки зрения жизненных целей и ценностей человека. Кроме ценностных ориентаций, в структуре политической культуры выделяют политические стереотипы, политические ритуалы, политические традиции, политические мифы, политическую символику и политический язык. Свою роль в политической культуре играют политические мифы, представляющие собой опирающиеся на верования статичные образы политических явлений. Для политической культуры любой крупной социальной группы присуща особая символика.
|
|
Политическая культура выполняет ряд важных общественных функций. К ним, в частности, относят:
· Функцию идентификации, реализующей потребность людей в осознании своей групповой принадлежности;
· Функцию ориентации, заключающуюся в познании сути политических явлений и понимании возможности реализации своих целей и интересов в политической сфере;
· Функцию адаптации, выражающую потребность людей в приспособлении к меняющейся социально-политической действительности;
· Функцию социализации, обеспечивающую возможность приобретения людьми навыков и качеств, которые необходимы для участия в политической жизни общества;
· Функцию интеграции (или в некоторых случаях дезинтеграции), обеспечивающую сохранение целостности государства через взаимодействие отдельных общественных групп в рамках существующих политических институтов;
· Функцию политической коммуникации, обеспечивающую взаимодействие всех субъектов политического процесса на основе общего политического языка и политической символики посредством существующих на данный момент способов общения и передачи информации.
Если применять формационный критерий типологии политической культуры, то тип политической культуры соответствует типу общественной формации. Каждая формация (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая) представляет собой целостность, в которую органически вплетаются наряду с другими элементами и политические знания, убеждения, ориентации, политическая деятельность.
В современной политологии для анализа и сравнения политических культур широко используется их типология, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой.
Они выделяют три основных типа политической культуры:
1. Патриархальная политическая культура, ее основным признаком служит отсутствие в обществе, где она господствует, интереса к политической системе.
2. Подданническая политическая культура, характеризующаяся сильной приверженностью к существующим в стране политическим институтам и режиму власти, сочетающейся с низкой индивидуальной активностью населения.
3. В современном обществе господствуют и взаимодействуют два основных типа политической культуры: подданническая и активистская, или политическая культура участия.
Структура политической культуры состоит из тех же элементов, что и духовная культура общества в целом. К примеру, Н.А. Бердяев в работе «Русская идея» так характеризовал особенности духовной культуры россиян: «два противоположных начала легли в основу формации русской души: природная, языческая дионисическая стихия и аскетически монашеское православие. Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание этичности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность, эсхатологически мессианская религиозность и внешнее благочестие: искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт». Категория политической культуры многоплановая.
|
|
Политическая культура континентально-европейских стран фрагментарна. Культура общества здесь разделена или фрагментирована на множество субкультур со своими ценностями, нормами и образцами поведения, часто не совместимых друг с другом. Во фрагментарной политической культуре среди различных политических группировок нет необходимого согласия относительно основополагающих правил «политической игры». Наряду со светским восприятием политики как борьбы групповых интересов здесь ощущается сильное влияние идеологических факторов. К политическому оппоненту зачастую относятся как к врагу. Отсюда проистекает резкая поляризация электората. Политический центризм не имеет под собой сильной опоры. В результате для стран с этим типом политической культуры характерна политическая нестабильность.