Дополнительный материал 3 страница

1. Что такое производительность, интенсивность и эффективность труда?

2. В какой связи находятся понятия «свободный труд» и «экономическое благополучие общества»?

3. Чем можно объяснить следующие данные: Россия занимает 1-е место в мире по доле национального богатства на каждого гражданина и находится на восьмом месте по уровню доходов на душу населения.

Заслушав мнения групп, можно сделать заключение: труд — это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление окружающей природной среды. Эта деятельность имеет три составляющих: собственно труд (живой труд, рабочая сила), предметы труда и средства труда (средства производства). Значение труда в истории давно постигнуто человечеством. Недаром говорят: труд — отец богатства. Решающую роль в становлении и развитии человеческого сообщества сыграла производительность труда, но ее определяющая роль сохраняется и на современном этапе. Только на первый план выходит вопрос о характере труда, степени его свободы, от которой зависит его эффективность и как следствие — экономическое благополучие общества. Экономические успехи государства находятся в прямой зависимости от доминирующего характера труда. Свободный труд создает объективные условия для роста национального богатства и доходов граждан. Вместе с тем этот процесс не так безоблачен, как может показаться на первый взгляд. И потому логично перейти к следующему аспекту понятия «труд».

Следующий аспект труда, рассматриваемый на данном уроке,— социальный. Он раскрывается через такие вопросы, как трудоустройство, гарантии трудовых прав работников, защита работников в процессе трудовой деятельности, занятость, помощь безработным гражданам. Здесь уместна лекция, по ходу которой ученикам можно предложить составить тезисный план.

Предлагаем следующий план изложения.

Начните с общих сведений о трудовых правоотношениях. Труд — это процесс взаимодействия с природой, но не только. Это также отношения между людьми в процессе труда, обмен результатами труда, т. е. трудовые отношения. Расскажите о возрасте и необходимых документах для приема на работу, об основных принципах трудовых правоотношений.

В соответствии с действующим трудовым законодательством по общему правилу трудовую деятельность можно начать с 15 лет. При этом запрещается: 1) необоснованный отказ в приеме на работу; 2) какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав при приеме на работу в зависимости от пола, национальности или другого основания, не связанного с деловыми качествами работника. Российская конституция закрепила новый принцип трудовых правоотношений. В ней сказано, что труд свободен. Это означает, в частности, что работник свободен, он сам решает, работать ему или нет, на какие условия труда и его оплаты соглашаться и т. д. Государство гарантирует работникам лишь возможность свободно выбирать род занятий, помогает в подборе подходящей работы, обучении новым профессиям.

Затем перейдите к освещению проблемы безработицы. В условиях провозглашенного принципа свободы труда обострилась проблема занятости: далеко не все работники в состоянии найти себе постоянную работу. Занятость — это трудовая деятельность по найму (трудовому договору), приносящая регулярный доход. Свободный труд, предпринимательство и рыночная экономика привели к возникновению особой категории граждан — безработных. Безработица настолько деликатная проблема, что представить ее идеальное решение очень трудно. Здесь сталкиваются две противоположные задачи: с одной стороны, нужно защитить интересы работника, с другой — дать возможность предпринимателю свободно решать хозяйственные вопросы, в том числе вопросы найма и увольнения работников.

Далее предложите учащимся подумать над вопросом: какие проблемы порождает безработица? После обсуждения дайте задание проранжировать сначала по степени опасности для общества, а затем по степени опасности для личности следующие последствия безработицы:

замедление темпов роста производства;

большие расходы из бюджета на поддержку безработных;

понижение покупательской способности у большого числа граждан;

снижение уровня жизни у значительной части семей;

потеря высококвалифицированных кадров;

рост семейных конфликтов из-за низких доходов семьи;

потеря квалификации работником.

В заключение познакомьте учащихся с правовыми нормами, касающимися безработных. Функции содействия занятости и трудоустройству выполняет в России специальная федеральная служба — Государственная служба занятости. Безработным признается только трудоспособный человек не моложе 16 лет, если он не имеет работы, заработка или дохода (например, пенсии) и проживает на территории России не менее шести месяцев; для признания безработным необходимо обратиться в орган службы занятости с заявлением. Предложите учащимся прочитать помещенную в учебнике памятку, которую выдают службы занятости каждому безработному гражданину, и задать по ее тексту интересующие их вопросы.

 

 

9 КЛАСС

Глава 4. ПОЛИТИКА

§ 31. Политика

Цель урока: а) раскрыть сущность политики; б) показать социальные сферы, втянутые в политическую жизнь, а также их роль в политике; в) раскрыть значение политической культуры в демократическом обществе; г) способствовать осознанию необходимости участия в политической жизни общества.

На изучение этой темы следует запланировать 2 ч.

Тема данного урока является чрезвычайно актуальной и, как показывает опыт, достаточно интересной для школьников. Но в то же время эта тема достаточно сложна и требует от учителя определенной систематизации учебного материала. Поэтому желательно использовать ряд методических приемов: лекция с элементами беседы, самостоятельная работа с учебником, составление схем и обсуждение итогов интеллектуальной деятельности групп в классе.

Думается, что наиболее целесообразной формой работы учащихся будет групповая.

Начать объяснение нового материала можно с определения понятия «политика», данного Максом Вебером. Учитель записывает определение на доске, а школьники — в тетради: «Политика — это стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей...» Обратив внимание школьников на то, что центральным звеном политики является власть, можно задать вопрос: как вы думаете, почему власть является таким лакомым куском? На подготовку ответа не следует отводить более 2—3 мин (как показывает опыт, школьники довольно четко воспроизводят знания, полученные в 8 классе в темах «Социальные конфликты» и «Общество граждан»).

После восстановления знаний о значении власти в жизни общества целесообразно перейти к самому понятию «власть». Желательно записать на доске вывод, полученный в результате обсуждения ответа на поставленный выше вопрос: близость к власти дает человеку определенные преимущества, позволяет: а) получать необходимую информацию и делать то, что требуется, хотя бы на один шаг быстрее; б) принимать участие в распределении общественного богатства; г) влиять на принятие нужных решений; д) влиять на распределение ресурсов.

Разобрав вместе с классом причины привлекательности власти, учитель переходит к разбору понятия «политическая власть». С целью активизации интеллектуальной деятельности школьников учитель ставит следующие вопросы: какие механизмы власти позволяют использовать названные преимущества? Всегда ли власть опиралась на эти механизмы? Когда появилась политическая власть? Далее учащимся предлагается по ходу объяснения выписать (желательно на черновик) специфические черты общинной и политической власти.

Закончив объяснение, учитель предлагает учащимся обсудить в группах сделанные ими записи. Результаты обсуждения каждая группа представляет в виде таблицы, которая после редактирования должна принять примерно такой вид:

Общинная власть Политическая власть
а) существовала тогда, когда между членами общины не возникало противоречий, поскольку они были объединены общими целями; б) не являлась привилегией особой группы людей, не давала им каких-либо особых преимуществ; в) основывается на силе авторитета; г) механизм влияния: общинная мораль, традиции; д) опора на общинный коллектив а) появилась при возникновении между отдельными людьми и группами людей несовпадающих, подчас прямо противоположных интересов; б) дает значительные преимущества людям, приближенным к ней; в) механизмы влияния: законы, финансы, информация, идеология, силовые структуры; г) власть является причиной конкурентной борьбы между различными социальными группами, партиями, личностями

Окончив данную работу, учитель предлагает школьникам попытаться сделать вывод о том, что является сущностью политической власти (вывод также записывается на черновике). В данном случае учитель не проводит обсуждения, а продолжает объяснение нового материала.

Поскольку на слух воспринимать функции политики достаточно сложно, целесообразно заранее заготовить схему, которую можно вывесить на время объяснения, комментируя каждую функцию. Учащиеся вслед за объяснением учителя воспроизводят означенную схему в тетради1.

Окончив объяснение этой части учебного материала, учитель предлагает обсудить предположения школьников о сущности политической власти (при этом необходимо напомнить, чтобы они следили за высказанными мнениями и не повторяли то, что уже было сказано). Заслушав мнения школьников и записав некоторые из них на доске, учитель, постоянно обращаясь к классу, постарается отредактировать высказанные предположения, чтобы в итоге получилась следующая запись: «Политическая власть призвана обеспечить мир и стабильность для достижения значимых для граждан целей, обеспечивающих общественный прогресс».

Далее учитель предлагает школьникам самостоятельно прочитать подпараграф «Политическая система» и изобразить политическую систему в виде схемы, которую впоследствии можно обсудить в группах, а затем в классе.

Затем учитель может предложить каждой из групп раскрыть один из элементов политической системы. Если осталось время, то в конце урока разбирается понятие «политическая культура». При отсутствии времени задание дается на дом.

Перед тем как школьники прочитают последний подпараграф «Политическая культура», можно предложить им написать свое мнение по поводу высказывания американского писателя Генри Джорджа: «В действительности совсем не короли или аристократы, не землевладельцы или капиталисты порабощают повсюду народ, а его невежество». Согласны ли учащиеся с этим мнением? Если да, то чем можно объяснить такое положение? На размышление — не более 5 мин.

Завершив свои рассуждения, ученики обмениваются результатами размышлений в группе, определяют общие позиции по этому вопросу, а затем соотносят свою позицию с текстом подпараграфа.

Заканчивается урок тем, что, работая в группах, школьники отвечают на вопрос: какова роль политической культуры в обществе?

§ 32. Государство

Цель урока: а) раскрыть признаки государства; б) способствовать пониманию роли государства в жизни общества.

Наиболее адекватной формой урока будет групповая работа.

На уроках истории школьники знакомились с признаками государства. Однако, как показывает опыт, они нередко путаются и вместо признаков называют государственные должности и институты.

В начале урока учитель предлагает школьникам ответить на вопрос: каково назначение государства? На выполнение задания отводится не более 3 мин. Сначала каждый ученик выполняет задание самостоятельно, затем результаты индивидуальных усилий обсуждаются в группах, а мнение группы представляется классу и записывается на доске (обсуждение не проводится). По завершении этой части работы учитель предлагает учащимся прочитать три подпараграфа: «Договорная теория происхождения государства», «Теория насилия», «Экономическая теория возникновения государства» — и попытаться скорректировать свое мнение на основе нового знания (напомните школьникам, что они могут воспользоваться знаниями, полученными при изучении темы «Политика»). На работу следует отвести не более 10 мин. После обсуждения ответа в группах учащиеся вносят соответствующие правки в первичное представление, записанное на доске.

Затем учитель организует обсуждение, в процессе которого уточняются и редактируются записи, сделанные на доске. В окончательном варианте запись на доске должна выглядеть следующим образом: «Государство необходимо для:

а) создания и поддержания стабильности в обществе;

б) формулирования целей общественного развития, призванных мобилизовать усилия граждан и обеспечить гражданский мир;

в) защиты прав и свобод граждан».

При переходе ко второй части урока учитель записывает на доске определение2: «Государство — определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения».

Следующий этап — выявление признаков государства. Сначала необходимо напомнить школьникам, что появление государства было вызвано объективными обстоятельствами, потребовавшими создания каких-то новых инструментов для управления обществом, в котором выявились индивиды и социальные группы с различными интересами. Затем учитель обращает внимание школьников на определение понятия «государство» и просит определить сущностные, с их точки зрения, элементы государства, присутствующие в этом определении.

В ходе обсуждения выписываются следующие элементы государства: а) организация публичной власти; б) наличие органов и методов принуждения.

Затем начинается поэтапный разбор названных элементов в процессе беседы по вопросам:

I. Организация публичной власти:

1. Что такое публичная власть?

2. Какие органы публичной власти вы знаете?

3. Как формируются органы публичной власти?

4. Какие задачи призвана выполнять публичная власть?

II. Наличие органов и методов принуждения:

5. Как еще называются органы принуждения? (Силовые структуры, правоохранительные органы.)

6. Какие задачи они призваны выполнять?

7. Какие существуют методы и средства принуждения? (Законы, суд, различные виды наказания.)

8. В каких целях и кто использует аппарат принуждения?

а) В диктаторских государствах, чтобы держать все общество в повиновении в интересах небольшой группы людей. В этом случае аппарат принуждения называют карательными органами.

б) Для целей защиты прав и интересов большинства членов общества. Во втором случае аппарат принуждения еще называют правоохранительными органами.

Затем обращается внимание учащихся на то, что в определении, написанном на доске, названы не все признаки государства. Для экономии времени учитель может назвать их сам (территория и валюта) и пояснить. Как показывает опыт, учащиеся знают эти признаки, нецелесообразно тратить время на то, чтобы они их вспомнили.

Заканчивается разбор нового материала объяснением учителя понятия «суверенитет».

По итогам обсуждения понятия «государство» учитель может предложить школьникам письменную работу на тему: «Как вы полагаете, не противоречат ли друг другу два философа:

1. «Не государство — где владыкою один» (Софокл, древнегреческий драматург).

2. «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» (Жан Жак Руссо, французский философ)?»

Как вы понимаете, что такое сильное государство?

§ 33. Формы правления

Цель урока: раскрыть понятие формы правления, основные признаки монархической и республиканской форм правления.

Урок проходит в форме лекции с элементами беседы. Из курсов истории учащиеся уже имеют представления в целом о монархии и республике, главным образом в их конкретных национальных исторических воплощениях. Задачи изучения этого материала в данном курсе заключаются в том, чтобы: а) привести уже имеющиеся у учащихся представления в некоторую систему и, главное, б) обогатить эти представления политологическими сведениями, стараясь при этом избегать идеологических оценок.

Особенно это касается характеристики монархии как формы правления. Парадоксальность отношения к монархии и к республике при тоталитарном социализме заключалась в том, что, объявляя себя республиканским, этот режим успешно пользовался некоторыми атрибутами и механизмами монархического правления. Достаточно вспомнить объем властных полномочий, которыми обладали такие «республиканцы», как Сталин, Мао Цзэдун, Ким Ир Сен и др. В КНДР кроме того, негласно, но совершенно откровенно ввели институт абсолютной наследственной власти. В то же время монархия в Великобритании, Швеции, Дании и других странах вполне сосуществует со многими формальными и неформальными признаками республиканизма.

Уместно обратить внимание на классификацию видов власти, данную Аристотелем. Чтобы уяснить суть его отрицательного отношения к демократии, следует, если позволит время, коснуться вопроса о цензах. Это непростой вопрос, имеющий много подводных камней, но при этом чрезвычайно важный, если подходить к организации политической жизни общества ответственно.

Этот вопрос можно поставить на обсуждение. Несомненно, у учащихся могут быть различные точки зрения на цензы. Например, одни обратят внимание на то, что введение ценза оседлости, определенного (разумного) уровня трудовых доходов, несудимости и прочих позволит исключить из электората люмпенов, уголовный элемент, мафиози и т. п. Другие усмотрят в этом нарушение принципа равенства избирательных прав граждан.

По-видимому, избежать сопоставления монархии и республики как форм государственного правления трудно. Имеет смысл не делать этого по принципу «хорошо — плохо». Политологический подход характеризуется объективностью, а с объективной точки зрения монархия и республика равноценны, разве что тенденция исторического развития ставит республику далеко впереди монархического правления. Однако и республика имеет слабости. Одна из них — условность процедуры выборов, их неполная демократичность, частая случайность их результатов.

Заслуживает особого внимания классификация республик в зависимости от реального распределения власти. В учебнике говорится, что Россия после принятия Конституции стала по преимуществу президентской республикой. Можно уточнить, что она стала таковой на практике, хотя в теории нашу страну после декабря 1993 г. считают смешанной республикой — президентско-парламентской.

Полезно зафиксировать в сознании учащихся мысль о существовании корней парламентаризма в России. Нет необходимости доказывать, насколько упрощенно оценивалось прошлое России в советской историографии. Россия была далеко не «страной рабов». Иное дело, что ей не смогли «привить вкус» к парламентским играм, что обусловливает, в частности, слабую эффективность парламентской деятельности и в наше время.

Ответы на вопросы и задания к § 33 учебника

8. Из российских государей к тиранам традиционно причисляют Ивана IV Грозного, Павла I, Николая I. Следует помнить, однако, что исторические оценки во многом идеологичны. Если отбросить западнические пристрастия, явным тираном следует считать Петра I. Он же — просвещенный правитель из ряда царей, начатого, возможно, Борисом Годуновым. Далее в этом ряду можно отметить Елизавету Петровну, Екатерину II, Александра I, Александра II и Николая II.

9. Автор первого высказывания — представитель авторитарной или тоталитарной власти, а второго — представитель власти, уже ощутимо ограниченной нравственными и юридическими законами.

11. Смириться с тем, что доходы богатых и бедных различаются в сотни раз, народу трудно. Однако только по этой причине революции не начинаются.

12. Основная причина, по которой республики бывают различными даже в одной стране,— их достаточно большая гибкость как политического института, способность приспосабливаться к особенностям эпохи. То же можно сказать и о других политических явлениях. Те же из них, которые не в состоянии приспособиться к новым условиям, гибнут безвозвратно.

13. В США принято проводить существенные различия между демократией и республиканизмом. Республиканцы считают представителей демократической партии либералами, людьми, стремящимися ослабить государство, внести в жизнь общества анархию. Либералы же считают республиканцев консерваторами, даже ретроградами, сторонниками жесткой власти, противоречащей демократии.

14. По Конституции РФ в Россию входит двадцать одна республика.

§ 34. Национально-государственное устройство

Цель урока: а) дать учащимся представление о сложности и противоречивости государственного (в нашем случае — национально-государственного) устройства страны; б) показать трудные пути становления цивилизованного российского федерализма.

Урок целесообразно построить в форме обсуждения отдельных острых проблем федерального устройства России. При этом учащиеся пользуются текстом учебника. Так, учитель обращает их внимание на фрагмент текста, в котором говорится, что после установления советской власти в нашей стране впервые в мировой практике было введено не государственное, а национально-государственное устройство (с. 168). Коснувшись различий между этими типами устройства, он может остановиться на причинах этой «новации». Одна из них — желание «покончить с наследием имперской России», обеспечить права каждой национальности в стране.

В своей антиимперской политике большевики дошли еще до одной «новации», не мыслимой ни в одной другой стране: они образовали союз республик, причем не конфедеративного, а федеративного типа. Получилось, что внутри одной республики (РСФСР) есть несколько других республик (модель русской матрешки). Чем же, кроме размеров, отличались «внутренние» матрешки от матрешки-матки? Внутренние республики были как бы республиками второго сорта (их назвали автономными), объем их полномочий (предметов ведения) был меньше, чем объем полномочий республики-матки. Еще проблематичнее дело обстояло с республиками в составе СССР. Последний был союзным государством. Каждая республика пользовалась суверенитетом, т. е. формально была независима и имела право на отделение от СССР. Ряд республик (Украина, Белоруссия) имел даже, наряду с СССР, независимое членство в ООН. Все это представляло собой грубые политические декорации, слегка прикрытые тонкой кисеей правовых норм. Когда устанавливали границы советских республик, никто даже и не задумывался о том, что когда-нибудь придется по ним делить большую страну. Ослепленные внешней крепостью своей тоталитарной власти в СССР, коммунистические правители не видели, какая опасная мина подложена под целостностью страны. Естественно, что, как только произошел кризис перестройки, СССР тут же развалился на отдельные части — по границам тех искусственных образований, которые были сформированы отнюдь не с прицелом на их возможное будущее независимое существование.

Уточнив сущность федеративного устройства, следует особо отметить, что из Конституции убрали юридически и политически неграмотную норму о «праве наций на самоопределение вплоть до отделения», что ставило под сомнение саму основу существования государства — его территориальную целостность. Ныне эта целостность гарантируется.

Если останется время, можно порассуждать на сложную тему о двусторонних соглашениях Центра с отдельными республиками на примере Татарстана, а также о границах суверенитета тех государственных единиц, которые входят в состав Российской Федерации.

Хороший материал для понимания проблемы государственного устройства страны и ее важной части — сохранения целостности государства дает анализ причин и результатов Гражданской войны в США 1861—1865 гг. У нас в основном делали акцент на борьбу в ходе этой войны с рабством в южных штатах, но кровавая гражданская схватка между Севером и Югом, унесшая около одного миллиона жизней с обеих сторон, была главным образом акцией Севера, предназначенной для наказания сепаратистского Юга и сохранения единства страны.

Интересны параллели между событиями в США и СССР. Там и здесь государство имело форму союза (союз штатов, союз республик). Одно и то же время прошло с момента образования этих государств до возникновения отчетливых сепаратистских движений (около 75 лет). И там и здесь число сепаратистских территорий было примерно одинаково — 1/3 (11—12 штатов из 34 у них и 5—6 республик из 15 у нас). Требования и действия сепаратистов в США и СССР грубо нарушали положения соответствующих действующих конституций. На этом основное сходство заканчивается. Различие обнаруживается в действиях федеральных властей США и СССР. Первые проявили политическую волю, обеспечив ей статус великой державы. Вторые проявили политическое безволие и беспринципность и привели великую страну к развалу.

Ответы на вопросы и задания (ключи) к § 34 учебника

9-б; 10-а; 11-а; 12-в; 13-а; в; г; е; ж; к.

§ 35. Политические режимы

Цель урока: а) раскрыть особенности демократического режима, его достоинства и недостатки; б) пояснить характеристики сопутствующих ему политических течений: либерализма и либеральной демократии; показать признаки тоталитарного и авторитарного режимов.

Первая часть урока — работа со словарем. Достаточно подробная и точная характеристика демократии помогает тем, кто знакомится с этой информацией, убедиться по меньшей мере в том, что в политике нет простых и однозначных решений, идеальных моделей и что успешность и полезность того или иного политического режима во многом зависит от качества людей, действующих в рамках этих режимов. Работа возможна по словарной статье из «Школьного юридического словаря» А. Ф. Никитина:

«Демократия (греч. demokratia, букв.: народовластие, от demos — народ и kratos — власть) — политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти. Признаки Д.: народовластие, правительство, основанное на согласии управляемых; правило большинства (решения принимаются большинством голосов); гарантии основных прав человека; права меньшинств; свободные и честные выборы; равенство всех перед законом; справедливое судопроизводство; конституционные ограничения правительства; социальный, экономический и политический плюрализм; терпимость, прагматизм, сотрудничество и компромисс. Формы Д.: по способу волеизъявления — прямая, представительная; по способу осуществления власти — государственная, негосударственная (трудовые коллективы, партии и т. д.)».

Во второй части урока уточняются некоторые важные аспекты темы. Так, учитель может отметить, что материал урока представляет особое значение в свете споров о характере и судьбе демократии в нашей стране. Легко доказать несовершенство демократического режима, сопоставив идеи Аристотеля и Платона по этому поводу и то, какова демократия у нас сейчас. Но корректный подход к оценке этого явления подразумевает определение альтернативы — режима, способного конкурировать с демократией. При таком подходе быстро выясняется, что все остальное — почти по У. Черчиллю — еще хуже. И это реальная, естественная ситуация в политике. Выбирают не нечто идеальное (и потому неосуществимое, как, например, коммунизм), а терпимое, в основном не губительное, оставляющее шанс сделать жизнь хоть чуть-чуть лучше. Вот почему демократия завоевала так много сторонников. Однако на практике демократические принципы реализуют конкретные люди со всеми своими слабостями, несовершенствами. И в их руках демократия нередко лишается главного своего достоинства — антиавторитаризма, способности раскрепощать личность. Следующий шаг — игнорирование законности и переход демократии в свою противоположность.

Можно разбить учащихся на группы и попросить их подготовить краткий, но аргументированный ответ на один из дополнительных вопросов:

1. Почему такие умные люди античности, как Платон и Аристотель, весьма прохладно относились к демократии?

2. Всегда ли правило большинства голосов обеспечивает оптимальное решение политических, социальных и иных проблем?

3. Почему понятие «права человека» часто используется в отношении меньшинства, а не большинства населения?

4. Почему даже в такой демократической стране, как США, лишь сравнительно недавно право голоса получили женщины и молодежь с 18 лет?

В оставшееся время учителю целесообразно коснуться вопроса: могут ли политические режимы существовать в чистом виде?

Известные в политологии политические режимы никогда не существуют в чистом виде. Всегда к основному качеству режима примешивается что-то не совсем соотносящееся с его базой. Существует довольно значительный спектр способов реализации демократических принципов в политической практике. То же самое можно сказать и о тоталитарном режиме. Почти лабораторно чисто он был «претворен в жизнь» в Кампучии (Камбодже). Можно только поражаться тому, на что надеялись ослепленные коммунистическими догмами лидеры кампучийского эксперимента, установив жесткую диктатуру. Во второй половине ХХ в. такие политические опыты выглядят слишком дико. Поэтому «дело Пол-Пота» было заранее обречено на провал. Иначе поступают те приверженцы тоталитарных режимов, которые стараются умело камуфлировать полное подавление личности различными лозунгами — о народной демократии, о свободе от эксплуатации, о государственном суверенитете и т. д. Тоталитаристы похитрее допускают кое-какую бесконтрольность в личной жизни, не диктуют, с кем людям создавать семью, что в обязательном порядке внушать детям дома и т. д. Иногда практикуется видимость рыночных отношений. В этом случае тоталитаризм мягко переходит в авторитаризм, как это случилось в нашей стране после смерти Сталина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: