Взаимосвязь методов обучения и задач учебного занятия

Основные задачи Возможные методы обучения

1. Организационный этап

Психолого-педагогическая настройка учащихся на предстоящую деятельность Педагогическое наблюдение, беседа
Проверка внешнего вида и присутствия учащихся Фиксирование, оценочные суждения,  анализ, требование, похвала

2. Этап вводного инструктажа

Мотивация предстоящей деятельности Сообщение, объяснение, показ, демонстрация готовых изделий
Актуализация опорных знаний, необходимых для осмысления предстоящей учебно-производственной деятельности, решения конкретной трудовой задачи Устный опрос, письменный опрос, беседа, разбор производственной (проблемной) ситуации, элементы игровых технологий
Формирование ориентировочной основы предстоящей деятельности Объяснение, показ мастером трудовых приемов, комментирование, беседа (проблемная), учебное наблюдение
Закрепление новых знаний Тренировочные упражнения, комментирование, опрос
Формирование знаний о требованиях охраны труда (о безопасных приемах труда) Показ, объяснение, беседа, тренировочные упражнения, оценка, анализ, прогноз последней производственной деятельности

3.Этап самостоятельной практической работы учащихся.

Текущий инструктаж мастера

Освоение первоначальных умений; отработка умений и навыков; совершенствование умений Упражнения по отработке трудовых приемов, операций, комплексных работ
Целевые обходы: - проверка организации рабочего места и соблюдению безопасных условий труда; - проверка правильности выполнения работы учащихся; - индивидуальный инструктаж (коллективный текущий инструктаж) по необходимости Наблюдение, беседа, фиксирование затруднений и достижений учащихся, разъяснение, индивидуальный или фронтальный показ, анализ и оценка учебно-производственной деятельности

4. Этап заключительного инструктажа

Подведение итогов работы за день; анализ и рефлексия учебно-производственной деятельности Обсуждение, оценочные суждения, сообщение отметок, комментирование, анализ результатов учебной деятельности

Классификация методов по познавательной деятельности

 (по степени активности и самостоятельности учащихся):

- объяснительно-иллюстративные – формирование совсем новых знаний.

-информационно-рецептивные – мастер говорит, показывает, учащиеся воспринимают информацию.

- репродуктивные – выполнение деятельности по образцу, закрепление знаний, формирование умений применять знания при решении типовых задач.

- проблемные – создаются проблемные ситуации, ставится проблема. Учащиеся учатся творчески решать профессиональные задачи.

- частично-поисковые - учащиеся работают самостоятельно, но мастер выступает в роли консультанта – совершенствование умений, применение знаний в нетипичной ситуации.

- исследовательские – формирование умений добывать знания самостоятельно.

Эти методы обучения можно объединить в две основные группы: репродуктивные и поисковые. Репродуктивные (воспроизводящие) методы обучения (информационно-рецептивный, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный) обеспечивают ускоренное и прочное усвоение учебной информации, быстроту формирования практических умений. С их помощью учащиеся усваивают знания и способы деятельности в готовом виде, выполняют интеллектуальные и практические действия по образцу, данному преподавателем, мастером. Вместе с тем эти методы не реализуют задачи формирования творческой самостоятельности учащихся, недостаточно способствуют развитию мышления. Они ведут к формальному усвоению знаний, механическому, неосознанному формированию умений. Одними репродуктивными методами невозможно успешно развивать и такие качества личности, как инициативность, творческий подход к делу, самостоятельность. Поисковые методы (частично-поисковый, исследовательский, проблемное изложение) предполагают последовательное и целенаправленное включение учащихся в решение познавательных задач различной сложности, в процессе которого они активно усваивают новые знания и способы деятельности. Применение поисковых методов (их иногда еще называют проблемными) позволяет успешно решать задачи развития навыков творческой учебно-познавательной и трудовой деятельности учащихся. Они способствуют более осмысленному и самостоятельному формированию практических умений. Однако и эти методы не могут быть единственно применимыми в практике учебного процесса. В практической работе поисковые и репродуктивные методы обычно применяются в сочетании в зависимости от реальных условий учебного процесса.

Выбор методов зависит:

- от периода обучения;

- от сложности выполняемых работ;

- от специальности;

- от подготовки учащихся;

- от опыта мастера.

Ни один из методов не является универсальным, их необходимо использовать в комплексе и применять те, которые наиболее эффективны на данном уроке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: