Основные задачи | Возможные методы обучения | ||
1. Организационный этап | |||
Психолого-педагогическая настройка учащихся на предстоящую деятельность | Педагогическое наблюдение, беседа | ||
Проверка внешнего вида и присутствия учащихся | Фиксирование, оценочные суждения, анализ, требование, похвала | ||
2. Этап вводного инструктажа | |||
Мотивация предстоящей деятельности | Сообщение, объяснение, показ, демонстрация готовых изделий | ||
Актуализация опорных знаний, необходимых для осмысления предстоящей учебно-производственной деятельности, решения конкретной трудовой задачи | Устный опрос, письменный опрос, беседа, разбор производственной (проблемной) ситуации, элементы игровых технологий | ||
Формирование ориентировочной основы предстоящей деятельности | Объяснение, показ мастером трудовых приемов, комментирование, беседа (проблемная), учебное наблюдение | ||
Закрепление новых знаний | Тренировочные упражнения, комментирование, опрос | ||
Формирование знаний о требованиях охраны труда (о безопасных приемах труда) | Показ, объяснение, беседа, тренировочные упражнения, оценка, анализ, прогноз последней производственной деятельности | ||
3.Этап самостоятельной практической работы учащихся.
Текущий инструктаж мастера | |||
Освоение первоначальных умений; отработка умений и навыков; совершенствование умений | Упражнения по отработке трудовых приемов, операций, комплексных работ | ||
Целевые обходы: - проверка организации рабочего места и соблюдению безопасных условий труда; - проверка правильности выполнения работы учащихся; - индивидуальный инструктаж (коллективный текущий инструктаж) по необходимости | Наблюдение, беседа, фиксирование затруднений и достижений учащихся, разъяснение, индивидуальный или фронтальный показ, анализ и оценка учебно-производственной деятельности | ||
4. Этап заключительного инструктажа | |||
Подведение итогов работы за день; анализ и рефлексия учебно-производственной деятельности | Обсуждение, оценочные суждения, сообщение отметок, комментирование, анализ результатов учебной деятельности |
Классификация методов по познавательной деятельности
(по степени активности и самостоятельности учащихся):
- объяснительно-иллюстративные – формирование совсем новых знаний.
-информационно-рецептивные – мастер говорит, показывает, учащиеся воспринимают информацию.
- репродуктивные – выполнение деятельности по образцу, закрепление знаний, формирование умений применять знания при решении типовых задач.
- проблемные – создаются проблемные ситуации, ставится проблема. Учащиеся учатся творчески решать профессиональные задачи.
|
|
- частично-поисковые - учащиеся работают самостоятельно, но мастер выступает в роли консультанта – совершенствование умений, применение знаний в нетипичной ситуации.
- исследовательские – формирование умений добывать знания самостоятельно.
Эти методы обучения можно объединить в две основные группы: репродуктивные и поисковые. Репродуктивные (воспроизводящие) методы обучения (информационно-рецептивный, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный) обеспечивают ускоренное и прочное усвоение учебной информации, быстроту формирования практических умений. С их помощью учащиеся усваивают знания и способы деятельности в готовом виде, выполняют интеллектуальные и практические действия по образцу, данному преподавателем, мастером. Вместе с тем эти методы не реализуют задачи формирования творческой самостоятельности учащихся, недостаточно способствуют развитию мышления. Они ведут к формальному усвоению знаний, механическому, неосознанному формированию умений. Одними репродуктивными методами невозможно успешно развивать и такие качества личности, как инициативность, творческий подход к делу, самостоятельность. Поисковые методы (частично-поисковый, исследовательский, проблемное изложение) предполагают последовательное и целенаправленное включение учащихся в решение познавательных задач различной сложности, в процессе которого они активно усваивают новые знания и способы деятельности. Применение поисковых методов (их иногда еще называют проблемными) позволяет успешно решать задачи развития навыков творческой учебно-познавательной и трудовой деятельности учащихся. Они способствуют более осмысленному и самостоятельному формированию практических умений. Однако и эти методы не могут быть единственно применимыми в практике учебного процесса. В практической работе поисковые и репродуктивные методы обычно применяются в сочетании в зависимости от реальных условий учебного процесса.
Выбор методов зависит:
- от периода обучения;
- от сложности выполняемых работ;
- от специальности;
- от подготовки учащихся;
- от опыта мастера.
Ни один из методов не является универсальным, их необходимо использовать в комплексе и применять те, которые наиболее эффективны на данном уроке.