Работа с субличностями

Одним из специфических методов психосинтеза является метод работы с субличностями (Ассаджиоли, 1994).

Различные ситуации, способы видения мира по-разному окрашивают наше восприятие и влияют на наш образ жизни. Для каждой ситуации мы, часто не осознавая того, выраба­тываем соответствующий образ себя, систему поз и жестов, чувств и поступков, слов, привычек и мнений. Эта совокуп­ность элементов в каждой конкретной ситуации образует нечто вроде личности в миниатюре. Р. Ассаджиоли называл такие паттерны субличностями.

По определению П. Ферручи (Ассаджиоли, 1994) сублич­ности — это психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей лич­ности. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни и имеет собственные мотивы, зачастую отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей. В каждом из нас — толпа. Здесь могут быть бунтарь и мыслитель, совратитель и домохозяйка, организатор и добряк и т. д. Причем нередко они относятся друг к другу не самым лучшим образом.

В контексте трансперсональной психологии «Личное Я» и «Духовное Я» являются врожденной, неотъемлемой частью человеческой природы. Работа с субличностями — это процесс осознания, принятия и преобразования различных частей личности, посредством чего становится возможным реальное раскрытие личностного потенциала. Любая проблема рассмат­ривается как возможность внутреннего роста, а собственно ра­бота с проблемой — как непосредственное участие в раскрытии внутреннего потенциала. Такой подход существенно меняет восприятие собственного страдания и позволяет выработать более позитивное отношение к нему.

Субличности являются инструментами самовыражения личности. Будучи энергетическими психодинамическими структурами, они ищут самовыражения во внешнем мире. С помощью самовыражения субличности обнаруживают наши внутренние роли, которые воздействуют друг на друга. Изме­нение или трансформация хотя бы одной субличности влияет на всю психику в целом.

Согласно Г. Сликеру, формирование субличностей про­исходит уже в первые месяцы жизни ребенка. Более того, существует также мнение, основанное на эмпирическом опыте, что они вообще являются психическим наследием, уходящим корнями к родителям, их предкам и к более далеким поколе­ниям. У годовалого ребенка эти психологические структуры уже существуют в оформленном состоянии. Они проявляются в виде типичного поведения и связаны с различными желаниями и потребностями. Со временем в зависимости от опыта и памяти субличности становятся более многомерными и сложными.

Субличности кристаллизуются путем повторения приоб­ретенных реакций. Став сформировавшейся частью личности, субличности стремятся удовлетворить собственные потребности и реализовать желания, а так как разные субличности имеют разные желания, они часто вступают в конфликт друг с другом. Тогда субличность старается силой реализовать свои конструктивные или деструктивные желания. Этот процесс обычно протекает бес­сознательно и сопровождается знакомым ощущением: «Я не хотел так делать и все равно сделал это снова!» (Руффлер, 1998).

Для того чтобы проявить себя, субличности необходи­мы такие инструменты, как тело, эмоции и мысли. Каждая субличность, выходя на передний план в определенных об­стоятельствах, имеет свойство выступать от имени всей лич­ности. Человек слышит в себе мысли: «Я хочу... Я сделаю... Я люблю...» и ошибочно думает, что он как целостная личность действительно этого хочет, любит и т. д. В действительности им управляет лишь небольшая получившая относительную автономию часть психики.

Бывает так, что человек действует вопреки своему желанию и не может повлиять на собственное поведение. Это часто сопро­вождается внутренней борьбой между двумя конфликтующими голосами. Для относительно уравновешенного человека этот процесс ощущается как колебание, сомнение, взвешивание «за» и «против». Он не слышит отдельных от себя «голосов», так как отождествляет себя со своим мыслительным аппаратом. Поэтому он уверен, что сам принимает решение. Даже если это решение неудачное, он склонен обвинять в этом в лучшем случае себя, а в худшем — ищет виноватого на стороне.

На первом этапе психосинтеза методика работы с суб­личностями предполагает исследование только тех из них, которые попадают в поле нашего сознания (см. рис. 1) из среднего бессознательного, а это значит,«что, общаясь с ними, мы можем держать ситуацию под контролем. Содержание этой области «втягивается» в поле сознания легче всего. Тем не менее осваивать и проводить соответствующие упражнения желательно под руководством опытного тренера.

По примеру строения всей психики в целом М. Браун и К. Басквин выделяют у каждой субличности три уровня: под­сознание, сознание и сверхсознание (Ассаджиоли, 1994).

Выявив субличность, человек обретает возможность от­страниться от нее и наблюдать за ней со стороны. Нередко разотождествление с той или иной субличностью сопровож­дается чувством просветления и освобождения. В некоторых случаях выявление субличности вызывает тревогу или страх. Например, когда одна женщина внезапно обнаружила в себе субличность Жертвы, она воскликнула: «Если я перестану жаловаться, то что мне еще останется?» Фактически это сама Жертва говорила за нее.

Однако какой бы ни была первоначальная эмоциональная реакция, осознание действительного положения вещей повы­шается и, следовательно, увеличивается степень свободы.

Следует помнить, что не существует плохих или хороших субличностей, все они выражают какие-то жизненно важные составляющие нашего бытия, хотя поначалу эти составляю­щие могут казаться человеку отрицательными. Субличности становятся вредными только когда контролируют его. Тогда они навязывают ему свои стереотипы.

Конечная цель в работе с субличностями заключается в том, чтобы сильнее почувствовать свое «Я», свой центр лично­сти. Углубляя знакомство с субличностями, человек стремимся снова стать единым целым. Центр личности можно сравнить с местом, где сохраняется полная тишина, в то время как вокруг может быть очень шумно. Из центра человек может обращаться к той или иной субличности, управлять ею, поправлять ее, заботиться о ней. Нужно уметь сочувствовать субличностям и, по возможности, не игнорировать их потребности.

Существует опасность, что человек может пуститься в бес­конечный поиск субличностей. В результате этого, вместо того, чтобы почувствовать себя сильнее и богаче от приобретенного опыта, он ощущает утрату собственного единства. Наступает

момент, когда человек начинает воздвигать новые лабиринты вместо того, чтобы искать выход из уже существующих. По­этому необходимо выработать фундаментальное чувство меры. Задача состоит не в том, чтобы отыскать как можно больше субличностей, а прежде всего в том, чтобы стать их хозяином; постепенно содействуя согласованию их интересов в рамках единого целого.

До того как человек приступил к работе с ними, сублич­ности — это миры, не связанные между собою, не знающие о существовании других. Но едва их соединяет осознание, как между ними начинают устанавливаться связи, они сливаются, создавая новые образования. При этом освобождается боль­шое количество энергии, которая может использоваться для дальнейшей работы.

П. Ферручи видит в субличностях «падшие проявления архетипов высших качеств» (Ассаджиоли, 1994, с. 55). Сублич­ности — это низшие проявления качеств, которые существуют на высших уровнях нашей психики. Так, гиперактивную суб­личность можно рассматривать как низшую форму энергии, упрямую субличность — как низшую форму воли и т. д. Но как далеко не отстояла бы субличность от своего источника, она может послужить средством воссоединения с ним.

Осуждая субличность, мы препятствуем ее продвижению к истоку. Не принимая ее, мы способствуем ее вырождению. Субличности подобны людям. Чтобы они раскрылись и показали лучшие свои стороны, к ним нужно относиться с пониманием.

Следующее упражнение познакомит вас с концепцией субличностей на материале вашего личного опыта.

Упражнение 2

1. Рассмотрите одну из своих характерных черт, установок или мотивов.

2. Закрыв глаза, начните осознавать эту свою часть. Дайте возникнуть ее образу. Не следует пытаться сознательно подыскать какой-то образ. Пусть он появится сам собой, как если бы вы смотрели на экран и не знали, что на нем скоро возникнет. Это может быть любое живое существо, или фантастический образ, или неодушевленный предмет.

 3. Как только образ появится, позвольте ему раскрыться, не вмешиваясь и не. оценивая. Помните, что даже неодушев­ленный, казалось бы, предмет в этой ситуации может стать живым существом, способным к переменам. Позвольте ему измениться, если он сам этого хочет. Почувствуйте, какое общее ощущение он вызывает у вас.

4. Теперь дайте ему выразить себя. Поговорите с ним, спросите о его потребностях (в этом мире даже неодушев­ленные предметы способны разговаривать). Перед вами ваша субличность — разумное существо, живущее своей жизнью.

5.Теперь откройте глаза и запишите все, что только что произошло. Дайте этой субличности подходящее имя, которое поможет вам определять ее в дальнейшем: Ны­тик, Артист, Дед Мороз, Скептик, «Сама знаю», «Я тебе сказал» и т. д. Опишите ее характерные черты, привычки, особенности.

 6 После того как вы назовете и опишете одну субличность, можете переходить к другим (Томас, 1992). Не всегда с первого раза получается предоставить субличюсти самостоятельность. Часто ожидание какого-то конкреного образа тормозит настоящее проявление субличности, и человек видит застывшую, созданную волевым усилием картиж Бывает, что образ не появляется вообще, и мы говорим, что не способны к такого рода упражнениям. В этих случаях можю предположить, что наше «Я» выставляет по каким-то причинам защиту от вторжения новой информации. Иногда полезно представить субличность, которая ассоциируется с этой заьштой, попробовать сначала выяснить у нее причины такого поведения и, насколько возможно, с ней договориться.

В любом случае не следует отчаиваться. Если пытаться проделывать это упражнение снова и снова, день за днем — можно довольно быстро получить желаемый результат. Кроме этоп, эффективным может оказаться прием «Если бы я увидел..» Он заключается в следующем: человек, утверждающий, что он не способен увидеть подвижный независимый образ субличности, начинает описание со слов: «Если бы я увидел свою субличность, например, страха, то я увидел бы...» и далее следует описание того, что представляется при этом человеку. По мере описания установка: «Яне могу увидеть...» уходит на второй план или совсем исчезает. Человек может сам не заметить, как его субличность «оживает».

В области работы с субличностями накопился обширный арсенал разнообразных упражнений. Но в каждом конкретном случае тренеру приходится подключать свои творческие спо­собности, чтобы помочь при необходимости, так как трудно предсказать поведение той или иной субличности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: