К. Юнг в свое время писал: «Быть „нормальным" — идеал для неудачника, для всех тех, кому еще не удалось подняться до уровня общих требований. Но для тех, чьи способности много выше среднего, кому не трудно было достичь успеха, выполнив свою долю мирской работы, для таких людей рамки нормы означают прокрустово ложе, невыносимую скуку, адскую беспросветность и безысходность. В результате многие становятся невротиками из-за того, что они просто нормальны, в то время как другие страдают неврозами от того, что не могут стать нормальными» (Роузен, 1997, с. 40).
Тот факт, что различные психические функции человека взаимосвязаны, не означает, что они интегрированы в гармонично функционирующий организм. Конфликт— это тоже взаимосвязь: две враждующие армии взаимодействуют друг с другом.
Один из распространенных внутренних конфликтов — амбивалентность (двойственность) отношений к кому-либо или к чему-либо. Это приводит человека ко многим противоречивым поступкам. Другой конфликт — между стремлением к безопасности (конформность, инертность) и стремлением к росту, самоутверждению. Источником конфликта может служить также пробуждение новых потребностей, которые входят в противоречие со старыми. Таким образом, то, что называется «органическим единством», — это чаще всего цель человека, а не насущное его состояние (Кондратенко, Донской, 1997).
Формирование новой личности вокруг нового центра является фундаментальной трансформацией, изменением взаимоотношений всех структур психики. Часто такая трансформация проходит несколько критических стадий, которые могут сопровождаться нервными и психическими расстройствами.
Р. Ассаджиоли выделяет четыре возможных критических стадии (Бадхен, Коган, 1998):
1) кризис перед духовным пробуждением;
2) кризис, обусловленный духовным пробуждением;
3) реакции на духовное пробуждение;
4) процесс преображения.
Первая стадия характеризуется тем, что у человека появляется общее чувство неудовлетворенности. Возникает ощущение, что чего-то в жизни недостает, но непонятно — чего именно. Постепенно прибавляется ощущение неподлинности, пустоты повседневной жизни. Личные дела утрачивают ценность. Возникают вопросы о смысле своей жизни, о смысле жизни всего человечества, о чрезмерном количестве страданий на Земле и т. п. Часто в эти моменты люди неверно истолковывают свое состояние, считают его отклонением от нормы, стараются бороться с собой, вернуться в «реальность». Многие стараются вести более активный образ жизни, как-то отвлекаться от непрошенных мыслей. Но как они ни стараются, состояние тревоги нарастает, ощущение внутренней пустоты становится невыносимым.
В этот период могут появиться опасения сойти с ума, ведь то, чем раньше жил человек, обесценилось, а новое еще не появилось. Бывает, он даже не подозревает о том, что такие проблемы возможно решить. В это же время может проявиться и нравственный кризис, человек испытывает чувство вины и муки раскаяния. Может возникнуть глубокая депрессия и даже мысли о самоубийстве.
Это очень общая схема переживаний. В действительности многие люди вообще не испытывают столь острые чувства, некоторые мучаются сомнениями интеллектуального порядка и метафизическими проблемами.
Все эти проявления напоминают симптомы, сходные с симптомами обычных психических заболеваний или пограничных состояний. Кроме того, стресс и переутомление, связанные с подобными состояниями, порождают в некоторых случаях физиологические изменения: нервное напряжение, бессонницу, расстройства пищеварения, кровообращения, работы желез внутренней секреции и т. д.
При тщательном анализе симптомов в процессе углубленного изучения личности пациента можно выявить природу и уровень внутреннего конфликта.
Р. Ассаджиоли считал, что природа патогенного конфликта в корне отличается от конфликта, связанного с необходимостью личностного роста.
В первом случае конфликт возникает либо между «нормальными» органическими влечениями, либо между этими влечениями и несбалансированным «Личным Я», либо между «Личным Я» и внешним миром, например, с родственниками, с друзьями, на работе и т. д. Часто эти конфликты имеют регрессивный характер и связаны с возвращением к более ранней стадии развития. Многим из таких пациентов не удалось избавиться от эмоциональной привязанности к родителям, у них проявляется инфантильная зависимость от них или других лиц. Иногда люди сознательно или неосознанно ищут убежище в болезни или недомогании, не желая выполнять требования обычной семейной или общественной жизни. В других случаях причиной расстройства становятся эмоциональные потрясения или тяжелая утрата, с которой человек не хочет смириться.
Во втором случае конфликт порождается пробуждением новых стремлений, интересов нравственного, религиозного или духовного свойства. Подобные конфликты, наоборот, имеют прогрессивный характер, связаны с переходом на новый этап развития. Они "возникают из-за активизации возможностей сверхсознательного и противоречий, неизбежно возникающих при этом со «средней» и «низшей» частями личности.
Очевидно, что психотерапия, рассчитанная на пациентов с внутренними конфликтами разных типов, должна существенно различаться. Задача терапевта, работающего с пациентами, испытывающими патогенные конфликты, — в том, чтобы помочь им освободиться от внутренних запретов, страхов, инфантильной зависимости. Надо помочь им найти собственный путь от эгоцентричного, эмоционально искаженного видения человеческой жизни к объективному, здравому и разумному взгляду на нее, к осознанию наличия в ней обязанностей и обязательств.
При работе с пациентами, переживающими конфликты личностного роста, гармония достигается путем правильного усвоения привходящих сверхсознательных энергий. Здесь недостаточно только личностного этапа психосинтеза, как в первом случае, необходимы и трансперсональный, и духовный. Лечение таких пациентов методами, подходящими первой группе, будет просто вредным, особенно, если психотерапевт игнорирует или отрицает существование и возможность самопостижения. Вместо того чтобы помочь пациенту раскрыть в себе новую личность, он может настроить его на еще большее укрепление старой и, следовательно, еще больше обострить внутренний конфликт.
Если пациент испытывает конфликты обоих типов, следует ориентироваться по ситуации. Достаточно часто при неравномерном развитии смешиваются регрессивные и прогрессивные симптомы. Недоразвитые части личности встречаются у большинства лиц, стоящих на Пути (Кондрашенко, Донской, 1997).
Следующая критическая стадия трансперсонального этапа — кризис, обусловленный духовным пробуждением. Подобный кризис переживают те, у кого произошел прорыв в «защите» поля сознания «Личного Я», и поток новой информации из ранее недоступных областей бессознательного изливается на осознаваемую территорию.
Если кризисы, переживаемые перед духовным пробуждением, существуют достаточно обособленно и занимают ведущую позицию только в начале процесса трансформации, то кризисы, связанные с самим духовным пробуждением, с реакциями на духовное пробуждение и с фазами преображения могут протекать фактически одновременно, формируя общее специфическое состояние человека в этот период.
Хотя на пути духовного развития существуют болезненные моменты, это не значит, что люди, вступившие на путь самопостижения, более подвержены психическим расстройствам. Многие люди проходят путь духовного развития плавно и гармонично. Расстройства, связанные с самопостижением, легче поддаются коррекции, так как в этих случаях у пациентов уже задействованы психические функции высшего порядка, к ним можно обращаться, чтобы убедить человека принести необходимые жертвы для разрешения конфликта или подчиниться требуемой дисциплине.
В большинстве случаев человек способен назвать ситуацию или событие, с которого начался духовный кризис. Это может быть какой-то внешний фактор — болезнь, катастрофа, операция, экстремальная физическая нагрузка или долгое время, проведенное без сна. Обстоятельства такого типа ослабляют тело, снижают психологическую сопротивляемость и напоминают о хрупкости человеческой жизни, о смерти.
У женщин кризис трансформации может начаться после рождения ребенка, поскольку роды — это ситуация, несущая в себе потенциальную угрозу жизни. В каждом рождении присутствует элемент смерти.
Кризис может быть вызван сильными переживаниями, связанными с важной утратой (конец значимых любовных отношений, смерть близких), финансовым крахом, неудачами. Началом кризиса могут послужить также переживания, вызванные употреблением психотропных веществ, сеансом психотерапии, гипноза и т. п. Очень драматичными, но в то же время облегчающими доступ к глубоким трансцендентным состояниям, могут быть духовные кризисы, возникающие у людей, побывавших на границе жизни и смерти.
Благодаря широкому диапазону факторов, запускающих духовный кризис, можно предположить, что эти факторы связаны с готовностью индивида к внутренней трансформации, которая оказывается в эти моменты более важной, чем внешние стимулы.
Для таких кризисов характерно проявление различных травматических воспоминаний. Этот процесс по своей природе имеет целительное значение. Однако большое количество психологического материала, выплывающего на поверхность из бессознательного, начинает влиять на повседневную жизнь человека. Это связано не с содержанием переживаний, а с контекстом, в котором они принимают патологический характер.
Китайский иероглиф для слова «кризис» состоит из двух знаков: один обозначает «опасность», другой — «возможность». Признание двойственности природы духовных кризисов — опасности и возможности — имеет важные теоретические и практические последствия.
Изменения сознания при духовных кризисах качественно отличаются от таких изменений при органических психозах. Духовный кризис обычно осознается человеком. При этом очень важно видеть отличия между внутренним миром и внешним, осознавать, что изменения относятся в первую очередь к внутренним процессам, и не считать, что причины внутренних переживаний кроются только во внешних обстоятельствах.
Можно выделить наиболее общие переживания, которые выходят на поверхность из сложного и запутанного внутреннего мира личности во время процесса трансформации (Грофф С, Грофф К., 1996).
Большинству людей во время трансформации приходится погружаться в так называемые «темные области бессознательного», прежде чем они достигнут состояния свободы, света и умиротворения. Обычная повседневная деятельность может казаться в это время очень трудной или вызывать депрессию.
Внутренние противоречия настолько насыщены эмоциями, энергией, что бывает трудно отделить живые и яркие образы внутреннего мира от внешней реальности. Бывает сложно сконцентрировать внимание на внешней деятельности. Могут появиться тяжелое чувство страха, ощущение собственного безумия, озабоченность смертью, хотя эти состояния часто неизбежны, необходимы и целительны. Из бессознательного на поверхность вырывается большое количество подавленных ранее эмоций и воспоминаний. Многие воспоминания содержат в себе страх, стыд, одиночество.
Острая форма духовного кризиса, и постепенное, не вызывающее особого беспокойства постижение глубин бессознательного происходят на трансперсональном этапе психосинтеза. Главной же целью психосинтеза является достижение «Духовного Я», то есть прохождение этапа духовного психосинтеза