Задания для самостоятельной проверки

1. Назовите основные понятия психодрамы.

2. Назовите фазы психодрамы и психодраматического эпизода.

3. Как в психодраме осуществляется разогрев протаго­ниста?

4. Как в психодраме проходит процесс настройки?

5. Как в психодраме осуществляется выбор протагониста?

6. Как и с какой целью происходит интервьюирование протагониста?

7. Как выбирается сцена для драматизации?

8. Как учитывается невербальное поведение протагониста? С какой целью?

9. Как и кем выбираются вспомогательные лица?

10. Как и с какой целью в психодраме реализуется принцип «здесь и сейчас»?

11. Как рассказ переводится в действие?

12. Что такое техника обмена ролями?

13. Что такое техника дублирования?

14. Что такое техника зеркала?

15. Кто является режиссером действия в психодраме? Каковы его задачи?

16. Как осуществляется обратная связь в психодраме? Каковы виды обратной связи?

17. Каким образом происходит интеграция катарсиса?

18. Как осуществляются процессы «расширения сознания» и «расширения возможностей» в психодраме?

19. Назовите терапевтические механизмы психодрамы.

20. Какова роль вспомогательных лиц в психодраме?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барц Э. Игра в глубокое: Введение в юнгианскую пси­ходраму. М.: Класс, 1997.

2. Глейтман Г. и др. Основы психологии. СПб.: Речь, 2001.

3. Грегор О. Жить не старея. М, 1992.

4. Гущо Ю. Введение в энциклопедию здоровья и долго­летия. М.: Мн., 1993.

5. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Краткий психоло­гический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. Мн.: Хелтон, 1998.

6. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.

7. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов. М.: Прогресс-Универс, 1998.

8. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. М.: Класс, 1994.

9. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Кар-васарского. СПб.; М.; Харьков; Мн., 1999.

10. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А. М. Про­хоров. 4-е изд. М, 1989.

11. Binswanger L. Grundformen und Erkenntnis menschlichen Daseins. 4. Aufl. Munchen-Basel: Ernst Reinchardt. 1964.

12. Moreno J. L., Moreno F. B. The Spontaneity Theory of Child Development // Sociometry. 7, 89-128. 1944.

13. Moreno J. L. The Future of Man's World. Psychodrama Monographs 21. Beacon (N.Y.): Beacon House, 1947.

14 Moreno J. L. Who Shall Survive? Foundations of Sociometry, Group Psychotherapy and Sociodrama. Beacon (N.Y.): Beacon

House 1953

15. Moreno J. L. & Moreno Z. Existencialism, Daseinanalyse

and Psychodrama. 1959.                                              ,MVV

16. Moreno J. L. Psychodrama. Vol. 1. 3 Ed. Beacon (N.Y.).

Beacon House. 1964.

17. Psychology / Ed. H. Gleitman. New York: Norton, 1991.

Глава 5 ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ

ВВЕДЕНИЕ

Автор транзактного анализа Эрик Берн (Эрик Леннард Бернштейн) родился в 1910 году в Монреале. В 1941 году Э. Берн начинает учиться на психоаналитика, проходит пси­хоанализ у Поля Федерна, коллеги 3. Фрейда. Учеба была прервана Второй мировой войной. С 1943 по 1946 год Э. Берн работает психиатром в медицинских войсках. После демоби­лизации он возобновляет учебу. В 1956 году подает заявление о приеме в члены профессиональной психоаналитической организации, но получает отказ.

Э. Берн решает работать самостоятельно и разрабатывает новый подход к психотерапии. Отчасти это связано с его не­приятием языка ортодоксального психоанализа, который он считал расплывчатым и сложным. Э. Берну нравилось при­думывать и обыгрывать слова; его любимые термины, такие как «шантаж» и «игра», вошли в общий психотерапевтический лексикон. Когда несколькими годами позже Э. Берну пред­ложили стать членом Психоаналитического института, он с благодарностью отказался. Несмотря на это, на протяжении всей своей деятельности он продолжал питать к психоанализу теплые чувства. Он даже заявил однажды, что если транзакт-ный анализ рассматривать как яблоко, то психоанализ можно считать его сердцевиной.

В 1964 году Э. Берн и его коллеги организовали Междуна­родную ассоциацию транзактного анализа (МАТА). В этом же году в свет вышла его книга «Игры, в которые играют люди». Хотя Берн писал эту книгу для небольшого круга профессиона­лов, неожиданно для него она стала бестселлером. В 1970 году Берн скончался от сердечного приступа.

Э. Берн предложил выделять в психике человека три уров­ня: экстеропсихику, неопсихику и археопсихику (Берн, 1992). Феноменологически и операционно эти уровни проявляются в виде трех типов состояния «Я», которые Берн обозначил, со­ответственно, как Родитель, Взрослый и Дитя. Эти состояния рассматриваются как доступные наблюдению психологические позиции, принимаемые человеком. Если человек ведет себя по принципу «здесь и теперь» при реагировании на то, что происхо­дит вокруг него, и при этом использует весь потенциал взрослой личности, то это называется «Я»-состоянием Взрослого. Време­нами человек может копировать одного из своих родителей или других людей, которых он воспринимал как родителей. В этом случае его состояние обозначается как Родитель. Когда человек возвращается к стилям поведения, которые использовались в дет­стве, то он находится в состоянии Дитя. В каждый конкретный момент человек пребывает в одном из этих трех состояний.

Под «Я»-состоянием Э. Берн подразумевал систему ощу­щений и чувств, которая определяет, соответственно, систему типов поведения индивида. Человеческий мозг организует психическую жизнь, а продукты его деятельности упорядочи­ваются и хранятся в виде состояний «Я». На разных уровнях психики существуют и другие упорядочивающие системы, на­пример память на факты. Однако опыт естественным образом запечатлевается в меняющихся состояниях сознания.

Цель транзактного анализа — утверждение социального контроля, благодаря которому Взрослый сохраняет исполни­тельную власть в отношениях с другими людьми, даже когда они пытаются вольно или невольно активизировать его Дитя или Родителя (Берн, 1992; Берн, 1992). Это не значит, что в ситуации общения единственным активным состоянием всегда будет Взрослый, но это значит, что Взрослый будет решать, когда оставить немного исполнительной власти Дитя или Родителю и когда ее отобрать.

Транзактный анализ как подход индивидуальной и соци­альной психотерапии по Э. Берну включает в себя три вида психологической работы: структурный анализ, собственно транзактный анализ и сценарный анализ.

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ

Структурный анализ — это процесс анализа личности в терминах «Я»-состояний. Он подразумевает диагностику и отделение одной модели «Я»-состояния от другой. При этом используется структурная, диаграмма, отражающая все компоненты личности, выявленные на данном этапе анализа (рис. 1). Все три состояния четко отделены друг от друга. При дальнейшем анализе «Я»-состояния можно выделить не новые «Я»-состояния, а разновидности данного. Такой анализ может быть чрезвычайно детальным, и его называют структурным анализом второго порядка.

 

Рис. 1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ «Я»-СОСТОЯНИЙ

Родитель. В этом состоянии человек делает, действует и думает так, как это делали его родители. Люди нередко удивляются, когда некоторые их установки и жесты схожи с соответствующими чертами поведения их родителей. Это особенно характерно для тех, кто бунтовал против родите­лей и потратил много энергии, чтобы от них отделиться. Родительское состояние можно подразделить на составля­ющие как структурно (по содержанию «Я»-состояния), так и функционально (по тому, как функционирует «Я»-состояние). Структурно Родительское «Я»-состояние включает в себя Ро­дителя, Дитя и Взрослого.

Функционально состояние Родителя подразделяется на критическое и заботливое. Критическое состояние Родителя проявляется как набор произвольно установленных строгих правил (обычно запретительных), которые могут гармони­ровать или не гармонировать с правилами, установленными для себя этим человеком. Критический Родитель хранит в себе определенные заповеди, запреты, нормы, традиции, всю совокупность предрассудков. В этом состоянии человек учит, направляет, оценивает, запрещает, проводит границы, все по­нимает, не сомневается, ищет виновного, иронизирует, за все отвечает и за все требует. Он использует такие формулировки, как «ты должен», «это нельзя», «надо делать так», «прекрати это немедленно» и т. д. Заботливый Родитель выражается через проявление таких качеств, как тепло, ободрение, готовность помочь, сочувствие: «не вешай нос», «хорошо получилось», «не ломай себе голову», «я могу вас понять» и т. п.

Родитель осуществляет две основные функции. Во-первых, благодаря этому состоянию человек может эффективно играть роль родителя своих детей, обеспечивая тем самым выживание человеческого рода. Во-вторых, благодаря Родителю, многие наши реакции давно стали автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии. Это освобождает Взрослого от необходимости принимать множество тривиальных решений, благодаря чему человек может посвятить себя более важным проблемам. При этом обыденные вопросы можно оставлять на усмотрение Родителя.

Дитя. Это совокупность чувств, привычек и моделей пове­дения, являющихся следами детства человека. Дети способны выходить за пределы ненужных или бессмысленных обще­ственных условностей (Родитель) и не любят тратить время на всесторонние логические выкладки (Взрослый). В этом состоянии проявляются реакции и побуждения, характерные для детского возраста.

Состояние Дитя структурно разделено на три компонента: Дитя в Дитя (изначальное ощущение себя младенцем), Взрос­лый в Дитя (способный к интуитивным догадкам и творчеству, которого Э. Берн назвал «Маленький Профессор») и Родитель в Дитя (ранний невербальный уровень освоения родительских форм поведения и чувствования).

С точки зрения функционирования выделяются три уровня этого состояния: приспосабливающееся, бунтарское и свободное (естественное) Дитя. В приспосабливающемся состоянии люди повинуются, заучивают наизусть, чувствуют себя виноватым или беспомощным, стыдятся, замыкаются в себе, требуют одобрения, обижаются на кого-либо, опасают­ся чего-либо, предъявляют повышенные требования к себе. Приспосабливающееся Дитя использует такие выражения, как «Я попробую», «Почему всегда я?», «Я не смогу этого сделать», «Я боюсь», «Я хотел бы». Основная ориентация здесь на то, что, как кажется человеку, ожидают от него.

На бунтарское состояние оказывают влияние требова­ния людей, не соответствующие личным желаниям человека. В таком состоянии человек протестует против более сильных и авторитетных людей, он капризен, своенравен, груб, не­послушен и агрессивен: «Я этого не хочу», «Оставьте меня в покое», «Проклятье!».

В свободном состоянии Дитя радуется, сердится, исследует мир, изрбретает, смеется и плачет, не заботится о морали. Это естественный ребенок без следов влияния на него родителей. В нем проявляются игривость, спонтанность, любознатель­ность, наивность, непосредственность, нелогичность, им­пульсивность, непредсказуемость, хитрость, мечтательность. Он говорит: «Я хочу», «Шикарно», «Мне без разницы». Э. Берн считал естественного Дитя наиболее ценной частью личности.

Дитя отличается от независимого Взрослого преобладани­ем архаических мыслительных процессов и опытом действи­тельности другого типа. Дитя в «добром здравии» вырабатывает данные и программирует поведение всегда в свою пользу. Он безответственен, жаждет удовольствия и прислушивается к Родителю в себе, но в то же время это источник интуиции, радости, творчества. Функцией «здорового» Дитя является такая мотивация Взрослого, которая позволяет ему получать максимальное удовлетворение. Дитя позволяет Взрослому

узнавать то, что ему нужно знать, и справляется у Родителя об уместности намеченного действия.

Взрослый. Это наименее описанный у Э. Берна тип со­стояния «Я». Его часто определяют как состояние, остаточное после сегрегации всех элементов Родителя и Дитя. Состояние Взрослого характеризуется совокупностью чувств, привычек и моделей поведения, свойственных взрослому человеку и соотнесенных с реальной текущей действительностью. Состо­яние Взрослого — это состояние приспособленного разумного человека, который строит отношения с внешним миром на основе независимого реального опыта.

В этом состоянии человек трезво рассуждает, тщательно взвешивает, логически анализирует, он свободен от предрас­судков, не поддается рассуждениям, открыто задает вопросы, может делить ответственность между собой и другими. Его вопросы начинаются со слов: Как? Что? Когда? Почему? Кто? Где? В высказываниях Взрослый использует такие слова, как «возможно», «вероятно», «если сравнить...», «по моему мнению», «я думаю», «полагаю», «по моему опыту», «я буду» и т. д. Он выбирает наиболее простые и убедительные решения и стремится избежать небрежности и неаккуратности. Взрос­лый умеет быть независимым от предубеждений Родителя и архаических порывов Дитя. Чувства Взрослого соответствуют реагированию на конкретную ситуацию. Взрослое состояние личности обеспечивает ее выживание.

Каждый из этих трех аспектов личности воспринимает окружающий мир по-разному. Например, в газете появилась статья о мошенничестве. У некоторых людей такое сообще­ние вызывает Родительскую реакцию — морализирующую, осуждающую. Чаще люди с интересом спрашивают, каким образом мошенничество было совершено — типичная реакция Взрослого. Но наиболее распространена реакция, содержащая наивную ребяческую мысль: «А это интересная идея!» Все три аспекта личности чрезвычайно важны для функционирования и выживания. Их изменения необходимы только в том случае, если один из этих аспектов нарушает равновесие. Каждый из них — Родитель, Взрослый и Дитя — заслуживает одинакового уважения, так как каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной и плодотворной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: