ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ДГТУ)
Кафедра «Психофизиология и клиническая психология»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по изучению курса: «Специальная психология»
для бакалавров обучающихся
по направлению 37.03.01 «Психология»
форма обучения – очная, очно-заочная, заочная
Ростов-на-Дону
2017
Методические указания по курсу «Специальная психология»
Составитель – к.п.н., старший преподаватель А.С. Крючкова
Методические рекомендации по изучению курса «Специальная психология»
для студентов второго курса направления 37.03.01 «Психология»
В методические рекомендации включено: обоснование, тематический план семинарских занятий, темы курсовых работ, вопросы к экзамену, перечень вопросов для самоконтроля.
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.
Цели дисциплины «Специальная психология» являются формирование у студентов специальности 37.04.01 «Психология» системы профессиональных знаний в области специальной психологии путем изучения базовых представлений о закономерностях и механизмах развития психики детей в условиях нарушенного развития, а также изменениях в психике, которые происходят в процессе коррекционной работы специалистов.
|
|
Задачи дисциплины:
1)Овладеть категориальным аппаратом специальной психологии.
2) Рассмотреть основные положения специальной психологии, ее методологию, взгляды на особенности атипичного развития с позиции различных психологических школ и направлений.
3) Ознакомить с развитием проблем специальной психологии в отечественной и зарубежной науке, ее связь с развитием различных гуманитарных дисциплин и самой психологической науки.
4) Изучить основные закономерности развития и проявлений психики,специфичных для детей с нарушениями в развитии.
5) Выделить основные причины атипичного развития детей и пути их предотвращения
6) Проанализировать обусловленность атипий нарушением мозговых процессов
7) Изучить методы диагностики и коррекции отклонений в развитии детей, используемые современной специальной психологией.
Тематический план практических (семинарских) занятий
По дисциплине «Специальная психология»
Для студентов очной и очно-заочной формы обучения
Семинар 1. Специальная психология как самостоятельная отрасль психологической науки. (2 ч.)
1. Специальная психология как наука ее предмет, обьект и задачи.
2. Отрасли специальной психологии. Связь специальной психологии с другими дисциплинами.
|
|
3. Основные принципы специальной спихологии (единства сознания и деятельности, комплексности, системного структурно-динамического изучения, качественного анализа).
4. Методы специальной психологии.
5. Понятие дизонтогенеза. Классификация психического дизонтогенеза.
Литература
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996.
2. Усанова О.Н. Специальная психология.СПБ.: Питер, 2006. Глава 1
3. Ридецкая О.Г. Специальная психология. M.: Евразийский открытый институт, 2011.Тема 1-2
4. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. М.:Флинта, 2010. Тема 1
5. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика, воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. М.: Владос, 2010. Рздел 1, Глава 1-2
Семинар 2. Проблема компенсации в специальной психологии. (2 ч.)
1. Виды и принципы компенсации при нарушении функций.
2. Внутрисистемная и межсистемная компенсация.
3. Теории компенсации психических функций (Л.С. Выготский, Лурия о дефекте и компенсации).
4. Проблемы компенсации психических функций в трудах отечественных психологов (Б.В. Зейгарник, Р.Е. Левиной, И.М. Соловьева, В.В. Лебединского).
5. Принципы рефлекторной теории И.П. Павлова как естественно – научная основа компенсации.
6. Стадии возрастной периодизации и стадии развития процессов компенсации.
Литература
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996.
2. Усанова О.Н. Специальная психология.СПБ.: Питер, 2006. Глава 1
3. Ридецкая О.Г. Специальная психология. M.: Евразийский открытый институт, 2011.Тема 1-2
4. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. М.: МПСИ, 2002.Глава1
Семинар 3. Психологические закономерности аномального развития ребенка. (2 ч.)
1. Распространенность атипий психического развития в популяции.
2. Факторы риска и основные тенденции исследований психологических особенностей детей при отклонениях в развитии.
3. Роль биологической и социальной детерминации в генезе нарушений развития.
4. Нейробиологические нарушения при атипиях развития.
5. Закономерности атипичного развития, их причины, механизмы и особенности выраженности.
6. Природа и основные характеристики общих и специфических закономерностей нормального и отклоняющегося развития.
Литература
1. Усанова О.Н. Специальная психология.СПБ.: Питер, 2006.Глава 2
2. Ридецкая О.Г. Специальная психология. M.: Евразийский открытый институт, 2011. Тема 1-4
3. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. М.: Флинта, 2010. Глава 2-3
4. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика, воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. М.: Владос, 2010. Раздел 2, Глава 3
5. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в дет-ском возрасте. М., 2002. Раздел 1, Часть 1, Глава 3-4
6. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 2001. Глава 1-2
7. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. М.: МПСИ, 2002. Глава 1
Семинар 4. Методы диагностики и коррекции при нарушениях развития. (6 ч.)
1. Особенности применения методов сбора информации в специальной психологии: наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности.
2. Специфика проведения эксперимента в специальной психологии. Достоинства обучающего эксперемента.
3. Взаимосвязь развития речи и других психических процессов при отклонениях в развитии на основных возрастных этапах (до 1-го года жизни, 2-3 год, 3-7 дошкольный возраст).
4. Основные направления профилактики и психокоррекции нарушений развития.
5. Понятие психологической оценки (понимание задачи и инструкции, способы выполнения заданий и их результативность, фиксация и коррекция ошибок ребенком, виды помощи взрослого).
6. Технологии проведения психологического обследования.
|
|
7. Особенности составления психологического заключения по материалам изучения мышления и речи.
8. Первичное выявление детей с отклонениями в развитии с использованием психолого – педагогического наблюдения.
9. Психокоррекционные технологии для детей с ЗПР.
10. Изучение особенностей личности детей с нарушениями слуха и зрения.
11. Экспериментальное исследование детей с СДВГ.
12. Методы диагностики дисгармоничного развития.
13. Методы работы с детьми имеющими сложные нарушения.
14. Методы работы с детьми имеющими нарушения функций опорно – двигательного аппарата.
Литература
1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика, воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. М.: Владос, 2010. Раздел 2, 3
2. Ермолаева М.В. Психология развития. М.: МПСИ, 2006. Часть 1, Тема 1,2
3. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
4. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. М.: Флинта, 2010. Глава 2, Тема 7-8
5. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 2001, Тема 1.
6. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. Хрестоматия / Составитель Л. М. Шипицына. СПб., 1997.
7. Палагина Н. Н. Психология развития и возрастная психология. 2005. Раздел 4-5
8. Психокоррекция: теория и практика / Под ред. О. Н. Усановой, Ю. С. Шевченко, В. П. Добриденя. М, 1995. Тема 1
9. Ридецкая О.Г. Специальная психология. M.: Евразийский открытый институт, 2011. Глава 2
10. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в дет-ском возрасте. М., 2002. Глава 4
11. Усанова О.Н. Специальная психология. СПБ.: Питер, 2006. Глава 1-3