Семинар 4. Методы диагностики и коррекции при нарушениях развития. (6 ч.)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

Кафедра «Психофизиология и клиническая психология»

           


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по изучению курса:  «Специальная психология»

для бакалавров обучающихся

по направлению 37.03.01 «Психология»

     форма обучения – очная, очно-заочная, заочная           

 

Ростов-на-Дону

2017

Методические указания по курсу «Специальная психология»

 Составитель – к.п.н., старший преподаватель А.С. Крючкова

Методические рекомендации по изучению курса «Специальная психология»

 для студентов второго курса направления 37.03.01 «Психология»

В методические рекомендации включено: обоснование, тематический план семинарских занятий, темы курсовых работ, вопросы к экзамену, перечень вопросов для самоконтроля.



Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

Цели дисциплины «Специальная психология» являются формирование у студентов специальности 37.04.01 «Психология» системы профессиональных знаний в области специальной психологии путем изучения базовых представлений о закономерностях и механизмах развития психики детей в условиях нарушенного развития, а также изменениях в психике, которые происходят в процессе коррекционной работы специалистов.

 

Задачи дисциплины:

1)Овладеть категориальным аппаратом специальной психологии.

2) Рассмотреть основные положения специальной психологии, ее методологию, взгляды на особенности атипичного развития с позиции различных психологических школ и направлений.

3) Ознакомить с развитием проблем специальной психологии в отечественной и зарубежной науке, ее связь с развитием различных гуманитарных дисциплин и самой психологической науки. 

4) Изучить основные закономерности развития и проявлений психики,специфичных для детей с нарушениями в развитии.

5) Выделить основные причины атипичного развития детей и пути их предотвращения

6) Проанализировать обусловленность атипий нарушением мозговых процессов

7) Изучить методы диагностики и коррекции отклонений в развитии детей, используемые современной специальной психологией.

 

Тематический план практических (семинарских) занятий

По дисциплине «Специальная психология»

Для студентов очной и очно-заочной формы обучения

Семинар 1. Специальная психология как самостоятельная отрасль психологической науки. (2 ч.)

1. Специальная психология как наука ее предмет, обьект и задачи.

2. Отрасли специальной психологии. Связь специальной психологии с другими дисциплинами.

3. Основные принципы специальной спихологии (единства сознания и деятельности, комплексности, системного структурно-динамического изучения, качественного анализа).

4. Методы специальной психологии.

5. Понятие дизонтогенеза. Классификация психического дизонтогенеза.

 

Литература

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996.

2. Усанова О.Н. Специальная психология.СПБ.: Питер, 2006. Глава 1

3. Ридецкая О.Г. Специальная психология. M.: Евразийский открытый институт, 2011.Тема 1-2

4. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. М.:Флинта, 2010. Тема 1

5. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика, воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. М.: Владос, 2010. Рздел 1, Глава 1-2

 

Семинар 2. Проблема компенсации в специальной психологии. (2 ч.)

1. Виды и принципы компенсации при нарушении функций.

2. Внутрисистемная и межсистемная компенсация.

3. Теории компенсации психических функций (Л.С. Выготский, Лурия о дефекте и компенсации).

4. Проблемы компенсации психических функций в трудах отечественных психологов (Б.В. Зейгарник, Р.Е. Левиной, И.М. Соловьева, В.В. Лебединского).

5. Принципы рефлекторной теории И.П. Павлова как естественно – научная основа компенсации.

6. Стадии возрастной периодизации и стадии развития процессов компенсации.

 

Литература

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996.

2. Усанова О.Н. Специальная психология.СПБ.: Питер, 2006. Глава 1

3. Ридецкая О.Г. Специальная психология. M.: Евразийский открытый институт, 2011.Тема 1-2

4. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. М.: МПСИ, 2002.Глава1

 

Семинар 3. Психологические закономерности аномального развития ребенка. (2 ч.)

1. Распространенность атипий психического развития в популяции.

2. Факторы риска и основные тенденции исследований психологических особенностей детей при отклонениях в развитии.

3.  Роль биологической и социальной детерминации в генезе нарушений развития.

4.  Нейробиологические нарушения при атипиях развития.

5. Закономерности атипичного развития, их причины, механизмы и особенности выраженности.

6. Природа и основные характеристики общих и специфических закономерностей нормального и отклоняющегося развития.

 

Литература

 

1. Усанова О.Н. Специальная психология.СПБ.: Питер, 2006.Глава 2

2. Ридецкая О.Г. Специальная психология. M.: Евразийский открытый институт, 2011. Тема 1-4

3. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. М.: Флинта, 2010. Глава 2-3

4. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика, воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. М.: Владос, 2010. Раздел 2, Глава 3

5. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в дет-ском возрасте. М., 2002. Раздел 1, Часть 1, Глава 3-4

6. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 2001. Глава 1-2

7. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. М.: МПСИ, 2002. Глава 1

 

Семинар 4. Методы диагностики и коррекции при нарушениях развития. (6 ч.)

1. Особенности применения методов сбора информации в специальной психологии: наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности.

2. Специфика проведения эксперимента в специальной психологии. Достоинства обучающего эксперемента.

3. Взаимосвязь развития речи и других психических процессов при отклонениях в развитии на основных возрастных этапах (до 1-го года жизни, 2-3 год, 3-7 дошкольный возраст).

4. Основные направления профилактики и психокоррекции нарушений развития.

5. Понятие психологической оценки (понимание задачи и инструкции, способы выполнения заданий и их результативность, фиксация и коррекция ошибок ребенком, виды помощи взрослого).

6. Технологии проведения психологического обследования.

7. Особенности составления психологического заключения по материалам изучения мышления и речи.

8. Первичное выявление детей с отклонениями в развитии с использованием психолого – педагогического наблюдения.

9. Психокоррекционные технологии для детей с ЗПР.

10. Изучение особенностей личности детей с нарушениями слуха и зрения.

11. Экспериментальное исследование детей с СДВГ.

12. Методы диагностики дисгармоничного развития.

13. Методы работы с детьми имеющими сложные нарушения.

14. Методы работы с детьми имеющими нарушения функций опорно – двигательного аппарата.

 

Литература

1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика, воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. М.: Владос, 2010. Раздел 2, 3

2. Ермолаева М.В. Психология развития. М.: МПСИ, 2006. Часть 1, Тема 1,2

3. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.

4. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. М.: Флинта, 2010. Глава 2, Тема 7-8

5. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 2001, Тема 1.

6. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. Хрестоматия / Составитель Л. М. Шипицына. СПб., 1997.

7. Палагина Н. Н. Психология развития и возрастная психология. 2005. Раздел 4-5

8. Психокоррекция: теория и практика / Под ред. О. Н. Усановой, Ю. С. Шевченко, В. П. Добриденя. М, 1995. Тема 1

9. Ридецкая О.Г. Специальная психология. M.: Евразийский открытый институт, 2011. Глава 2

10. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в дет-ском возрасте. М., 2002. Глава 4

11. Усанова О.Н. Специальная психология. СПБ.: Питер, 2006. Глава 1-3

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: