Обязанности работодателя и работника в области охраны труда

В соответствии со ст. 214 ТК РФ, работник обязан:

соблюдать нормы, правила, инструкции по охране труда;

правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты;

проходить обучение, инструктаж по безопасным приемам труда, предварительные и периодические медицинские осмотры;

немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.

Кроме того, работники обязаны работать честно и добросовестно, исполнять распоряжения администрации, соблюдать требования охраны труда, правил внутреннего трудового распорядка. За нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда работники организаций могут привлекаться к дисциплинарной, а в соответствующих случаях - материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Работодатель обязан в совершенстве знать законодательство о труде и об охране труда, так как на него возложена юридическая и моральная ответственность за жизнь, здоровье и благополучие своих работников с момента их зачисления в штат организации. Ст. 212 ТК РФ, регламентированы обязанности работодателя. В первую очередь работодатель обязан соблюдать законодательство о труде и об охране труда, т.е. обеспечить:

режим труда и отдыха;

обучение и инструктаж работников безопасным методам и приемам труда;

предварительный при поступлении на работу и периодически (внеочередные) медицинские осмотры работников;

выдачу специальной одежды, средств индивидуальной защиты, в том числе моющих и обезвреживающих;

информирование работников об условиях труда с указанием их в трудовом договоре с работниками, а также полагающихся льгот и компенсаций за вредные условия труда, если они имеют место на рабочем месте, и др. Рабочие места должны создаваться или приводиться в соответствие с требованиями действующих правил, санитарных норм. В процессе трудовой деятельности работодатель должен обеспечивать проведение аттестации рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда в организации, а также обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний и практически все расходы на осуществление мероприятий по охране труда несет работодатель. Замечу, что провести аттестацию рабочих мест можно за счет соцстраха - ФСС, предлагаю алгоритм действий:

. Заключить договор с аттестующей компанией - она вправе провести аттестацию своими силами, но, самостоятельно измерить вредные и опасные производственные факторы невозможно, поэтому заключают договор с аттестующей аккредитованной организацией (в интернете на сайте http://rao.rosminzdrav.ru.) Но замечу, что в практике ВС РФ по гражданскому делу №ГК ПИ10-1071 от 6.10.2010г. истца ООО «Центр Труда» было подано заявление о признании частично недействующим Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2010 г. N 205н "Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда". Но Суд разъяснил, что Приказ издан уполномоченным органом государственной власти, не противоречит в оспариваемой части ФЗ, во исполнение которого он издан, в связи с чем в соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ в удовлетворении заявления надлежит отказать. Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253ГП РФ, ВС РФ в удовлетворении заявления отказал.

. Подготовить документы об аттестации рабочих мест. Надо издать приказ об аттестации, а по итогам аттестации составить план мероприятий по улучшению условий труда. Также необходим план финансового обеспечения аттестации, онприведен в приложении к Правилам, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 11.02.11 № 101н.

. Провести сверку по взносам в соцстрах.Стоит удостовериться, что у компании нет недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам. Для этого надежнее провести сверку с филиалом ФСС РФ. Если есть долги, их надо погасить, иначе фонд откажет в финансировании (п. 8 Правил № 101н). Безопаснее исключить задолженность и по обычным взносам, и по взносам на травматизм.

. Представить заявление и документы в филиал фонда.В пакет документов, которые подают в фонд, входит заявление о финансировании по форме из приказа ФСС РФ от 20.02.08 № 37. К заявлению надо приложить план финансового обеспечения, а также копии приказа об аттестации, плана мероприятий, договора с аттестующей компанией и уведомления об ее аккредитации, которые заверяют печатью компании.

. Получить решение из фонда и уменьшить взносы на расходы. Обычно решение фонд принимает в течение 10 рабочих дней и направляет компании в трехдневный срок. В нем пишут сумму финансирования. Живые деньги фонд не перечислит. Но на сумму, которую потратит компания на аттестацию и другие мероприятия по охране труда, можно уменьшить взносы на травматизм в текущем году.

Следует заметить, что в оценке условий труда на рабочих местах появилось много нового, т.к. с 1сентября 2011 года в России введен новый порядок аттестации рабочих мест - теперь работодатель самостоятельно проводить аккредитацию рабочих мест не сможет, а аттестующая организация должна проходить процедуру аккредитации, изменился и порядок оформления результатов аттестации рабочих мест. Работодатель обязан обеспечить своим подчиненным благоприятные условия труда (ст. 219 и 220 ТК РФ) - по этой причине все организации на территории России не реже одного раза в пять лет должны проводить обязательную процедуру - аттестацию рабочих мест, как правило, в ней принимают участие сотрудники отдела кадров

. Установлены обязательные требования к составу аттестационной комиссии. Прежний Порядок содержал рекомендации, а не обязательные требования к составу аттестационной комиссии. Теперь же в аттестационную комиссию нужно будет включать представителей профсоюзной организации или иного представительного органа работника. При этом в состав аттестационной комиссии также обязательно должны входить: представители работодателя, специалист по охране труда и представители аттестующей организации. В качестве представителей работодателя смогут выступать: руководителиструктурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники и иные сотрудники. Возглавлять аттестационную комиссию должен будет представитель работодателя.

. Введены новые требования к аттестующей организации.

В соответствии с прежними правилами аттестация рабочих мест могла проводиться с привлечением аттестующей организации. Как было отмечено выше, теперь ее участие в аттестации обязательно. Более того, к этой организации предъявляется ряд новых требований, которым она должна отвечать. Так, аттестующая организация: должна быть юридическим лицом; должна иметь специальную аккредитацию в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации; должна проводить аттестацию рабочих мест (осуществлять измерения, а также оценку соответствия условий труда компании государственным нормативным требованиям охраны труда) на основании гражданско-правового договора с работодателем (например, договора оказания услуг); не должна быть аффилированным лицом по отношению к работодателю; должна готовить и оформлять отчет об аттестации, но ответственность за проведение аттестации в компании по-прежнему несет работодатель. Напомню, что порядок аккредитации аттестующей организации утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 1апреля 2010года №205н, а Порядок проведения аттестаций рабочих мест по условиям труда Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н.

3. Работодатель теперь сам решает, сколько привлекать аттестующих организаций.

. Впервые определены права и обязанности работодателя и аттестующей организации - это одно из важных нововведений.

. Условия труда на рабочих местах оцениваются по-новому.

Стадии проведения аттестации рабочих мест изменили свое название по-прежнему порядку принималось во внимание фактическое состояние условий труда на рабочем месте - по новому Порядку будет проводиться комплексная оценка (см. Прил. Рис.1, Рис.2). Теперь все действия по оценке условий труда, указанные в таблице №1 (см. Прил.), будет проводить аттестующая организация. Получается, что аттестующая организация превращается в лидирующего участника аттестационной комиссии. Таким образом, ожидается, что уменьшится участие работодателя в аттестации рабочих мест и повысится достоверность ее результатов. В обязанности всех членов аттестационной комиссия будут входить общие контрольные и организационные функции (п. 12 Порядка): руководство и контроль проведения аттестации на всех ее этапах; формирование комплекта необходимых нормативных правовых и локальных нормативных актов; составление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации; присваивание номера каждому рабочему месту и другие.

. Вводится внеплановая аттестация рабочих мест. Срок действия результатов аттестации - пять лет (в соответствии с прежним и новым Порядками). Однако у работодателя в течение этих пяти лет могут появиться новые рабочие места, а старые - измениться, поэтому предусмотрены правила для проведения внеплановой аттестации рабочих мест. Прежний порядок содержал понятие «повторная аттестация» - новый Порядок ввел «внеплановую». Сравним основания для их проведения (см. Прил., табл. №2). Как видно из сравнительной таблицы, Порядок установил для работодателя обязанность проводить внеплановую аттестацию рабочих мест при появлении новых рабочих мест, при этом оценка условий труда на таких рабочих местах делается в полном объеме.

. Работники должны знать, что их условия труда признаны вредными и (или) опасными. В отчетных документах о проведенной аттестации (см.п. 9) отражаются вредные факторы, обнаруженные на рабочих местах. Благодаря этому работники получают информацию о неблагоприятных условиях своего труда, а также о дополнительных гарантиях и льготах, которые им за это полагаются (сокращенной продолжительности рабочего времени, повышенной оплате труда, ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске и др.) - по прежнему Порядку такие сведения не содержались в отчетных документах о проведенной аттестации. 8. Изменяется порядок оформления результатов аттестации. По результатам аттестации рабочих мест (плановой или внеплановой) аттестационная комиссия должна оформить отчет и приложить к нему новый пакет документов. Самыми важными из них являются: приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации; сведения об аттестующей организации - в них детально излагаются данные об аттестующей организации: ее полное наименование, адрес, информация о руководстве, ИНН, сведения об аккредитации испытательной лаборатории и ее работниках, участвовавших в проведении аттестации, а также о приборах, с помощью которых проводились измерения; *сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам; *заключение по итогам госэкспертизы и предписание о выявленных нарушениях Порядка (если таковые составлялись). При налоговомучете расходов на аттестацию затраты признаются в целях налогообложения прибыли расходами на обеспечение нормальных условий труда. Это закреплено в п.п. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ (то есть как прочие расходы предприятия). Расходы на аттестацию рабочих мест принимаются и при упрощенной системе налогообложения. Об этом сказано в п.п. 346.16 НК РФ. Ответственность за уклонение от аттестации: за непроведение аттестации предусмотрена ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ Штраф для должностных лиц - от 1000 до 5000 руб., для юрлиц - от 30 000 до 50 000 руб., или приостановлении деятельности на срок до 90 суток. Однако, хотя аттестации подлежат все имеющиеся рабочие места, нигде не сказано, что она должна проводиться одновременно.

Подведем итог: аттестация рабочих мест по новым правилам 2011г. проводится с обязательным участием аттестующей организации, впервые четко разграничены права и обязанности работодателя и аттестующей организации, введено понятие «внеплановая аттестация», а приоритетным направлением является выявление вредных или опасных факторов на рабочих местах с целью снижения степени их воздействия на человека, определения льгот и компенсаций.

 



Заключение

охрана труд правовой институт

В заключение выпускной квалификационной работы необходимо отметить следующие моменты.

Охрана труда - это действительно огромный правовой институт, решающий важные государственные вопросы, т.к. охрана жизни и здоровья работников - первостепенная задача и государства, и работодателя по отношению к результатам трудовой деятельности, что является общечеловеческим принципом, отвечающим Всеобщей декларации прав и свобод человека, конвенциям и декларациям Международной организации труда, а также соответствует международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации.

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и другие мероприятия. Как институт трудового права, охрана труда представляет совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников, а закрепление этого конституционного принципа в Трудовом кодексе Российской Федерации обязывает работодателя обеспечить безопасные условия труда вне зависимости от отрасли и форм собственности производства.

Совокупность Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которыми устанавливаются государственные нормативные требования охраны труда, правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности - это и есть законодательство Российской Федерации об охране труда.

Заметим, что трудовое законодательство в сфере охраны труда не застарелый механизм, а постоянно меняющийся организм: так, например, 27 апреля 2012 года был подписан Приказ Минздравсоцразвития №417н «Об утверждении перечня профилактических заболеваний»; 5 июня 2012 года вышел в свет ФЗ-№52, который внес изменения в ст.28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» и в ст.6.7. и 23.1 кодекса об административных правонарушениях. Кроме того, 30 мая 2012 года вышло Постановление Правительства №524 «Об утверждении правил установления страхователям скидок на обязательное медицинское страхование от несчастных случаев и профзаболеваний». Также, 5 мая 2012 года было подписано Постановление Правительства №454 «О лицензировании эксплуатации взрывопожарных производственных объектов».

В порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений все работающие (работники, работодатели) обязаны проходить обучение и проверку знаний по охране труда, а при поступлении и переводе на работу - инструктаж по охране труда.

Расследованию и учету подлежат все несчастные случаи, произошедшие с работниками и другими лицами при исполнении ими трудовых обязанностей.

В ситуации несчастного случая, работодатель обязан немедленно организовать первую помощь пострадавшему и, если это нужно, - доставку его в медицинскую организацию; принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной, чрезвычайной ситуации и сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку на момент происшествия, без угрозы жизни, здоровью работающих; сразу проинформировать о несчастном случае соответствующие органы и организации, родственников пострадавшего, согласно регламенту законодательства по охране труда.

Заметим, что для расследования несчастного случая работодатель незамедлительно образует комиссию под своим руководством в составе не менее трех человек, в лице специалиста по охране труда или ответственного, за охрану труда, лица, с соблюдением сроков расследования - от 3 (легкие повреждения здоровья) до 15 (тяжелые повреждения здоровья) дней. На основании собранных материалов расследования комиссия устанавливает обстоятельства, причины несчастного случая и лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, вырабатывает предложения по их устранению, квалифицирует несчастный случай как производственный или не связанный с ним.

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Служба охраны труда создается на предприятиях с численностью более 50 человек, с целью организации и координации работы по охране труда, профилактики несчастных случаев и профзаболеваний, консультативной практики и контролю соблюдения законодательства.

Необходимо чтобы и для руководителей всех предприятий соблюдение правил охраны труда стало нормой, а финансирование этих работ не осуществлялось по остаточному принципу, чтобы охрана труда действительно стала культурой, а не профанацией для обеления статистического учета.

Улучшение условий труда достигается обеспечением его безопасности, сохранением жизни и здоровья работающих, сокращением несчастных случаев и заболеваний на производстве, - именно для этого существует комплекс профилактических действий: ежегодная аттестации рабочих мест, тщательный анализ травматизма и гибели работников, своевременный инструктаж проверка знаний, согласно регламенту.

На территории Ярославской области созданы многочисленные комбинаты и их филиалы - «Мелиоратор», «Никас», «Оргхимэкология», «Регионцентр охраны труда для малых и средних предприятий», «Госинспекция Труда в Ярославской области», с целью проведения инспектирующих проверок, стоящих на страже охраны труда. Так с 28.05.2012г. по 01.06.2012г. было проведено 26 проверок, выявлено 109 нарушений, выдано 18 предписаний, выписано 19 постановлений о назначении административного наказания, а общая сумма штрафов составила 65,5 тысяч рублей - такой «улов» (за неделю) государственной инспекции труда в Ярославской области, свидетельствует о том, что еще не все в порядке и в дальнейшем требуется контроль со стороны инспектора по труду.

Улучшение условий труда улучшает экономические показатели: с повышением производительности труда увеличивается прибыль, с уменьшением компенсаций за вредные и тяжелые условия труда сокращаются общие затраты, а также уменьшаются потери по травматизму, профзаболеваниям, текучести кадров.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: