Тест разработан на основе авторской модели структуры личности и факте предпочтения эмоций как потребности [Орехова О. А., 2002, 2006, 2007] и предназначен для детей в возрасте от 6 до 11 лет. Методической основой теста «Домики» является цвето-ассоциативный эксперимент. Применение цвето-ассоциативного эксперимента является реализацией факта предпочтения эмоций и позволяет проникнуть в глубинные слои психической организации социального опыта, сложного для осознания и вербализации в этом возрасте. Используя цвет, ребенок выражает свое отношение (эмоцию), не выходя за пределы своего актуального опыта. Эмоции представлены в виде «жильцов» домиков, которые ребенок раскрашивает, подбирая подходящий цвет.
Тест позволяет произвести диагностику:
□ степени дифференцированности—обобщенности эмоциональной сферы (дифференциация, амбивалентность, инверсии позитивных и негативных эмоций);
□ шкалы актуальных ценностей;
□ предпочтений определенных видов деятельности (по сути, тест является первой профессиограммой детей дошкольного возраста);
□ вариантов личностного развития, с рекомендациями коррекции в случае необходимости в определенных эмоциональных блоках.
Методической основой теста «Домики» является цвето-ассоциа- тивный эксперимент, известный по тесту отношений А. Эткивда. Процедура теста предполагает раскрашивание как выражение личностного отношения к определенным социальным категориям.
Необходимые материалы:
□ ответный лист;
□ шесть цветных карандашей: синий, зеленый, красный, желтый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, без особых примет, окрашены в цвета, соответствующие цвету грифеля; это очень важно для выравнивания условий процедуры исследования. Можно использовать грифельные карандаши или восковые карандаши.
Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию. В первом задании ребенок производит простое ранжирование цветов по степени предпочтения каждого цвета.
Во втором задании сущность процедуры меняется. Собственно здесь и происходит подключение цвето-ассоциативного ряда эмоций. Ребенка просят подобрать подходящий цвет для домиков, в которых «живет» ряд нравственных социальных категорий. Таким образом, ребенок выражает эмоцию, имеющую социальный генезис, воспитанную в рамках социума, свое отношение к той или иной нравственной категории. Цвет служит мерой оценки, субъективной шкалой предпочтения данной категории.
В третьем задании происходит подключение цвето-ассоциативного ряда эмоций ребенка к различным видам деятельности в детском саду, к самому детскому саду, который ребенок посещает.
Сущность процедуры исследования еще более усложняется при раскрашивании последнего домика третьего задания. Здесь ребенок выбирает для себя социальный объект предпочтения самостоятельно, выбирает для него занятие и только затем раскрашивает в подходящий цвет, обозначая, таким образом, отношение к данной ценности. Собственно весь тест является отражением шкалы духовных ценностей ребенка. Но так как ребенок определяет свой выбор самостоятельно, мы
говорим о выборе ребенком определенной актуально переживаемой ценности (духовной ценности, ценностной ориентации) относительно социальных объектов и занятий.
После раскрашивания домиков мы видим всю систему личностных отношений ребенка, его социальных предпочтений и ценностей, варианты личностного развития, а порой боль, непонимание, обиды, накопленные ребенком в период педагогического общения, общения со сверстниками и воспитателями.