Обслуживание рабочих мест

 

Организация рабочего места – это формирование производственной среды для работника, его вещественное окружение. Обслуживание рабочего места, а точнее, организация обслуживания – это система мероприятий, направленных на обеспечение работы всем необходимым для бесперебойного хода производственного процесса.

Обслуживание рабочих мест на предприятии является важным условием высокой производительности и качества труда. Этому процессу уделяется значительное внимание. Рабочее место является первичным звеном в системе производства. Оно находится в ведении одного сотрудника или целой бригады.

Объектами обслуживания являются все элементы рабочего места
(рис. 2.23): средства труда; предметы труда; субъекты труда (работники). 

Исходя из этого, все функции обслуживания группируются по следующим направлениям.

1. Функции по обслуживанию средств труда:

– инструментальная (обеспечение инструментом, заточка и ремонт инструмента);

– наладочная (наладка и подналадка оборудования);

– энергетическая (обеспечение рабочих мест всеми видами энергии);

– поддержания в рабочем состоянии оборудования (профилактическое обслуживание оборудования, его ремонт);

– ремонтно-строительная (текущий ремонт производственных помещений и оргоснастки).

Обслуживание средств труда

  Ремонт оборудования (мелкий, средний, капитальный)
  Межремонтное обслуживание
  Энергообеспечение
  Поддержание в рабочем состоянии технологической и организационной оснастки
  Хранение и выдача технологической и организационной оснастки
  Поддержание в рабочем состоянии и уборка зданий, сооружений, территории
     

Обслуживание предметов труда

  Прием, хранение, выдача, комплектование материалов, заготовок
  Прием и выдача сырья
  Транспортные и погрузочно-разгрузочные работы
  Контроль качества сырья, материалов, промежуточный и финишный контроль
     

Обслуживание работника

  Охрана труда и техника безопасности
  Санитарно-гигиеническое обслуживание
  Общественное питание
  Медицинское обслуживание
  Хозяйственно-бытовое обслуживание

 


Рис. 2.23. Обслуживание элементов рабочего места

 

2. Функции по обслуживанию предметов труда:

– складская (прием, учет, хранение, комплектование и выдача материалов, деталей, инструмента);

– транспортная (работы погрузочно-разгрузочные, по доставке к рабочим местам предметов и средств труда и вывозу с рабочих мест готовой продукции);

– контрольная (контроль качества сырья, материалов, продукции).

3. Функции по обслуживанию работников:

– информационное обслуживание, производственный инструктаж, распределение работ, выдача производственных заданий;

– санитарно-гигиеническое обслуживание, общественное питание;

– медицинское обслуживание;

– культурное обслуживание;

– охрана труда.

Все эти функции могут выполняться по различным системам – централизованной, децентрализованной и смешанной.

На выбор системы обслуживания влияют масштаб и тип производства, производственная структура предприятия, качественный уровень имеющегося оборудования, сложность выпускаемой продукции, требования к ее качеству, планировка производственных площадей и др. Однако во всех случаях критерием выбора оптимальной системы обслуживания является минимум затрат рабочего времени и материальных ресурсов на обслуживание при высоком качестве последнего.

По форме выполнения функций обслуживание рабочих мест может быть стандартным, планово-предупредительным и дежурным.

Применение той или иной формы обслуживания во многом обусловлено типом производства.

В единичном и мелкосерийном производстве преобладает дежурное обслуживание, осуществляемое по мере необходимости по вызовам с рабочих мест и по сменно-суточным заданиям. Для него характерно отсутствие заранее составленных графиков и регламентов. Эта система проста с точки зрения ее организации, но отличается малой экономичностью обслуживания, возможностью возникновения простоев основных производственных рабочих.

В серийном производстве, где существует большая вероятность возможных отклонений от нормального течения производственного процесса, целесообразно использовать планово-предупредительное обслуживание. Эта форма носит предупредительный характер, который находит выражение в предварительном комплектовании рабочей документации, инструментов и приспособлений, заготовок, проведении ремонтов, наладок и других работ.

Все комплекты, в соответствии с календарными планами-графиками основного производства изделий, заблаговременно доставляются на рабочее место. Таким образом, обеспечивается четкая и динамичная работа обслуживающего персонала, и минимальная вероятность возникновения простоев у основных рабочих.

Стандартное обслуживание – наиболее совершенная форма планово-предупредительного обслуживания, характерно для поточно-массового производства, при устойчивом производственном процессе и постоянном закреплении операций за рабочими местами. Сущность его заключается в обслуживании по заранее разработанным стандартным расписаниям и стандарт-планам. Такими видами обслуживания являются: стандартный ремонт оборудования, принудительная замена режущего и мерительного инструмента и приспособлений, наладка и подналадка оборудования, регулярное пополнение рабочих мест предметами труда и т. д. (табл. 2.4). При этой форме обслуживания основные производственные рабочие полностью освобождаются от выполнения вспомогательных функций, что позволяет более рационально использовать их рабочее время.

Стандартное обслуживание предотвращает какие-либо простои рабочих или оборудования по причине необеспеченности рабочих мест любыми видами услуг. Это наиболее экономичная форма обслуживания, требующая, однако, жесткой ритмичности основного производства.

Таблица 2.4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: