Организация рабочего места – это формирование производственной среды для работника, его вещественное окружение. Обслуживание рабочего места, а точнее, организация обслуживания – это система мероприятий, направленных на обеспечение работы всем необходимым для бесперебойного хода производственного процесса.
Обслуживание рабочих мест на предприятии является важным условием высокой производительности и качества труда. Этому процессу уделяется значительное внимание. Рабочее место является первичным звеном в системе производства. Оно находится в ведении одного сотрудника или целой бригады.
Объектами обслуживания являются все элементы рабочего места
(рис. 2.23): средства труда; предметы труда; субъекты труда (работники).
Исходя из этого, все функции обслуживания группируются по следующим направлениям.
1. Функции по обслуживанию средств труда:
– инструментальная (обеспечение инструментом, заточка и ремонт инструмента);
– наладочная (наладка и подналадка оборудования);
|
|
– энергетическая (обеспечение рабочих мест всеми видами энергии);
– поддержания в рабочем состоянии оборудования (профилактическое обслуживание оборудования, его ремонт);
– ремонтно-строительная (текущий ремонт производственных помещений и оргоснастки).
Обслуживание средств труда | Ремонт оборудования (мелкий, средний, капитальный) | |
Межремонтное обслуживание | ||
Энергообеспечение | ||
Поддержание в рабочем состоянии технологической и организационной оснастки | ||
Хранение и выдача технологической и организационной оснастки | ||
Поддержание в рабочем состоянии и уборка зданий, сооружений, территории | ||
Обслуживание предметов труда | Прием, хранение, выдача, комплектование материалов, заготовок | |
Прием и выдача сырья | ||
Транспортные и погрузочно-разгрузочные работы | ||
Контроль качества сырья, материалов, промежуточный и финишный контроль | ||
Обслуживание работника | Охрана труда и техника безопасности | |
Санитарно-гигиеническое обслуживание | ||
Общественное питание | ||
Медицинское обслуживание | ||
Хозяйственно-бытовое обслуживание |
Рис. 2.23. Обслуживание элементов рабочего места
2. Функции по обслуживанию предметов труда:
– складская (прием, учет, хранение, комплектование и выдача материалов, деталей, инструмента);
– транспортная (работы погрузочно-разгрузочные, по доставке к рабочим местам предметов и средств труда и вывозу с рабочих мест готовой продукции);
– контрольная (контроль качества сырья, материалов, продукции).
|
|
3. Функции по обслуживанию работников:
– информационное обслуживание, производственный инструктаж, распределение работ, выдача производственных заданий;
– санитарно-гигиеническое обслуживание, общественное питание;
– медицинское обслуживание;
– культурное обслуживание;
– охрана труда.
Все эти функции могут выполняться по различным системам – централизованной, децентрализованной и смешанной.
На выбор системы обслуживания влияют масштаб и тип производства, производственная структура предприятия, качественный уровень имеющегося оборудования, сложность выпускаемой продукции, требования к ее качеству, планировка производственных площадей и др. Однако во всех случаях критерием выбора оптимальной системы обслуживания является минимум затрат рабочего времени и материальных ресурсов на обслуживание при высоком качестве последнего.
По форме выполнения функций обслуживание рабочих мест может быть стандартным, планово-предупредительным и дежурным.
Применение той или иной формы обслуживания во многом обусловлено типом производства.
В единичном и мелкосерийном производстве преобладает дежурное обслуживание, осуществляемое по мере необходимости по вызовам с рабочих мест и по сменно-суточным заданиям. Для него характерно отсутствие заранее составленных графиков и регламентов. Эта система проста с точки зрения ее организации, но отличается малой экономичностью обслуживания, возможностью возникновения простоев основных производственных рабочих.
В серийном производстве, где существует большая вероятность возможных отклонений от нормального течения производственного процесса, целесообразно использовать планово-предупредительное обслуживание. Эта форма носит предупредительный характер, который находит выражение в предварительном комплектовании рабочей документации, инструментов и приспособлений, заготовок, проведении ремонтов, наладок и других работ.
Все комплекты, в соответствии с календарными планами-графиками основного производства изделий, заблаговременно доставляются на рабочее место. Таким образом, обеспечивается четкая и динамичная работа обслуживающего персонала, и минимальная вероятность возникновения простоев у основных рабочих.
Стандартное обслуживание – наиболее совершенная форма планово-предупредительного обслуживания, характерно для поточно-массового производства, при устойчивом производственном процессе и постоянном закреплении операций за рабочими местами. Сущность его заключается в обслуживании по заранее разработанным стандартным расписаниям и стандарт-планам. Такими видами обслуживания являются: стандартный ремонт оборудования, принудительная замена режущего и мерительного инструмента и приспособлений, наладка и подналадка оборудования, регулярное пополнение рабочих мест предметами труда и т. д. (табл. 2.4). При этой форме обслуживания основные производственные рабочие полностью освобождаются от выполнения вспомогательных функций, что позволяет более рационально использовать их рабочее время.
Стандартное обслуживание предотвращает какие-либо простои рабочих или оборудования по причине необеспеченности рабочих мест любыми видами услуг. Это наиболее экономичная форма обслуживания, требующая, однако, жесткой ритмичности основного производства.
Таблица 2.4