Б) Североамериканская интеграция

 

В 1980-е гг. тенденции к региональной интеграции отчетливо наметились в отношениях государств Северной Америки — США, Канады и Мексики. В 1989 г. США заключили соглашение с Ка­надой о зоне свободной торговли, положив начало интеграции, а уже в следующем, 1990 г., президент Дж. Буш в ответ на углуб­ление западно-европейского альянса выдвинул доктрину, преду­сматривающую создание режима свободной торговли на террито­рии от Аляски до Огненной Земли, т.е. панамериканского обще­го рынка. В феврале 1991 г. к соглашению США и Канады присоединилась Мексика. Подписанное трехстороннее соглаше­ние предусматривает: ликвидацию всех таможенных пошлин к 2010 г.; поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами; смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике; либерализа­цию условий для деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке их южного партнера; урегулирование вопросов, связанных с правами на интеллектуальную собственность; создание трехсторонней арбитражной комиссии.

Несмотря на очевидные и, казалось бы, односторонние выго­ды, получаемые США и Канадой, по мнению многих аналитиков, наибольшую пользу от интеграции получает Мексика. На протя­жении 1990 -х гг. в стране происходят глубокие рыночные преоб­разования: ускоренная приватизация, либерализация налоговой и финансовой системы, внешнеэкономического режима и т.п. В ре­зультате Мексике удалось привлечь значительные иностранные инвестиции, несколько сократить огромный внешний долг, сбить гиперинфляцию, несколько стабилизировать остроту социальных конфликтов. Мексика выступает своеобразным мостом интегра­ции стран Центральной и Южной Америки с североамериканским альянсом. Финансовая помощь США несколько смягчила проте­кание финансовых кризисов 1990-х гг. в Мексике, которые силь­но ударили по другим странам Латинской Америки.

Североамериканская интеграция рассматривается ее инициа­тором (США) как противовес ЕС и юго-восточной интеграции, что накладывает на нее известный геополитический отпечаток. Помимо этого один из трех ее участников находится на стадии индустриального развития, в то время как остальные успешно переходят или перешли в постиндустриальное состояние. К тому же в отличие от ЕС в интеграции существует единственный абсо­лютный лидер. Помимо этого североамериканский альянс форми­руется преимущественно не на институциональной основе, а пред­ставлен соглашениями частных субъектов хозяйства стран-участ­ниц. В этом состоят основные отличия североамериканского альянса (НАФТА) от европейской интеграции.

В) Азиатско-тихоокеанская интеграция

Интеграционные процессы с 1980-х гг. наблюдаются и в об­ширном Азиатско-Тихоокеанском регионе. Центром интеграции является безусловный экономический лидер региона — Япония. В ноябре 1989 г. возникла Организация экономического сотрудни­чества азиатско-тихоокеанских государств (АПЭК). Помимо Страны восходящего солнца в нее вошли Бруней, Индонезия, Ма­лайзия, Сингапур и Филиппины, а также Австралия, Гонконг, Ки­тай и Новая Зеландия — всего 11 государств. Целью этого самого большого по численности населения альянса является создание

зоны свободной торговли в течение 15 лет с одновременным раз­витием интеграции в других сферах экономических отношений. Данная интеграция представляет собой менее устойчивое образо­вание как из-за своей относительной молодости, так и по составу участников, уровень хозяйственного развития которых чрезвычай­но различен. К тому же среди участников интеграции существу­ют серьезные противоречия, которые едва ли можно разрешить в ее рамках.

Таким образом, в интеграцию вовлечены все развитые стра­ны мира и большинство стран со средним уровнем развития. Ин­теграционные тенденции не обошли и сравнительно молодые хо­зяйства развивающихся стран. К объединению их подталкивает необходимость защиты национальных интересов в основном на рынках сырья, продовольствия, энергетических ресурсов, рабочей силы и т.д. Примерами такой интеграции являются: наиболее ран­няя интеграция стран Латинской Америки — так называемый Ла­тиноамериканский общий рынок; Организация стран—экспорте­ров нефти (ОПЕК), железной руды (во главе с Индией), экспор­теров меди (Заир, Замбия, Перу, Чили), многочисленные региональные двух- и многосторонние альянсы и т.д. В недавнем прошлом возник ряд межгосударственных банков и кредитно-финансовых учреждений, различных экономических группировок стран Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Африки. Прав­да, в отличие от трех интеграционных гигантов данные объеди­нения весьма непрочны и менее эффективны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: