Суть принципа «не повреди природе и себе» и методы внедрения в сознание людей этого принципа

 

Практическое решение экологических проблем на всех уровнях высветили старую истину: все решают люди и от их отношения и понимания в первую очередь и зависит решение проблем. Ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится. Все эти организмы неразрывно и непрерывно связаны - прежде всего, питанием и дыханием - с окружающей их материально-энергетической средой. Вне ее в природных условий они существовать не могут». Поэтому вопросы образования и воспитания, прежде всего специалистов в данной области, являются одними из важнейших при решении всех экологических проблем, в т.ч. и экологической культуры, которая признавала бы нравственным все то, что способствует устойчивому развитию и процветанию природы и человека, культуры, которая провозгласила бы этический принцип - великую ценность жизни в гармонии с природой.

Экологическая этика

Отношение общественности к экологическим вопросам определяются культурными традициями, социально-экономическими и политическими факторами. Истоки экологической этики обнаруживаются в древнейших письменных источниках. Так, более тысячи лет до нашей эры в Персии Заратустра проповедовал охрану почвы, разумный режим выпаса, охрану лесов от вырубки. Заратустра учил, что весь материальный мир - горы, озера, земля, небо, ветер и реки - священны, а человек и животные неразрывно связаны между собой: страдания одних порождают страдания других. Во многих странах существуют серьезные течения по превращению охраны природы в религию с приданием ей мессианского характера. Усилия по охране окружающей среды следует признать святыми для верующих. Религиозные и духовные отцы должны взять на себя ответственность и в полной мере осознать эту задачу. «Мы должны прийти к пониманию, что текущий глобальный кризис окружающей среды есть результат системы ценностей, основывающихся на человеческой жадности и чрезмерном материализме, а также на ошибочном представлении, что наука и техника могут решить все наши проблемы». Комитет по охране окружающей среды Международной федерации инженерных организаций принял Кодекс экологической этики инженеров, состоящий из 7 заповедей.

1. В полную меру используйте свои способности, проявляйте смелость духа, энтузиазм самоотверженность, стремитесь к наивысшим техническим результатам, которые будут содействовать процветанию человечества.

2. Добивайтесь конечной цели вашей работы при возможно меньшем потреблении сырья и энергии и минимальном выходе отходов и любых видов загрязнений.

3. Особое внимание уделяйте обсуждению последствий ваших предложений и действий - намеренных и случайных, сиюминутных и долгосрочных, учитывайте при этом их влияние на здоровье людей, социальную справедливость и принятую систему ценностей.

4. Тщательно изучайте ту окружающую среду, на которую будет оказано воздействие, анализируйте все изменения, которые могут возникнуть в вовлеченных экосистемах, выбирайте оптимальное с экологической точки зрения решение.

5. Содействуйте принятию мер по восстановлению и, если это возможно, улучшению состояния окружающей среды. Включайте эти меры в ваши разработки.

6. Отклоняйте любые предложения, наносящие вред природе, выносите наилучшее социальное и политическое решение.

7. Помните, что принципы взаимозависимости экосистем, сохранения ресурсов и взаимной гармонии являются основой нашего дальнейшего существования, они - граница, которая не может быть нарушена.

Как видно, основная идея кодекса состоит в том, что инженер должен найти такое решение, которое сохранило бы устойчивое развитие общества без разрушения окружающей человека и других живых организмов среды обитания.

По аналогии с христианской заповедью «не убий» и клятвой Гиппократа у медиков «не повреди», все человечество должно проникнуться идеей - не повреди природе ни при каких обстоятельствах, ибо природа - действительно прародительница всего живого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: