Пути улучшения финансового состояния предприятия

 

Главная цель разработки мер по улучшению финансового состояния - восстановить платежеспособность организации для продолжения ее эффективной хозяйственной деятельности и удовлетворения требований кредиторов.

Меры по финансовому оздоровлению на стадии предупреждения банкротства, как правило, не должны серьезно отличаться от решений, принимаемых современным руководителем в ходе текущей хозяйственной деятельности. Это: целесообразная реорганизация предприятия, продажа части имущества для погашения задолженности, перепрофилирование, свертывание нерентабельных производств, изменение системы управления предприятием, приведение численности работающих в соответствие с реальной производственной программой, реструктуризация долгов, поиск новых видов деятельности и рынков сбыта, получение финансовой поддержки, привлечение инвестиций и т.п.

Ссылаясь на нестабильность политической и экономической ситуации в стране, многие руководители отрицают необходимость и возможность планирования своей деятельности.

Расчеты прогнозных финансовых результатов целесообразно проводить с акцентом на выявление реальных будущих потоков, способных обеспечить дальнейшую эффективную хозяйственную деятельность организации и погашение кредиторской задолженности.

Целью реформы организации является обеспечение успешной работы в условиях рыночной экономики. Эта цель может быть достигнута путем реструктуризации организации, заключающейся в осуществлении комплекса мероприятий по приведению условий функционирования в соответствие с выработанной стратегией ее развития: улучшение управления, повышение эффективности производства, конкурентоспособности товаров и услуг, рост производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности.

Для оптимального использования имущества организации и снижения непроизводительных затрат, связанных с избыточными фондами, рекомендуется провести инвентаризацию имущества и осуществить реструктуризацию имущественного комплекса, которая предполагает реализацию следующих мероприятий:

сдача в аренду и вывод неиспользуемых основных средств;

снижение накладных расходов на содержание избыточных производственных мощностей, консервация неиспользуемого имущества.

Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности, также могут содержать следующее:

смену руководящего звена организации;

инвентаризацию организации;

оптимизацию дебиторской задолженности, путем выхода с иском в арбитражный суд и увеличение штрафных санкций по договору за несвоевременную оплату;

снижение издержек производства;

продажу излишнего оборудования, материалов и складированных товаров;

прогрессивные технологии, механизация, автоматизация производства;

совершенствование организации труда;

капитальный ремонт, модернизация основных средств, замена устаревшего оборудования.

Основной проблемой ООО «Эмилия» является большая кредиторская задолженность, которая отрицательно сказывается на финансовом положении предприятия. В связи с чем рекомендуем на предприятии внедрение мероприятий по снижению кредиторской задолженности.

Чтобы эффективно управлять долгами предприятия необходимо, в первую очередь, определить их оптимальную структуру для конкретного предприятия и в конкретной ситуации.

Для того, чтобы отношения с кредиторами максимально соответствовали целям обеспечения финансовой устойчивости (безопасности) предприятия и увеличению ее прибыльности и конкурентоспособности, необходимо выработать четкую стратегическую линию в отношении характера привлечения и использования заемного капитала.

Для нашего предприятия более оптимальным является предоставление покупателям товарного кредита. Для этого на предприятии необходимо проводить реализацию товаров и оказание услуг с предоставлением постоянным покупателям отсрочки платежа.

Товарный кредит в гражданском праве РФ разновидность кредитного договора. Согласно ст. 822 ГК РФ, сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность <http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/16646> одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (товар, услугу.). К нему применяются правила <http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/17312> ГК. РФ о кредитном договоре, если иное не предусмотрено таким договором и не вытекает из существа обязательства. Условия о количестве, об ассортименте, о комплектности, о качестве, о таре и (или) об упаковке предоставляемых вещей должны исполняться в соответствии с правилами о договоре купли-продажи товаров, если иное не предусмотрено договором.

Результаты опроса покупателей показали, что большинство из них при предоставлении рассрочки платежей будут на 30% больше приобретать запасных частей. Эти покупатели в основном являются магазинами, осуществляющими розничную торговлю.

Для сокращения кредитного риска при кредитовании покупателей, понимаемого как риск невозвратности товарного кредита в полном объеме, зависит и от финансового состояния заемщика. В связи с этим при кредитовании покупателей рекомендуется оценивать факторы обеспечения кредита с использованием «скоринг» кредитования. Сущность кредитного скоринга состоит в том, что каждый параметр оценки кредитоспособности заемщика имеет реальную оценку. Итоговая сумма баллов - это оценка кредитоспособности заемщика. Оценка кредитоспособности по методу скоринга является обезличенной. Таким образом, система анализа кредитоспособности заемщика состоит из двух блоков:

Система оценки кредитоспособности клиента, основанная на экспертных оценках экономической целесообразности предоставления кредита;

Балльные оценки (методы кредитного скоринга).

На предприятии предполагается использование следующих коэффициентов при начислении баллов при использовании скоринг метода:

Срок работы с предприятием - 0,1 балл за каждый год;

Отсутствие просроченных задолженностей - 0,4 балла;

Срок кредитования - 10 дней - 0,3 балла, 20 дней - 0,2 балла, 30 дней -0,1 балл, свыше 30 дней - 0 баллов;

Сумма товарного кредита - до 250000 рублей - 0,3 балла, от 250000 до 500000 - 0,2 балла; от 500000 и более - 0,1 балл;

Срок работы покупателя - до 1 года - 0 баллов; 1-3 года - 0,1 балл, 3-5 лет - 0,2 балла; более 5 лет - 0,3 балла.

Наличие обеспечения товарного кредита - 0,3 балла.

Границу выдачи товарного кредита определить как 1,2 и более. Если набранная сумма баллов менее 1,2, следовательно, заемщик является неплатежеспособным, а если более, то кредитоспособным. В результате данной оценки только половина покупателей сможет претендовать на получение товарного кредита.

В результате внедрения товарного кредита предприятие получит увеличение выручки от продаж на 15% и сможет снизить запасы готовой продукции на складе.

Расчет дохода от предоставления товарного кредита представлен в таблице 23.

 

Таблица 23 - Расчет дохода от предоставления товарного кредита

Показатели 2009 год Прогноз Изменение, +/-
Выручка от реализации товара, тыс. руб. 56235 64670 8435
Себестоимость реализованных товаров, тыс. руб. 53851 57314 3463
Валовая прибыль, тыс. руб. 2384 7356 4972
Коммерческие расходы, тыс. руб. 1663 1663 -
Прибыль от продаж, тыс. руб. 721 5693 4972

 

Как видно из таблицы данные мероприятия позволят увеличить прибыль от продаж на 4972 тыс. руб.

Возможная потеря прибыли составляет от 3% до 10% от суммы планируемой прибыли:

тыс. руб. * 10% = 569 тыс. руб.

В результате внедрения товарного кредитования на предприятии ожидается увеличение прибыли от продаж, что отразится на увеличении собственного капитала предприятия и улучшит его финансовое состояние.

Предприятие имеет торговые площади 700 квадратных метров. Из них 300 кв. м. не используются. Рекомендуется предприятию сдать эти площади в аренду.

Прибыль от сдачи в аренду торговых площадей за год составит:

кв.м. х 350 руб. х 12 мес. = 1260000 рублей.

Это позволит дополнительно привлечь 1260 тыс. руб. денежных средств, которые можно использовать на погашение кредиторской задолженности.

На основе предложенных рекомендаций составим прогнозный «Отчет о прибылях и убытках» в таблице 24.

 

Таблица 24 - Прогнозный «Отчет о прибылях и убытках», тыс. руб.

Показатели

Период

Отклонение

  2009 год Прогноз абс. %
Выручка от продаж 56235 65930 9695 117,24
Себестоимость продукции 53851 57314 3463 106,43
Валовая прибыль 2384 8616 6232 361,41
Коммерческие расходы 1663 1663 0 100,00
Прибыль от продаж 721 5693 4972 789,60
Проценты к получению 4 4 0 100,00
Проценты к уплате 185 185 0 100,00
Прочие расходы 142 142 0 100,00
Прибыль (убыток) до налогообложения 398 5370 4972 1349,25
Налог на прибыль 96 1074 978 1118,75
Чистая прибыль 302 4296 3994 1422,52

 

Выручка от реализации товаров, работ и услуг в результате предложенных рекомендаций увеличилась на 17,24% или на 9695 тыс. руб.

Увеличение себестоимости составило 6,43% или 3463 тыс. руб.

Увеличение прибыли от продаж составила 4972 тыс. руб.

Чистая прибыль предприятия увеличится на 3994 тыс. руб., что позволит увеличить собственный капитал предприятия.

Так как на предприятии существует недостаток оборотных средств ООО «Эмилия» для отслеживания остатка денежных средств и улучшения платежной дисциплины рекомендуется составлять бюджет денежных средств на квартал. Менеджерам ООО «Эмилия» рекомендуется составлять график ожидаемых платежей покупателей и график ожидаемых платежей поставщикам. Форма графика платежей покупателей представлена в таблице 25.

 

Таблица 25 - График платежей покупателей

Наименование покупателя Январь Февраль Март Итого за квартал
         

 

Форма графика платежей поставщикам представлена в таблице 26.

 

Таблица 26 - График платежей поставщикам

Наименование поставщика Январь Февраль Март Итого за квартал
         

 

Менеджеры ООО «Эмилия» должны составлять проект программы сбыта на основании заключенных договоров и графика ожидаемых платежей покупателей. Проект программы сбыта менеджерами предоставляется директору предприятия.

Договора с покупателями предприятия заключаются сроком на один год. График платежей покупателей на один месяц представлен в таблице 27.

 

Таблица 27 - График платежей покупателей на месяц

Наименование покупателя Номер договора Периодичность поставок Сумма поставки, руб. Срок платежа
1 ООО «БЭСТ» 3 1 17000 предоплата
2 ИП Быстров 12 4 26700 10 дней
3 ООО «Данатс» 22 4 75500 30 дней

Проект программы сбыта представлен в таблице 28.

 

Таблица 28 - Проект программы сбыта, руб.

Наименование покупателя Январь Февраль Март I квартал
1 ООО «БЭСТ» 17000 17000 17000 51000
2 ИП Быстров 80100 80100 80100 240300
3 ООО «Данатс» 0 75500 75500 151000
  ……….        
  Итого поступлений 97100 172600 172600 442300

 

Менеджеры также должны составлять проект погашения кредиторской задолженности на основании заключенных договоров и графика погашения кредиторской задолженности. Проект погашения кредиторской задолженности менеджерами предоставляется директору предприятия.

График погашения кредиторской задолженности на один месяц представлен в таблице 29.

 

Таблица 29 - График погашения кредиторской задолженности на месяц

Наименование кредиторов Номер договора Периодичность поставок Сумма поставок, тыс. руб. Срок платежа
1 ООО «Транзит-ТК» 16 1 97000 ежемесячно
2 ООО «ВОСТОК-ЗАПАД» 6 2 350000 30 дней
3 ОСАО «Ингосстрах» 9 1 22000 ежемесячно

 

Проект погашения кредиторской задолженности представлен в таблице 30.

Также нужно предусмотреть составление графика погашения налоговых платежей. Директор ООО «Эмилия» на основании проекта программы сбыта, проекта погашения кредиторской задолженности и проекта погашения налоговых платежей сможет составлять бюджет денежных средств.


Таблица 30 - Проект погашения кредиторской задолженности, тыс. руб.

Наименование кредиторов Январь Февраль Март I квартал
1 ООО «Транзит-ТК» 97000 97000 97000 291000
2 ООО «ВОСТОК-ЗАПАД» 150000 150000 150000 450000
3 ОСАО «Ингосстрах» 22000 22000 22000 66000

 

В случае недостаточности денежных средств на предприятии, директору ООО «Эмилия» рекомендуется в первую очередь осуществлять мероприятия по улучшению платежной дисциплины:

избегать преждевременной оплаты поставщикам;

предусматривать в договорах с поставщиками более длительной отсрочки оплаты платежа;

сокращать излишние закупки товара;

уменьшать сроки платежа для покупателей;

покупателям, несвоевременно производящим оплату за товар, в договоре предусматривать более высокие штрафные санкции.

Для контроля бюджета денежных средств предлагаем использование регистров денежных поступлений и денежных платежей. Ведение регистра денежных поступлений и платежей необходимо возложить на менеджеров по продажам.

Управление денежными средствами является очень важным и заслуживает самого внимательного отношения со стороны ООО «Эмилия», поскольку нехватка денег может в короткие сроки привести к резкой остановке работы предприятия. Процесс управления денежными средствами базируется на детальном и непрерывном прогнозировании денежных потоков, которое должно регулярно сопоставляться с фактическими результатами для того, чтобы проанализировать и повысить точность всего процесса. Только таким образом предприятие может предвидеть масштабы и время наступления денежных проблем и предпринять усилия для их своевременного разрешения.

Предложенные выше мероприятия позволят предприятию своевременно контролировать кредиторскую и дебиторскую задолженность, своевременно отслеживать наличие или недостаток денежных средств и составлять проекты поступления и выбытия денежных средств. В результате рекомендаций ООО «Эмилия» может отказаться от привлечения кредитов и займов, что в свою очередь улучшит финансовое состояние предприятия и позволит контролировать средства в расчетах и улучшить платежную дисциплину предприятия.

Использование предложенных рекомендаций позволит на предприятии увеличить прибыль, что отразится на повышении платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.





Заключение

 

Финансовое состояние предприятия (ФСП) зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И наоборот, в результате недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие - ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

Объектом исследования является ООО «Эмилия», занимающаяся техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей, а также торговлей автозапчастями.

Перед проведением анализа ООО «Эмилия» в первом разделе была рассмотрена общая характеристика предприятия, основные виды хозяйственной деятельности данного предприятия, а также основные поставщики и заказчики.

Далее приводились основные технико-экономические показатели деятельности предприятия в динамике за исследуемый период, по которым анализировался финансовый результат, фондоотдача и рентабельность от выполненных работ.

Выручка от реализации в отчетном периоде снизилась, такая тенденция изменения выручки обусловлена снижением товарооборота предприятия в связи с падением покупательского спроса в условиях экономического кризиса. В отчетном году наблюдается снижение всех показателей рентабельности, на что повлияло снижение выручки от продажи и прибыли.

Далее провели анализ финансового состояния предприятия, его платежеспособности, финансовой устойчивости.

Коэффициенты ликвидности не достигают нормативных значений, и при этом в отчетном году наблюдается их снижение, что говорит - предприятие неплатежеспособно в краткосрочном периоде если не принять меры по улучшению структуры баланса.

Из анализа сделали вывод, что наблюдается нерациональная структура предприятия, излишнее ее расширение ведет к неуправляемости. За счет этого увеличился заемный капитал и продолжает расти, что приводит к снижению оборачиваемости показателей предприятия и соответственно снижению финансовой устойчивости и платежеспособности.

Для улучшения хозяйственной деятельности предприятия и увеличения финансового предприятия предложили на предприятии предоставлять товарный кредит.

Предложенные рекомендации должны способствовать улучшению взаимоотношений с деловыми партнерами, привлечению новых покупателей, а также разрешению проблем с текущей платежеспособностью и ритмичностью функционирования предприятия.

Результаты рекомендаций отразили в прогнозном «Отчете о прибылях и убытках» на следующий год.

Также предложено составление проекта программы сбыта, проекта погашения кредиторской задолженности и проекта налоговых платежей, бюджета денежных средств.

Предложенные рекомендации позволят предприятию своевременно контролировать кредиторскую и дебиторскую задолженность, своевременно отслеживать наличие или недостаток денежных средств и составлять проекты поступления и выбытия денежных средств.

В результате рекомендаций ООО «Эмилия» сможет отказаться от привлечения кредитов и займов, что в свою очередь улучшит финансовое состояние предприятия и позволит контролировать средства в расчетах и улучшить платежную дисциплину предприятия.

Применение рассмотренных рекомендаций будет способствовать улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия, увеличению его доходности.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: