Мы проводили анализ конкурентоспособности вина Мерло производства Башспирт. Вино Мерло Башспирт относится к третьему сегмента рынка вин- вина, производимые непосредственно в России. Для сравнения потребительских свойств и выяснения предпочтений покупателей были выбраны вина следующих производителей:
образец №1 - вино виноградное натуральное полусладкое Мерло, изготовленное из виноградного сорта Мерло и выращенное на плантациях Юго-Восточной части Молдовы. Произведено и разлито СП «Сэлкуца», республика Молдова, стоимостью 140 рублей.
образец №2 –оцениваемое вино столовое полусладкое красное из отборного винограда сорта Мерло, выращенного на виноградниках Чили. Произведено и разлито ОАО «Башспирт» Ишимбайский вино-водочный завод, стоимостью 115 рублей.
образец №3 - вино столовое полусладкое красное произведенное из виноградных вино материалов сорта Мерло. Произведено и разлито на ООО «Винтрест», г.Владикавказ, стоимостью 80 рублей.
образец №4 – вино виноградное натуральное сухое красное сорта Мерло, произведено и разлито ОАО «Башспирт» Ишимбайский вино-водочный завод, стоимостью 100 рублей.
|
|
Вина Российского производства являются более дешевыми по сравнению с винами второго сегмента, ввозимых из стран СНГ, так как при производстве вин используется более дешевое местное сырье, либо не дорогие виноматериалы – вакуум-сусло, полуфабрикаты.
При оценке вин и остальных вкусовых товаров исключительную роль играет дегустация. Особое внимание обращают на вкус и запах вина. Каждый вид вина обладает только ему присущими вкусом и ароматом. Аромат переходит в вино от винограда. Букет вино приобретает в процессе выдержки в результате образования сложного комплекса ароматических веществ. У коллекционных вин допускаются отложение винного камня и красящих веществ на стенках бутылок, а также наличие осадка, быстро оседающего после взбалтывания.
При апробировании вина дегустатор оценивает его качество в баллах. Объективность дегустационного балла зависит от применения единого подхода к оценке вин.
Система предусматривает характеристику качества вина по пяти основным элементам: прозрачности, цвету, аромату (букету), вкусу и типичности.
В Росси принята единая 10-бальная система оценки виноградных вин, представленных в таблице 1.
показатель | Характеристики показателя | Оценка, баллы | ||
прозрачность | Кристально чистое | 0,5 | ||
Чистое | 0,4 | |||
Чистое без блеска | 0,3 | |||
Опалесцирующее | 0,2 | |||
мутное | 0,1 | |||
цвет | Полное соответствие типу и возрасту | 0,5 | ||
Небольшое отклонение от нормального | 0,4 | |||
Значительное отклонение от нормального | 0,3 | |||
Несоответствие типу и возрасту | 0,2 | |||
Грязные тона в краске | 0,1 | |||
букет
| Очень тонкий и развитый, соответствующий типу и возрасту | 3,0 | ||
Хорошо развитый и соответствующий типу | 2,5 | |||
Слабо развитый, но соответствующий типу | 2,0 | |||
Не соответствующий типу вина | 1,5 | |||
Букет с посторонними тонами | 0,6 | |||
вкус | Тонкий, гармоничный, соответствующий типу и возрасту | 5,0 | ||
Гармоничный | 4,0 | |||
Гармоничный, но мало соответствующий типу и возрасту | 3,0 | |||
Ординарный | 2,0 | |||
Посторонние тона | 1,0 | |||
типичность | Полное соответствие типу | 1,0 | ||
Небольшое отклонение от типа | 0,7 | |||
Малотипичное вино | 0,4 | |||
Совершенно бесхарактерное вино | 0,1 |
Престижность торговой марки оценивается по 5-ти балльной шкале.
Для получения максимальных оценок вино лдолжно придерживаться следующих характеристик:
По прозрачности – безупречное, кристально чистое, вино блестит в бокале.
По цвету – красивое, чистое, яркое, соответствующее сотру и способу приготовления.
По букету – чистое, тонкое, яркое, развитое, полностью соответствует сорту, месту и возрасту приготовления.
По вкусу – гармоничное, сформировавшееся, полностью соответствует сорту, месту и возврату приготовления.
По типичности – вино гармоничное, круглое, полностью соответствует сорту, месту и возрасту приготовления. /5/
Оценка качества, как было указано ранее, оценивается по 10-балльной системе, как было сказано выше. Средний бал рассчитывается как среднее арифметическое из оценок участников дегустации с точностью до второго десятичного знака.
Проведем оценку конкурентоспособности вин на основе показателей, полученных при проведении дегустации.
Дегустационная комиссия состоит из десяти членов, допущенных к органолептическим исследованиям. Чтобы не повлиять на экспертов, участникам не сообщается ценовой показатель вин, так как определяющее значение в конкурентоспособности вин является цена и престижность, и российский потребитель опирается на мнение «хорошо- означит дорого».
Для определения конкурентоспособности вин были специально подобраны вина одного сорта винограда, но одни из них изготавливались из натурального сырья, другие – из вино материалов.
Итоговые средне-арифмические результаты проведенной органолептической оценки образцов вин
показатели | Значение показателей, баллы | |||
Образец 1 | Образец 2 | Образец 3 | Образец 4 | |
Прозрачность | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,5 |
цвет | 0,5 | 0,5 | 0,43 | 0,5 |
букет | 3,0 | 2,7 | 1,7 | 2,4 |
вкус | 5,0 | 4,3 | 3,2 | 4,1 |
типичность | 1,0 | 0,7 | 0,4 | 0,7 |
Престижность торговой марки | 5,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 |
Воспользуемся определения относительных показателей конкурентоспособности дифференцированным методом. За базовую продукцию примем образец №1, продукцию молдавского винно-водочного завода, вино виноградного сорта Мерло, красное столовое полусладкое. Рассчитаем относительные показатели конкурентоспособности образцов по формуле (1):
,
где - относительный единичный показатель конкурентоспособности,
-значение i-го единичного показателя конкурентоспособности базового товара,
- значение i-го единичного показателя конкурентоспособности оцениваемого товара.
Порядок расчета относительных показателей потребительских свойств для образца №2 показан в таблице 1.
табл.1 Расчет относительных показателей потребительских свойств образца (по отношению к базовому образцу)
№ п/п | Показатели, баллы | Порядок расчета |
1 | Прозрачность | q1=0,5/0,5=1,0 |
2 | Цвет | q2=0,5/0,5=1,0 |
3 | Букет | q3=2,7/3,0=0,9 |
4 | Вкус | q4=4,3/5,0=0,86 |
5 | Типичность | q5=0,7/1,0=0,7 |
6 | Престижность торговой марки | q6=3,0/5,0=0,6 |
Результаты расчета по другим образцам представлены в таблице 2.
табл.2
показатели | Образец №3 | Образец 4 |
Прозрачность | 0,8 | 1 |
Цвет | 0,86 | 1 |
Букет | 0,56 | 0,8 |
Вкус | 0,64 | 0,82 |
Типичность | 0,4 | 0,7 |
Престижность торговой марки | 0,6 | 0,6 |
|
|
Рассчитаем комплексный показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам по формуле (2):
,
где qi – i-й показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам, рассчитанный выше, mi – весомость i-го показателя потребительского свойства в общем наборе из n показателей, характеризующих потребность; n- число показателей.
Определим весомость i-го показателя потребительского свойства в общем наборе из n показателей, характеризующих потребность по методу предпочтения по формуле (3):
,
где Wij – место, на которое поставлена весомость i-го показателя у j-го эксперта; r – количество экспертов; n- количество показателей.
Таким образом, весомость показателя прозрачности равна 0,03; цвета – 0,08; букета – 0,27; вкуса – 0,39; типичности – 0,13; престижность торговой марки – 0,1.
Комплексный показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам образца №2:
Комплексный показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам образца №3:
Комплексный показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам образца №4:
Рассчитаем комплексный экономический показатель конкурентоспособности по формуле (4):
,
где З – полные затраты потребителя на оцениваемый товар,
З0 – затраты потребителя на базовый товар.
Результаты расчета комплексного показателя конкурентоспособности по потребительским свойствам и комплексный экономический показатель для всех образцов представлены в табл. 3
Табл.3тКомплексные показатели конкурентоспособности вин
Наименование показателей конкурентоспособности | Значение показателей конкурентоспособности вин | |||
Образец 2 | Образец 3 | Образец 4 | ||
комплексный показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам (I n) | 0,83 | 0,4 | 0,78 | |
Комплексный экономичный показатель конкурентоспособности (I э) | 0,82 | 0,53 | 0,71 | |
Рассчитаем интегральный показатель конкурентоспособности (К обр.з) по формуле (5):
|
|
Анализ нормативных показателей качества вина, лежащих в основе обязательной сертификации, свидетельствует о соответствии вин требованиям действующих в Росси нормативных документах, т.е. Iнп=1.
Интегральный показатель конкурентоспособности для образца №2 и №4 >1, что свидетельствует о превосходстве конкурентоспособности образцов над конкурентоспособностью базового образца. Интегральный показатель конкурентоспособности для образца №2 <1, оцениваемый товар имеет более низкий уровень конкурентоспособности, и уступает базовому.