Результаты оценки конкурентоспособности

 

Выбор базового образца для сравнения – являлся самым ответственным моментом в процессе оценки, так как незначительная ошибка на этом этапе может существенно исказить результаты всей работы. При выборе базового образца мы учитывали следующие факторы: принадлежность его к той же группе товаров, что и исследуемый; распространенность товара на данном рынке; предпочтительность этого вида товара покупателями. Базовым образцом был выбран образец №1 - вино виноградное натуральное полусладкое Мерло, изготовленное из виноградного сорта Мерло и выращенное на плантациях Юго-Восточной части Молдовы. Произведено и разлито СП «Сэлкуца», республика Молдова, стоимостью 140 рублей.

По результатам социологического опроса потребителей, а также по заключениям экспертов и результатам анализа технических нормативных правовых актов (ТНПА) номенклатура потребительских свойств виноградных вин была разделена на шесть показателей: прозрачность, цвет, букет, вкус, типичность, престижность торговой марки.

Установлено, что наиболее значимыми свойствами, определяющими покупательную способность, являются вкус, букет и престижность торговой марки.

Итоговая органолептическая оценка вин показала, что образец №1 соответствует требованиям, чистое без посторонних примесей, ощущается характерная сладость, вино блестит в бокале, имеет чистый яркий развитый букет, оригинальную и эстетически оформленную этикетку. Образец №1 использован в качестве базового, его показатели конкурентоспособности самые высокие.

Образец №2 по итогам экспертизы обладает привкусом «жженого сахара» и имеет не насыщенный букет. Но цвет при этом чистый, без примесей, обладает более характерным оттенком чем остальные образцы, соответствует сорту и способу приготовления.6 членов комиссии признали наилучшее оформление бутылки, подчеркнутый фирменный стиль и эстетику этикетки.

Образец №3 имеет тусклый розовый цвет, что по мнению участников экспертизы говорит о фальсификации вина и разбавлении водой вина, присутствует ощутимый привкус металла, букет вина слаборазвитый, не чистый, типичность не достаточно гармоничная. Внешний вид бутылки не вызвал никаких эмоций.

Образец №4 имеет терпкий вкус, сойственный данному сорту вина, насыщенный тонкий яркий букет, чистый гармоничный вкус. Оформление бутылки не произвело никаких впечатлений.

Методика оценки уровня конкурентоспособности состояла в следующем.

На первом этапе сравнивали показатели оценок экспериментального образца с показателями базового. Образец №2 имел приближенные значения.

Интегральный показатель конкурентоспособности рассчитывали как отношение комплексного обобщенного показателя качества к цене потребления), т.е. к затратам на приобретение и использование продукции.

Если К> 1, экспериментальный товар превосходит по конкурентоспособности базовый, если К= 1, то он находится на одном уровне с базовым. При К <1, экспериментальный товар уступает базовому образцу товара, и следовательно, его требуется усовершенствовать или снять с производства.

Таким образом, конкурентоспособный товар – это такой товар, который на единицу своей стоимости (цены) удовлетворяет потребности на более высоком уровне, чем другие конкурирующие товары.

По результатам экспериментальной оценки образцов вин установлено:

1. Самым конкурентоспособным изделием в рамках рассматриваемой стратегической группы является образец №4. Данное обстоятельство обеспечило как конкурентным преимуществом по потребительским показателям, так и по экономическим. его показатель конкурентоспособности превышает показатель базового образца на 9%.

2. По органолептическим характеристикам образец №4 проигрывает образцу №3. Однако, это означает, что преимущество сильнее недостатка, вызванного более высокой ценой.

3. Образец №3 неконкурентоспособен – уступает практически в 1,5 раза базовому образцу. На конкурентоспособности сказались наиболее важные потребительские свойства – букет и вкус, а так же престижность торговой марки. Конкурентные недостатки выражаются как по показателю цена, так и по потребительским показателям.

4. Показатель конкурентоспособности оцениваемого образца №2 так же имеет высокое значение и превышает показатель базового образца на 1%. Она обусловлена потребительскими свойствами и невысокой ценой. Это то соотношение качество/цена, к которому всегда стремился потребитель.

Проведя анализ рынка, на котором представлена исследуемая продукция, было выявлено, что на рынке города Ишимбай вино предлагают в основном местные производители (Башспирт), реже поставки осуществляются другими предприятиями, присутствует импортная продукция.

Конкуренция достаточно большая, так как на рынке много предложений. Организация Башспирт предлагает очень широкий ассортимент товаров в своих фирменных магазинах. В них цены ниже, сервис боле высокий. Покупатели активнее посещают специализированные фирменные магазины, так как считают, что в них товар более качественный, обслуживание лучше. Поэтому можно сказать, что спрос удовлетворен. В фирменных магазинах действительно качество товаров лучше, гарантия сертифицированности товаров, соблюдения сроков хранения. Ассортимент товаров постоянен, запасы своевременно пополняются, поэтому торговля бесперебойная.

Основными конкурентами являются крупные вино-водочные предприятия, предлагающие аналогичную продукцию. (см. приложение А)

По результатам расчета уровня конкурентоспособности даны рекомендации ОАО «Башспирт» по улучшению конкурентоспособности продукции, показана необходимость совершенствования некоторых характеристик потребительских свойств вин. Применение предложенной методики позволит оптимизировать выпуск промышленного ассортимента и получить значительный экономический эффект. /20/



Рекомендации по улучшению конкурентоспособности вин

Обзор рынка вин

 

Всемирный институт вина и спиртных напитков на основании проведенного мониторинга рынка вина России, подсчитал, сколько вина мы производим сегодня, и сколько будем производить завтра. Кроме того, выяснено, какие типы вин и по какой цене наиболее популярны у отечественного потребителя, сколько в среднем ежегодно граждане России тратят на вино.

Согласно оценке известного винодела и признанного эксперта винного рынка Жана-Мари Шадронье, рынок вина России, наравне с китайским, стремительно набирает обороты, свидетельством чему служит факт присутствия России и Китая в десятке крупнейших потребителей вина.

В последние годы наблюдается рост не только продажи не только импортных вин – отмечается рост всех трех сегментов. Первый сегмент стал жестко структурированным, на нем работает несколько крупных компаний импортеров, которые весь свой бизнес основывают на торговле винами из стран дальнего зарубежья и практически не затрагивают другие секторы. Существует определенный расширяющийся круг потребителей (5-10 % потребителей), который готов платить не только за чувство опьянения, но и за свой имидж, за свое здоровье.

Вина, привозимый из стран СНГ доступны большинству граждан и являются массовым продуктом, рассчитанным на широкую группу потребителей с различным уровнем дохода. Емкость этого сектора рынка более чем в 20 раз превосходит сектор элитных вин по количеству продаж и в 6-8 раз по количеству наименований. /21/

В России все больше любят и ценят вино, причем в будущем эта тенденция будет только развиваться - таков главный вывод европейских аналитиков. Если в 2001 году объем рынка вина в России составлял 3 млн. 570 тыс. гектолитров, то в 2006 году - уже 4 млн. 900 тыс. гектолитров. На сегодняшний момент в России выпивают 6 млн. 370 тыс. гектолитров, а к 2010 европейцы прочат нам выпить 8 млн. 137 тыс. гектолитров, что позволит России перейти с девятого места в вышеупомянутом рейтинге на восьмое. В области игристых вин мы на сегодняшний день вообще стоим на третьем месте в мире - сразу за Францией и Германией. Здесь прослеживается следующая динамика - в 2001 году в России выпили 998 тыс. гектолитров шампанского и игристого вина, в 2005 - 1 млн. 448 тыс., к 2010 году согласно прогнозу специалистов IWSR, цифра достигнет 1 млн. 766 тыс. гектолитров.

Тем самым совокупный рост объемов потребления тихих и игристых вин с 2001 по 2005 годы вырос на 3 млн. 569 тыс. гектолитров, или на 78,2%. Еще один важный момент - в России все больше пьют вина высокого ценового сегмента (свыше 10 долларов). И эта тенденция, согласно мнению европейских экспертов, сохранится - в ближайшее время потребление качественных вин вырастет еще на 45,9%.

Особенно сильные позиции зарубежные производители занимают в сегменте вин класса «премиум»: продукция иностранного производства составила почти весь объем продаж.

Как показывают результаты исследований, на российском рынке продолжают лидировать красные вина – именно на эту продукцию, которая пользуется наибольшей популярностью у россиян, приходится около 60% импорта. В 2006 году красные вина удерживали лидерство по объему продаж – он составил 296 млн литров. Интерес к белым винам продолжал расти, однако объем продаж этой продукции традиционно ниже, чем у красных вин –244млн литров.

Как отмечают участники рынка, за прошедший период увеличилось потребление дорогих вин класса «премиум». Это связано как с исчезновением с рынка дешевой молдавской продукции, так и с возросшим уровнем доходов населения и с изменением потребительских предпочтений.

Еще одной новой тенденцией 2006 года стало увеличение производства вин в нестандартной упаковке. Российский рынок вина в асептической картонной упаковке Тетра Пак в 2006 году превысил 100 миллионов литров, что в два раза выше показателей 2006 года.

Согласно имеющимся прогнозам, в ближайшие годы продолжится рост продаж вина на территории России. В период с 2006 по 2010 годы ожидается ежегодное увеличение объемов продаж вина на 7%, и к 2011 году он составит 1,4 млрд литров. Наиболее популярными останутся красные вина – в 2011 году их продажи достигнут 423 млн литров. В то же время сегмент белых вин также ожидает значительный ежегодный рост – на 8% в натуральном выражении и немногим более 10% в стоимостном.

По прогнозам европейских экспертов, к 2011 г. продажи вина в России увеличатся на 38% до 141,3 млн дал (на 75% до $13 млрд).

В целом рынок вина России имеет отличные перспективы для дальнейшего развития. А то, что в последние годы у наших граждан проявляется все больший интерес к вину, а потребление крепкого алкоголя, в частности водки, снижается, свидетельствует о четко наметившейся тенденции к популяризации вин. /20/

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: