Результаты оценки конкурентоспособности используются для выработки вывода о ней, а также - для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности продукции для решения рыночных задач.
Однако факт высокой конкурентоспособности самого изделия является лишь необходимым условием реализации этого изделия на рынке в заданных объемах.
Следует также учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие рекламы, торгово-политические отношения между странами и т.д.
В результате оценки конкурентоспособности продукции могут быть приняты следующие пути повышения конкурентоспособности решения:
. изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции продукции;
. изменение порядка проектирования продукции;
. изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;
. изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;
|
|
. изменение порядка реализации продукции на рынке;
. изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;
. изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
. изменение системы стимулирования поставщиков;
. изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции. /12/
Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии фирмы. Объектами прогнозирования являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям товаров конкурентов.
Важное направление повышения конкурентоспособности продукции — совершенствование процесса товародвижения, организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.
При анализе организации торговли выясняют, имеются ли у предприятия фирменные магазины, какие используются методы торговли (прямая, оптовая, мелкий опт, розничная, дилеры и т.д.), какой удельный вес они занимают в общем объеме продаж и какие из них наиболее доходные, каков уровень издержек обращения, как можно уменьшить расходы, не снижая эффективности? /8/
Сервисные услуги и реклама являются мощными факторами в конкурентной борьбе за покупателя. Они требуют дополнительных затрат, но увеличивают объем продаж и прибыль. Поэтому в процессе анализа необходимо установить, какие виды сервисных услуг оказывает предприятие и как это стимулирует спрос на продукцию, сколько средств затрачивается на рекламу и какова ее эффективность: прослеживается ли связь между активностью рекламы и уровнем сбыта, уровнем прибыли, хорошо ли заметен фирменный знак предприятия среди конкурирующих, насколько упаковка товара способствует увеличению объема продаж?
|
|
Для изучения влияния данных факторов на объем продаж, сумму прибыли можно использовать приемы сопоставления параллельных рядов чисел, аналитических группировок, корреляционного анализа. /19/
Заключение
Рыночная экономика характеризуются всё более ожесточающейся конкуренцией. В настоящее время практически нет предприятий, у которых не было бы конкурентов.
В условиях рыночной экономики конкурентоспособность товара это главный фактор успеха. Конкурентоспособность товара предполагает оптимальное сочетание качества, цены, дизайна и возможности послепродажного обслуживания. В связи с чем, одним из важнейших показателей конкурентоспособности предприятия, особенно для производителя, является конкурентоспособность его продукции.
Самое надежное средство выхода на рынок - высокое качество. С точки зрения маркетинга, качество включает показатели своевременного обновления продукции, выпуска ее в ассортименте, в наиболее полной степени удовлетворяющем запросы, вкусы и требования потребителей. От купленного изделия люди должны получать максимальное удовлетворение, притом не только в соответствии со своими ожиданиями, но и сверх того, ибо многие потребители просто не знают о дополнительной пользе товара, которая часто и определяет окончательное покупательское решение.
Конкурентоспособность и конкуренция являются сложными, многогранными экономическими понятиями. При изучении материала для написания этой квалификационной работы встретилось около десяти различных определений этих терминов.
Термин «конкуренция» в экономической литературе имеет различные трактовки. В общем понимании – это тип поведения фирм – соперников на определенном рынке.
Конкурентоспособность товара (услуги) – его преимущество по сравнению с каким-то другим товаром при решении потенциальным покупателем своих проблем. В общем виде, конкурентоспособность – это сравнительное преимущество, которое не является иммонентным качеством товара, а заменяется во времени под воздействием множества различных факторов.
Конкурентоспособность может быть оценена только в сравнении конкурентов.
При исследовании конкурентоспособности необходимо:
1. выбрать базовые товары сравнения,
2. выбрать критерии сравнения (показатели).
Обоснованно сравнивать идентичные товары, то есть те, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, распространяются по аналогичным каналам, ориентированы на одну и ту же целевую группу.
В качестве объекта исследования в курсовой работе была рассмотрена деятельность конкурентоспособность вин полусладких красных.
Анализ конкурентоспособности товара позволил сделать следующие выводы:
1. Самым конкурентоспособным изделием в рамках рассматриваемой стратегической группы является образец №4. Данное обстоятельство обеспечило как конкурентным преимуществом по потребительским показателям, так и по экономическим. его показатель конкурентоспособности превышает показатель базового образца на 9%.
2. По органолептическим характеристикам образец №4 проигрывает образцу №3. Однако, это означает, что преимущество сильнее недостатка, вызванного более высокой ценой.
3. Образец №3 неконкурентоспособен – уступает практически в 1,5 раза базовому образцу. На конкурентоспособности сказались наиболее важные потребительские свойства – букет и вкус, а так же престижность торговой марки. Конкурентные недостатки выражаются как по показателю цена, так и по потребительским показателям.
|
|
4. Показатель конкурентоспособности оцениваемого образца №2 так же имеет высокое значение и превышает показатель базового образца на 1%. Она обусловлена потребительскими свойствами и невысокой ценой. Это то соотношение качество/цена, к которому всегда стремился потребитель.
Целью исследования конкурентоспособности товара было определение направлений формирования конкурентных преимуществ. Исследование проводилось традиционным способом: использование дифференцированного, комплексного и интегрального методов оценки конкурентоспособности.
Приложение Б
Рис.1. Схема взаимосвязи конкурентоспособности на различных уровнях
Приложение В
Рис. 2 Схема изучения конкурентоспособности продукции
Приложение Г
Диагр. 1 Структура потребления алкогольных напитков в России
.