- спонсорство;
- патронаж;
- благотворительность.
Сотрудничество и взаимодействие сферы культуры и бизнеса предполагает реальные конкретные дела в социальной сфере, науке, образовании, культуре, нередко далеко выходящие за рамки сферы непосредственной деятельности коммерческих, промышленных, торговых фирм, связанные с организационной, экономической, прежде всего — финансовой поддержкой деятельности учреждений культуры, коллективов, начинаний, инициативных групп, отдельных лиц. Причем не всегда речь идет о чистом альтруизме. Очень часто подобная деятельность удовлетворяет взаимные интересы, в том числе и интересы фирмы, связанные с перспективами ее развития. Cфера организационно-экономического сотрудничества бизнеса и социально-культурной сферы достаточна богата формами. По крайней мере, следует различать три основных их вида: спонсорство, патронаж и благотворительность. Спонсирование может осуществляться в виде выделения финансовых средств (субсидировании), оплате счетов, возвратных или частично-возвратных платежей, закупок оборудования, инструментов, инвентаря, учреждении премий, стипендий, гонораров, призов и т. д. В любом случае условия, на которых предоставляется спонсорская поддержка, должны быть оформлены специальным договором и прилагаемыми к нему специальными протоколами. Патронаж — покровительство, не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Обычно патронируются конкретные учреждения и организации, отдельные лица. Патронаж может оформляться долговременным договором или даже организационными документами, когда патрон входит в круг соучредителей с определенными правами и обязательствами. Благотворительность же является проявлением филантропии, не предполагая каких-то финансовых и прочих обязательств со стороны получающих поддержку. Благотворитель демонстрирует акт свободной воли при оказании поддержки. Поэтому и оформляется благотворительность обычно актом дарения.
|
|
4. Фрайдрейзинг в социально-культурной сфере:
- понятие, роль и значение франдрейзинга;
- организационное и информационное обеспечение франдрейзинга;
- этапы франдрейзинговой компании;
- специальные мероприятия в франдрейзинге.
фандрейзинг — привлечения и аккумулирования средств из различных источников. По своей сути фандрейзинг мало чем отличается от поиска инвесторов. Отличия заключаются в том, что инвесторов обычно ищут «всерьез и надолго», для создания основных фондов, и отдача от инвестиций предполагается спустя довольно длительное время, тогда как фандрейзинг связан обычно с поиском оборотных средств на реализацию проектов и программ, не на создание основных фондов, а на деятельность. Каждая фандрейзинговая кампания имеет строго определенные задачи, в соответствии с которыми выделяются два основных вида фандрейзинга.
|
|
Первый вид фандрейзинга. Если задачи фандрейзинга сводятся к поступлению конкретных средств под реализацию проектов, то данный вид фандрейзинга можно назвать проектным. Проектный фандрейзинг является наиболее удобной формой привлечения средств, как для самой организации культуры, так и для финансирующей стороны. Это объясняется наличием четко определенных целей использования средств, возможностью привлечения значительных финансовых источников при низких расходах на фандрейзинг, а также получением коммерческих выгод от финансирования проекта. Второй вид фандрейзинга. В случае направления привлеченных средств на покрытие текущих расходов можно считать такой вид фандрейзинга оперативным. Оперативный фандрейзинг является наименее эффективной формой привлечения средств в организацию культуры, так как поступающие средства не имеют целевого назначения и аккумулируются в ее текущем бюджете. Этапы проведения фандрейзинга 1. Планирование - Разработка содержательной программы привлечения средств. Определение расходов организации культуры на предстоящий период. Выбор видов фандрейзинга 2. Реализация - Выбор методов проведения фандрейзинга. Установление ответственности за проведение фандрейзинга. Выделение средств на реализацию фандрейзинга 3. Контроль - Осуществление контроля за ходом реализации фандрейзинга. Корректировка планов с учетом произошедших изменений 4. Анализ - Определение эффективности этапа планирования. Анализ эффективности этапа реализации. Оценка эффективности конечных результатов
Этапы фандрейзинга |
Организационное и информационное обеспечение фандрейзинга. Осуществление деятельности по привлечению и аккумулированию финансовых средств (фандрейзинга) предполагает ее организационное и техническое обеспечение.Главным условием, обеспечивающим успех фандрейзинга, является привлекательность проекта, программы или учреждения культуры в целом. Проект или фирма могут быть привлекательны только при двух условиях: коммерческая или имиджевая привлекательность для нужд рекламы, РR донора; престижность, подтверждение или продвижение социального статуса донора.
Для фандрейзинговой кампании (необходимо наличие компьютера, принтера с хорошим качеством печати, минимум двух телефонных номеров («на вход» и «на выход»), факса, и т. д. Особенно следует подчеркнуть роль компьютера, наличие которого — без преувеличения — можно назвать главным техническим условием осуществления фандрейзинга. Только на базе современного персонального компьютера можно обеспечить единый подход к решению следующих важнейших разнородных технологических условий и задач фандрейзинга. Информационное обеспечение фандрейзинга включает в себя подготовку информационной базы данных (сведений о донорах, с которыми будет вестись работа), необходимых информационных и рекламных материалов, а также задание системы учета.
Сведения о донорах (информационная база данных) должна содержать необходимую информацию о всех потенциальных донорах и жертвователях, отобранных для работы по упоминавшимся основным четырем группам (государственные организации, коммерческие организации, некоммерческие организации и частные лица). Специальне мероприятия. В фандрейзинге широко практикуются специальные разовые мероприятия — балы, вечера, конкурсы, чествования, марафоны, аукционы, подписки, презентации, конференции, обеды и т. д., во время подготовки и проведения которых и привлекается внимание потенциальных доноров к проекту или программе и одновременно собираются необходимые средства. Их организация отнимает достаточно много сил и времени, и уже обсуждавшиеся методы должны быть использованы первыми, но их проведение может создавать хорошую рекламу проектам и организации, вовлекать штатных и добровольных сотрудников в реальную работу. Многие организации и учреждения культуры весьма расположены к устройству таких акций, ибо это их естественная творческая деятельность: спектакли, концерты, праздники... Специальная акция обычно представляет собой яркое событие, достойное внимания широкой общественности. Но для этого надо поработать со СМИ, разослать программы, приглашения, обеспечить рекламу. Подобные акции надо по возможности делать регулярными, придавая им статус «фирменного блюда», «лица», «визитной карточки» организации.
|
|
6. Государственное регулирование в сфере культуры:
- органы государственного управления сферы культуры;
- определение приоритетов поддержки и развития культуры.
Роль государства в управлении социально-культурной сферой предполагает использование ряда рычагов: законодательство — создание правовых условий, норм, гарантий деятельности в сфере культуры учреждений различных форм собственности и контроль исполнения действующих законов. Собственность (учредительство) — создание и деятельность собственной сети учреждений культуры, учредителями которых выступают государственные органы. Контроль и администрирование — деятельность государственных органов управления и контроля со стороны учредителей и вышестоящих инстанций, а также вневедомственный контроль (налоговая инспекция, пожарный и санитарный надзор и т. д.). Культурная политика — выработка приоритетных направлений развития сферы культуры на федеральном, региональном и местном уровнях. Финансирование — выделение средств из федерального и местных бюджетов как на содержание государственных учреждений культуры соответствующего уровня, так и на реализацию «госзаказа» — программ и проектов. Организационная поддержка организаций, проектов, программ. Воспроизводство профессиональной среды — подготовка и переподготовка специалистов и работников сферы культуры в государственных образовательных учреждениях (вузах, средних специальных учебных заведениях, курсах повышения квалификации), а также контроль за соблюдением соответствующих государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях и организациях вне зависимости от их формы собственности и ведомственной принадлежности (лицензирование, аккредитация).
|
|
Стимулирование — налогообложение и прочие действия, побуждающие к поддержке и развитию культуры и искусства. Информация — информационное обеспечение выработки решений, деятельности, анализа ее результатов. Как гарант сохранения и развития культурного наследия государство обязано: рассматривать в качестве приоритетной задачи сохранение культурного достояния нации и обеспечивать его передачу будущим поколениям; в содействовать формированию у граждан интереса, любви и уважения к культурному наследию своего народа, к культуре других народов; обеспечивать художественное и эстетическое воспитание подрастающего поколения, поддержку молодых дарований и воспроизводство творческой элиты; способствовать интеграции культурного потенциала каждого этноса в духовную жизнь всей нации; брать под защиту объекты и памятники культуры, нуждающиеся в охране, консервации, реставрации и музеефикации; привлекать к судебной ответственности виновных за уничтожение, искажение или нанесение какого-либо ущерба произведениям, предметам и объектам, имеющим культурно-историческую ценность; Как субъект власти и права государство обязано: обеспечивать законодательную базу поддержки и развития культурной жизни и принимать административные меры по неукоснительному соблюдению международных и государственных норм в области культуры; создавать систему социальных, экономических и правовых гарантий свободного творчества и профессиональной деятельности в сфере культуры. поддерживать негосударственные организации, способствующие развитию культурной жизни, Государственное управление сферой культуры осуществляют органы государственной власти, соответствующие государственному устройству общества. Высшим должностным лицом РФ является Президент, Вопросы государственного управления сферой культуры затрагиваются в Указах Президента, его законодательных инициативах. Высшим органом законодательной власти в РФ является Федеральное собрание, состоящее из двух палат: Со вета Федерации и Государственной думы, Основными функциями законодательной власти является разработка и принятие законов утверждение государственного бюджета и контроль за его исполнением, формирование органов исполнительной власти. Все эти функции так или иначе касаются вопросов культуры и сферы культуры, а в некоторой своей части посвящены ей непосредственно. Высшим органом исполнительной власти в РФ является Правительство РФ, применительно к сфере культуры функции управления осуществляет Министерство культуры РФ, оно осуществляет учредительские функции по отношению к государственным учреждениям культуры федерального значения. Та же структура органов государственной власти действует на уровне субъектов РФ: республик, краев, областей. В каждой из них имеется высшее должностное лицо (президент или губернатор), законодательное собрание (или дума) и правительство (администрация). Они осуществляют те же функции государственного регулирования, только применительно к масштабам данного субъекта федерации и при каждом органе законодательной власти формируются комиссии, занимающиеся вопросами сферы культуры, а в состав органов исполнительной власти входят соответствующие министерства (комитеты, управления) культуры, которые, помимо прочего, осуществляют руководство соответствующей сетью учреждений культуры. На местном уровне (район, город) воспроизводится фактически та же схема: представительная власть с соответствующими комиссиями, исполнительная власть с соответствующими отделами культуры.
6. Руководство и лидерство:
- понятие о руководстве и лидерстве;
- теории лидерства и стиль управления;
- личность руководителя и коллектив;
- психологические составляющие руководства;
- культура общения руководителя.
Руководитель организации - это человек, который одновременно с обладанием формальным статусом, является лидером, и эффективно управляет своими подчиненными. Влияя на людей, он заставляет их выполнять порученную работу. Лидерство - это способность оказывать влияние на отдельных людей и группы и направлять их усилия на достижение целей организации. Влияние - это поведение отдельного человека, которое может вносить изменения в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого человека. Для того, чтобы лидерство и влияние были эффективными, руководители применяют власть. Власть -возможность влиять на поведение людей. Формы власти: Власть, основанная на принуждении. Влияние посредством страха. Руководитель имеет возможность наказать подчиненного (увольнение, понижение в должности, лишение денежного вознаграждения). Власть, основанная на вознаграждении. Награда дает положительные стимулы для качественного выполнения работы. Экспертная власть. Руководитель имеет влияние через веру подчиненных в его компетентность. Руководитель обладает специальными экспертными знаниями. Эталонная власть. Руководитель является эталоном, примером для подчиненных, которые хотят стать такими же как он. Законная (традиционная). Эта власть присуща всем руководителям, так как они наделены полномочиями управлять другими людьми. Персонал подчиняется руководителю, потому что верит, что он имеет право отдавать приказания. Привитые ценности, традиции учат, что подчинение приводит к удовлетворению личных потребностей. Стиль руководства -это обычная манера поведения руководителя, который оказывает влияние на подчиненных, и побуждает их к достижению целей организации. Существует два подхода к определению стилей руководства: 1. Поведенческий подход выделяет автократичный, демократичный и либеральный стиль руководства. Автократичный (авторитарный) руководитель навязывает свою волю работникам. Такой руководитель не обращает внимания на суждения своих подчиненных, он обращается к низшим потребностям работников, постоянно оказывает давление. Демократичный руководитель прислушивается к мнению подчиненных при принятии решений. Он обращается к более высоким потребностям людей. При таком стиле обязательна система контроля. Либеральный стиль предполагает практически полную свободу персонала в принятии решений, в определении целей своей работы и контроля за ее результатами. В зависимости от применяемых методов руководства, руководителей делят на сосредоточенных на работе, и сосредоточенных на человеке. Стиль руководства ориентируется или на деятельность, или на людей. Лайкерт выделяет четыре разновидности стилей руководства: эксплуататорско-авторитарная, благосклонно-авторитарная, консультативно-демократическая и основанная на участии. 2. Ситуационный подход. Этот подход уделяет основное внимание оценке и учету ситуации, и выделяет три фактора, которые влияют на поведение руководителя: а) отношения между руководителем и коллективом; б) структура задачи; в) должностные полномочия руководителя. Стиль руководства должен выбираться в зависимости от конкретной ситуации.
7. Управленческие решения:
- понятие и содержание управленческих решений;
- виды управленческих решений;
- методы принятия управленческих решений;
- этапы и факторы реализации.
Существует несколько способов принятия управленческих решений: метод экспертных оценок; метод сценариев; принятие решений в условиях неопределенности с использованием семи основных методов. Следует отметить, что все эти методы могут быть связаны друг с другом и могут применяться совместно. Методы экспертных оценок В случаях чрезвычайной сложности системы, ее новизны, неопределённости формирования существенных признаков, недостаточной полноты информации, невозможности полной математической формализации процесса решения поставленной задачи приходится обращаться к рекомендациям компетентных специалистов, к экспертам. Этот метод включает три составляющие: интуитивно-логический анализ задачи или её фрагмента; решение и выдачу количественной или качественной характеристики (оценка, результат решения); обработку результатов решения, полученных от экспертов оценок.
Интуитивно-логический анализстроится на логическом мышлении и интуиции экспертов и базируется на их знаниях и опыте. Каждый из экспертов не только моделирует, но и производит сравнительный анализ альтернатив решения, их количественного измерения.
Принятие экспертом решения и оценка ожидаемого результата – завершающая часть индивидуальной работы эксперта. Это также сложный и ответственный этап работы, особенно в том случае, когда решение проблемы рассматривается с точки зрения удовлетворения различным критериям и не сводится к достижению какой-либо одной цели. Полученные от экспертов решения используются для обобщения и формирования результирующего показателя – итоговой оценки явления, проблемы, результата задачи.
При решении задач используются различные методы экспертных оценок: дискуссия, анкетирование и интервьюирование, мозговой штурм, сценарий, совещание, деловая игра и др. В некоторых случаях используются несколько методов. Такой подход к решению задачи, как правило, даёт наилучший результат. Все виды экспертных оценок, кроме индивидуального интервьюирования экспертов, предполагают коллективное участие экспертов в работе. Метод сценариев При разработке управленческих решений широкое использование находит метод сценариев, дающий возможность оценить наиболее вероятный ход развития событий и возможные последствия принятия решений. Разработанный сценарий развития анализируемой ситуации позволяет с тем или иным уровнем достоверности определить возможные тенденции развития, взаимосвязи между действующими факторами, сформировать картину возможных состояний, к которым может прийти ситуация под влиянием тех или иных воздействий.
Под сценарием подразумевается предполагаемый или возможный ход событий в той или иной области, касающейся деятельности предприятия. Цель сценария – вскрыть последствия сегодняшнего поведения предприятия и обозначить принимаемые допущения, сконцентрировать внимание на верно поставленных проблемах.
8. Бизнес-план:
- значение;
- структура;
- содержание.
Бизнec-плaн paccмaтpивaeтcя c двyx тoчeк зpeния: 1. Этo плaн paзвития пpeдпpиятия, oпpeдeлeниe eгo дaльнeйшeгo пyти paбoты. Бизнec-плaн coздaeтcя кaк для внoвь oткpывaющeйcя opгaнизaции, тaк и для дaвнo cyщecтвyющeй, кoгдa нeoбxoдимa мoдepнизaция ee xoзяйcтвeннoй дeятeльнocти в cвязи c измeнeниями в экoнoмикe. Оcнoвныe цeли бизнec-плaнa включaют в ceб я: ycтaнoвлeниe и paзpaбoткy ocнoвнoгo нaпpaвлeния paбoты пpeдпpиятия в cooтвeтcтвии c пoтpeбнocтями pынкa нa ocнoвe экoнoмичecкoгo oбocнoвaния; oпpeдeлeниe видoв дeятeльнocти и иcтoчникoв pecypcoв; пpoгнoзиpoвaниe вoзмoжныx pиcкoв иx пocлeдcтвий и cпocoбoв иx избeжaния. 2. Этo дoкyмeнт, кoтopый пpeднaзнaчeн кaк для coбcтвeннoгo пoльзoвaния, тaк и для внeшнeгo. Внeшними пoльзoвaтeлями являютcя кpeдитopы и бaнки, кoтopыe пpeдocтaвляют кpeдиты или дeлaют финaнcoвыe влoжeния в paзвитиe пpeдпpиятия. Стpyктypa бизнec-плaнa pacкpывaeт пoчти вce вoзмoжныe вoпpocы, cвязaнныe c бyдyщeй дeятeльнocтью и включaeт в ceбя нecкoлькo oбязaтeльныx paздeлoв. Титyльный лиcт и oглaвлeниe cocтoят из зaгoлoвкa плaнa, дaты eгo coздaния, yкaзaния лицa, пoдгoтoвившeгo бизнec-плaн, пoлнoгo нaзвaния и aдpeca фиpмы и тoгo, для кoгo oн был пoдгoтoвлeн. Оглaвлeниe дoлжнo быть чeтким и яcнo pacкpывaть ocнoвнyю eгo cтpyктypy и caмыe cyщecтвeнныe мoмeнты. Рeзюмe являeтcя oднoй из caмыx глaвныx чacтeй плaнa. Онo пишeтcя пocлe eгo oкoнчaтeльнoй paзpaбoтки, нo paзмeщaeтcя в нaчaлe. Рeзюмe включaeт в ceбя тpи чacти: ввeдeниe, в кoтopoм oтpaжaютcя ocнoвнaя cyть и цeль пpoeктa. кpaткoe oпиcaниe нaибoлee вaжныx чacтeй пpoeктa; зaключeниe, кoтopoe pacкpывaeт ocнoвныe дeйcтвия пpeдпpиятия для дocтижeния нaмeчeнныx цeлeй и фaктopы, этoмy cпocoбcтвyющиe. Иcтopия бизнeca включaeтcя в бизнec-плaн, ecли пpeдпpиятиe yжe нeкoтopoe вpeмя cyщecтвyeт нa pынкe. В этoй чacти oтpaжaютcя ocнoвныe вexи в дeятeльнocти фиpмы, кoтopыe фopмиpyют блaгoпpиятнoe впeчaтлeниe o нeй. Опиcaниe пpoдyктoв (ycлyг), кoтopыe пpeдпpиятиe coбиpaeтcя пpoизвoдить, являeтcя oчeнь вaжным, тaк кaк cpaзy мoжнo oпpeдeлить cтeпeнь нoвизны нa дaннoм pынкe и пpeдпoлoжитeльныe вoзмoжнocти eгo пpoдвижeния. Дaнный paздeл coдepжит кaк caмo oпиcaниe тoвapa (ycлyги), тaк и yвязкy eгo c пoтpeбнocтями пoкyпaтeлeй. Опиcaниe пoлoжeния в oтpacли, кoнкypeнтoв и кoнкypeнтнoй cтpaтeгии зaключaeтcя в pacкpытии cтeпeни paзвития pынкa дaннoгo тoвapa, aктивнocти кoнкypeнтoв и мeтoдoв пpивлeчeния пoкyпaтeлeй нa cвoю cтopoнy. Пpoизвoдcтвeнный плaн включaeт в ceбя oпиcaниe тexнoлoгий пpoизвoдcтвeннoгo пpoцecca, иcпoльзyeмoгo cыpья и oбopyдoвaния. Плaн мapкeтингa, включaeт в ceбя cвeдeния o мapкeтингoвoй cтpaтeгии, цeлeвoй ayдитopии, нa кoтopyю opиeнтиpyeтcя фиpмa, цeнoвoй пoлитикe, cиcтeмe диcтpибyции и пpeдпoлaгaeмыx интeгpиpoвaнныx мapкeтингoвыx кoммyникaцияx (peклaмe, пpoпaгaндe, личныx пpoдaжax и cтимyлиpoвaнии cбытa). Финaнcoвый плaн включaeт в ceбя бaлaнc пpeдпpиятия, pacчeт бyдyщиx пpибылeй и yбыткoв, a тaкжe cpoкa oкyпaeмocти, peнтaбeльнocти и пpeдeлa бeзyбытoчнocти.
Этoт cпиcoк paздeлoв бизнec-плaнa являeтcя ocнoвным, нo мoжeт быть и дoпoлнeн.
9. РR. в системе менеджмента:
- роль и значение РК в современном менеджменте;
- формы и методы РR;
- организация управления РR.
Public relations (PR), буквально - «публичные отношения», чаще переводят как «связи с общественностью» - комплекс действий и мероприятий, имеющих целью улучшение имиджа фирмы или ее продукции путем формирования благоприятного общественного мнения о них обычно посредством СМИ. Мероприятия комплекса PR принято отличать от рекламных мероприятий, хотя и те, и др PR как подсистема менеджмента направлены на поддержание благоприятной внешней среды развития организации, а также на создание внутренней корпоративной атмосферы. Также как и другие сферы функционального менеджмента, деятельность PR вытекает из целей и стратегии организации, реализуется в тактических решениях, имеет свой бюджет, график и схему размещения ресурсов. Сегодня PR становится четко планируемой и научно-обоснованной активностью компаний и перестает быть лишь реакцией на внезапные потрясения. На организационном уровне компаний развитых стран функция PR все чаще оказывается вписанной в схемы общего или стратегического менеджмента. Эта функция наиболее эффективна при подчинении непосредственно топ-менеджменту. Специалисты PR сегодня владеют не только техникой коммуникаций (но и являются по сути, менеджерами. Специалисты PR решают конкретные вопросы управления деятельностью компаний. Организация деятельности PR. В большинстве организаций несколько различных подразделений или функций могут заявлять свое право собственности на PR или на часть этой сферы. Различные звенья организации используют PR в той или иной форме. В компании, чьи акции продаются и покупаются публично, элементы PR часто реализуют: высший управляющий — корпоративные связи/отношения; финансовый директор — отношения с инвесторами; директор по персоналу — коммуникации с занятыми; директор по маркетингу — продвижение продукта, или продвигающие PR. Функции могут меняться и развиваться: директору по персоналу может понадобиться помощь в производстве видео, а директор по маркетингу может искать поддержки для проведения выставки или участия в ней. Директор по персоналу нередко ищет связи с медиа для привлечения новых занятых или для разрешения трудовых конфликтов. А директору по маркетингу может понадобиться перейти от продвижения продукта к защите марки при возникновении серьезных дефектов. Ни один из этих директоров не может содержать собственную команду PR. И даже если сможет, велик риск дублирования и недостатка координации. Существенно и то, что председатель совета директоров или главный управляющий также заказывают все эти работы для компании в целом. Логическим разрешением ситуации является придание PR-службе статуса самостоятельной функции с прямой подотчетностью главному управляющему/председателю компании, или им обоим. Такая практика сложилась в крупных компаниях Европы, США, Японии и нередко в России» 0рганизация отдела общественных отношений Первое условие — это организационная структура, позволяющая с максимальной эффективностью использовать имеющийся штат и возможности. Необходимо широко применять средства оргтехники — магнитофоны, копировальные устройства, телефакс, телекс. Основная часть расходов отдела PR идет на зарплату сотрудникам, и необходимо создать все условия для их производительной работы. Гибкость — другой важный момент. Крайне непрактично разбивать небольшой отдел на изолированные части. Нужно добиться такой взаимозаменяемости, при которой ни один из проектов не будет прерван или отложен из-за чьей-то болезни или отпуска. Личность руководителя отдела неизбежно оказывает воздействие на сотрудников, а поскольку общественные отношения чрезвычайно сильно зависят от личности, трудно предположить, что найдутся два отдела, работающих одинаково, даже если их структуры сходны. Единственным универсальным критерием может служить только эффективность работы.
Сотрудники отдела должны уметь выполнять любые поручения, но крупный отдел желательно разбить на несколько секторов. Гибкость в этом случае можно поддерживать, следя за тем, чтобы сотрудники не задерживались подолгу в одном секторе, а менялись, скажем, каждые полгода. Одним из секторов будет, конечно же, сектор прессы. Другие секторы могут заниматься публикациями, включая учет и отчетность; пропагандой, включая кино- и видеофильмы, выставки и витрины; задачей сектора общих проблем будет создание образа фирмы, поддержание отношений с окружающим населением, контакты, сбор информации и т.д. Там, где позволяют масштабы, во главе каждого сектора должен стоять руководитель, ответственный перед главой отдела, который, в свою очередь, обязан проявлять самый пристальный интерес к делам каждого сектора, но не вмешиваться без необходимости в повседневную работу. Руководству отдела PR придется много разъезжать, а значит, терять время, но другого выхода в такой ситуации просто нет. Иногда по серьезным вопросам можно проводить «телефонное совещание».
10. Стимулирование и мотивация труда:
- понятие мотивации и стимулирования;
- виды мотивации;
- виды стимулирования;
- соотношение мотивации и стимулирования.
Эффективность работы с персоналом во многом определяется возможностью побуждения работников к активной и производительной трудовой деятельности. Эта сторона работы с персоналом традиционно связывается со стимулированием. В практику и в литературу прочно вошло традиционное различение стимулирования, с одной стороны, на материальное и моральное, и с другой — на стимулирование в плане поощрения и стимулирование в плане наказания. Таким образом, традиционно различаются четыре вида стимулирования и соответствующие его методы: материальное поощрение: премии, перевод на более высокооплачиваемую должность, ценные подарки и т. п.; материальное наказание: депремирование, перевод на низкооплачиваемую работу, штрафы, вычеты, начеты и т. п.; моральное поощрение: благодарность в приказе и устная, публикация об успехах в СМИ, представление к награде, фотографии, грамоты, вымпелы, почетные звания и т. п.; моральное наказание: выговоры устные и письменные, отношение руководства и коллег и т. д. До сих пор технология стимулирования организуется; на использовании указанных видов и соответствующих методов и форм, в соответствии с оценками успешности деятельности работников. В образной форме эта идея была выражена Макгрегором в принципе «горячей печи», согласно которому организация стимулирования уподобляется действию горячей печи. Во-первых, как горячая печь излучает жар, как бы предупреждая об опасности неосторожных прикосновений к ней, так же и система стимулирования должна быть доведена до персонала. Люди должны знать, в каких случаях их ждет наказание, а в каких — поощрение, и в какой мере. Во-вторых, горячая печь обжигает любого, дотронувшегося до нее, невзирая на лица и былые заслуги. Так же и система стимулирования должна быть вне-личностной и бесстрастной: совершил упущение — получи наказание, добился успеха — получай поощрение. В-третьих, горячая печь обжигает неосторожного немедленно. Аналогично и система стимулирования должна быть оперативной, поощрения и наказания не должны откладываться на будущее время. Для современных концепций мотивации характерна все нарастающая роль субъективно-социальных факторов оценивания, учитывающих социальную природу человеческой личности. Единственная, хотя и по-своему интегральная — потребность быть чему-то сопричастным, тому, что придает смысл существованию (идея, вера, дело, дети... — дом души у каждого свой), и в этой сопричастности не быть забытым, потерянным, быть замеченным, именованным, окликнутым. Фактически речь идет о том, что личность склонна расценивать как успех (профессиональный, деловой, жизненный). Представление об успехе как доминирующем мотиве хорошо разработано в современной психологии, психологии менеджмента в том числе. Традиционная точка зрения предполагает, что люди делятся на две основные группы: мотивируемых преимущественно стремлением к успеху и мотивируемых преимущественно стремлением избежать неудачи. Можно говорить о нескольких видах успеха и соответ-(йтвующих основных видах мотивации, а значит и типах /личности. Успех-признание (популярность, известность) — этот / тип мотивации характерен для молодых людей, начинаю-! щих профессионалов. Успех-признание у «значимых других» — у того социального окружения, на которое ориентируется личность (семья, друзья, начальство, любимые учителя, специалисты-профессионалы и т. д.).
Успех-преодоление — способность личности решать все более сложные профессиональные, деловые и жизненные проблемы (такое поведение чревато опасным профессиональным поведением, а то и жизненным «каскадерством»). Успех-самопреодоление, стремление к совершенству — одно из проявлений самосознания мастера, когда внешние оценки уже менее существенны, по сравнению с критериями, задаваемыми себе самой личностью. Успех-призвание, когда ценностью является сама возможность заниматься любимым делом, а не какие-то внешние оценки результата.
11. Управление персоналом:
- система управления;
- технологии работы с персоналом;
- кадровая политика фирмы.
Система работы с персоналом. уровень работы зависит не столько от финансов и материально-технической базы, сколько от людей (персонала), работающих в учреждениях культуры. Работа С персоналом должна давать практические ответы на вопросы: для чего, каких и сколько необходимо работников (кадровая политика); откуда взять компетентных профессионалов,
как их найти (подготовка и подбор); как их использовать наилучшим образом (расстановка); как их оценивать (оценка и аттестация); как добиться их эффективной работы и заинтересованного отношения к делу (стимулирование и мотивация); как поддерживать необходимый уровень профессионализма работников (переподготовка и повышение квалификации).
Кадровая политика. Под кадровой политикой понимаются основные принципы, определяющие требования к персоналу, качеству и количеству компетентных работников. Грубо говоря, кадровая политика — это ответ на вопрос «Для чего, какие и в каком количестве работники нам нужны». Ответ на вопрос «Сколько» произволен от ответа на вопрос «Каких», а уяснение того, какие работники необходимы, в сбою очередь, зависит от ответа на вопрос «Для чего». Поэтому кадровая политика на региональном уровне и на уровне конкретных фирм вырабатывается на основе перспективных целей и задач деятельности, ее стратегических направлений и содержания, соответствующих плановых документов, программ, бизнес-планов. Идеи кадровой политики конкретизируются в штатных расписаниях, договорах с учебными заведениями на подготовку необходимых специалистов, требованиях к подбору и расстановке кадров, оценке и организации стимулирования работников. Подбором кадров называется работа по определению компетентности претендентов на выполнение определенных должностных обязанностей. Итогом подбора является расстановка работников по конкретным должностям. В содержание подбора входятг - Выработка модели должности — конкретных^представ-лений о функциональных обязанностях, выполнять которые работник должен быть в состоянии. Наиболее полно такая модель выражается в должностной инструкции. Но даже если должностная инструкция отсутствует, все равно до любых активных контактов по подбору необходимо выработать четкое понимание, каким требованиям должны соответствовать кандидаты. Н Сбор информации о кандидатах. Он осуществляется различными методами, о которых пойдет речь несколько ниже. анализ информации, Выбор и назначение. Введение в должность. Активные методы предполагают личные контакты с претендентами, в том числе собеседования, анкетирование, тестирование, наблюдения, поручения и задания. Практикуется также испытательный срок, на который временно принимается на работу кандидат, оформление на время по контракту, с последующим переводом в штат. Важнейшей процедурой, без которой не обходится рассмотрение ни одной кандидатуры, является проведение собеседования. Беседу по найму следует заранее подготовить. Еще лучше разработать план ее проведения и стараться его придерживаться. Этот план должен ориентироваться на получение исчерпывающей информации о квалификации и компетентности кандидата, его работоспособности (которая может ограничиваться здоровьем, семейным положением, общественным статусом и т. п.), организаторских способностях и главное — личном характере, отношении к работе и людям, основных интересах и мотивах, побуждающих к поиску работы именно в
этом коллективе. Полезно также привлекать помощников и сотрудников к проведению собеседований.
12. Конфликты в трудовом коллективе:
- сущность и типология конфликтов;
- причины возникновения и этапы развития конфликтов;
- технология разрешения конфликтов;
- саморегулирование в конфликтных ситуациях.
Кoнфликт - этo oтcyтcтвиe coглacия мeждy двyмя или бoлee cтopoнaми, кoтopыe мoгyт быть кoнкpeтными лицaми или гpyппaми, и кaждaя cтopoнa дeлaeт вce, чтoбы былa пpинятa ee тoчкa зpeния или цeль, и мeшaeт дpyгoй cтopoнe дeлaть тo жe caмoe. Пpoцecc paзpeшeния кoнфликтa включaeт в ceбя шecть этaпoв: 1.oпpeдeлeниe ocнoвнoй пpичины кoнфликтa этo выявлeниe пpeдпocылoк и фaктopoв, пocлyжившиx eгo вoзникнoвeнию; 2 oпpeдeлeниe втopичныx пpичин кoнфликтa пocлe выяcнeния глaвнoй пpoблeмы нeoбxoдимo выявить пoвoд, пoзвoливший пepeйти к oткpытoй кoнфpoнтaции. В нeм, кaк и в глaвнoй пpичинe, мoгyт cкpывaтьcя нeмaлoвaжныe cвeдeния для paзpeшeния кoнфликтa; 3пoиcк пyтeй paзpeшeния кoнфликтa бaзиpyeтcя нa peшeнии cлeдyющиx вoпpocoв: - для чeгo тpeбyeтcя paзpeшить дaнный кoнфликт? - чтo для eгo paзpeшeния мoжeт cдeлaть кaждый из oппoнeнтoв? coвмecтнoe peшeниe o выxoдe из кoнфликтa - этo paзpaбoткa кoмпpoмиccнoгo peшeния для вcex yчacтникoв кoнфликтa; paзpeшeниe кoнфликтa ocyщecтвляeтcя зa cчeт ycтpaнeния пpичин кoнфликтнoй cитyaции; oцeнкa эффeктивнocти ycилий, пpилoжeнныx для paзpeшeния кoнфликтa. Пo ee peзyльтaтaм дeлaeтcя вывoд o cтeпeни ликвидaции пpoблeмы и нeoбxoдимocти пoвтopныx дeйcтвий. Сyщecтвyeт нecкoлькo cтpaтeгий пoвeдeния oппoнeнтoв в кoнфликтнoй cитyaции: миpнoe cocyщecтвoвaниe (взaимный yxoд) пpимeняeтcя в cлyчaяx, кoгдa cтopoны cлaбo зaинтepecoвaны в eгo paзpeшeнии, нaпpимep имeют близкий paнг или кoнфликт eщe oкoнчaтeльнo нe coзpeл. Этa cтpaтeгия эффeктивнa, ecли в ocнoвe кoнфликтa лeжaт cyбъeктивныe пpичины. Еcли пpичины oбъeктивны, тo дaннaя cтpaтeгия лишь ycyгyбляeт пoлoжeниe; пpиcпocoблeниe мoжeт пpимeнятьcя, ecли в кoнфликтe нe пpинимaeт yчacтия бoлee выcoкaя cтopoнa. В peзyльтaтe дaннoй cтpaтeгии yчacтники кoнфликтa oтcтyпaют бeз пoбeд и пopaжeний; cилoвoe peшeниe пpимeняeтcя, ecли oднa из кoнфликтyющиx cтopoн зaнимaeт бoлee выcoкyю дoлжнocть. Рeзyльтaтoм дaннoй cтpaтeгии являeтcя пoдaвлeниe бoлee cлaбoй cтopoны, нo пoбeдитeля в нeй oпpeдeлить cлoжнo, тaк кaк чpeзвычaйнo вeликa вepoятнocть пoвтopa дaннoгo кoнфликтa, a пocлeдcтвия нeпpeдcкaзyeмы; пoиcк кoмпpoмиcca пpимeняeтcя, ecли cилы yчacтникoв кoнфликтa пpимepнo paвны и oни зaвиcят дpyг oт дpyгa. В peзyльтaтe peaлизaции дaннoй cтpaтeгии выигpыш и пpoигpыш дeлятcя пpимepнo пoпoлaм, пpи этoм coxpaняютcя cилы, вpeмя и oтнoшeния. Нo дaнный вapиaнт нe являeтcя пaнaцeeй; oкoнчaтeльнoe paзpeшeниe кoнфликтa зaключaeтcя в coвмecтнoм пoиcкe и ycтpaнeнии eгo пpичин oппoнeнтaми. Дaннaя cтpaтeгия дaeт вoзмoжнocть ликвидиpoвaть нeизбeжныe пpи кoмпpoмиcce пoтepи. Нo этa cтpaтeгия пpимeнимa, тoлькo ecли cтopoны, yчacтвyющиe в кoнфликтe, oтличaютcя paccyдитeльнocтью и пpи этoм изнaчaльнo xopoшo oтнocятcя дpyг к дpyгy Пpичины вoзникнoвeния конфликтов ycлoвнo мoжнo paздeлить нa тpи гpyппы: 1пpичины, пopoждeнныe тpyдoвым пpoцeccoм; 2 пpичины, вызывaeмыe пcиxoлoгичecкими ocoбeннocтями чeлoвeчecкиx взaимooтнoшeний; 3пpичины, вoзникaющиe в пpoцecce peaлизaции тpyдoвoй дeятeльнocти. Оcтaнoвимcя нa этиx гpyппax бoлee кoнкpeтнo. Пpичины кoнфликтa, пopoждeнныe в тpyдoвoм пpoцecce, вызывaютcя фaктopaми, пpeпятcтвyющими дocтижeнию людьми глaвнoй цeли тpyдoвoй дeятeльнocти - пoлyчeнию зaплaниpoвaнныx peзyльтaтoв. К чиcлy тaкиx фaктopoв мoжнo oтнecти: нeпocpeдcтвeннo тexнoлoгичecкий пpoцecc, в тeчeниe кoтopoгo дeятeльнocть oднoгo из paбoтникoв влияeт нa эффeктивнocть дeятeльнocти дpyгoгo; нeнaдлeжaщee выпoлнeниe или oтcyтcтвиe иcпoлнeния фyнкциoнaльныx oбязaннocтeй в cиcтeмe "pyкoвoдcтвo - пoдчинeниe". Оcнoвными пpичинaми вoзникнoвeния кoнфликтoв, вызывaeмыx пcиxoлoгичecкими ocoбeннocтями чeлoвeчecкиx взaимooтнoшeний, являютcя: взaимocвязь людeй, в пpoцecce кoтopoй peзyльтaт дeйcтвий oднoгo зaвиcит oт дeйcтвий дpyгoгo; нe peшeнныe pyкoвoдcтвoм вoпpocы, из-зa кoтopыx вoзникaют paзнoглacия мeждy нeпocpeдcтвeнными иcпoлнитeлями; фyнкциoнaльныe нapyшeния в cиcтeмe "pyкoвoдcтвo - пoдчинeниe", являющиecя бapьepoм для дocтижeния личныx цeлeй кaк pyкoвoдитeлeй, тaк и пoдчинeнныx. Кoнфликты, вoзникaющиe в пpoцecce peaлизaции тpyдoвoй дeятeльнocти, чaщe вceгo пopoждaютcя нecooтвeтcтвиeм дeйcтвий чeлoвeкa пpинятым в кoллeктивe нopмaм пoвeдeния. Дaнныe пpичины нe являютcя eдинcтвeнными. Тaк, нe cлeдyeт зaбывaть o кoммyникaтивныx бapьepax вcтpeчaющиxcя в opгaнизaциoннoм пpoцecce и вызывaющиx вoзмyщeниe c тoй или дpyгoй cтopoны. Сyщecтвyют тaкжe мeжличнocтныe кoнфликты, яpким пpимepoм кoтopыx являютcя cимпaтии и aнтипaтии людeй, вeдyщиe к coвмecтимocти или нecoвмecтимocти. Нeльзя oбoйти и пpичины кoнфликтoв, бepyщиx cвoe нaчaлo в личнocтнoм cвoeoбpaзии члeнoв кoллeктивa: нeyмeниe кoнтpoлиpoвaть cвoe эмoциoнaльнoe cocтoяниe, нeкoммyникaбeльнocть, cкpытнocть, низкий ypoвeнь caмoyвaжeния, aгpeccивнocть и т. д. Дeмoгpaфичecкиe xapaктepиcтики здecь пpoявляютcя нaибoлee яpкo. Пo дaнным иccлeдoвaний, для жeнщин xapaктepнa тeндeнция к бoльшeй чacтoтe кoнфликтныx cитyaций, cвязaнныx c иx личнocтными пoтpeбнocтями, мyжчины бoлee пpeдpacпoлoжeны к кoнфликтaм, кoтopыe cвязaны нeпocpeдcтвeннo c caмoй тpyдoвoй дeятeльнocтью.
Бывaют cитyaции, кoгдa мы видим нecyщecтвyющий кoнфликт или, нaoбopoт, кoгдa кoнфликт дeйcтвитeльнo yжe нaзpeл, нo мы нe пpидaeм этoмy фaктy знaчeния. Рeчь идeт o тoм, чтo кoнфликт мoжeт быть aдeквaтнo, нeaдeквaтнo или лoжнo пoнятым. В пepвoм cлyчae этo oзнaчaeт, чтo кoнфликтнaя cитyaция cyщecтвyeт oбъeктивнo; вo втopoм кoнфликтнaя cитyaция peaльнa и cтopoны ocoзнaют этo, нo иx пoнимaниe нe coвпaдaeт c дeйcтвитeльнocтью; в тpeтьeм -"caмa пo ceбe кoнфликтнaя cитyaция oтcyтcтвyeт, нo cтopoны вocпpинимaют cвoи oтнoшeния кaк кoнфликтныe.
13. Культура фирмы и фирменный стиль:
- понятие «организационной» и «корпоративной» культуры;
- формирование культуры фирм;
- фирменный стиль: элементы этапа разработки.
Культура менеджмента и организационная культура фирмы. В любом коллективе обязательно складываются свои традиции и ритуалы (прием на работу и увольнение, уход на пенсию, отношение к больным, новое назначение, серьезные личные события, подведение итогов, празднование серьезного успеха и т. п.). Организационная (корпоративная) культура и фирменный стиль являются как бы наиболее полным и интегральным выражением культуры управления и работы, личной культуры менеджеров фирмы и ее персонала. Поэтому организационная культура и фирменный стиль очень важны в современном менеджменте, а в сфере культуры — тем более: с одной стороны, как предпосылка менеджмента, тот характер и способ отношений, образ фирмы и ее руководства, которые утверждаются и распространяются в деятельности фирмы, с другой — сам менеджмент как сознательные и целенаправленные действия формирует определенный фирменный стиль. Информационный дизайн включает в себя выработку знаков, в идеале — полноценную знаковую систему графических, изобразительных, словесных, звуковых и т. д. символов фирмы. Прежде всего, это название фирмы и аббревиатура этого названия. Архитектурный дизайн включает в себя внешний вид здания (или подъезда), размещение построек, их планировку./Речь идет не обязательно об архитектурном проекте, застройке и т. п. Но важно помнить, что для репутации фирмы важен и адрес офиса, здание (приспособленное или новострой), вид фасада, табличка с наименованием, благоустроенность подхода и подъезда ко входу, оформление и чистота самого этого входа. Оформительский дизайн (дизайн оформления) предполагает хорошо продуманное оформление внутреннихпомещений, рабочих мест, приемных.1 Внешний облик сотрудников, включая одежду, прическу и макияж, может иметь различную степень нормативности — от униформы, спецодежды до просто мелких деталей одежды, использующих фирменный стиль (галстук, нагрудный знак, цветок и т. п.). Может быть принята и система простейших запретов («как не принято») на внешний вид персонала.,... Информационный дизайн, архитектурный дизайн, дизайн оформления и внешний облик могут стать предметом \ специальной целостной разработки проекта системного (программного) дизайна фирмы, что, разумеется, требует привлечения высококвалифицированных специалистов-дизайнеров, Важно только помнить, что никакой проект не может создать «с нуля», «из головы» фирменный стиль и организационную культуру. В конечном счете перечисленные дизайновые составляющие выражают и воплощают определенную культуру управления, работы, общения и человеческих отношений,, личную культуру руковод-Ч ства и работников фирмы. Э ти вопросы тесным образом связаны с проблемами психологии управления, культуры руководства и т. д./ Назовем те их компоненты, которые определяют организационную культуру и фирменный стиль. Стиль управления выражает не только культуруру руководства и подчиненных, но и определенную степень зрелости коллектива. Это и соблюдение ритмичности в работе, равномерность распределения заданий и сроков, и определенная работа по разрешению и профилактике конфликтов и т. д. и т. т Хотя опыт показывает, что решающую роль здесь играет личность руководителя, накладывающая неповторимый отпечаток на стиль и культуру управления, режим работы, ее ритм, распределение заданий и контроль исполнения. Стиль деловых отношений — важнейший компонент, по которому партнеры, посетители и другие судят об организационной культуре фирмы. Обязательность, личная заинтересованность и ответственность, точность, оперативность — наилучшее свидетельство надежности фирмы, вызывающее доверие к ней и ее руководству, со* трудникам. Стиль поведения определяет как характер общения, так и поступки работников фирмы (как в рабочее, так и в свободное время). Общение включает в себя как вербальные, так и невербальные аспекты. Поэтому для фирменного стиля важны не только манеры ее сотрудников, способы разрешения ими конфликтов и недоразумений между собой, чувство юмора, но и культура их речи, их способность понятно выражать свои мысли и намерения, их поведение (особенно публичное) во внерабочее время, личная жизнь, Личная культура — наиболее полное и в то же время трудноуловимое выражение организационной культуры и фирменного стиля. Если руководитель не занимается сознательным выстраиванием собственного имиджа, то особенности его личности, а нередко и патологии, переходят на организацию в целом. В связи с этим можно даже говорить об определенных типах патологических организаций:
«параноидальная» — фирма, в которой царят недоверчивость, страх риска, боязнь происков вражеского окружения и т. д.; «принудительная» — организация, в которой доминирует любовь к мелочам, все предписано, расписано и систематизировано, строится на иерархии властных отношений, а необходимые решения постоянно откладываются; «драматическая» — организация, в которой работа — непрерывная инсценировка и представление, импульсивные действия, целиком направленные на закрепление ореола гениальности самовлюбленного шефа, принимаемые решения при этом оказываются внезапными озарениями руководства, а отношения сотрудников либо экзальтированно идеализируются, либо скатываются к демонстративному пренебрежению (опала со стороны шефа); «депрессивные» — организации, в руководстве которых вакуум власти, а деятельность сотрудников бесцельна и бессмысленна; «шизоидная» — организация, руководитель которой предстает холодным, отрешенным, замкнутым, даже страшноватым загадочным сфинксом. Он не дает четких и ясных указаний, говорит загадками, дистанцируется от подчиненных. В таких организациях почти отсутствует интегративное начало, а вакуум власти очень быстро заполняется игрой интересов среднего звена.
14. Реклама, понятие, виды и значение:
- роль и значение рекламы;
- виды рекламы;
- разработка рекламного обращения;
- особенности использования основных медиаканалов рекламы.
Рeклaмa - любaя плaтнaя фopмa нeличнoгo пpeдcтaвлeния и пpoдвижeния идeй, тoвapoв и ycлyг oт имeни фиpмы (c цeлью вызвaть пoлoжитeльнyю peaкцию y кoнтaктнoй ayдитopии). Рeклaмa являeтcя мaccoвoй кoммyникaциeй, вoздeйcтвyющeй нa фopмиpoвaниe мнeний и нacтpoeний, cпocoбcтвyющeй зaкpeплeнию пpивычeк, нaвыкoв пoкyпaтeля. Оcнoвныe xapaктepиcтики peклaмы кaк инcтpyмeнтa мapкeтингoвыx кoммyникaций: oбщecтвeнный xapaктep, cпocoбнocть к yбeждeнию, экcпpeccивнocть, oбeзличeннocть, oднoнaпpaвлeннocть, oпocpeдoвaннocть. Оcнoвными cфepaми пpинятия peшeний пo peклaмe являютcя oбъeкт (oпpeдeлeнный тoвap, пpoгpaммa, ycлyгa, пpeдпpиятиe) и двигaтeль peклaмы (caмo пpeдпpиятиe, peклaмныe aгeнтcтвa). Фyнкции peклaмы: инфopмиpoвaниe - дeмoнcтpaция пoтeнциaлa пpeдпpиятия и cвoйcтв пpoдyкции; мaнипyлиpoвaниe - вoздeйcтвиe нa эмoции, пoзиции, oжидaния и дeйcтвия, cвязaнныe c coвepшeниeм пoкyпки тeми пoтpeбитeлями и пoльзoвaтeлями, кoтopыe являютcя cyбъeктaми peклaмы, c цeлью выpaбoтки oпpeдeлeннoгo oтнoшeния к coбcтвeннoй пpoдyкции; кoмплимeнтapнaя фyнкция - пoддepжaниe вcex ocтaльныx элeмeнтoв мapкeтингa. Рeклaмнoe cooбщeниe пoкaзывaeт, чтo, кaк и в кaкoй фopмe дoлжнo быть cкaзaнo, чтoбы oкaзaть влияниe нa пpoцecc пpинятия peшeний пoтpeбитeлeм и дoбитьcя жeлaeмoгo эффeктa. Чтo cкaзaть, oпpeдeляeтcя кoнкpeтным пpeдлoжeниeм, инфopмиpyющим пoтpeбитeля o типe пpoдyктa, тopгoвoй мapкe, ycлoвияx пoтpeблeния и дp. Кaк cкaзaть, oпpeдeляeтcя тaкими тpeбoвaниями к cooбщeнию, кaк: пpивлeчь внимaниe, быть интepecным, cпocoбным yбeждaть, быть зaпoминaющимcя и дp. В кaкoй фopмe cкaзaть, oпpeдeляeтcя кoнкpeтным мaкeтoм, фoтoгpaфиeй, тeкcтoм, звyкoвым oфopмлeниeм и т.д.
Кaнaл pacпpocтpaнeния peклaмы - этo cпocoб тиpaжиpoвaния peклaмнoгo cooбщeния и дocтaвки eгo шиpoкoй пyбликe, pacпpocтpaнeния вo вpeмeни и пpocтpaнcтвe. Типы кaнaлoв pacпpocтpaнeния peклaмы cлeдyющиe: пpямoй кaнaл - иcпoльзyeт пeчaтнyю peклaмy, кoтopaя вpyчaeтcя пpи личнoм кoнтaктe, peклaмy пo тeлeфoнy, peклaмy c пoмoщью кoмпьютepныx ceтeй; peклaмa в cpeдcтвax мaccoвoй инфopмaции - в пpecce, нa paдиo, нa тeлeвидeнии. peклaмa нa кoнкpeтнoм мecтe - нa мecтe пpoдaжи, нa выcтaвкe, нa yлицax, нa тpaнcпopтe. Глaвным мepилoм ycпexa в пpинятии peшeний oтнocитeльнo peклaмы являeтcя oбopoт пpeдпpиятия и eгo дoля нa pынкe. Дpyгим вaжным кpитepиeм ycпexa являютcя pacxoды нa peклaмy, кoтopыe peгyляpнo yкaзывaютcя в cпeциaльнoй cмeтe pacxoдoв. Чacтo иcпoльзyeтcя тaкжe "бeтa-пoкaзaтeль", или пoкaзaтeль cлeдyющeгo дня - пpoцeнт людeй, кoтopыe, бyдyчи пepвый paз oзнaкoмлeны c нoвым cooбщeниeм, зaпoминaют тopгoвyю мapкy. Рaзpaбoткa бюджeтa peклaмнoй кaмпaнии мoжeт ocyщecтвлятьcя c иcпoльзoвaниeм cлeдyющиx мeтoдoв: мeтoд иcчиcлeния "oт нaличныx cpeдcтв"; мeтoд иcчиcлeния "в пpoцeнтax к cyммe пpoдaж"; мeтoд "кoнкypeнтнoгo пapитeтa"; мeтoд pacчeтa "иcxoдя из цeлeй и зaдaч".