ОТЧЕТ
ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
студента 3 курса заочного обучения
по направлению 38.04.02 Менеджмент,
направленность (профиль) «Организация производственных систем»
Фазлиев Искандер Ильгамович
Ф.И.О
Руководитель практики:
от кафедры: Авхадиев Ф.Н.
Отчет сдан на кафедру: «___»________2019г.
Общая оценка за практику: ______________
Казань - 2019
Оглавление
1) Заключение ВКР………………………………………..……………3
2) Доклад на защите ВКР………………………………………………7
3) Презентация или иллюстрационный материал на защите ВКР.....14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенные исследования малого предпринимательства в сельском хозяйстве Республики Татарстан позволили сделать следующие выводы и предложения:
1. Проблемы текущего и перспективного развития сельского хозяйства обуславливают необходимость расширения и углубления тематики исследования, разработку модели развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве как в теоретическом, так и прикладных аспектах.
2. Особенностями развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве являются:
- земля - главное средство производства (возобновляемый ресурс);
- основные средства производства - живые организмы (животные, растения);
- воздействие природно-климатических условий на результаты и условия труда.
3. Анализ истории предпринимательства, отечественный и зарубежный опыт позволили установить, что при отнесении к субъектам малого предпринимательства учитываются не все показатели, отражающие современные требования развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве.
4. Становление современного предпринимательства в сельском хозяйстве связано с реформой собственности, с приватизации имущества и земли.
5. На основании проведенного анализа развития ООО республики выявлены следующие тенденции:
- рост числа ООО за последние 5 лет (с 2014 г. по 2018 г.) увеличилось.
- 75 % сельскохозяйственных организаций имеют земельные участки до 3000 га и лишь 15 % - свыше 7000 га, что не способствует развитию товарного производства;
- в период с 2014 г. по 2018 г. наблюдается увеличение стоимости валовой продукции сельского хозяйства на 33,89 %. Уменьшается поголовье коров на 3,80 %, молодняка КРС на 2,3 %, свиней на 4,00 %, овец и коз на 2,10 %;
- меньше половины сельхоз организаций являются убыточными.
6. Выборочное исследование, проведенное автором, показало, что повышению эффективности деятельности сельскохозяйственных организаций способствует применение инноваций. Расчеты, приведенные на базе ООО «Борнак», свидетельствуют о том, что закупка племенного скота и дальнейшее воспроизводство племенного стада позволили увеличить производство молока с 2014г. по 2018 г. почти в 1,5 раз (со 1717 до 2600 ц) и, как следствие, произошло увеличение среднегодового дохода в 2018 году на 84,62% по сравнению с 2014 годом. Дальнейший путь развития ООО «Борнак» автор видит в расширении сферы деятельности сельскохозяйственных организаций.
7. Дальнейшее развитие сельскохозяйственных организаций будет складываться под воздействием государственного направления в аграрной реформе. При продолжении сложившегося курса аграрной политики продолжится.
8. Проанализировав развитие малых сельскохозяйственных предприятий
республики, можно сделать выводы:
- количество сельскохозяйственных предприятий республики составляет около 498 штук из них прибыльных 82,8 %;
- процесс образования малых сельскохозяйственных предприятий произошел в большинстве случаев хаотично при сокращении объемов производства и численности работающих до 100 чел.
- в структуре кредиторской задолженности малых сельскохозяйственных предприятий 45 % занимают задолженности в бюджет и во внебюджетные фонды.
9. Несмотря на некоторые позитивные изменения, на пути развития малого агробизнеса Республики Татарстан стоит целый комплекс проблем, решение которых выходит за рамки отдельного региона:
- отсутствие эффективной государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- в принятых законах и постановлениях о земле отсутствуют механизмы реализации этих постановлений;
- отсутствие единой полноценной системы налогообложения, учета и отчетности;
- отсутствие стимулирования внутренних возможностей малых сельскохозяйственных предприятий, сохранения и рационального использования имеющегося производственно-технического потенциала;
- низкий уровень развития производственной базы фермерского сектора и обеспечения условий для роста производительности крестьянского труда, его привлекательности в финансовом и моральном плане;
- отсутствие инвестиций в малый агробизнес, ввиду высокой степени риска;
- наличие утраченных людьми традиций занятия частным бизнесом и необходимость психологической переориентации сознания населения.
10. Перспективными направлениями развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве должны стать:
1) На федеральном уровне:
- создание эффективной государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- определение механизма реализации постановлений о земле, принятых в ходе земельной реформы;
- совершенствование финансово-кредитных, имущественных отношений, налогообложения.
2) На уровне субъектов РФ:
- законотворческая деятельность в этой сфере экономики должна быть направлена на создание благоприятного климата для активизации предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве;
- устранение административных барьеров;
- предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок;
- координация всех вопросов, связанных с развитием малого предпринимательства в сельском хозяйстве республики.
3) На уровне местного самоуправления:
- контроль использования бюджетных средств и предоставляемых льгот;
- организация статистического учета и отчетности деятельности малого агробизнеса;
- выступление гарантом, при получении кредитов малым с/х предприятиям;
- формирование государственного заказа на сельскохозяйственную продукцию, услуги, работы.
11. Эффективность от внедрения разработанного бизнес проекта по переработке молока и мяса в малом сельскохозяйственном предприятии ООО «Борнак» состоит в следующем:
- в получении прибыли при переработке собственного сырья на 48 112,80 тыс. руб.;
- в появлении новых рабочих мест (8-10 ед.);
- в увеличении налоговых отчислений в региональный бюджет до суммы 2886,77 тыс. руб.
12. Анализ развития и проблем всех форм малого агробизнеса показал, что:
- дальнейшее развитие сельского хозяйства Республики Татарстан;
- рассмотренные положительные примеры развития ООО и малых сельскохозяйственных предприятий Республики Татарстан говорят о том, что имеется большой потенциал развития этих форм предпринимательства, решение проблем которых является одним из направлений выхода из кризиса отечественного сельскохозяйственного производства.
Доклад на защите ВКР
Уважаемый председатель и члены государственной аттестационной комиссии!
Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства в АПК, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности.
Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса.
Роль и значение малого предпринимательства необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, социальной и политической.
Все это обусловило актуальность и выбор темы исследования.
Целью исследования является выявление тенденций и проблем развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве, разработка практических предложений по его развитию на региональном уровне.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- изучить и обобщить сущность и особенности развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве в современных условиях;
- уточнить и дополнить критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в сельском хозяйстве;
- проанализировать состояние, выявить проблемы и тенденции развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве;
- определить перспективные направления развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве на региональном уровне;
- обосновать и рассчитать эффективность реализации бизнес проектов в малом агробизнесе.
Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в разработке рекомендаций по развитию малого предпринимательства на региональном уровне, а именно: структуры управления малым предпринимательством и разработкой бизнес-проектов по производству молока и мяса. Разработанные бизнес-проекты будут найти в дальнейшем практическое применение в ООО «Борнак» Балтасинского района Республики Татарстан.
Вопросы развития малого предпринимательства, его проблемы и задачи по дальнейшему развитию изложены в научных публикациях, ряд предложений по внедрению бизнес-планов приняты к внедрению в ООО «Борнак» Балтасинского района Республики Татарстан.
Проведенные исследования малого предпринимательства в сельском хозяйстве Республики Татарстан позволили сделать следующие выводы и предложения:
1. Проблемы текущего и перспективного развития сельского хозяйства обуславливают необходимость расширения и углубления тематики исследования, разработку модели развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве как в теоретическом, так и прикладных аспектах.
Предпринимательство - это особая форма экономической активности (направленная на получение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее,
2. Особенностями развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве являются:
- земля - главное средство производства (возобновляемый ресурс);
- основные средства производства - живые организмы (животные, растения);
- воздействие природно-климатических условий на результаты и условия труда;
- географическая отдаленность товаропроизводителей от основных потребителей;
- повышенная потребность в энергетических ресурсах, связанная с территориальной рассредоточенностью;
- универсальность труда (использование одного и того же специалиста, рабочего на разных участках работы);
3. Анализ истории предпринимательства, отечественный и зарубежный опыт позволили установить, что при отнесении к субъектам малого предпринимательства учитываются не все показатели, отражающие современные требования развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве. В связи с этим критериями отнесения к малому бизнесу считать не только среднесписочную численность работающих (до 100 чел.), но и годовой объем реализации (до 800 млн. рублей).
4. Становление современного предпринимательства в сельском хозяйстве связано с реформой собственности, с приватизации имущества и земли. Основными его формами являются малые сельскохозяйственные предприятия.
5. На основании проведенного анализа развития ООО республики выявлены следующие тенденции:
- рост числа ООО за последние 5 лет (с 2014 г. по 2018 г.) увеличилось.
- 75 % сельскохозяйственных организаций имеют земельные участки до 3000 га и лишь 15 % - свыше 7000 га, что не способствует развитию товарного производства;
- в период с 2014 г. по 2018 г. наблюдается увеличение стоимости валовой продукции сельского хозяйства на 33,89 %. Уменьшается поголовье коров на 3,80 %, молодняка КРС на 2,3 %, свиней на 4,00 %, овец и коз на 2,10 %;
- меньше половины сельхоз организаций являются убыточными.
6. Выборочное исследование, проведенное автором, показало, что повышению эффективности деятельности сельскохозяйственных организаций способствует применение инноваций. Расчеты, приведенные на базе ООО «Борнак», свидетельствуют о том, что закупка племенного скота и дальнейшее воспроизводство племенного стада позволили увеличить производство молока с 2014г. по 2018 г. почти в 1,5 раз (со 1717 до 2600 ц) и, как следствие, произошло увеличение среднегодового дохода в 2018 году на 84,62% по сравнению с 2014 годом. Дальнейший путь развития ООО «Борнак» автор видит в расширении сферы деятельности сельскохозяйственных организаций, заключающейся в организации производства, переработки и реализации молока и молочной продукции и мясной продукции в замкнутый цикл для выхода на новые рынки сбыта.
7. Дальнейшее развитие сельскохозяйственных организаций будет складываться под воздействием государственного направления в аграрной реформе. При продолжении сложившегося курса аграрной политики продолжится.
8. Проанализировав развитие малых сельскохозяйственных предприятий
республики, можно сделать выводы:
- количество сельскохозяйственных предприятий республики составляет около 498 штук из них прибыльных 82,8 %;
- процесс образования малых сельскохозяйственных предприятий произошел в большинстве случаев хаотично при сокращении объемов производства и численности работающих до 100 чел., что является одной из основных причин наличия малых сельскохозяйственных предприятий с положительной и отрицательной динамикой показателей производственно-финансовой деятельности;
- в структуре кредиторской задолженности малых сельскохозяйственных предприятий 45 % занимают задолженности в бюджет и во внебюджетные фонды.
9. Несмотря на некоторые позитивные изменения, на пути развития малого агробизнеса Республики Татарстан стоит целый комплекс проблем, решение которых выходит за рамки отдельного региона:
- отсутствие эффективной государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- в принятых законах и постановлениях о земле отсутствуют механизмы реализации этих постановлений;
- законодательство и нормативно-правовые акты по развитию малого предпринимательства на селе не соответствуют быстроменяющимся требованиям времени, новые законодательные акты принимаются без анализа уже действующих;
- существующая финансово-кредитная система малого предпринимательства не решает такие важные вопросы как: микрофинансирование; предоставление кредитных гарантий (поручительств), долгосрочное кредитование; слабое финансирование программ из бюджета, отсутствие систем страхования и частных инвестиционных фондов;
- отсутствие единой полноценной системы налогообложения, учета и отчетности;
- отсутствие стимулирования внутренних возможностей малых сельскохозяйственных предприятий, сохранения и рационального использования имеющегося производственно-технического потенциала;
- низкий уровень развития производственной базы фермерского сектора и обеспечения условий для роста производительности крестьянского труда, его привлекательности в финансовом и моральном плане;
- отсутствие инвестиций в малый агробизнес, ввиду высокой степени риска;
- нехватка руководителей - предпринимателей и специалистов, обладающих современными знаниями в республики рыночной экономики, менеджмента, маркетинга, новых прогрессивных технологий;
- наличие утраченных людьми традиций занятия частным бизнесом и необходимость психологической переориентации сознания населения.
10. Перспективными направлениями развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве должны стать:
1) На федеральном уровне:
- создание эффективной государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- определение механизма реализации постановлений о земле, принятых в ходе земельной реформы;
- совершенствование финансово-кредитных, имущественных отношений, налогообложения;
- регулирование цен на продукцию и услуги естественных и хозяйственных монополий (горюче-смазочные материалы, электроэнергия, услуги железнодорожного транспорта, основные виды машиностроительной продукции монопольных заводов - поставщиков).
2) На уровне субъектов РФ:
- законотворческая деятельность в этой сфере экономики должна быть направлена на создание благоприятного климата для активизации предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве;
- устранение административных барьеров;
- предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок;
- ввод системы гарантированных цен с авансированием до 50 % от их величины и квот закупок в региональные фонды на наиболее важные виды продукции; выплаты на них государственных дотаций;
- обеспечение льготного кредитования всех форм малого предпринимательства;
- выделение субвенций на формирование социальной и производственной инфраструктуры в сельской местности;
- совершенствование системы подготовки предпринимателей и фермеров;
- координация всех вопросов, связанных с развитием малого предпринимательства в сельском хозяйстве республики.
3) На уровне местного самоуправления:
- контроль использования бюджетных средств и предоставляемых льгот;
- организация статистического учета и отчетности деятельности малого агробизнеса;
- организация информационного и консультационного обслуживания;
- имущественная поддержка, в виде выделения, продажи, сдачи в аренду имущества обанкротившихся сельскохозяйственных предприятий малым сельскохозяйственным предприятиям и фермерам;
- обобщение и распространение передового опыта ведения сельскохозяйственного производства;
- выступление гарантом, при получении кредитов малым с/х предприятиям;
- формирование государственного заказа на сельскохозяйственную продукцию, услуги, работы.
11. Эффективность от внедрения разработанного бизнес проекта по переработке молока и мяса в малом сельскохозяйственном предприятии ООО «Борнак» состоит в следующем:
- в получении прибыли при переработке собственного сырья на 48 112,80 тыс. руб.;
- в появлении новых рабочих мест (8-10 ед.);
- в увеличении налоговых отчислений в региональный бюджет до суммы 2886,77 тыс. руб.
Анализ развития и проблем всех форм малого агробизнеса показал, что:
- дальнейшее развитие сельского хозяйства Республики Татарстан должно основываться на сочетании крупного, среднего и мелкого производства, однако при длительном сохранении многоукладной структуры в сельском хозяйстве соотношение укладов и форм будет меняться, при этом основой хозяйственного механизма в республике должно стать производственное предпринимательство, с созданием ему условий для его развития;
- рассмотренные положительные примеры развития ООО и малых сельскохозяйственных предприятий Республики Татарстан говорят о том, что имеется большой потенциал развития этих форм предпринимательства, решение проблем которых является одним из направлений выхода из кризиса отечественного сельскохозяйственного производства.
Иллюстрационный материал
ЛИСТ 1