Учебная группа: 317МСХ
Дата: 07.04.2020
Номер урока в соответствии с рабочей программой: 43,44
Тема урока: «Классификация способов восстановления деталей»
Цели урока:
1.Формирование у обучающихся новых знаний о способах ремонта деталей тракторов и с/х техники.
Инструкция.
Изучить прилагаемый теоретический материал.
Ответить на вопросы в конце теоретического материала и выполнить контрольные задания.
Ответы присылать в личные сообщения Вконтакте в виде текстового файла Word или в виде фотографий (если ответы написаны от руки в тетради) в комментарии под соответствующей темой.
Теоретическая часть.
Классификация способов восстановления деталей
Восстановление и дальнейшее использование изношенных и поврежденных деталей является одним из основных факторов техническо-экономической эффективности производства. Ремонт детали предусматривает восстановление ее работоспособности, первоначальной посадки, размеров, геометрической формы и взаиморасположения осей, прочности, твердости, герметичности и др.
Устранить одни и те же дефекты возможно различными способами, например, изношенные места могут быть отремонтированы хромированием, металлизацией, наплавкой, механической обработкой и другими способами, и наоборот, — один и тот же способ ремонта может быть применен для устранения разных дефектов. Например, сварка применима для восстановления изношенных участков детали, заварки трещин, наплавки резьбы и др.
Все способы восстановления деталей классифицируют на следующие группы:
1. Способы слесарно-механической обработки:
а) под новый размер (отличный от номинального): индивидуальный (подгонкой); ремонтный;
б) под номинальный (первоначальный) размер: добавочными ремонтными деталями (ДР); заменой части детали; смещением осей обрабатываемых поверхностей в новое положение.
2. Способы слесарной обработки притиркой, шабровкой, постановкой заплат, штифтовкой и склеиванием.
3.Способы ремонта деталей пластической деформацией: раздачей, осадкой, обжатием, вдавливанием, правкой и накаткой.
4. Наплавка и сварка (газовой, электродуговой при постоянном и переменном токе, автоматической под слоем флюса, электроимпульсной наплавкой и пайкой).
5. Металлизация (газовая, электрометаллизация высокочастотная плазменная).
6. Способы электролитического наращивания (хромированием, осталиванием, меднением, химическим никелированием).
7. Применение полимерных материалов.
Слесарно-механическая обработка
Сущность слесарно-механической обработки заключается в восстановлении правильной геометрической формы и поверхностных свойств деталей, а также обеспечении их первоначальной посадки.
Слесарную обработку, как способ восстановления деталей, можно разделить на следующие виды:
- штифтовка,
- постановка заплат,
- шлифование и притирка,
- восстановление деталей под ремонтный размер,
- постановка дополнительной детали (например, втулки и т.п.).
А) Штифтовка (длина трещины менее 30 мм) Ремонт деталей штифтовкой заключается в заделке трещин в неответственных местах путем постановки на всей длине трещины штифтов из красной меди с последующей их расчеканкой и поверхностным лужением.
Работы при этом выполняются в следующей последовательности:
1. определить границы трещины (мел и керосин),
2. засверлить концы трещины, нарезать резьбу и ввернуть штифты из красной меди 0,6 мм,
3. просверлить отверстие на расстоянии 9-10 мм от оси первого отверстия, просверленного в конце тещины и ввернуть штифт,
4. просверлить отверстие между штифтами так, чтобы оно захватило 1/3 части одного и другого штифта и так же поставить штифты вдоль всей трещины. Высота штифтов должна быть больше (выше) поверхности блока на 0,1-0,2 мм,
5. расчеканить выступающие концы штифтов и пропаять мягким припоем. Проверить качество.
Б) Постановка заплат
Постановкой заплат восстанавливаются картера агрегатов автомобилей, имеющих пробоины и трещины. Заплаты устанавливаются следующими способами:
- на винтах,
- ·на заклепках,
- приваркой,
- приклеиванием.
В) Шлифование и притирка
Этот способ наиболее часто применяется при ремонте сопряжения седло-клапан.
Для седел выпускного клапана применяют конусные абразивы под углом 30° (относительно горизонтальной оси), для выпускного клапана - 45°. Ремонт рабочих фасок седел клапанов производят шлифованием специальными абразивными камнями.
Технические условия:
- перед исправлением седла клапана следует проверить состояние направляющей клапана,
- ширина рабочей фаски клапана не менее 2,5-3,0 мм.
Притирка - является завершающей операцией при восстановлении герметичности клапанов.
Г) Восстановление деталей под ремонтный размер.
Это один из наиболее старых и доступных способов. Сущность способа в том, что одна из деталей (более дорого стоящая) обрабатывается под меньший (вал) или больший (отверстие) размер, а другая заменяется на новую.
Предельно допустимые размеры отдельных деталей определяются:
- прочностью деталей,
- глубиной закаленного слоя (поверхностного).
Ремонтные размеры получают путем:
- проточки,
- расточки,
- шлифования,
- хонингования и т.д.
Ремонтные размеры имеют:
- шейки коленчатого вала,
- гильзы цилиндров,
- поршни,
- поршневые кольца,
- поршневые пальцы,
- стержни клапанов,
- тормозные барабаны,
- нажимные диски сцепления и др. детали.
Д) Восстановление деталей способом дополнительных деталей.
Этот способ применяется в том случае, когда необходимо восстановить и характер посадки, и первоначальные размеры деталей. Сущность состоит в том, что изношенная поверхность обрабатывается под больший или меньший размер и в основную деталь устанавливается дополнительная деталь (ввертыш, втулка и т.д.).
Этим способом восстанавливаются как круглые так и плоские детали. Для восстановления плоских поверхностей:
- пластины,
- диски,
- кольца.
Для восстановления резьбовых отверстий применяются - ввертыши.
Крепление дополнительных деталей:
- за счет насадок с натягом,
- приварок в нескольких точках,
- применение стопорных винтов, шпилек, штифтов.
Примеры применения:
- отверстия под свечу,
- отверстия под подшипники заднего моста,
- отверстия под шкворни и т.д.