Тема практического занятия. Современные технологии в обучении истории

План.

      1.Общая характеристика термина «педагогические технологии».

      2. Место и роль технологий развивающего обучения в преподавании и изучении истории. Виды технологий развивающего обучения.

2.1. Технология проблемно-диалогического обучения истории.

2.2. Технология проблемно-модульного обучения истории. Опорные конспекты

2.3. Технология коллективной мыслительной деятельности.

2.4. Технология «Мозговой штурм».

2. 5. Технология «Дебаты»

2.6. Технология обучения «ремеслу историка».

2.7. Групповые технологии обучения (игровая модель).

3. Технологии организации поисковой учебно-исследовательской деятельности обучающихся по истории. Проектная технология.

4. Информационные технологии в образовании и преподавании истории

 

 

Литература.

Основная литература.

1.    Современные образовательные технологии: учебное пособие. / кол. авторов: под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2010 – 432 с.

2.    Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский лом «Академия», 2007, - 368 с.

3.    Захарова И.Г. Информационные технологии образования: учеб. пособие для студ. Учреждений высш. проф. Образования – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192 с (сер. Бакалавриат).

4.    Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Издательский дом «Академия», 2009. – 192 с.

5.    Подласый И.П. Педагогика: учебник. / И.П.Подласый.-2-е изд. Доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД,.Юрайт, 2011, гл. 11,12, С.321-418.

6.    Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.-М.:Педагогика,1989

7.    Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе.- М.,1989.

8.    Современные образовательные технологии / под ред. Н. В. Бордовской. М., КНОРУС, 2013 – 432 с.

9.    Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 79 с. (Библиотека учителя истории).

10.  Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения.- М.: Изд-во МГУ, 2003, - 416 с.

11.  Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. – М.,: Народное образование, 1996.

Дополнительная литература.

Антонова, Т. С. Мультимедийный курс истории России. Новые возможности [Электронный ресурс] / Т. С. Антонова, А. Л. Харитонов // Ассоциация «История и компьютер» / Исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. – Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/Association/HAC/aik/educat.htm

Архипов, Б. В. Опыт реализации исторического медиаобразования / Б. В. Архипов // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 9. – С. 41-45.

Балыкина, Е. Н. Эффективность применения компьютерных обучающих программ по социально-гуманитарным дисциплинам [Электронный ресурс] / Е. Н. Балыкина. – Режим доступа: http://www.bytic.ru/cue99M/beh9ffb3s.html

Баранов П.А., Шевченко С.В. Индивидуальный учебный план учащегося в системе профильного обучения истории. // Преподавание истории и обществознания в школе, 2008, № 8, С. 46- 53.

Богоявленский Б.Д., Власова Е.В., Митрофанов К.Г. Исследовательские работы школьников: возможности, тенденции, результаты. // Преподавание истории в школе, 2000, №1.

Богоявленский Б.Д., Митрофанов К.Г. Преподавание истории: старые вопросы, новые подходы, вечные претензии. // Преподавание истории в школе, 1995, № 3, С.29.

Ваисова, Л. М. Информационные технологии в проектной деятельности по истории и обществознанию / Л. М. Ваисова // Преподавание истории в школе. – 2007. – № 5. – С. 22-25.

Виртуальный круглый стол / Г. Аствацатуров, А. Драхлер, Ю. Кушнерева [и др.] // Преподавание истории в школе. – 2007. – № 2. – С. 23-33.

Власова Т.А. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах, //Преподавание истории и обществознания в школе, 2005, № 3.

Вольнова, С. Творчество на экране: метод. советы для проведения медиаурока: 6-9 кл. / С. Вольнова, Н. Медников // История: газ. издат. дома "Первое сентября". – 2008. – № 6. – С. 43-46.

Воскресенская Н. Дух демократии: использование компьютерных технологий в преподавании общественных дисциплин / Н. Воскресенская // Учительская газета. – 2004. – 7 дек. (№ 49-50). – Вкл. "ИКТ в образовании. Вып. 26". – С. 4.

Господарик, Ю. П. Возможности дистанционного обучения истории на профильном уровне / Ю. П. Господарик // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. – № 10. – С. 39-45.

Господарик, Ю. П. Электронная хрестоматия в интернете как средство поддержки школьного учебника истории / Ю. П. Господарик // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. – № 2. – С. 19-27.

Иерусалимский, Ю. Ю. Электронные издания по отечественной истории [Электронный ресурс] / Ю. Ю. Иерусалимский, В. П. Федюк // Ассоциация «История и компьютер» / Исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. – Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/Association/HAC/aik/educat.htm

Козленко, С. И. Профильное обучение и современные образовательные технологии: курс лекций для дистанционного обучения. Лекция 6: Современные информационные технологии на уроках истории в профильной школе / С. И. Козленко, Е. В. Саплина // История: газ. издат. дома "Первое сентября". – 2007. – № 22. – С. 38-45.

Комиссаров В.И. Проблемная школьная лекция. // Преподавании е истории в школе, 2000, № 1.

Кускашева Л.Г. Практика использования технологий разноуровнего и развивающего обучения.// Преподавание истории и обществознания в школе, 2003, № 1.

Лазукова Н.Н. Использование технологического подхода в обучении истории. // Преподавание истории в школе, 2001, №1, С. 59.

Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М.,1998.

Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит. – Москва – Воронеж, 2001.

Лизинский В.М. Приемы и формы учебной деятельности. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160с.

Лосев, С. А. Использование видеоматериалов на уроках отечественной истории / С. А. Лосев // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 6. – С. 64-68.

Лукутин А.В. Учить ремеслу историка.//Преподавание истории и обществознания в школе, 2005, № 1.

Можаева, Г. В. Информационные технологии в подготовке историков-педагогов [Электронный ресурс] / Г. В. Можаева // Ассоциация «История и компьютер» / Исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. – Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/Association/HAC/aik/educat.htm

Обутова, О. Д. Аудио-визуальные информационные технологии в преподавании истории / О. Д. Обутова // Вопросы интернет-образования. – Режим доступа: http://vio.fio.ru/vio_35/cd_site/Articles/art_3_3.htm

Ресурсы Интернета и уроки истории в средней школе. // Настольная книга учителя истории. 5-11 классы. – Авт.-сост. М.Н.Чернова, - М.: Эксмо, 2006, С.78.

Тараненко Е.А. Методика полноценного сотрудничества. // Преподавание истории в школе, 2000, № 1.

Троицкий Ю. Об инновационном стандарте исторического образования. // «История» приложение к газете «Первое сентября», 1996, № 36, С.5.

Троицкий Ю.Л. Дети пишут историю. (Иновационая технология исторического образования). // преподавание истории в школе, 1999, №1, С. 24.

Троицкий Ю.Л. Новая технология исторического образования.// «История» приложение к газете «Первое сентября», 1994, №с 45.

Ушакова, О. А. Использование электронных пособий на уроках истории / О. А. Ушакова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2007. – № 3. – С. 31-35.

Хропов, Е. С. Новая компьютерная технология в работе с картой на уроке истории / Е. С. Хропов // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 2. – С. 9-18.

Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. – М.: ВЛАДОС, 2000.

Чошанов М.А. К вопросу о проблемно-модульном обучении. // Среднее специальное образование, 1991, № 7, С. 10-13.

 Шоган В.В. Новые технологии в историческом образовании. /В.В.Шоган. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.- 156 с. (Высшее образование)

Щербо И.Н. Технология развития рефлексивного мышления. //Преподавание истории в школе, 2001, № 2, С.50.

 Юдовская А.Я. Критическое осмысление прочитанного. // Преподавание истории и обществознания в школе, 2004, № 10, С.46-50.

 

Методические рекомендации к теме

 

 При подготовке к занятию необходимо прежде всего определиться с понятиями «модель обучения», «технология», «образовательная технология».

Модель обучения - это технология (форма), состоящая из системы конкретных механизмов обучения.

Учителю историю важно уметь ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, которые по уровню применения делятся на общепедагогические, частнопредметные, локальные и модульные.

На этом этапе изучения темы необходимо дать характеристику вышеуказанной классификации инновационных технологий.

Следует отметить также, что чаще всего применяются технологии развивающего обучения. Его научное обоснование дано в трудах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Да-выдова, Н.А. Менчинской и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса.

Под развивающим обучением понимается активно-деятельностный тип обучения, при котором учитываются и используются закономерности развития инвидуума. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. В методике сочетаются рациональное и эмоциональное, факты и обобщения, объяснительный и поисковый (исследовательский) методы. В преподавании используются дидактические игры, дискуссии и др.

Методическая цель развивающего обучения - создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников. Эта цель достигается следующими способами: учитель создает проблемные ситуации; использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности; составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися; стимулирует у учащихся познавательную активность; оценивает не только конечный результат, но и процесс деятельности ученика.

В преподавании истории технология развивающего обучения находится в состоянии разработки, но урок остается основной формой образовательного процесса, варьироваться могут его функции, способы организации.

На уроке развивающего обучения процесс познания идет от ученика: интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, включением механизма исследования и творчества; коллективный поиск, направляемый учителем, обеспечивается вопросами, стимулирующими самостоятельную активность учеников.

Завершая обсуждение теоретической части проблемы, необходимо сделать вывод. Рекомендуется также практически (на примерах) представить фрагмент урока по технологии развивающего обучения.

Дискуссионная модель обучения истории и обществознанию считается инновационной технологией, при которой основным средством познания является дискуссия.

Дискуссия - это рассмотрение, исследование, публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, в процессе которой сталкиваются различные точки зрения.

Дискуссионная модель обучения предполагает три типа дискуссий, зависящих от целей, определенных учителем: императивный, конфронтационный, информативный.

В процессе изучения темы следует раскрыть сущность представленных типов дискуссий.

Важно подчеркнуть, что дискуссионная модель обучения осуществляется с помощью урока. Определены и принципы дискуссионной модели: равенство участников дискуссии, устойчивая направленность дискуссии, адекватность восприятия.

В соответствии с технологией, к каждому уроку подбирается тема и проблемы для обсуждения. Тема должна носить актуальный характер, определяющийся в ходе дискуссии (легкие вопросы на обсуждение не выносятся).

Важно отметить, что каждый урок следует тщательно продумать, необходимо определить план ведения дискуссии: вступительное слово учителя, выступления участников дискуссии, формирование альтернативных групп, подведение дискуссии к общей точке зрения, заключение.

В завершении рассмотрения данного вопроса следует подчеркнуть положительные и отрицательные стороны дискуссионной модели обучения. Так же, практически, рекомендуется представить фрагмент урока по технологии дискуссионного обучения.

 В современной школе широко распространены групповые технологии. Следует отметить, что организационно структура групповых способов обучения может быть комбинированной, содержащей в себе различные формы: групповую, парную и индивидуальную. Объясните сущность указанных форм обучения.

Групповой способ обучения соответствует классно-урочной системе. Эта форма работы обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, позволяет обучать как сильных, так и слабых учеников, основой подхода является сотрудничество.

Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают: взаимное обогащение знаниями учащихся в группе; организацию совместных действий, распределение начальных действий и т.д. (продолжите перечень).

Далее необходимо отметить и особенности организации групповой работы учащихся на уроке: класс делится на группы для решения конкретных задач; каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальную работу каждого члена группы; состав группы непостоянный, подбирается с учетом максимальных возможностей каждого члена группы. Важно отметить, что однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового задания, а дифференцированная – выполнение разнообразных заданий несколькими группами.

Состав группы подбирается по принципу объединения школьников разного уровня обучаемости, что позволяет им взаимно дополнять друг друга.

Технологический процесс групповой работы представлен несколькими этапами: подготовка к выполнению задания, групповая работа, заключительная часть.

Раскройте содержание и методику проведения каждого из перечисленных этапов.

На данном уровне обсуждения проблемы необходимо указать функции, выполняемые учителем во время групповой работы. Перечислите основные из них.

Необходимо отметить, что групповая форма работы на уроке применяется для решения почти всех основных дидактических задач.

К разновидностям групповых технологий относятся: групповой опрос, проводимый с целью повторения и закрепления нового материала; диспут (цель - научить логично, доказательно отстаивать свою точку зрения); нетрадиционные уроки - урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок и др.

Завершая изучение данного вопроса, рекомендуется составить классификацию и раскрыть сущность групповых технологий обучения истории.

Помимо инновационных технологий обучения разработаны инновационные элементы, применяемые на традиционных уроках.

Элементом инновационной технологии является концепция обучения, основанная на работе учащихся с документально-методическими комплексами.

Изучив источники, учащиеся приводят иные версии исторических событий - сами пишут историю. Инновацией в обучении истории является использование опорных конспектов, схем, систематизирующих весь учебный материал по темам. В процессе изучения вопроса следует указать и раскрыть содержание остальных инновационных элементов обучения истории и обществознанию, привести примеры.

 

 

Задание 1.

На основе изучения основной и дополнительной литературы выделить структурные компоненты и составить алгоритм одной из технологий развивающего обучения истории (по выбору). Вид отчетности – презентация.

Для выполнения задания желательно использовать ниже представленную памятку.

Модель анализа и описания педагогических технологий:

1.Название технологии, отражающее главную решаемую ею проблему, принципиальную идею, существо применяемой системы обучения. Название, как правило, дается по самому яркому ее признаку.

2.Вид педагогической технологии по уровню применения (метатехнология, отраслевая, модульно-локальная, микротехнология).

3.Целевая ориентация технологии (цели, задачи, достижение и решение которых планируется в технологии).

4.Концептуальная основа педагогической технологии. (Краткое описание руководящих идей и принципов технологии, философских позиций, используемых факторов и закономерностей образовательного процесса, научного освоения педагогического опыта, ориентация технологии на определенную сферу развития личности).

5.Содержание учебно-воспитательного процесса. (Характеризуется педагогическая деятельность учителей и учащихся в рамках технологии, объем и характер содержания, структура учебно-воспитательных планов, материалов, программ).

6.Процессуальная характеристика (методические особенности). (Описываются мотивационная характеристика, особенности методики, применения методов и средств обучения, управление и организационные формы педагогического процесса).

7.Программно-методическое обеспечение.

8.Оценка (экспертиза) педагогической технологии. (Главным критерием оценки педагогической технологии являются ее эффективность и результативность).

 

Задание 2.

Осуществить моделирование учебных ситуаций с использованием технологий развивающего обучения истории на примере группы уроков, урока по теме: «Россия в Первой мировой войне», «Первая мировая война». Для выполнения данного задание студенты должны разделаться на группы. Все уроки разрабатываются согласно единому тематическому планированию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: