Расписка является составной частью Акта

Тема: Порядок проведения инвентаризации кассы. Отражение инвентаризации

· Цель: ознакомить и формировать знания в проведении инвентаризации кассы

· План лекции:

1. Общее положение;

2. Порядок проведения инвентаризации;

3. Отражение в учете результатов инвентаризации.

Нормативная база

• Налоговый кодекс ДНР

• КЗоТ – Кодекс законов о труде.

• Положение № 637 – Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

• Инструкция № 69 – Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, документов и расчетов, утвержденная приказом Минфина Украины от 11.08.94 г. № 69.

Формы, бланки

• Акт – Акт о результатах инвентаризации денежных средств, имеющихся в наличии.

 

Общие положения

Инвентаризация - это основной способ фактического контроля за сохранностью имущественных ценностей и средств.

В зависимости от критериев группировки выделяют следующие виды инвентаризации:

Критерий Вид инвентаризации
Объем проверяемых объектов Полная Частичная
Метод осуществления Натуральная Документальная
Частота проведения Плановая Внеплановая
 

 

Проводят инвентаризацию денежных средств (наличных, денежных средств, ценных бумаг, денежных документов (уплаченных санаторно-туристических путевок, почтовых марок и т.д.) и бланков документов строгой отчетности), то есть активов, учитываемых на счетах 30, 31, 33 в порядке, установленном в Положении о ведении кассовых операций в национальной валюте в ДНР. По нему следует осуществить сверку имеющихся средств с данными, указанными в учетных регистрах.

Инвентаризация кассы предприятия – достаточно важное и ответственное мероприятие. Ведь она осуществляется с целью контроля за сохранностью наличных денежных средств и других ценностей, хранящихся в кассе предприятия.

Касса – это помещение или место осуществления наличных расчетов, а также приема, выдачи, хранения наличных денежных средств, других ценностей, кассовых документов.

Из приведенного определения следует, что если предприятие использует в расчетах с покупателями РРО и т.д, то инвентаризация осуществляется как непосредственно в кассе такого предприятия, так и в местах осуществления наличных расчетов (т. е. в местах применения РРО и/или расчетных книжек).

 

Порядок проведения инвентаризации

При проведении инвентаризации необходимо придерживаться общих требований действующего законодательства (в частности, Инструкции № 69) и специальных норм, предусмотренных в Положении № 637.

Порядок проведения инвентаризации определен п. 4.10 Положения № 637.

Условно этот процесс можно разделить на три этапа:

1. Подготовительные процедуры.

2. Проверка фактического наличия денежных средств и других ценностей, хранящихся в кассе предприятия.

3. Оформление результатов инвентаризации.

Подготовительные процедуры. Основанием для проведения инвентаризации является соответствующий приказ руководителя предприятия. Типовая форма такого приказа действующим законодательством не установлена, поэтому составляется он в произвольной форме (см. пример 1).

       В соответствии с абз. 4 п. 4.10 Положения № 637 перед началом инвентаризации кассы каждое материально ответственное лицо дает расписку о полноте осуществления операций с наличностью.

 

 

Пример 1
Открытое акционерное общество «Восток» ПРИКАЗ от 28 марта 2019 г. № 147 г. Донецк С целью сохранности наличных денежных средств и согласно требованиям Инструкции по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, документов и расчетов, утвержденной приказом Минфина от 11.08.94 г. № 69, и Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637, приказываю: 1. В срок до 02.04.2019 г. провести инвентаризацию кассы предприятия и касс всех обособленных подразделений по состоянию на 01.04.2019 г. 2. Назначить рабочую инвентаризационную комиссию в составе: председатель комиссии – Лисюра И. И., заместитель руководителя по финансовым вопросам; члены комиссии: Иноземцева А. А., бухгалтер; Фокина З. М., экономист; Зинченко С. М., товаровед. 3. Контроль за выполнением приказа оставляю за собой. Руководитель ____________ А. В. Смирнов С приказом ознакомлены: Зам. руководителя _____________ И. И. Лисюра Бухгалтер ______________ А. А. Иноземцева Экономист ______________ З. М. Фокина Товаровед ______________ С. М. Зинченко 28.03.2019 г.

 

Расписка является составной частью Акта.

Проверка фактического наличия денежных и других ценностей, хранящихся в кассе предприятия. Во время инвентаризации члены комиссии производят пересчет всех денежных средств и проверяют наличие других ценностей, хранящихся в кассе. Установленная сумма заносится в Акт. Фактическая сумма наличных денежных средств и наличие других ценностей, хранящихся в кассе предприятия, сверяются с данными кассовой книги, дневного отчета РРО (РК и КУРО) и другими учетными регистрами.

При сверке фактических и учетных данных следует помнить о том, что приходные и расходные документы, выписанные в день проведения инвентаризации, могут быть не отражены в кассовой книге. Ведь согласно п. 4.3 Положения № 637 записи в книге осуществляются в день поступления и/или выдачи наличности. Главное, чтобы каждая операция с наличностью была документально оформлена, т. е. подтверждена соответствующими документами.

Комиссия также проверяет правильность (правомерность) оприходования и выдачи наличности из кассы и документального оформления операций с наличностью.

В случае автоматизированного ведения кассовой книги проверяется правильность работы программных средств обработки кассовых документов.

Оформление результатов инвентаризации. По окончании инвентаризации комиссия составляет Акт с покупюрным перечнем всех наличных денежных средств. В случае выявления в ходе инвентаризации недостачи или излишка ценностей в кассе в Акте указывается сумма недостачи или излишка, и выясняются причины их возникновения. При этом кассир предприятия вправе дать пояснения, которые в обязательном порядке заносятся в Акт. Излишек приходуется в кассу и зачисляется в доход предприятия, а недостача взыскивается с виновных лиц.

Акт составляется в двух экземплярах (при смене материально ответственных лиц – в трех) и подписывается председателем комиссии, ее членами и материально ответственным лицом. Один экземпляр Акта передается в бухгалтерию предприятия, а второй остается у материально ответственного лица. В случае выявления недостачи или излишка ценностей руководитель предприятия принимает соответствующее решение (например, об удержании недостачи из зарплаты кассира), которое также фиксируется в Акте.

 

 

 

 

Возмещение недостачи

При наличии договора о полной материальной ответственности согласно ст. 134 КЗоТ в случае недостачи ценностей, хранящихся в кассе, кассир возмещает ущерб в полном объеме независимо от размеров своей заработной платы. Вместе с тем договор о полной материальной ответственности не может быть заключен с работником, которому не исполнилось 18 лет (ст. 1351 КЗоТ). Такой работник несет ответственность за причиненный ущерб в размере, не превышающем его среднемесячную зарплату.

При удержании недостачи из зарплаты работника следует помнить о Законе «Об оплате труда», которой ограничен размер отчислений из заработной платы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: