Становление и развитие социального профессионального образования

Становление профессионального социального образования относится к началу 20 века. В 1910 году в Копенгагене проходил 5 Международный конгресс по вопросам общественного и частного призрения, в работе которого принимала участие и российская делегация под руководством Г.Г. Витте. Именно там была принята резолюция, в которой отмечалась необходимость подготовки в особых школах общественного призрения «правильно поставленных хожатых».

В 1913-1917 гг. на юридическом факультете частного психоневрологического института в С.-Петербурге были открыты курсы социологии, общественного призрения, истории социальных учреждений, социальной психологии и др.

Затем, после I съезда деятелей по общественному и частному призрению, начали организовываться различные курсы благотворительных обществах и земских управах сроком обучения на них от нескольких месяцев до одного года.

Необходимость подготовки кадров для учреждений социальной сферы определялась отсутствием специалистов для работы с детьми-сиротами, увечными войнами и другими нуждающимися. В связи с этим стали появляться различные курсы, новые программы профессиональной подготовки для социальной сферы.

В советский период социальное образование развивалось в рамках системы социальной обеспечения и специалисты социальной работы как таковые не готовились. Подготовка кадров долгое время оставалась курсовой.

К этой деятельности привлекались силы не только соответствующего министерства, но и общественных организаций (общества Красного Креста и Красного Полумесяца и др.).

Большую помощь в самообразовании работников социального обеспечения оказывал журнал «Социальное обеспечение», в котором публиковались материалы методического характера, обобщался опыт социальной практики, а также пособия по вопросам социального обеспечения.

Но курсовая подготовка не являлась обязательной для сотрудников системы социального обеспечения и не охватывала все категории работников, а содержание обучения часто сводилось к изучению пенсионного законодательства, законодательства о пособиях и механизмах их расчета.

В 1953 г. был проведен первый набор слушателей по трехгодичной программе высшего образования в Московской школе профдвижения ВЦСПС.

В 1980-е годы среднеспециальное образование можно было получить в техникумах системы социального обеспечения по специальностям

· «Бюджетный учет» (специализация - для системы социального обеспечения),

· «Право и организация социального обеспечения»,

· «Протезное производство», «Обслуживание на дому одиноких нетрудоспособных граждан».

1 июня 1988 г. выходит Приказ Министерства социального обеспечения РСФСР «О перестройке системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов системы социального обеспечения РСФСР», который способствовал созданию единой системы непрерывной подготовки кадров на базе высших и средних специальных учебных заведений. Однако, практика привлечения выпускников различных средних специальных и высших учебных заведений в систему социальной деятельности пока оставалась прежней, то есть там мог работать кто угодно.

В начале 1990-х годов в нашей стране был сделан своеобразный прорыв в области подготовки социальных работников.

13 мая 1991 г. Госкомитет РСФСР по делам науки и высшей школы принял решение коллегии «Об организации подготовки кадров специалистов по социальной работе в вузах РСФСР».

В этом же году Госкомитет СССР по народному образованию (Приказ от 7 августа 1991 г. № 376) открыл новую специальность для высших и средних специальных учебных заведений. Более чем в тридцати высших учебных заведениях страны состоялся первый набор абитуриентов по новой специальности.

Именно это время можно считать зарождением социального профессионального образования.

Выделяют четыре этапа в становлении и развитии социального образования в области социальной работы в вузе:

1 этап – 1991-1999 гг. – обоснование проблемы как целевого ориентира высшего профессионального образования и учебной дисциплины, теоретическая разработка и апробация подходов, концепций, моделей, форм и методов обучения кадров в области социальной работы в вузе, обобщение накопленного опыта по обучению кадров в области социальной работы в вузе.

В 1992 году была открыта новая специальность 03.12 – социальная работа для высших и средних специальных учреждений, началась подготовка специалистов по социальной работе на базе общего и средне-специального образования.

В 1991 году были разработаны учебные планы по 6 специальностям, а также более 100 учебных программ по различным дисциплинам.

В 1992 году вузы, занимающиеся подготовкой специалистов в области социальной работы, объединены в государственно-общественную организацию – Учебно-методическое объединение (УМО) вузов страны в области социальной работы на базе Московского государственного социального университета (ныне РГСУ). РГСУ является федеральным научным и методическим центром в области социальной работы.

В 1993/1994 учебном году подготовку кадров социальных работников осуществляли

· 6 государственных академий,

· 24 государственных университета,

· 21 институт социального и гуманитарного профиля, 4 учебных кадровых центра,

· 3 колледжа,

· 1 лицей и

· 6 техникумов.

По состоянию на начало 1998 года группа учебных заведений, занятых подготовкой и переподготовкой кадров для системы социальной защиты населения, включала уже

· 10 государственных академий,

· 62 государственных университета,

· 9 институтов социального и гуманитарного профиля,

· 1 учебный центр.

Допрофессиональная подготовка социальных работников осуществлялась на курсах, в школах и лицеях с углубленным преподаванием предметов социального профиля.

Первый выпуск специалистов в сфере социальной работы с высшим образованием состоялся в 1995 г.

Примечательно, что 2 августа того же года был принят Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», который провозглашал необходимость утверждения в российском обществе принципов человеколюбия и милосердия.

В тексте закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. давалось определение данного вида деятельности, характеризовались его принципы и формы, административное, организационное и финансовое обеспечение социальной поддержки населения.

Закон устанавливал, что эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг.

Процесс институционализации социального образования и формирования его учебно-методических основ определялся такими факторами, как

· обновление идейной парадигмы государственной политики и законодательства, регулирующего сферу социальной защиты населения;

· трансформация общественной структуры, в том числе появление новых категорий населения, нуждающихся в правовой и финансовой поддержке (беженцы и др.);

· реформирование образовательной системы.

Все это потребовало повышения уровня профессионализма сотрудников социальных служб.

В этот период развитие социального образования носило противоречивый характер: его теоретико-методическая составляющая опережала по уровню и темпам роста процесс институционализации учебных заведений соответствующего профиля и их утверждение на рынке образовательных услуг. Экономический кризис переходного периода, приведший к резкому сокращению финансирования бюджетных учреждений, в том числе органов социального обеспечения, обусловил низкую привлекательность работы в данной сфере. Соответственно, профессия социального работника значительно уступала по своей известности и престижности большинству новых специальностей, появившихся в 1990-е гг., которые активно развивались, в том числе в секторе негосударственного образования.

С другой стороны, уже в первой половине 1990-х гг. в России происходит становление научно-исследовательских и методических центров высшего социального образования, обеспечивших развитие методологии и методики подготовки социальных работников, разработку и внедрение в учебный процесс современных образовательных программ, в целом – создание фундаментальной теоретической базы социального образования.

Пионерами в данной области явились Российский государственный социальный университет (РГСУ), Алтайский государственный университет и ряд других вузов, в том числе негосударственный Институт молодежи (в настоящее время – Московский гуманитарный университет).

Специальность «Социальная работа» открыли, в том числе, некоторые вузы технологического профиля. Например, в 1997 г. данное образовательное направление начала развивать кафедра гуманитарного образования (ныне кафедра социальной работы, педагогики и психологии) в Казанском государственном технологическом университете, в 1998 г. – кафедра истории и социальной работы Томского государственного университета систем управления и радио-электроники (ТУСУР).

В 1994 г. в Москве был открыт Колледж для подготовки социальных работников (в настоящее время Колледж № 16), ставший одним из первых в стране учреждений среднего профессионального образования, специализировавшихся по данному профилю.

В 1995 году УМО при активном участии специалистов из других вузов был разработан и утвержден Министерством образования Российской Федерации государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специалистов по специальности 022100 «Социальная работа» (ГОС ВПО), который стал основополагающим документом по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации.

Стандарт определял совокупность обязательных требований, необходимых для реализации основных образовательных программ при подготовке специалистов различного уровня.

ГОС являлся основой разработки всех компонентов учебно-воспитательного процесса в вузе и его внедрение регламентировало и упорядочило деятельность вузов. Он включал большое количество учебных дисциплин, рассчитанных на пятилетний срок обучения, предусматривал большой объем практической подготовки будущего специалиста, позволял сочетать общую профессиональную подготовку со специальной в виде конкретных специализаций.

Выпускники вузов по направлению и специальности «социальная работа» получали фундаментальную социально-гуманитарную и естественнонаучную, общепрофессиональную и специальную подготовку. Не считая дисциплин регионально-вузовского компонента, элективных курсов, факультативов и дисциплин специализации, выпускники вузов в области социальной работы должны были изучить не менее 35-40 дисциплин общефедерального цикла.

В цикле общепрофессиональных дисциплин в этот блок были включены: введение в профессию; история социальной работы в России; теория социальной работы; технология социальной работы; управление социальной работой; экономические основы социальной работы; этика социальной работы; социальная работа за рубежом, антропология.

Цикл специальных дисциплин содержал как предметы собственно социальной работы, так и специальные разделы других дисциплин, изучаемых будущими социальными работниками. Так, в число специальных дисциплин (на уровне бакалавра и специалиста) были включены: организация и методика исследований в социальной работе; социальное прогнозирование и проектирование; социальная статистика; социальная работа с различными группами населения; социальная работа в различных сферах жизнедеятельности; опыт деятельности организаций, учреждений и служб социальной защиты и обслуживания населения; организация и методика педагогической деятельности.

В период 1991-2000 годов студенты обучались в основном на специалитете. Специализация выпускников учитывала профильную направленность высших учебных заведений.

Большая часть вузов готовила специалистов-организаторов, управленцев социальной работы с населением, некоторые – специалистов в службе занятости, по работе с семьей, молодежью, детьми, пожилыми людьми, в трудовых коллективах и т.д.

Ряд вузов готовил специалистов в области социальной медицины, социально-психологического консультирования, социально-правового консультирования и защиты населения, психосоциальной работы.

В этот период актуализировались исследования в области содержания фундаментальной, общепрофессиональной и специальной подготовки специалистов.

Все это свидетельствовало о том, что процесс становления социальной работы как науки и учебной дисциплины идет успешно. По существу, была создана целостная система подготовки и переподготовки специалистов для социальной сферы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: