Факторы эластичности спроса по цене

Теоретический материал для решения 8 задач по   МИКРОЭКОНОМИКЕ

1. Эластичность спроса Основные понятия

 Эластичность спроса показывает насколько изменится объем спроса на товар в ответ на для ризменение таких факторов как цена, доход потребителей, цена на другой товар. Эластичность спроса по цене показывает, насколько изменится объём спроса при изменении цены на товар. Товар может быть эластичного спроса, неэластичного или спроса единичной эластичности. Для определения типа эластичности используем два показателя:

 1. Коэффициент эластичности. 2. Общая выручка продавца.

1. Коэффициент эластичности спроса по цене (E D) показывает относительное изменение объёма спроса при относительном изменении цены. Для расчёта используем формулу:

 E D = (Q 2 - Q 1): (P 2 - Р 1) х (P 1 + P 2): (Q 1+ Q 2). Результат фиксируется в процентах

 где Р 1 - первоначальная цена на товар, Р 2 - новая цена, Q 1 - первоначальный объём спроса;  Q 2 - новый объём спроса.

Коэффициент эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится объём спроса при изменении цены на 1%. Существует три типа эластичности спроса:

 1. Если коэффициент эластичности E D < 1%, товары неэластичного спроса: объём спроса изменяется в меньшей степени чем цена.

 2. Если E D > 1%, то товары эластичного спроса: объём спроса изменяется в большей степени чем цена.

 3. Если E D = 1%, то товары спроса единичной эластичности: объём спроса изменяется так же на 1% как и цена.

Товары с эластичным спросом по цене: предметы роскоши (драгоценности, деликатесы); товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника); легкозаменяемые товары (мясо, фрукты).

Товары с неэластичным спросом по цене: предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество); товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки); труднозаменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин).

Факторы эластичности спроса по цене.

1. Наличие на рынке товаров-субститутов и комплементов. Чем больше у товара близких заменителей, тем выше его эластичность спроса и наоборот. Если какой- либо товар является менее значительным комплементом важного товара, то спрос на него обычно не эластичен.

2. Временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке.

На коротких промежутках времени спрос менее эластичен, чем на длинных интервалах.

 2. Общую выручку продавца TR рассчитываем по формуле:

. TR = P x Q,,  где P- цена на товар, Q- количество товара по этой цене.

 

  Задача 1. При повышении цены на молоко с 30 до 35 руб. за 1 литр в магазине объём спроса на него сократился с 100 до 98 л. Определите тип эластичности спроса на молоко, изменение общей выручки продавца.

 Решение: 1. Рассчитаем коэффициент эластичности спроса (ED) по цене. Р 1 = 30 руб.; Р 2 = 35 руб.; Q 1 = 100 л.; Q 2 = 98 л.

E D = (Q 2 - Q 1): (P 2 - Р 1) х (P 1 + P 2): (Q 1+ Q 2)

E D = 0,13%. что  < 1%, т.е. объём спроса сократился в меньшей степени (на 0,13%), чем выросла цена (на 1%), поэтому молоко - товар неэластичного спроса.

             2. Определим, как изменится выручка продавца при увеличении цены на молоко с 30 до 35 руб. за литр.

 а) Рассчитаем выручку при первоначальной цене 30 руб.                                                  TR 1 = P 1 x Q 1 TR 1 = 30 х 100 = 3000 руб.

б)Рассчитаем выручку продавца по новой цене 35 руб.                                                             TR 2 = P 2 x Q 2 TR 2 = 35 х 98 = 3430 руб.

в) Рассчитаем изменение выручки и сделаем вывод.                                                            TR = TR 2 TR 1 TR = = 430 руб.

 Ответ. Так как на молоко E D < 1%, то спрос неэластичен, то есть он слабо реагирует на изменение цены. При повышении цены на молоко объём спроса сократился незначительно. Поэтому выручка продавца, несмотря на повышение цены, выросла на 430 руб.

Задача 2. При повышении цены на яблоки с 65 до 90 руб. за 1 кг в магазине объём спроса на него сократился с 30 до 18 кг. Определите тип эластичности спроса на яблоки, изменение общей выручки продавца.

  Решение: 1. Рассчитаем коэффициент эластичности спроса по цене. Р 1 = 65 руб.; Р 2 = 90 руб.; Q 1 = 30 кг,; Q 2 = 18 кг.

 E D = (Q 2 - Q 1): (P 2 - Р 1) х (P 1 + P 2): (Q 1+ Q 2)

 E D = 1,55%, что  > 1%. т.е.  объём спроса сократился в большей степени (на 1,55%), чем выросла цена (на 1%), поэтому яблоки - товар эластичного спроса.

2. Определим, как изменится выручка продавца при увеличении цены на яблоки с 65 до 90 руб. за кг.

а) Рассчитаем выручку при первоначальной цене 65 руб.                                                   TR 1 = P 1 x Q 1 TR 1 = 65 х 30 = 1950 руб.

б)Рассчитаем выручку продавца по новой цене 90 руб.                                                        TR 2 = P 2 x Q 2 TR 2 = 90 х 18 = 1620 руб

. в)Рассчитаем изменение выручки и сделаем вывод.                                                                  TR = TR 2 TR 1 TR = = 330 руб.

Ответ. Так как на яблоки E D > 1%, то спрос эластичен, то есть он чутко реагирует на изменение цены. При повышении цены на молоко объём спроса сократился в большей.

Задача 3. При повышении цены на зонты с 500 до 1000 руб. за 1 зонт в магазине объём спроса на них сократился с 80 до 40 шт. Определите тип эластичности спроса, изменение общей выручки продавца.

 Решение: 1. Рассчитаем коэффициент эластичности спроса по цене.                            Р 1 = 500 руб., Р 2 = 1000 руб.  Q 1 = 80 шт., Q 2 = 40 шт.

E D = (Q 2 - Q 1): (P 2 - Р 1) х (P 1 + P 2): (Q 1+ Q 2)

ED = 1%, т.е. объем спроса на зонты увеличился на 1% и  цена выросла на 1%, поэтому зонт - товар спроса единичной эластичности.

 2. Определим, как изменится выручка продавца.

а) Рассчитаем выручку при первоначальной цене 500 руб.                                                         TR 1 = P 1 x Q 1; TR 1 = 500 х 80 =40000 руб.

 б) Рассчитаем выручку продавца по новой цене 1000 руб.                                                       TR 2 = P 2 x Q 2; TR 2 = 1000 х 40= 40000 руб.

в) Рассчитаем изменение выручки и сделаем вывод.                                                          TR = TR 2 - TR 1 = 40000-40000=0; TR = 0 руб.

Ответ. Так как на зонт коэффициент ценовой эластичности  E D = 1%, то имеет место  спрос единичной эластичности, то есть объём спроса, изменяется в той же степени, что и цена. Поэтому выручка продавца не изменилась после изменения цены.

Задача 4. Рассмотрите рисунок. Определите коэффициент ценовой эластичности на отрезке АВ кривой спроса d1. О каком товаре идет речь? (Дуговая эластичность)

Решение

Рассчитаем коэффициент эластичности спроса по цене для

.Р 1 = 20руб.; Р 2 = 15шт.; Q 1 = 2,5шт.; Q 2 = 4шт.

E D = (Q 2 - Q 1): (P 2 - Р 1) х (P 1 + P 2): (Q 1+ Q 2)

 E D= 1,6% что  > 1%. т.е.  объём спроса сократился в большей степени (на 1,6%), чем выросла цена (на 1%), поэтому  товар эластичного спроса.

 2. Эластичность предложения

Основные понятия Эластичность предложения, способность предложения или его величины изменяться в результате изменения рыночных цен.

В зависимости от уровня коэффициента эластичности предложения различают следующие типы эластичности.

1. Если Еd >1, то предложение эластичное, оно чутко реагирует на изменение ценовой ситуации, даже незначительное изменение цены приводит к значительному изменению объемов продаж; при падении цены объем продаж значительно уменьшается, а при увеличении цены объем продаж увеличивается.

 2. Если Еd < 1, то предложение неэластично, оно слабо реагирует на изменение ценовой ситуации, даже значительное изменение цены не приводит к существенным изменениям объемов продаж. Производитель не может извлекать выгоду из благоприятной рыночной ситуации, а в случае снижения цены несет убытки.

3. Если Еd = 1, то предложение единичной эластичности, изменения предложения и цены происходят в одинаковой пропорции, доход и прибыль производителя остаются прежними.

 Коэффициент эластичности предложения по цене (E S) показывает относительное изменение объёма предложения при относительном изменении цены. Формула расчёта аналогична формуле расчёта E D.

E S = (Q 2 -Q 1): (P 2 - P 1) х (P 1 + P 2): ( Q 1 + Q 2)

Эластичность предложения зависит от многих факторов:

 1. Возможности длительного хранения и стоимости хранения. Товар, который не может храниться длительное время или его хранение стоит дорого, имеет низкую эластичность предложения.

2. Специфики производственного процесса. В том случае, когда производитель товара может или увеличить его выпуск при росте цены, или выпускать другой товар при снижении цены, предложение данного товара будет эластичным.

 3. Фактора времени. Производитель не может быстро реагировать на изменение цены, поскольку необходимо известное время на найм дополнительных работников, покупку средств производства (когда требуется увеличить выпуск), или сократить часть работников, произвести расчеты с банковским кредитом (когда требуется уменьшить выпуск). В коротком периоде предложение может быть увеличено на рост спроса (цены) лишь путем более интенсивного использования имеющихся производственных мощностей. Однако подобная интенсивность может увеличить рыночное предложение только на сравнительно небольшую величину. Следовательно, в коротком периоде предложение малоэластично по цене. В долгом периоде предприниматели могут увеличить свои производственные мощности посредством расширения существующих возможностей и строительства фирмами новых предприятий. Таким образом, в долгом периоде эластичность предложения по цене достаточно существенна.

 4. Цены других благ, в том числе ресурсов. В данном случае речь идет о перекрестной эластичности предложения.

 5. Степени достигнутого применения ресурсов: трудовых, материальных, природных.

Задача 5. При повышении цены на йогурты с 15 до 25 руб. за 1 шт. в магазине объём предложения на них увеличился с 100 до 110 шт. Определите тип эластичности предложения, изменение общей выручки продавца.

Решение: 1. Рассчитаем коэффициент эластичности предложения по цене. Р 1 = 15 руб.; Р 2 = 25 руб.; Q 1 = 100 шт.; Q 2 = 110 шт.

E S = (Q 2 -Q 1): (P 2 - P 1) х (P 1 + P 2): ( Q 1 + Q 2)

 E S = 0,19%. что < 1%, т.е.  объём предложения увеличился в меньшей степени (на 0,19%), чем выросла цена (на 1%), поэтому йогурт - товар неэластичного предложения.

 2. Определим, как изменится выручка продавца при увеличении цены на йогурт с 15 до 25 руб. за 1 шт.

а) Рассчитаем выручку при первоначальной цене 15 руб.                             

 TR 1 = P 1 x Q 1;  TR 1 = 15 х 100 = 1500 руб.

б) Рассчитаем выручку продавца по новой цене 25 руб.                                                      TR 2 = P 2 x Q 2; TR 2 = 25 х 110 = 2750 руб.

в) Рассчитаем изменение выручки и сделаем вывод.                                                        TR = TR 2 - TR 1; TR =2750 -1500 = 1250 руб.

 Ответ. Так как на йогурт E S < 1%, то предложение неэластично, то есть оно слабо реагирует на изменение цены. Выручка продавца выросла на 1250 руб.

  Задача 6.  При понижении цены на рубашки с 500 до 450 руб. за 1 шт. в магазине объём предложения на них сократился с 70 до 50 шт. Определите тип эластичности предложения, изменение общей выручки продавца.

Решение: 1. Рассчитаем коэффициент эластичности предложения по цене.                  Р 1 = 500 руб., Р 2 = 450 руб. Q 1 = 70 шт., Q 2 = 50 шт.

 E S = (Q 2 -Q 1): (P 2 - P 1) х (P 1 + P 2): ( Q 1 + Q 2)

 E S = 3,17%, что > 1%, т.е.  объём предложения сократился в большей степени (на 3,17%), чем снизилась цена (на 1%), поэтому рубашки - товар эластичного предложения.

 2. Определим, как изменится выручка продавца при уменьшении цены на рубашки с 500 до 450 руб. за 1 шт.

а) Рассчитаем выручку при первоначальной цене 500 руб.                                                  TR 1 = P 1 x Q 1;  TR 1 = 500 х 70 =35000 руб.

б) Рассчитаем выручку продавца по новой цене 450 руб.                                                 TR 2 = P 2 x Q 2;  TR 2 = 450 х 50 = 22500руб.

в) Рассчитаем изменение выручки и сделаем вывод. TR = TR 2 - TR 1;                             TR = 35000 - 22500 руб.= 12500 руб.

Ответ. Так как на рубашку E D > 1%, то предложение эластично, то есть оно чутко реагирует на изменение цены. Выручка продавца сократилась значительно на 12500 руб. Производителю не выгодно снижать цены на товары эластичного спроса из-за сокращения выручки.

Задача 7.   При первоначальной цене P1=10долл. продавалось Q 1=120 единиц товара, а после снижения цены до P2 = 7долл. стало производиться Q2 = 180 единиц товара. Определить ценовую эластичность спроса E D?

Решение   Е D=(Q2 - Q1): (Р2 - Р1) х (Р1 + Р2): (Q1 + Q2);

             Е D=(180 - 120): (7 - 10) х (10 +7): (120 + 180)= - 1,13%,  что  > 1%, т.е. объём спроса сократился в большей степени (на 1,13%), чем выросла цена (на 1%), поэтому  товар - эластичного спроса.

Ответ. В данном примере спрос по цене на товар эластичен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: